статья не моя,  но история насколько героическая,  что не могу не поделиться. Источник: канал История Онлайн на zen.yandex

После завоевания Смоленской области в октябре 1941 года, немецкие оккупанты установили там «Новый порядок». По циничному плану руководства Германского Рейха, местное население на этой территории должно было быть сокращено, а оставшаяся часть германизирована. Всех, кого можно было использовать, немцы принуждали к непосильному труду. В сельской местности появились помещики, во владение которых передавалась вся колхозная земля с проживающим там населением. Для крестьян был установлен непосильный труд, от которого они массово умирали. Те, кто не собирался подчиняться нацистам, просто уничтожались. Так же немцами ликвидировались все культурные сооружения и заводы, которые нельзя было бы использовать для военных нужд.

Одной из программ немецкого руководства был вывоз здорового трудового населения в Европу, для работы на предприятиях Третьего Рейха и в качестве прислуги для господ. Для этого, немцы старались массово вывозить молодых крепких людей и подростков.

Чтобы спасти от немецкой политики хотя бы детей, партизанами несколько раз предпринимались попытки по выводу их мелкими группами через линию фронта, но этого было мало, и требовалась масштабная операция, которую и провели в июле 1942 года.

Инициатором этого похода был Никифор Захарович Коляда, который ещё в июле 1941-го был направлен в Смоленскую область для организации партизанской борьбы. Его все знали под псевдонимом «Батя». На смоленской земле в тылу врага, он создал несколько отрядов, которые в мае 1942 года освободили от немцев 230 населённых пунктов.

Выводить детей из оккупации поручили 23 летней Вольской Матрёне Исаевне, которая до войны работала учительницей в начальной школе в деревне Басино Духовщинского района. Матрёна Исаевна в ноябре 1941 года ушла в партизаны, где она была разведчицей. В 1942 году она участвовала в боевых действиях и была награждена орденом Боевого Красного Знамени.

По первоначальному плану партизаны хотели перевести через линию фронта и вывезти за Урал около 1000 детей. Они обследовали вероятные пути проходов через линию фронта, составили карты заминированных участков и обратились за помощью к регулярной армии. Детей решили выводить на станцию Торопец, которую отбили у немцев в январе 1941 года. Саму же эту операцию держали в строжайшей тайне.

Со всей смоленской земли скрытно стали собирать детей и переправлять их в деревню Елисеевичи, которая находилась под контролем партизан, и где размещался Духовщинский райком партии. Партизаны собрали около 2000 детей. Некоторых из них приводили родственники, многие были сиротами, а кого-то даже удалось отбить у немцев. 23 июля колонна детей под руководством Вольской Матрёны двинулась в путь.

Идти предстояло чуть более 200 километров по лесистой и болотистой местности, постоянно маневрируя и меняя маршруты. Вольской помогали в этом походе медсестра Екатерина Ивановна Громова и учительница Варвара Сергеевна Полякова, так же подростки, которые были постарше, следили за малышами. По дороге к колонне дополнительно присоединялись группы детей из сожжённых деревень и сёл, и к станции Торопец женщины вывели уже 3240 ребятишек.

Дорога была трудной. Матрёне Исаевне тяжело было справляться с таким количеством детей, но она делала всё возможное. Плюс ко всему, она в этот момент была беременна. Еда, которую взяли с собой дети, скоро закончилась: им приходилось питаться ягодами, заячьей капустой, подорожником и одуванчиками. Колонна двигалась медленно: обессиленным детям тяжело было идти, они еле передвигали ноги и постоянно спотыкались и падали. Во время похода, колонна растягивалась на несколько километров.

Но больше всего дети страдали от жажды: все колодцы в деревнях были отравлены немцами, а в водоёмах плавали трупы, и брать из них воду тоже было нельзя. Вольская, каждый день, оставляя детей на привале, уходила в разведку на 10 – 15 километров вперёд, и только после того, как убеждалась в безопасности пути, возвращалась и поднимала детей.

Линию фронта они пересекали через болота в районе деревни Слобода. В болоте должна была быть лежнёвка, но её обнаружили и разбомбили немцы, по этому детям пришлось идти через топи. В этом им помогли два местных проводника.

