это не авторский текст, а компиляция

Саукеле – это один самых красивых головных уборов казахов, который надевали невесты. В народе верили, что он обладал огромной сакральной силой, оберегал девушку от дурных взглядов и сглаза. Саукеле как следует из перевода названия (сау - "солнечный, красивый", келе - "голова") – это головной убор, и не просто головной убор, а женский свадебный головной убор у казахов (так же у киргизов и каракалпаков, но мы будем говорить именно о казахском варианте).

Саукеле состоит из двух частей: сау (целый, цельный) и келе (верхушка, башня). Но существует и еще одна интересная версия происхождения этого слова. Согласно ей, саукеле – это производное от «саукелема?», что означает «прибудут ли целыми?». Если невесту привозили издалека, то путь на лошадях до ее аула и обратно мог занять несколько дней, недель или даже месяцев. Кроме того, свадебные караваны, которые, как правило, возвращались с дарами от новой родни, довольно часто подвергались в пустынной степи разбойным нападениям. Поэтому, естественно, что уехавших ждали с тревогой и нетерпением. Когда же долгожданная процессия наконец появлялась в поле зрения, то прежде всего было видно высокую шапку невесты. Первые заметившие ее скакали в аул с доброй вестью: «Сау келеді! Сау келеді!»

Приезд невесты в дом жениха. (Семиреченская обл., Лепсинский уезд). 1897 год. Из собрания К.Н.де-Лазари. Фото с сайта kunstkamera.ru...

Дудин С. М. . Девушка в свадебной одежде, 1899 год.

Высокий конусообразный верх саукеле, изготовленный из белого войлока, обтягивали бархатом или тончайшим шелком и обязательно украшали драгоценными камнями, серебряной инкрустацией, золотом, мехом соболя, норки или лисицы. Считалось, что серебро обладает защитной силой. Казахи также верили и в магическую функцию камней: коралл оберегает от порчи и сглаза, рубин – от злой магии и душевного уныния, сердолик – символ благополучия и радости и так далее. Ну а поверх саукеле прикреплялись перья филина, они должны были уберечь невесту от злых духов. Cаукеле и юрта были самыми дорогими элементами приданого невесты, и богато украшенные саукеле представляют собой лучшие образцы казахского народного прикладного искусства.
Его изготовлением занимались наиболее искусные мастера. Ювелиры-зергеры отливали, штамповали или чеканили металлические детали. Как правило, на изготовление одного саукеле уходил целый год. Стоимость его достигала к концу XIX - началу XX вв. 1000 рублей (стоимость примерно 100 добрых скакунов), и дороговизна, к сожалению, стала одной из причин сокращения производства. Важно отметить, что при сохранении основных элементов, каждый из саукеле имеет свои особенности в силу индивидуального характера работы, наличия материалов и по другим причинам. Таким образом, каждый головной убор - неповторимое, уникальное произведение искусства.

Зачастую между сватами калым заменялся бес жаксы (дословно – «пять ценностей»). Это знак самого высокого почитания, уважения. «Пять ценностей» традиционно включали: верблюда; быстроногого скакуна; дорогой ковер; алмазную саблю; соболью шубу. Между сватами одна вещь заменяется саукеле. Причем считалось, что один предмет из этой драгоценной пятерки по стоимости равен 4 – 5 хорошим лошадям.
Саукеле определял социальное положение девушки в обществе.
Бедные шили его из сукна, сатина, украшали стеклянными бусами, бисером,
позументом; богатые стремились сделать его как можно роскошнее.

Роскошным дополнением к саукеле были длинные подвески – жактау, прикрепляющиеся к нему с боковых сторон. То, что не помещалось на самой шапке, шло сюда: подвески могли быть выполнены из драгоценных камней, серебряных и позолоченных пластинок, жемчуга, шелковых кистей. В зависимости от обеспеченности родителей невесты, жактау могли доходить до пояса или даже быть ниже. Тогда на халат такой богатой невесты на уровне груди пришивали специальные бархатные кармашки, туда прятали тяжелые концы жактау, чтобы нити не оборвались под тяжестью украшений.

К саукеле также крепилась большая белая вуаль – желек. В нее закутывали фигуру и лицо девушки во время исполнения ритуальной песни беташар.

Современное саукеле работы ювелира Сериккали Кокенова. 
Саукеле – это тот редкий случай, когда семейная ценность могла передаваться только по женской линии: то есть от матери к дочери, потом – к внучке и т.д. В случае, если женщина умирала бездетной, головной убор должны были вернуть в ее семью, чтобы его снова надела девушка из этого рода.  
Сохранились даже документальные свидетельства этого степного правила: есть список приданого, которое потребовал вернуть один казахский султан после смерти своей дочери. Возглавляло этот список саукеле стоимостью 389 рублей. Не самое дорогое саукеле было, судя по этой цифре. Есть упоминания о свадебных головных уборах стоимостью в 3000 рублей – это если в деньгах, или, например, в сотню скакунов – если в более весомой для степи «валюте». Речь идет о конце XIX - начале XX века, когда курс рубля по отношению к доллару был очень приятным: когда в 1895-1897 годах в России провели денежную реформу, курс составлял 1,94.

