Заблудилась дорога за речкой,

Затерялась в лесной стороне.

До свиданья, железная печка,

Согревавшая детство во сне.

Заблудилась дорога за речкой, Затерялась в лесной стороне. До свиданья, железная печка, Согревавшая детство во сне. Несмотря на то, что изба существовала уже в IX веке, ее нельзя считать примитивной постройкой. [1, с.87] Русские крестьянские дома строили из дерева, они были просторными, с низкими потолками. Параллельные и перпендикулярные линии в застройке делали их, по словам И. Футуана, скорее современными, нежели примитивными. [2, с.66] Такой подход отвечает известному определению Роберта Редфилда, рассматривавшего "крестьянский мир" как переходную стадию от примитивной общности к современному городу. [3, с.26]

Крестьянский дом постоянно менялся в период с 1880 до 1930 год. Но несмотря на все эти перемены, он разительно отличался от современного многоквартирного дома. Обычаи и традиции играли первостепенную роль в сооружении домов. Безотносительно того, кто строил избу, крестьянин всегда точно знал, какой она должна быть. Русские крестьяне строили дома в основном из дерева, которое они "добывали" в окружающих лесах. К 1900 году представление крестьянина о хорошем доме включало в себя не только избу. Почти повсеместно стали пристраиваться неотапливаемые сени. Источником тепла была традиционная русская печь. [4, с.9] В избе старожилы устанавливали одну печь, предназначенную и для обогрева, и для приготовления пищи, — хлебную, которую располагали в углу избы, слева или справа от входа.

Это не исключало установки дополнительных печей, но их использовали только для обогрева. Устье («чело», «цело», «са/я/ло») хлебной печи было обращено к стене противоположной входу и освещалось боковым окном. Печь стояла почти вплотную к боковой стене. Между ними оставалось 20–30 см, где хранили кухонную утварь — ухваты, клюку (кочергу), помело (веник из сосновых лап) и т.п. Между печью и торцевой стеной, над входом, устраивались деревянные полати. Подобную планировку можно отнести к северо-среднерусской. В крестовых домах и пятистенках с прирубом печь располагалась так, чтобы можно было отапливать либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делали печь с подтопком или камельком. Изба старожилов делилась на различные части, имевшие свои названия и семантическую нагруженность, связанную с назначением и стоявшим там оборудованием.

Значимость пространства избы возрастала от входа к противоположной стене, где находился «передний угол» с иконами и столом. Самым малопочетным местом была часть избы около входа, располагавшееся между койкой и печью, — «под порог». Пространство между печью и стеной, где располагался «передний угол», старожилы называли «куть». Оно традиционно принадлежало женщине и предназначалось, в основном, для приготовления пищи и шитья. Там стоял «ящик» с вещами хозяйки — сундук с приданым, взятым из дома родителей.

Возле печи был вход в подполье — «голбец». К печи со стороны входной двери примыкала небольшая лавочка, называвшаяся «голбчик» [4, с.13]. Многих людей все больше привлекают традиционные ценности, и желание обустроить жилье в соответствии с последними модными тенденциями уступает обращению к истокам. Стиль исконно русской избы напоминает деревенский стиль в интерьере и экостиль сразу. Он начинается, естественно, с дерева – этот материал заполняет практически все помещение. Исторически верный вариант – бревенчатые срубы, также дополняются отделкой досками с эффектом состаренности, на стенах, полу и потолке. Пластиковые окна заменяются на деревянные рамы, желательно с распашными ставнями. Полы могут быть устланы домоткаными коврами или дорожками. Потолок, сделанный из тонких бревнышек или полубревен, появился в русских избах только в XVIII веке. До этого же пространство внутреннего помещения избы уходило под самую крышу. При топке печей «по- черному» потолок просто не был нужен, так как дым только скапливаться бы под ним.

Потолки начали делать только при топке избы «по-белому» (через трубу в печи), при этом покрытие потолка укладывалось на толстые балки. Стиль интерьера Русская изба предполагает использование на потолке элементов яркой росписи в виде растительных орнаментов. Особое место в современном интерьере загородных домов и даже квартир занимает русская печь. Она становится центральным элементом зонирующим пространство, а так же привносит в интерьер смысловое и духовное наполнение. Функционально она так же совмещает в себе печь, лежанки, камин и декоративность.

Все элементы русской избы могут оставаться в своем исконном варианте либо трансформироваться, дополняться новыми материалами, текстурами и даже смыслом. Этно стиль в интерьере хорош тем, что кардинально переделывать пространство своего дома не обязательно. Можно обойтись подборкой натуральных материалов и определенных форм, присущих национальному стилю, использовать фольклорные мотивы в декоре.

Литература:

1. Е.Е. Блумквист. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения)/ Восточнославянский этнографический сборник. Труды института им. Миклухо-Маклая, новая серия, том 31.М.,1956,с.82.

2. И.В.Маковецкий. Архитектура русского жилища. М.: Изд-во Академии наук СССР,1962,с.66.

3. Сельское жилище/под ред. А.Н. Сысина,М.,1928,с 26.

4. У.К. Брумфильд и Блер Рубл. Жилище в России: век XX Архитектура и социальная история. М. 2002, с.9.

ЖУРНАЛ: SCIENCE TIME 2015. № 5 (17). С. 483-485.

Автор: Удалова Надежда Николаевна член Союза дизайнеров России

Всем добра, бобра и уютных изб 

Подпишитесь на наш
Блоги

Образ русской избы в современном интерьере

22:06, 13 мая 2016

Автор: aloia

Комменты 19

Аватар

А я уж подумала, что та самая "изба")))

J

Что-то картинки образ русской избы не особо отражают. Я зашла - думала, идейки для ремонта тиснуть...

Подождите...