За всё время пути, дети несколько раз были близки к смерти. 25 июля в 5 часов утра, колонна пришла в деревню Жируны. Как раз в этот момент немцы, которые находились на расстоянии в 15 километров, начали обстрел деревни из артиллерии. Уставшие дети в последний момент успели убежать в лес и по счастливой случайности никого не убило.

27 июля дети опять попали под обстрел у деревни Ильино. Там их должны были накормить и дать возможность передохнуть, но когда колонна подошла к деревне, они увидели зарево пожарища и взрывы. Деревню бомбили. Несколько бомб упало на дорогу, прямо перед колонной. Детям снова пришлось спасаться бегством и прятаться в лесу. Из-за того, что колонна растянулась на несколько километров, задние отряды не сразу поняли, в чём дело. Вольской пришлось бежать назад и сворачивать детей в лес. После этого, опять пришлось менять дорогу.

28 июля дети, измученные жаждой, вышли к реке Западная Двина. Взрослым, как они не старались, не удалось остановить детей, которые бросились к воде. Бегущие по полю дети, были хорошо видны издалека, и как раз в этот момент появились три немецких самолёта. Они открыли огонь из пулемётов по бегущим детям, и ранили одну девочку. Но большой трагедии, которая могла бы случиться, опять не произошло. Дети снова укрылись в лесу, а самолёты, сделав ещё один круг, улетели на запад.

29 июля навстречу колонне выехали 4 полуторки, которые были посланы красной армией для помощи детям. 200 самых слабых из них отправили на машинах на станцию. Остальные же добирались ещё три дня и 2 августа измученные и обессиленные дети пришли на станцию Торопец. Весь их путь занял 10 дней.

Но приключения на этом не закончились. В ночь с 4 на 5 августа за детьми пришёл состав. Их погрузили в вагоны, на крышах которых были нарисованы эмблемы красного креста, и большими буквами написано слово «Дети». Но немцев это не останавливало, два раза они пытались разбомбить этот эшелон, и оба раза нацистских стервятников отгоняли от поезда наши лётчики, которые прикрывали отход детей.

Была ещё и другая проблема. Дети быстро слабели: их вымотала дорога и еды в только, что освобождённой местности почти не было. Их накормили всего несколько раз за 6 дней пути. 15 самых обессиленных ребятишек пришлось оставить в Ярославле, и, понимая, что детей до Урала живыми не довезти, Матрёна Исаевна, разослала телеграммы в разные города с просьбой принять детей. Это смогли сделать только в Горьком.

14 августа ранним утром администрация города Горького вместе с врачами и волонтёрами встречали ценный состав на станции. «Дети имеют ужасный вид, совершенно не имеют одежды и обуви, — было записано в акте приёмки. — Приняли от Вольской 3225 детей».

Их всех распределили по школам города. Кто-то после войны вернулся на родину, а кто-то так и остался жить в Горьком и его окрестностях. После войны, к Матрёне Исаевне приехал её муж, который так же партизанил в отряде «Бати». Они до конца жизни жили в селе Смольки в Городецком районе, где Матрёна Вольская работала в средней школе. С теми, кого она вывела из смоленских лесов, она встретилась только в 1977 году.

Подпишитесь на наш
Блоги

Операция Дети

17:24, 3 декабря 2019

Автор: MarusyaN

Комменты 55

S

сейчас поняла, что я никогда не интересовалась, зачем фашисты собирали маленьких детей? как работники они не годятся. Узнала. У них была программа «Umsiedlung» - «Переселение». Отбирали маленьких детей у народов европейской внешности и отправляли на воспитание в Германию. С целью вырастить из них убежденных нацистов. Как турки янычар выращивали.

Аватар

«Пытались разбомбить эшелон с детьми» Твари.

O

до слез!

Аватар

До слез, до мурашек, спасибо сейчас пост!

S

невероятно!!! вчера кажется была статья о воевавших советских лётчицах и я вспомнила бабушку. Она именно в этой операции участвовала! Это было единственное, что она рассказывала о войне. Эти дети уже взрослыми нас навещали.

Подождите...