Некоторые произведения искусства хранят свои загадки веками, другие, появившиеся совсем недавно, уже приобрели недобрую славу и статус картин-загадок.

1. "Джоконда" 

Первое, что приходит на ум, когда заходит речь о загадочных картинах, либо о картинах-загадках - это "Джоконда", написанная Леонардо да Винчи в 1503-1505 годах. Грюйе писал, что эта картина может свести с ума любого, кто, насмотревшись вдоволь на нее, начнет вести о ней разговоры. "Загадок" в этой работе да Винчи находят множество. Искусствоведы пишут диссертации по наклону руки Мона Лизы, медицинские специалисты ставят диагнозы (от такого, что у Джоконды нет передних зубов до такого, что Мона Лиза - мужчина). Есть даже версия, что Джоконда - это автопортрет художника. Кстати, особую популярность картина приобрела только в 1911 году, когда была украдена итальянцем Винченцо Перуджио. Нашли его по отпечатку пальца. Так "Мона Лиза" ещё и стала первым успехом дактилоскопии, и огромным успехом маркетинга рынка искусств.
Когда человек смотрит в ее глаза, ему видится мягкая улыбка на губах Джоконды, однако когда он переводит взгляд на рот, улыбка исчезает. Флориан Хатцлер, эксперт по психологии Центра нейрокогнитивных исследований, сказал, что для достижения подобного эффекта Леонардо да Винчи использовал особую технику письма. При прямом взгляде мягкие слои штриховки вокруг рта придают лицу нейтральное отношение, однако боковое зрение заставляет штриховку выглядеть более глубокой, что производит впечатление легкой улыбки.

2. "Черный Квадрат"

Всем известно, что "Черный квадрат" на самом деле не черный, и не квадрат. Это действительно не квадрат. В каталоге к выставке он был заявлен Малевичем как "четырехугольник". И действительно не черный. Художник не использовал черную краску. Меньше известно, что Малевич считал "Черный квадрат" своим лучшим произведением. Когда художника хоронили, "Черный квадрат" (1923) стоял в изголовье гроба, тело Малевича было накрыто белым холстом с нашитым квадратом, черный квадрат был нарисован и на крышке гроба. Даже на поезде и кузове грузовика были изображены черные квадраты.

3. "Крик"

С картиной "Крик" загадочно не то, что она якобы тяжело влияет на людей, заставляя их чуть ли не совершать самоубийство, а то, что эта картина - по сути, реализм для Эдварда Мунка, который в пору написания этого шедевра страдал от маниакально-депрессивного психоза. Он даже вспоминал, как именно он увидел то, что написал. "Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу".

4. "Герника"


Пикассо написал "Гернику" в 1937 году. Картина посвящена бомбардировке города Герника. Говорят, когда Пикассо в 1940 году вызвали в гестапо и спросили про "Гернику": "Это сделали вы?", художник ответил:"Нет, это сделали вы". Огромную фреску Пикассо писал не дольше месяца, работая по 10-12 часов в сутки. "Герника" считается отражением всего ужаса фашизма, бесчеловечной жестокости. Те, кто видел картину своими глазами, утверждают, что она порождает тревогу, а иногда и панику.

5. "Иван Грозный и сын его Иван"

Все мы знаем картину "Иван Грозный и сын его Иван", называя её обычно "Иван грозный убивает своего сына". Между тем, убийство Иваном Васильевичем своего наследника, весьма спорный факт. Так, в 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля была вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына. Исследования позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен. Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму. Интересно, что тот же яд был найден и в костях Ивана Васильевича. Ученые заключили, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей. Иван Грозный не убивал своего сына. Именно такой версии придерживался, например, обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев. Увидев на выставке знаменитую картину Репина, он был возмущен и писал императору Александру III: "Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент... чисто фантастический". Версия же об убийстве была основана на рассказах папского легата Антонио Поссевино, которого сложно назвать незаинтересованным лицом. На картину однажды было совершено настоящее покушение. 16 января 1913 года двадцатидевятилетний иконописец-старообрядец Абрам Балашов нанес ей три удара ножом, после чего лица изображенных на картине Иванов Илье Репину пришлось писать фактически заново. После происшествия, тогдашний хранитель Третьяковской галереи Хруслов, узнав о вандализме, бросился под поезд.

6. "Руки противятся ему"

Картина Билла Стоунхема, написанная им в 1972 году, прославилась, скажем прямо, не самой доброй славой. Согласно информации на E-bay, картина через некоторое время после покупки была найдена на свалке. В первую же ночь, как картина оказалась в доме нашедшей её семьи, дочь прибежала к родителям в слезах, жалуясь, что "дети на картине дерутся". С того времени за картиной очень нехорошая репутация. Купившему её в 2000 году Киму Смиту постоянно приходят гневные письма с требованием сжечь картину. Также в газетах писали, что в холмах Калифорнии иногда появляются призраки, как две капли воды похожие на детей с картины Стоунхема.

Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь — представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла — проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности. 

7. "Портрет Лопухиной"

Наконец, "нехорошая картина" russian edition - портрет Лопухиной, написанный Владимиром Боровиковским в 1797 году, через некоторое время стал иметь дурную славу. На портрете была изображена Мария Лопухина, которая скончалась вскоре после написания портрета. Люди стали говорить, что картина "отбирает молодость" и даже "сводит в могилу". Достоверно неизвестно, кто пустил такой слух, но после того, как Павел Третьяков "бесстрашно" приобрел портрет для своей галереи, разговоры о "загадке картины" поутихли.

8. "Старый рыбак"

В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари пишет картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.

Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).

8. Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1500-1510.

Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала «песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет». 
9. "Великий мастурбатор", Сальвадор Дали

В картине со странным и наглым даже для нашего времени названием на самом деле нет никакого вызова обществу. Художник фактически изобразил свое подсознание, исповедался перед зрителем.

На полотне изображена его супруга Гала, которую он страстно любил; саранча, которую он панически боялся; фрагмент мужчины с порезанными коленями, муравьи и прочие символы страсти, страха и отвращения.

Истоки этой картины (но в первую очередь истоки его странного отвращения и одновременно тяги к сексу) лежат в том, что в детстве Сальвадор Дали просмотрел книгу о венерических болезнях, случайно оставленную его отцом.

9. "Утро в сосновом лесу", Иван Шишкин

Шедевр, знакомый каждому советскому ребенку по умопомрачительно вкусным и дефицитным конфетам, принадлежит перу не только Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к «помощи друга», а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.

Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

10. "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?", Поль Гоген

По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии.

Три женщины с ребенком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица... представляет бесполезность слов».

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством: «Я верю, что это полотно превосходит все мои предыдущие и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Он прожил еще пять лет, так и получилось.

11. "Семья", Эгон Шиле

Шиле был учеником Климта, но, как и всякий отличный ученик, он не копировал своего учителя, а искал новое. Шиле куда более трагичный, странный и пугающий, нежели Густав Климт. В его работах много того, что можно было бы назвать порнографией, разнообразных перверсий, натурализма и при этом щемящего отчаяния.

«Семья» — его последняя работа, в которой отчаяние доведено до абсолюта, несмотря на то что это наименее странно выглядящая его картина. Художник нарисовал ее перед самой смертью, в 28 лет, после того как от испанки умерла его беременная жена Эдит. На полотне изображен сам автор, его жена и их так и не рожденный ребенок.

12. "Мужчина и женщина перед кучей экскрементов", Жоан Миро

Хорошее название. И кто бы мог подумать, что эта работа говорит нам об ужасах гражданских войн.

Картина была сделана на листе меди за неделю между 15 и 22 октября 1935 года. По словам Миро, это результат попытки изобразить трагедию Гражданской войны в Испании, картина о периоде беспокойства. На полотне изображены фигуры мужчины и женщины, тянущиеся друг к другу в объятия, но при этом не движущиеся. Увеличенные половые органы и зловещие цвета были описаны автором как «полные отвращения и гадливой сексуальности».

Спасибо за внимание!

Подпишитесь на наш
Блоги

Самые загадочные произведения искусства.

19:00, 20 июня 2015

Автор: Frau_Pompadur

Комменты 31

Аватар

Спасибо, очень интересно. Особенно впечатлил Шиле

N

Спасибо! В избранное забрала Помню, как " Старый рыбак " мозг мне часа два ломал, так что то я впечатлилась, узнав смысл этой картины

Аватар

Спасибо за пост.

M

Вообще, не поняла, по какой системе произведен отбор. Если по сложности восприятия и расшифровки, то таких намного, намного больше. Дали. - весь, а не только эта картина . Если по какким - то мистическим причинам, то, уверена, что есть случаи пострашнее, чем с Лопухиной , если по страху , нагоняемому такими произведениями, как герника , то их тоже наберется немало. А какая загадка в мишках? Кто знает, что там писали анималист и пейзажист- нормально, кто не знает- нормально, никакой загадки там для него нет: мишки в сосновом лесу : )) что вижу , то воспеваю. В общем, не поняла я загадочности некоторых , представленных произведений.

Аватар

Картина под #6 и правда какая-то жуткая, бррр

Подождите...