По обычаю, невесту одевали в свадебный наряд в доме ее отца. Саукеле надевала на невесту уважаемая женщина, за что она получала дорогой подарок от жениха – этот обычай носит название: "Саукеле кигизу" (букв. Саукеле - головной убор невесты, кигизу - одевать). У казахского народа есть множество традиций и обычаев. Традиция "саукеле кигизу" занимает особое место. На обряд приглашают сватов и свах. Осыпают шашу (букв. осыпание). Дают бата (благопожелания). "Байгазы" за "саукеле" бывает значительным. В "саукеле" невеста смотрится особенно народной, роскошной, неповторимой. Всем хочется увидеть "саукеле" на невесте. За что дают соответствующий "коримдик" Красота такого убора пленяет взор и является не только украшением невесты, но и возвышает авторитет сватов.

(* Коримдик - подарок, который полагается давать за увиденных впервые молодую невестку, новорожденного, верблюжонка. "Коримдик" - от слова "кору" - смотреть, видеть. Значение же обычая не в том, чтобы взять или дать подарок. "Коримдик" служит для выражения добрых намерений родственников, близких. "Байгазы" и "коримдик" - разные понятия. "Коримдик" дается за людей или животных; "байгазы" - за обновку или какие-либо другие вещи, предметы. )

В день отъезда невесты сватам показывали приданое, разбирали свадебную юрту, готовили праздничный караван к отправке и преподносили подарки сватам, жениху и невесте. Затем в отдельной юрте девушку переодевали в костюм молодухи. Именно в этот момент на голову ей надевали свадебный головной убор (саукеле) с особым покрывалом (желек), в котором она должна была приехать в аул жениха.
В полевых записях Х. Аргынбаева есть информация, что именно по этому покрывалу встречающие обычно узнавали молодуху среди других женщин и спрашивали друг у друга: «Не эта ли молодуха с изящно развевающимся покрывалом?» По фольклорным данным, другой непременной частью парадного костюма невесты были перчатки. На это указывает загадка о невесте (молодухе): «На голове шоукеле, на руках перчатки».
Снарядив таким образом, ее отправляли в путь в один из «счастливых» дней недели (только не во вторник и пятницу, считавшиеся неудачными для каких-либо начинаний и путешествий).
Саукеле молодуха надевала в торжественных случаях до того момента, когда ее беременность становилась очевидной. Тогда саукеле после определенного обряда сменял кiмешек (или жаулык) – женский капюшонообразный головной убор из белой материи с вырезом для лица. После рождения первого ребенка в торжественных случаях накручивали тюрбан из белой бумажной ткани, что также связано с переходом молодой женщины в следующую возрастную группу.

Кстати, история саукеле относит нас во времена саков. Среди народов, занимавших огромные территории Средней Азии и Казахстана, имелись племена, именовавшиеся «тиграхауда» («носящие остроконечные шапки»). В 70-х годах прошлого века близ Алматы в ходе раскопок кургана Иссык произошла сенсация: был найден «золотой» человек, впоследствии ставший символом Казахстана. На голове его был надет высокий конической формы головной убор, украшенный золотыми пластинами в виде снежных барсов, архаров, лошадей, птиц. Внешнее сходство с саукеле довольно большое. Ученые до сих пор спорят – кто был захоронен в древнем кургане – молодой сакский царь или все же царица? Невысокий рост, хрупкое телосложение и сережка с бирюзой в левом ухе дают почву для размышлений. Хотя историки не исключают, что в скифо-сакский период высокие головные уборы могли носить как мужчины, так и женщины. И мотивы этого элемента одежды дошли до наших времен.

Сегодня этнические мотивы вновь актуальны. Современные девушки все чаще хотят надеть на свадьбу национальное платье и все чаще к ювелирам обращаются с просьбой изготовить к важному дню красивый саукеле.

Используемые источники:  оф.сайт музея Петра Великого, форум Астаны, инстаграм, mir24.tv

Подпишитесь на наш
Блоги

Свадебный убор Саукеле

15:33, 30 мая 2021

Автор: Gatsby

Комменты 66

Аватар

Казашки самые красивые среди азиатских народов.

Аватар

Ооооо началось с Казахстаном. То Дудь, то теперь здесь пиар. И так совпало, что всё это после фильма Борат 2))). А зачем, кстати, тут на российском сайте казахские традиции? В Казахстане что, уже избавились от национализма в отношении славян? Не верю! А как же знаменитое выражение в отношении славян: чемодан - вокзал - Россия? Странно, такой дикий национализм в отношении славян в Казахстане, но почему-то тащат своё на российский сайт.

Аватар

Очень красиво

Аватар

Спасибо за классный пост, автор!

A

Видела полный костюм, в том числе саукеле- красота. Фото не всегда передаёт. Касательно свадеб- говорили , что пандемия сильно ударила ( а иногда- отличное оправдание) - вообщем вроде свадьбы сейчас не на широкую ногу.

Подождите...