24 января исполнилось 174 года со дня рождения одного из главных русских художников Василия Сурикова. О личной жизни художника Василия Сурикова, известно не так уж и много, однако удивительная история его первой и единственной в жизни любви не оставит никого равнодушным. Это была трагическая история любви, породившей шедевры мировой живописи.
Когда Василий Суриков встретил Елизавету Шаре, ему было 29 лет, а девушке 19. Случилось это в католическом костеле, куда Василий зашел в послушать звучание органа. И невзирая на то, что молодой художник был старше на 10 лет, во время встреч он краснел и смущался, как юнец.


Елизавета родилась в России, но по воспитанию своему была настоящей парижанкой. Ее отец француз Август Шарэ, встретил русскую-девушку, родственницу декабриста Свистунова, в Париже и женился на ней. Через какое-то время семья перебралась в Петербург, где у них появились пятеро детей. Обычаи и порядки в семье сохранились французскими, и дочки выделялись среди сверстниц особым парижским шиком, хотя семья и не была особенно богатой. По-русски Лиза говорила с лёгким французским акцентом, который придавал ей шарма. Шаре представилась как "Лиля" и призналась, что это семейное прозвище ей нравится больше имени.  Молодые люди понравились друг другу и стали встречаться, а спустя некоторое время художник сделал девушке предложение. Пугало лишь одно: как к этому отнесутся родители невесты, т.к. он был всего лишь сыном простой казачки из Сибири, а она потомственной дворянкой. Но отец невесты ничего не имел против. "Правда, Шарэ  и не смог бы дать за Елизаветой никакого состояния - ни движимого, ни недвижимого, дело ограничилось лишь одним сундуком  с белыми платьями" - так писала внучка Сурикова в своей книге. Жениться на Шаре он пока не мог: не тот статус. Сначала предстояло чего-то добиться в жизни. Окончив учёбу, Суриков получил крупные заказы и с головой ушёл в работу. Василий уехал в Москву расписывать Храм Христа Спасителя. Разлука была мучительной. Суриков приезжал в Петербург по воскресеньям, час-другой бродил с Лилей по Летнему саду, а потом возвращался в Москву, которая без любимой казалась ему пустыней. Закончив работу в храме, Суриков обвенчался с Лилей. На подготовку к свадьбе ушёл всего месяц. 25 января 1878 года в Владимирской церкви состоялось венчание тридцатилетнего художника Василия Сурикова с двадцатилетней Елизаветой Шарэ. Но... но в многочисленных письмах домой, горячо любимой матери, Василий Суриков не писал даже о помолвке. Он боялся, что утончённая невестка-француженка не придётся по нраву суровой сибирской казачке.
Супруги жили в любви и согласии. Оба любили музыку, литературу, вместе им не было скучно, и в первые годы жизнь их протекала достаточно уединенно. Суриков искал новые сюжеты, Елизавета, несмотря на внешнюю хрупкость, самостоятельно справлялась с хозяйством. Лиля жила интересами мужа, не обижаясь на то, что работе он уделял гораздо больше времени, чем ей - молодой жене. Большого достатка в доме не было, но Лиля из ничего создавала уют. У Василия кружилась голова от радости за жену, которая из избалованной барышни превращалась в настоящую хозяйку дома. Лиля освободила мужа от всех бытовых хлопот и научилась экономить деньги. Василий был действительно счастлив — рядом с ним та, которая понимала его, прощала полную погруженность в работу. У счастливой пары родились две девочки — Оля и, через два года, Елена. Они никогда не разлучались, даже когда девочки были совсем маленькие, путешествовали все вместе. Суриков шутил, что «все мое — всегда со мной». Одно лишь омрачало иногда счастье семьи: у Елизаветы было больное сердце: Но влюбленные верили, что все будет хорошо.

Суриков В.И. Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника. 1888 г.
Окрыленный Суриков работал не покладая рук. Были написаны «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова», пришло признание и финансовая независимость.


Жизнь художника омрачало только одно обстоятельство - врождённый порок сердца жены, у которой рано развился ревматизм, и ей очень тяжело пришлось переносить даже простую простуду. Да и сам Василий едва не умер от воспаления легких в первый год после женитьбы. Суриков знал, что выжил он только благодаря своей любимой Лиле, не отходящей от него круглосуточно ни на шаг.

