-Что может быть прекраснее, чем работы Боттичелли? Этих прекрасных мадонн и богинь, созданных из самого света и легкости? 
-Еще больше красавиц Боттичелли!

Именно так, в один прекрасный день, подумал итальянский преподаватель Института изящных искусств в Сиене, Умберто Джунти (1886-1970).

Datei:Sandro Botticelli - La nascita di Venere - Google Art Project.jpg –  Wikipedia

Боттичелли "Рождение Венеры" 1486

How To Read Paintings: Venus and Mars by Sandro Botticelli | by Christopher  P Jones | Medium

Боттичелли фрагмент "Венера и Марс" 1483

Spring by Botticelli | Artworks | Uffizi Galleries
Произведения Боттичелли во Флоренции - My Florence Walks

Боттичелли фрагменты "Весна" 1482

Idealized Portrait of a Lady (Portrait of Simonetta Vespucci as Nymph) |  Renaissance portraits, Sandro botticelli, Renaissance paintings

Боттичелли "Портрет молодой женщины" 1480-1485

Breaking new ground, Botticelli's iconic Renaissance masterpieces used  Christian themes and classic myths to… | Italian renaissance art,  Botticelli, Renaissance art

Боттичелли "Мадонна с младенцем" 1445-1510

Pittori del Palio di Siena - Giunti Umberto

Умберто Джунти (1886-1970)

Умберто был не только талантливым педагогом, но и внимательным учеником, и с легкостью мог воспроизвести любые фрески Эпохи Возрождения. Вдохновленный гением Боттичелли и его "Мадонной с гранатом" и "Мадонной с алтаря Сан-Барнаба",

File:Botticelli, madonna della melagrana 01.jpg - Wikimedia Commons
File:San Barnaba Altarpiece.jpg - Wikimedia Commons

Умберто Джунти решает "приумножить" наследие флорентийского мастера. Неизвестно в каком году его посетила эта идея (предположительно 1920-1929), но уже в 1930 году, в итальянской лавке дилеров, известный лондонский коллекционер, филантроп и сооснователь Института Искусства Кортаулд, лорд Артур Гамильтон Ли, потирая руки, приобретает "Мадонну с вуалью" за 25 000$, уверенный что нашел неизвестную работу Боттичелли.

Arthur Lee, 1st Viscount Lee of Fareham - Wikipedia

лорд Артур Гамильтон Ли (1868 – 1947)

Attributed to Umberto Giunti, 'Madonna of the Veil', 1920-1929

Умберто Джунти "Мадонна с вуалью" (1920-1929)

Вернувшись в Лондон, счастливый лорд Ли, окончательно удостоверяется в ценности своего приобретения: знатоки искусства единогласно признают картину шедевром Боттичелли, руководство Общества Медичи обьявляет картину «величайшей композициией лучшего из всех флорентийских художников», а выдающийся критик Роджер Фрай признет, что "это несомненно работа мастера». И только директор Британской Национальной Галереи, молодой и блестящий Кеннет Кларк, с сомнением замечает, что Мадонна, дескать, сильно напоминает ему звезду немого кино, Джин Харлоу. Но его голос тонет в гуле восхищенных ценителей, хотя и являет на свет первые сомнения у наблюдательных зрителей. 

Kenneth Clark in 1934.jpg

Кеннет Кларк  (1903 – 1983)

Jean Harlow – Hell's Angels – Color by Klimbim 0.1

Джин Харлоу 1930

фрагмент "Мадонны с вуалью"

Лорд Артут Гамильтон Ли скончался в 1947 году, завещав картину своему детищу - Лондонской Галереe Кортаулд. Тогда же было призведено первое настоящее исследование картины, заставившее усомниться в подлинности работы. Например, платье Мадонны написано прусской лазурью, пигментом, который вошел в обиход только в начале ХIХ века. Осмотр под лупой показал, что зерна пигмента очень тонко измельчены. Это характерно для машинной шлифовки коммерческохо призводства, а пигменты ХV века измельчались вручную, образуя крупный неровный помол.

Анализ кракелюров и потери краски показывает, что их произвели специально. Даже червоточины в картине оказались фальшивыми - характер трещин в краске вокруг отверстий указывают на их возникновение скорее от использования дрели, чем на сьедение червяками. 

Выцвевшая зелень листвы позади Мадонны - подделка. Такой тип выцветания не редкость на картинах ХV века, возникающая в результате разложения пигмента резината меди, однако листва в «Мадонне с вуалью» намеренно окрашена с помощью коричневого пигмента, чтобы имитировать эффект старины.

В 1994 году научное исследование с использованием EDХ-анализа показало наличие пигментов ХIХ века, включая кобальтовый синий, хромат цинка и непрозрачный зеленый оксид хрома. Этот последний цвет не выпускался до 1862 года. Теперь уже всем стало ясно, что время написания картины необходимо пересмотреть.

Детали техники показали несоответствие подлинным работам Боттичелли. Рентгенография деревянной панели подтвердила ее не типичное данной эпохе создание.  Точно так же исследование под микроскопом показало, что губы Мадонны обведены черной краской, хотя Боттичелли использовал для этих целей оттенок марены.

Attributed to Umberto Giunti, 'Madonna of the Veil', 1920-1929 | Art,  Italian renaissance art, Early renaissance painting

Так "Мадонна с вуалью", скинув покров тайны своего рождения, превратилась в красивую подделку.

Неизвестно, узнал ли сам Джунти о раскрытии его мистификации или умер, довольный своей удавшейся шуткой. 

Но его прекрасная самозванка до сих пор находится в стенах Галереи Кортаулд в Лондоне, как напоминание о том, что не все красавицы являются теми, кем кажутся.

Подпишитесь на наш
Блоги

Как Мадонна Боттичелли оказалась подделкой

04:14, 13 сентября 2020

Автор: Bordzhia

Комменты 93

Аватар

Губы как у шефа из мультика "приключения капитана Врунгеля", а в целом похожа на девочку из луи вагона

Аватар

прекрасная статья, спасибо!

Аватар

Помимо плутовства и жажды наживы чувствуется огромное восхищение художником. Может быть именно поэтому подделка оказалась столь удачной.

Аватар

Помимо плутовства и жажды наживы чувствуется огромное восхищение художником. Может быть именно поэтому подделка оказалась столь удачной.

Аватар

Комментарии уморительные. Более полувека имитатор своим произведением водил за нос известных коллекционеров и специалистов. Но сплетниц не проведёшь, все тут же опознали подделку.

Подождите...