Счастливого владельца и страстную поклонницу породы сибирский хаски в моем лице оченно огорчают случаи, когда хаски путают с лайками, а также засилье метисов, которых под видом чистокровных собак недобросовестные заводчики продают по дешевке незадачливым владельцам. Поэтому, поборов лень, пишу свой первый пост на сплетнике о том, кто такие хаски и с чем их едят))

Итак, история породы начинается в 30-х годах ХХ века с регистрации американскими кинологами ездовой собаки, полученной от аборигенных собак с русского Дальнего Востока, в основном с Анадыря, Колымы, Камчатки. 

Ездовые собаки русского Дальнего Востока ещё с неолита разводились аборигенными оседлыми народами, занимавшимися ловлей рыбы и охотой на морского зверя и принадлежавших к, так называемой, «охотской культуре». Потомки этих народов — нивхи, юкагиры-чуванцы, кереки, отчасти азиатские эскимосы, сохранили традицию разведения ездовых. Неслучайно эти районы соседние народы называли «страной собак» — имея достаточное количество корма — сушеной рыбы, они были в состоянии прокормить большое количество псов, необходимых для хорошей упряжки, для которой требовалось, как минимум, 9 собак.

Развитию ездового собаководства толчок также дали в 17-18 веке русские, активно осваивавшие эти районы в поисках «мягкого золота» — им потребовался транспорт и для сбора «ясака» — налога, которым они обложили покорённые племена, и для доставки товаров, и для почты, и для езды должностных лиц. Появился и распространился новый тип более крупной и вместительной нарты, так называемый, «восточно-сибирский русский». И, соответственно, потребовалось большее количество собак для её транспортировки. Русские охотно нанимали местных каюров и активно обучались сами. Когда в 1920 г. Амундсен побывал у русских старожилов Колымы, то он восторженно написал: «В езде на собаках эти русские и чукчи стоят выше всех, кого мне приходилось видеть».

Когда началась «Золотая лихорадка» на Аляске, резко возрос спрос на ездовых собак и у наших соседей. А так как русский Дальний Восток ими был освоен довольно неплохо (американцы активно вели китобойный и тюлений промысел в районах Чукотки, Камчатки и Охотского моря), то собак повезли с этих мест. Особо не разбираясь в этнографии, местные народы они делили на русских и чукчей.

В начале XX века, когда в СССР был составлен общий реестр северных пород, ездовые сибирского Севера, Дальнего Востока, Сахалина, Чукотки выпали из этого реестра, поскольку началась политика слияния пород в одну, а затем, ездовая собака была признана неперспективной, поскольку её должен был заменить авиатранспорт и мото-сани. Ездовые сибирского Дальнего Востока как порода были оформлены в США, благодаря завозу ездовых собак для аляскинских гонок из Анкориджа в Ном, ежегодно проводимых с 1908 года и по настоящее время. Сибирские хаски обладали отличными гоночными качествами, поэтому упряжки этих собак неоднократно привозились в США для участия в гонках и для дальнейшего разведения.

История сохранила для нас имена людей, которые стояли у истоков создания этой заводской породы. Это торговец пушниной родом из Российской империи Уильям Гусак (участвовал в аляскинских гонках в 1909 году), шотландский золотодобытчик Фоке Маул Ремси (в 1911 году), торговец пушниной Олаф Свенсон, серьёзно изучавший чукотскую практику содержания и разведения этих собак в конце 1930-х годов, и, конечно же, каюр Леонард Сеппала.

Леонард Сеппала с упряжкой

Леонард Сеппала с упряжкой

Норвежец Леонард Сеппала прибыл на Аляску в 1901 году, с 1915 года он многократно побеждал в разных гонках со своими собаками, вывезенными из Сибири. Сеппала был признан самым скоростным каюром, он неизменно побеждал в гонках в течение нескольких лет подряд. Он стал главной фигурой «великой гонки милосердия» зимой 1925 года, когда в охваченный эпидемией дифтерии аляскинский город Ном потребовалось доставить лекарство от ближайшей станции железной дороги, что можно было сделать только на собачьих упряжках. Сеппала с упряжкой прошёл самый трудный участок пути, залив Нортон, а его вожак, сибирский хаски Того, отличился более всех, оказав Леонарду неоценимую помощь, и оставил впоследствии многочисленное высококачественное потомство. В январе 1925 года из аляскинского города Ном, практически изолированного от внешнего мира, по телеграфу было передано сообщение: «Ном вызывает… Ном вызывает… У нас вспышка дифтерии… Нет сыворотки… Нам срочно нужна помощь… Ном вызывает…»

Арктический шторм, бушевавший над Номом, не позволял аэропланам из Сиэтла, где имелся запас сыворотки, доставить лекарство по воздуху. Партию отправили из Анкориджа поездом до Ненаны, где заканчивалась железнодорожная линия; пройти дальше могли только собачьи упряжки, по пути из Анкориджа в Ном, называвшимся Iditarod Trail. Снаряженная экспедиция-эстафета для скорейшей доставки сыворотки состояла из 20 погонщиков и около 150 собак, они должны были пройти участок пути из Ненаны в Ном длиной в 1 085 км.