Суриков В.И. Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника 1880-е годы Холст, масло. 33,4 х 27,6. Музей-усадьба В.И. Сурикова
Едва оправившись, художник взялся за работу. Многие женские образы он писал с жены, называя ее "идеальной моделью". Создал он несколько и её портретов. Но всё же основным творением можно считать полотно «Меншиков в Берёзове», которое считается роковой картиной. В этой картине Суриков хотел передать трагедию личности, упавшую в высот власти. Моделью для одной из дочерей Меньшикова стала Елизавета. Она сидит на низкой скамеечке у ног своего отца, закутанная в шубку. Она больна и вскоре умрет и великий вельможа Александр Меньшиков, своими руками будет долбить ей могилу в мерзлой земле. В то время и у самой Елизаветы Августовны был тяжелейший приступ, и художник, глядя на измождённую жену, увидел в ней дочь Меншикова. Тогда они и предположить не могли, что в каком-то мистическом смысле судьба Марии, не вынесшей жизни в Сибири, отзовется и в судьбе Елизаветы. Это было за пять лет до ее смерти.

Старшая дочь Меншикова, написанная с жены художника. Эскиз. 1882 год. Автор: Василий Суриков

«Меншиков в Берёзове». Василий Суриков
Вскоре полотно было закончено, и на вырученные за него деньги живописец вместе с женой и дочками уехал за границу. Они давно мечтали вместе посмотреть Европу и надеялись, что средиземноморский воздух поможет поправить здоровье Елизаветы Августовны. Лиля действительно после поездки немного окрепла.
Василий очень скучал по родной Сибири, и тогда Суриковы решили посетить Красноярск. Художник хотел чтобы мать все же познакомилась с невесткой и внучками. Однако переезд на лошадях через всю страну длился полтора месяца только в одну сторону. И несмотря на то, что они путешествовали летом, суровый сибирский климат отразился на здоровье Елизаветы Августовны самым неблагоприятным образом.

Мать художника. Василий Суриков
А в родительском доме произошло то, чего так боялся художник. Прасковья Фёдоровна с первого дня невзлюбила невестку. Но Лиля, боясь огорчить любимого, не жаловалась ему на нарекания свекрови. Психологическая атмосфера в доме также усугубила ее состояние, и она тяжело заболела после возвращения в Москву. Теперь уже художник не отходил от постели жены, которую лечили лучшие врачи. Но каждый день приближал ее к концу, ей становилось всё хуже. Смерть жены стала для Сурикова страшным потрясением. Ей было всего 30 лет. Впоследствии он сильно винил себя за необдуманный шаг, когда он решил свозить свою семью в Сибирь. "8 апреля... в пятницу на пятой неделе великого поста, ее, голубки, не стало. Страдания были невыносимы, и скончалась, как праведница, с улыбкой на устах..." - так писал весной 1888 года в Сибирь В.И.Суриков. Ольга Васильевна Кончаловская рассказывала: «Она была больна все десять лет - ревматизм, его трудно тогда лечили, он пал на сердце. И последние два года страдала сердцем… Она только сидя спала, похудела, она таяла. Страдал и он вместе с нею. Когда мама умерла… он впал в отчаяние, плакал и читал Библию… Каждый день мы ездили на Ваганьково, начал чистку делать в квартире и многое порвал, уничтожил. Так прошёл год. "

