Детские «вызывания»— «вызывания духов» детьми, часть детского фольклора, представляющие собой нечто среднее между детской магией, ядро которой они составляют, и игрой. В отличие от остальной детской магии, в данном случае предполагается непосредственный контакт с потусторонним миром.«Вызывания» проводятся с целью получения каких-либо благ или для развлечения. Ими занимаются как городские так и сельские дети в возрасте 8—12 лет, чаще девочки, обычно в компаниях, но иногда и в одиночку.

Вызывания» были известны в советской детской культуре минимум с 1940-х годов («вызывания» Пушкина и Чёрных рук. Широко распространились они в конце 1960-х — начале 1970-х годов. В XXI веке фиксируется постепенное исчезновение традиции «вызываний», как и многих других элементов детской субкультуры, на которые у детей больше не остаётся времени.

Среди вызываемых существ соседствуют персонажи, имеющие реальных прототипов, персонажи народной демонологии и сказочных художественных произведений и непосредственно созданные детской фантазией — это является признаком сохранения мифологического мышления у ребёнка. У русскоязычных детей среди персонажей упоминаются Пиковая дама, чёрт(ик), Матный гном или Матерщинный король, покойник, гномики (например, Шоколадный или Мармеладный, домовой, Золушка, Русалочка, Красная Шапочка, Карлсон, Дуремар, Арлекин, Белоснежка, фея, Баба Яга, Золотая рыбка, Сладкоежка, Жвачная корова, Белая карета, Чёрные руки, Бабка-Матка, лунные и стеклянные человечки, ёжик, ангел, чёрный и белый драконы а также духи.


О «вызываниях» узнают от старших детей или от сверстников. Этот вид фольклора приходит у взрослеющих детей на смену «страшилкам», в то же время, когда первые сменяются пародиями на себя. «Вызывания», как и «страшилки» предполагают веру в соседство видимого мира с невидимым, населённым сверхъестественными существами.Впрочем, вера эта относительна, дети «как бы верят и не верят» одновременно.В отличие от «страшилок», «вызывания» предполагают управляемый, а не стихийный, контакт с потусторонним; сверхъестественная сила оказывается объектом, подчинённым магии ребёнка.Кроме того, в «вызываниях» слово и действие неотделимы друг от друга.[

Тексты о «вызываниях» представлены такими, с точки зрения фольклористики, разными жанрами как инструкции по их проведению и мифологизированные рассказы о них, обычно о том, что произошло при нарушении ритуала. Последние могут идти как вместе с инструкциями, тесно переплетаясь с ними, так и отдельно от них, наряду со «страшилками», которыми они, по сути, и являются. Можно также отметить, что данные тексты могут передаваться как детьми участвовавшими в «вызываниях», так и не участвовавшими

Местом проведения «вызываний» являются такие «страшные места»как тёмный тамбур, тёмный подъезд, туалет, тёмный коридор (в доме гостиничного типа), тёмная комната, особенно в детских лагеряхэ., шкаф; в сельской местности дети собираются на кладбищах и в заброшенных домах. Ребёнок идёт туда сознательно для переживания мистического опыта, «экзистенциального ужаса». Если вызывание проводится в одиночку, то обычно в постели под одеялом. В качестве оптимального времени вызывания указывается «опасное», пограничное время суток: поздний вечер, полночь, реже — полдень.

Дети могут испытывать страх перед «вызываниями» или во время ритуала. Во многом этому способствует особая атмосфера мистичности и всеобщего напряжения, создаваемая во время «вызывания», во многом напоминающая гипнотический сеанс и способная вызвать зрительные галлюцинации В более младшем возрасте страх часто приводит к срыву и прерыванию процесса.[Иногда ритуал заканчиваются каким-то внезапным событием, приводящим к всеобщему испугу и даже крику, например, блюдечко вылетает из круга, появляется таинственный свет, отблеск в зеркале, скрип двери, чей-то вскрик. Общий страх, по сути, и является главным доказательством реальности происходящего.

Целью «вызываний» может быть получение ответов на различные вопросы о собственном будущем (о замужестве, детях, поступлении на учёбу и др.).Интересен случай, когда бабушка попросила детей узнать у вызываемого Цоя, сколько ей осталось жить.Хотя часто, цель вызывания становится вторичной самому процессу, а задаваемые вопросы выглядят наивно, например, какой Пушкин любит стих или как он справил свой день рождения. Вообще же, главной функцией «вызываний» является подтверждение существования окутанного тайной сверхъестественного, вызывающего большой интерес у детей, ощущение страхаи удовольствия от его преодоления, пограничного состояния, испытание силы воли и быстроты реакции, иногда удовольствие от возможности «контролировать» некую неведомую силу.

Матерщинного гномика вызывают с целью послушать «его» ругательства, тем самым приобщившись к запретной, но привлекательной области мира взрослых

 

Подпишитесь на наш
Блоги

Пиковая дама, матный гномик и другие

23:18, 24 мая 2020

Автор: ontheheath

Комменты 58

L

А у нас назывался не гномик, а бабка -матерщинница, а ещё был червовый король, который должен был принести таз жевательной резинки:)))))И Золушка, которая должна была потерять башмачок и потом за ним вернуться:))))Этот пик у нас был в 1993-1997)) Забавный случай был с Бабкой матерщинницей: Мы вызывали ее в подъезде. А у нас как раз там такая бабуля жила, разговаривая исключительно а русском матерном. И в один прекрасной момент, когда мы ждали бабку-матерщинницу, услышали отборный мат, обращённый нам)))) Таких визгов наш дом ещё не слышал;))))

Аватар

Пушкина вызывали в лагере (классе в 5 или 6 была по возрасту), но больше ржали и визжали, по-моему) Один раз принимала участие в спиритическом сеансе с блюдцем и доской Уиджи (или как эта штука называется с буквами и вариантами ответа да/нет), (есть одна знакомая, дальняя родственница, типа экстрасенс) Я скептически отношусь к таким вещам обычно, хз, как вот это вот все там можно было объяснить, но было не по себе потом. Больше я на такое не согласилась бы) даже с учетом, что слава Ктулху, "сбылось" из тех ответов духа только процентов 50, но больше и не хочется ничего знать. Это как НЛП, даже если неправда, в бошке заседает прочно.

Аватар

Так как гномика вызывать было страшно, мы выбрали "безопасный" на наш взгляд вариант. Мы вызывали... та-дааам! - Кобылицу Любви. Было нам где-то по восемь лет. Сами понимаете, когда тебе восемь, без Кобылицы ну никуда...

Аватар

Когда-то читала книгу "Несвятые святые" духовника ВВП Шевкунова. Там повествование начинается с описания мистического опыта - вызывали дух Гоголя. И Гоголь там стенает, просит о помощи... И когда ему обещают помощь, он просит компанию выпить яду, чтобы они оказались там, где и он. Я когда читала, испугалась очень. С тех пор не думала даже пробовать. Автор, спасибо за проделанную работу. Не грустите, что не оценили по достоинству. Я сама медлила зайти, очень уж дама на превью устрашающая.

Аватар

У нас было вызывание с какими-то палочками и бумажками, убей не вспомню, кого вызывали. Мы (человек 5) были уже взрослыми 16-летними дурындами, но до сих пор помню, как друг друга накрутили до смертного страху!

Подождите...