Леонард выехал из Нома с намерением получить сыворотку в Нулато. Возле деревни Шактолик, примерно в трехстах километрах от Нома, он увидел каюра, перевозившего партию на том участке пути. Они чуть не разминулись в метели, но Сеппала успел остановить упряжку, получил лекарство и, развернув собак, отправился в обратный путь. Температура была 30 градусов ниже нуля; стараясь сэкономить драгоценное время, Леонард рискнул, выбрав короткий путь по льду залива Нортон. Восемьдесят километров упряжка шла ночью, в сильную бурю; лед трещал под нартами и лапами собак, была опасность того, что упряжка провалится или льдина оторвется и уйдет в море. Это чуть было не случилось: после того, как лед вокруг них обломился, они несколько часов кружили в открытом море, а когда льдину в конце концов прибило к цельному льду, Сеппала и Того перебрались с постромками через полтора метра воды, чтобы притянуть остальных собак ближе. Упряжь соскользнула в воду, тогда Того прыгнул за ней и тянул постромку в воде к каюру до тех пор, пока льдина не подошла достаточно близко, чтобы собаки из упряжки смогли перейти на крепкий лед. Того, помимо своей смелости и выносливости, обладал способностью находить путь, предчувствуя опасность. Он заставлял работать уставших и замерзших собак, выбирал правильное направление в темноте, предупреждал каюра о полыньях и трещинах.

На северном побережье Леонард остановил нарты возле иглу, где провел предыдущую ночь, завел собак в хижину, накормил и взял сыворотку в тепло, надеясь, что через пару часов буря утихнет. Рано утром температура по-прежнему была 30 градусов ниже нуля, буря продолжала бушевать, и Леонарду пришлось продолжить переход в этих условиях.

Когда они достигли Головина, собаки упали без сил. Того больше не мог бежать — у него отнялись лапы. На момент гонки ему было десять лет. Зато сыворотка была всего лишь в 125 километрах от Нома. Всего упряжка Сеппала почти без перерывов прошла расстояние в 418 километров.

Последний участок пути вакцину везла свежая упряжка Гуннара Каасена, вожаком которой был тогда ещё молодой пес Балто; он также смог не сбиться с дороги в сильнейшей метели. Эта упряжка и доставила в Ном лекарство. Сыворотка была заморожена, но не повреждена, и её сразу же стали использовать. Пять дней спустя эпидемия была полностью остановлена.

Гуннар Каасен и Балто

Гуннар Каасен и Балто

СМИ прославили тех, кто доставил сыворотку в Ном. Балто стал настоящей звездой: в Голливуде был снят 30-минутный фильм «Гонка Балто к Ному». Но слава скоро поблекла, заслуги забылись, и команда была продана неизвестному музыкальному продюсеру. В 1927 г. бизнесмен из Кливленда обнаружил собак в Лос-Анджелесе на выставке, неухоженных и полубольных. По его призыву жители Кливленда собрали $2000 на выкуп команды, и собаки прибыли в Кливлендский зоопарк, где и жили впоследствии.

На Аляске по сей день регулярно проводятся гонки на упряжках, однако скорости сибирских хаски спортсменам не хватает, поэтому среди каюров стала популярна метисация — смешение кровей лучших особей аборигенных ездовых пород, легавых и гончих пород собак и сибирского хаски. Полученные собаки пригодны только к применению в ездовом спорте, зато они превзошли сибирских хаски по гоночным характеристикам. Сегодня их относят к отдельной «породе» — аляскинским хаски (не путать с аляскинским маламутом) — но эта «порода» не имеет стандарта и не признана МКФ, потому что является метисной группой, из-за чего собаки крайне разнотипны. В настоящее время все победители аляскинских гонок ездят на упряжках, составленных именно из аляскинских хаски; каждый успешный спортсмен имеет свой «рецепт» создания лучших собак и хранит его в тайне.

Чистопородные сибирские хаски по-прежнему участвуют в гонках, однако сильно проигрывают метисам. Так, например, в 2010 году на аляскинских гонках Iditarod Trail Sled Dog Race лучшая упряжка, составленная из сибирских хаски, пришла 42-й (из 55)[6] (каюр Blake Freking), поставив рекорд гонки для чистопородных собак (время: 11d 20h 39m 11s, время лидера: 8d 23h 59m 9).

В России сибирские хаски появились фактически лишь после распада СССР. Первый российский питомник хаски — «Акулова гора» — завёз собак из Бельгии и Чехии лишь в 1995 году.