Суриков В.И. Портрет жены, написанный за несколько дней до ее смерти
Для Василия Ивановича это было самым тяжёлым ударом в его жизни. Он много времени проводил на могиле жены на Ваганьковском кладбище, постоянно ходил в церковь, заказывал сорокоусты и панихиды. Друзья начали всерьез опасаться за его рассудок. Как-то в порыве ярости художник переломал в доме всю мебель и сжёг свои рисунки, проклиная себя за то, что не сумел остановить болезнь Лили. Что не услышал «звоночка», который прозвенел, еще тогда, когда жена позировала для «Меншикова в Берёзове».
Овдовев в сорок лет, художник больше никогда не женился. Всю свою нерастраченную любовь отдал дочерям, которым полностью заменил мать. Никакой другой женщине он не мог доверить воспитание их с Лилей дочерей. Когда не стало мамы, девочкам было девять и семь лет.
Художника перестал писать... целых два года В.И.Суриков не брался за кисти и краски,  и не подходил к мольберту. Днями простаивал в церкви перед образами, а вечерами запоями читал Библию, рассматривал свои старые этюды и... жег их, ничего не жалея. Отчаяние полностью захватило его душу. "Горе сломило этого человека... Скорбь прорвалась в нем неистово. Не мог он глядеть на прежний уют своего дома и в ярости переломал всю мебель..." ( Н.Григорович). Ему нужно было работать, чтобы кормить детей, а сил ни творческих, ни физических не было. 
В то тяжкое для художника время ему помог брат, приехавший в Москву из Красноярска. Трудно переоценить ту роль, которую сыграл тогда в духовном исцелении Сурикова его младший брат Александр Иванович. Вместе с мамой Прасковьей Федоровной они долго и настойчиво уговаривали художника вернуться на время в Красноярск. И вот в мае 1889 года он прибыл в родной дом. Девочки к осени устроены в гимназию, учились хорошо, но внутреннее состояние Василия Ивановича оставалось прежним. Преподаватель рисования Красноярского уездного училища Михаил Рутченко рассказывает о своих тогдашних встречах: «В то время Суриков производил на меня впечатление нездорового человека. Говорил он как-то отрывисто коротко, несколько глухим голосом, если и случалось с ним разговориться, то часто неожиданно впадал в задумчивость»?. Все исследователи его творчества сходятся во мнении, что Сибирь исцелила душу художника, он смог пережить свое горе и снова начать творить. По совету брата Суриков начал работать над новой темой - героической, где воспел удаль и героизм русского народа. Картины того периода: «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы». Младший брат помогал Василию Ивановичу в Красноярске заполнить время живыми впечатлениями, почти ежедневно пытался устроить прогулки по городу на лошадях, вечерами приглашал друзей и знакомых: «Я в свою очередь занялся развлечениями его и подал ему мысль написать картину «Городок» (это всем известная старинная игра). Мне сильно хотелось, чтобы он после смерти жены не бросал своё художество. Поехали мы с ним в село Ладейское, где и наняли молодых ребят сделать городок, с которого и была написана в последние дни масленицы 1890 года картина «Взятие снежного городка».

Архивная фотография Василий Иванович Суриков, Александр Иванович Суриков, Ольга и Елена Суриковы

Дядю Сашу, служившего в красноярском суде, Ольга и Елена очень любили, а красноярскую бабушку побаивались. Прасковья Фёдоровна была для них человеком совсем другого мира. Бабушка настойчиво потчевала внучек, но её угощения казались им слишком жирными. 
Душевная боль Сурикова и тоска по любимой жене с годами утихла, но осталась тихая печаль. С ней художник прожил 28 лет. Он много писал, забываясь в работе, и создал немало женских портретов. И в каждом из них кисть художника непроизвольно выводила незабываемые черты Лили. В последние годы художник много болел, лечил то гайморит, то воспаление лёгких. Суриков ездил поправить здоровье в Крым, но там его начал мучить склероз сердца. 6 марта 1916 года он умер на руках у дочерей в гостинице «Дрезден». Ольга Васильевна вспоминала: «Он умер в шестьдесят восемь лет - и совершенно как мудрец… Отец сестре сказал: «А рано я умираю». Он ещё хотел «Княгиню Ольгу» написать» (после смерти Сурикова осталось 11 эскизов к картине «Княгиня Ольга встречает тело Игоря, убитого древлянами»). У художника были и другие творческие замыслы, он хотел написать большую картину о красноярском бунте 1698-1699 годов, в котором участвовали его предки. Суриков умирал в тяжёлое для его Родины время. Шла Первая мировая война. Зять художника Пётр Кончаловский был мобилизован и каждый день подвергался опасности. В начале 1916 года Кончаловский на короткое время приехал с фронта и застал Сурикова при смерти. К зятю Василий Иванович обратил свои последние слова: «Петя, я исчезаю». Хоронила его вся Москва. Гроб несли художники, в церкви пел хор Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Молодёжь любила Сурикова за то, что, хотя он не преподавал, но с большим вниманием относился к творчеству молодых художников и никогда не отказывал в совете. «Я думаю, что редкий, может быть, единственный художник был так всеми любим, как Василий Иванович», - писал Кончаловский в Красноярск брату художника Александру. И наверное, излишне говорить о том что художник завещал похоронить его рядом со своей женой. На Ваганьковском кладбище он нашел свое последнее пристанище.

1902 год принёс художнику Василию Сурикову много счастья. Весной его любимая дочь Ольга вышла замуж за художника Петра Кончаловского, и в зяте Василий Иванович нашёл бескорыстного и преданного друга. Вскоре после свадьбы у пары родилась дочь Наташа, тремя годами позднее — сын Миша. Семья была крепкая, счастливая, но была вынуждена пройти через большие испытания — огонь, воду, медные трубы, жестокую травлю в сталинские времена. Внучка Василия Сурикова — Наталья Кончаловская. После первого неудачного романтического замужества в 1936 году Наталья Петровна вышла замуж за Сергея Михалкова, начинающего детского поэта. Сергей Михалков и Наталья Кончаловская прожили долгую жизнь, отметили золотую свадьбу. Их дети - Андрон и Никита Михалковы, ныне известные современные режиссеры. Она писала стихи, выпустила множество книг об истории России, дальних странах и знаменитых людях. Но с особой теплотой и душевным участием она писала книгу «Дар бесценный», в которой вспоминала о своей жизни, о родителях и любимом дедушке Василии Сурикове.

Василий Суриков с внуками Наташей и Мишей

Младшая дочь Сурикова, Елена, во всём была похожа на мать: спокойная, покладистая, утончённая девушка. Леночка, так завали девочку в семье, росла нежной и скромной. Василий Иванович с трудом отпустил от себя старшую дочь, но представить себе, что и Лена покинет его, выпорхнув из гнезда, он не мог.
Она мечтала стать актрисой, но Суриков отговорил её от поступления в театральную школу, мало веря в природную одарённость дочери и считая это желание модным поветрием. Лена окончила Высшие женские курсы и стала преподавательницей истории. Театр же остался мечтой всей её жизни. Она ставила школьные спектакли, увлекаясь режиссерской работой. Когда же с пенсией отпало преподавание, то она всю себя отдавала искусству, исполняя роли старух на клубных сценах. Играла их с упоением и страстью. Всю свою жизнь она посвятила Василию Ивановичу, так и не выйдя замуж.

Портрет Е.В. Суриковой

Источник: multiurok.ру

Подпишитесь на наш
Блоги

История любви: Василий Суриков и Елизавета Шаре

15:53, 25 января 2022

Автор: Gatsby

Комменты 37

Аватар

Сердечное, Gatsby, спасибо за потрясающий опус об одном из самых почитаемых мною художников. И талантом был награждён от Бога, и большой Любовью. Когда-то была его ярой поклонницей, на сегодняшний же день, увы, давно не смотрела его картин.

K

Уважил матушку, называется. Свозил жену показать, так ему зудело. А жене эта поездка жизни стоила, и еще матушка подгрызла как могла, последнее. Невзлюбила, ну чудно же. Вот что тут невзлюбливать было? Сын счастлив, жена с него пылинки сдувает, дети. Сиди да радуйся, старая... Погостить приехали, на время. За что? Выжила по сути жену, и потом заботилась о сыне с удовольствием. Вернула его себе, от неподходящей бабы. Страшное это дело иногда, материнская любовь

Аватар

Дочери не дал стать актрисой, а в итоге правнуки и праправнуки связали свою жизнь с кино.

Аватар

Спасибо большое, автор. Пост прекрасно и интересно написан. Грустная история, но все-таки семейная жизнь была полна любви и заботы.

Аватар

За большую любовь почему-то всегда приходится платить большим страданием: что Она сгорела на непосильной для неё домашней работе, что Он был вынужден прожить потом в сильной тоске и страдании столько лет ...

Подождите...