В настоящее время существуют две основные линии разведения - гоночная и выставочная. Гоночников разводят питомники, специализирующиеся на ездовом спорте, такие собаки, как правило, не блещут красотой, имеют короткий мех и удлинненную по сравнению с шоу-собаками морду. Собаки гоночной линии разведения не вполне соответствуют стандарту породы, что значительно снижает их шансы на успех на выставках.

Выставочные, или так называемые шоу-, собаки также способны участвовать в гонках, но разводятся преимущественно для участия в выставках. Стоимость хорошего шоу-щенка значительно выше стоимости ездового. И, соответственно, чем известнее питомник и чем более "голубых" кровей щен, тем заоблачнее цена. 

Наиболее ценными среди шоу-питомников считаются крови американских Kristari и Innisfree. В Европе и России сейчас существует большое количество питомников, чьи собаки являются потомками известных производителей  Kristari и Innisfree.

Kefren de Ciukci, отец Innisfree`s Ice-T, мать Kristari`s Red Wolfie

Чем же хорош шоу-щенок голубых кровей и из чего складывается цена, которую хочет получить за него заводчик? Многие любители хаски в целях экономии покупают щенков в питомниках "попроще", полагая, что переплачивать "за бренд" ни к чему. Однако это довольно рискованное предприятие. В таких питомниках на собаках просто зарабатывают, поэтому о чистоте породы говорить не приходится, да и содержатся они зачастую в ужасных условиях. Как правило, это помесь хаски с другими породами, что помимо не самого презентабельного внешнего вида означает отсутствие настоящего хасячьего темперамента, а также риск неуравновешенного характера и ряда серьезных заболеваний, включая эпилепсию. Кроме того, часты случаи продажи заведомо инфицированных, например, энтеритом, или неполноценных собак - крипторхов, с заболеваниями типа дисплазии тазобедренных суставов и тп. Такой щенок с большой долей вероятности погибнет в течение 1-2 недель после покупки или останется инвалидом. В тех случаях, когда собака здорова, но родословная оставляет желать лучшего, Вы получите вот такую хаску:

вместо, скажем, вот такой:

Хорошая шоу-собака стоит дорого и продадут ее только при условии участия в выставках, ибо именитые питомники растят щенков не только ради заработков, но и престижу для. Вообще племенное разведение собак - вещь непростая и недешевая. К разведению допускаются только особи, заработавшие оценку на выставке, а действительно ценятся собаки, завоевавшие огромное количество титулов, каждый из которых дается за несколько побед (в основном от 4 до 6) на разных выставках, участие в которых платно.

На выставке оцениваются экстерьер собаки, а также ее "движок" на предмет соответствия породным стандартам. Результат фактически зависит от вкуса судьи: кто-то предпочитает более широких и приземистых американского типа собак, кто-то более высоких и легких европейских. 

Среди всевозможных чемпионов мира и европ, кстати, Вы не встретите так популярных черно-белых голубоглазых собак. Потому что голубые глаза у хаски бывают довольно редко. А собаки ч/б/г/г, которых в больших количествах можно найти в тех самых "сомнительных" питомниках от стандарта породы очень далеки. 

Ч/б/г/г от неизвестного питомника

Ч/б от Kristari

Надеюсь, убедила хоть кого-нибудь в том, что не нужно экономить на щенках, ибо красота и темперамент чистопородного хаски великолепны!))

В заключение фото кобеля, интернационального мультичемпиона, которого я очень люблю и считаю эталоном кобелячьей красоты)))


Знакомьтесь, Moving around of Wolf Point

PS если тема интересна, могу сделать парочку постов про мою жизнь с хаски, выставочные перипетии и особенности разведения)))

Подпишитесь на наш
Блоги

Собаки из сказки

05:29, 2 января 2015

Автор: nemuri

Комменты 31

Аватар

пишите пишите! интересно!!!

Аватар

я хочу знать подробности проживания с хасками - только плюс еще кучу фоток!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Аватар

Жаль,что выслушать вторую сторону-самих собачек-не представляется возможным...

Аватар

очень нравится хаски! они невероятно красивые! когда встал вопрос какую собаку покупать, мы рассмотривали в том числе и хаски. но потом отказались от этой идеи, т.к. издеваться над животным и держать его в квартире совсем не хотелось. поэтому у меня теперь живёт лабрадор) а у моих родителей вредная такса

Аватар

И еще соглашусь с теми, кто писал о том, что не важно, где собака живет, в квартире или в загородном доме. Важно лишь то, как за ней ухаживают. В загородном доме тоже можно сидеть взаперти и так далее. Собака живет с человеком, для этого она создана. Почему-то никто не вопит, что кошки всю жизнь (!!!) живут взаперти! Хотя для нее гораздо естественнее находить в свободном полете, так сказать. Ходить там, где они хотят. Так обычно живут кошки в деревнях. Но они, как правило, не умирают своей смертью. Тем не менее, это полноценная жизнь для кошки.

Подождите...