Константин Егорович Маковский, пожалуй, самый гламурный русский художник XIX века трижды был связан узами Гименея.

Первой женой Константина Маковского стала артистка из труппы Императорского театра Елена Буркова (Черкасова). Она была внебрачной дочерью Владимира Адлерберга – министра Императорского двора. Брак Константина Маковского с Еленой Бурковой считался слаженным союзом. Видный художник, которого называли «Блистательный Константин», и хрупкая актриса Елена Тимофеевна, которая хоть и не была красавицей, зато покоряла своим обаянием и остроумием. Они и правда чудесно дополняли друг друга. Их роднили схожие вкусы и интересы. Кроме того, Елена привнесла в богемную жизнь мужа уют и покой. Она с пониманием отнеслась к тому, что в семье Маковских уже проживает внебрачная дочь художника —звали ее Наталья или, по-домашнему Татинька (Константин Егорович всячески поддерживал ее, но признал своим законным ребенком только в 1877 году, незадолго до  ее замужества).

Увы, но союз Елены и Константина продлился недолго. Разрушили его уж точно «обстоятельства непреодолимой силы». В 1871 году Елена Тимофеевна родила сына, но младенец не прожил и нескольких месяцев. Позже, Елене поставили страшный диагноз — туберкулез. Супруги несколько лет пытались победить болезнь. Маковский даже вывозил свою жену в Египет: врачи настаивали, что смена климата должна помочь больной. Этого не произошло. В 1873 году Константин Маковский овдовел.

Год спустя на балу Константин Егорович встретил 15-летнюю красавицу — Юленьку Леткову. Она казалась старше своих лет — непринужденно держалась в обществе, уже зная цену своей ослепительной внешности. Илья Репин называл ее «ангелом неизреченной красоты».


Юлия Павловна собиралась поступать в консерваторию, нацеливаясь на карьеру певицы. Но сраженный с первого взгляда Маковский имел другие виды на красавицу. Сам художник обладал выразительным баритоном и захотел спеть с Юленькой дуэтом. Галантному профессору живописи, к которому очереди выстраивались из желающих заполучить портрет, сложно было отказать. В тот день, как приглашенная Юлия переступила порог его дома, Маковский лично вывел красавицу к гостям и сообщил: «Вот и прекрасно, будете у меня в доме хозяйкой». Так и состоялась их помолвка. Не осталось свидетельств, была ли в художника влюблена сама Юлия Павловна. Так или иначе, но страстному и настойчивому Маковскому она не отказала. Разница в возрасте между женихом и невестой была 20 лет.

Венчание состоялось лишь через год: по законам того времени нужно было дождаться 16-летия невесты. Итак, Юлия Павловна отказалась от консерватории и карьеры певицы. Зато она стала хозяйкой в богатом доме модного художника. Константин Егорович всячески баловал свою молодую супругу и постоянно писал ее портреты. Сложно найти многолюдное полотно Маковского того времени, на котором бы не была запечатлена его новая Муза.


При этом не все гладко складывалось в их семейной жизни. Увы, их первенец не дожил и до года. Юлия Павловна уехала в Ниццу, чтобы хоть как-то оправиться от горя. Но уже через два года она родила сына Сережу (он до конца дней оставался ее любимцем), позже дочь Елену и еще одного сына — Владимира.

После рождения детей семейная жизнь Маковских со стороны напоминала идиллию. Представьте теплый летний вечер. На даче собралась компания с разговорами о живописи и поэзии под бокал дорогого французского вина. А рядом под присмотром многочисленных слуг резвятся дети собравшихся. Все довольны жизнью и друг другом. Беседы длятся за полночь. Детей удается развести по спальням чуть пораньше.

"Семейный портрет". Супруга Юлия с детьми

Старший сын Маковского — Сергей — потом с особенной любовью опишет эти семейные вечера в своих воспоминаниях. Для них как нельзя лучше подходила фраза: «Казалось, что счастью не будет конца».

Сережа (Портрет сына в матроске) 1887  

Но идиллия разбилась. Точно не о быт, потому что он у Маковских был налажен, как швейцарские часы.


Возможно, первые трещины появились вместе с болезнью Юлии Павловны. Она была с сыном Сережей в Крыму: погода на полуострове в ту их поездку не заладилась, и Юлия Павловна заболела плевритом. Настолько ослабла, что когда возвращалась домой, муж позаботился, чтобы на подъезде к дому дорогу застелили соломой — это уменьшило тряску коляски, в которой ехала изможденная супруга.

Болезнь настолько измучила Юлию Павловну, что по советам врачей, женщина была вынуждена покинуть Россию и перебраться в Ниццу. Но и на средиземноморском побережье ей далеко не сразу стало лучше. Иногда она настолько ослабевала, что слуги выносили ее на свежий воздух на руках. Позже врачи настояли на операции. Только после нее Юлия Павловна пошла на поправку.

Маковский бывал теперь в семье наездами. Объяснял, что у него дела: выставки, салоны, новые полотна. Позже выяснилось, что помимо работы у художника завелась и молоденькая пассия, которая уже даже родила ему сына.

Третий брак
Новая любовь Маковского — Мария Матавтина — была моложе Юлии Павловны на 10 лет. Примерно столько же времени понадобилось художнику, чтобы получить окончательный развод со второй супругой и оформить законные отношения с новой избранницей. За это время у Маковского родилось еще двое детей от новой возлюбленной.

Мария Алексеевна Матавтина обожала мужа. Она ловила каждое его слово и готова была ежеминутно петь дифирамбы. К тому же неуловимо напоминала первую супругу художника. Кто знает, что именно стало причиной новой страсти Маковского. Усталость от постоянных болезней Юлии Павловны? Желание вспомнить молодость и постараться ее нагнать? Обожание новой избранницы? Она не была столь ослепительно прекрасна, как Юлия Павловна, зато была менее самоуверенной и капризной.


Мария Матавтина. Константин Егорович Маковский

Важный штрих: своего первенца Мария Алексеевна назвала так же, как и любимого мужчину — Константином. Да, это производит впечатление на отцов. Именно после рождения незаконнорожденного Кости Маковский признался жене, что уже давно живет на две семьи.

Детская головка (Портрет сына Константина?)


Константин и Ольга Маковские. Изображены дети К .Е. Маковского от брака с

М. А. Матавтиной. Константин Егорович Маковский, 1894

Конечно, для 32-х летней Юлии Павловны это стало настоящим ударом. И можно ли ее упрекнуть в том, что она начала изматывающую борьбу с бывшим мужем? Во-первых, потребовала паспорт, по которому сможет проживать самостоятельно со своими детьми. Во-вторых, огромных отступных. Даже для богача Маковского эта сумма оказалась неподъемной. И это при том, что его работы часто были не по карману даже вполне состоятельным русским коллекционерам. Так, Третьяков не заплатил требуемые 20 000 рублей за «Боярский свадебный пир в ХVII веке».  Зато американский ювелир Шуман выложил за полотно 60 000. Для сравнения, примерно в то же время Третьяков купил у Сурикова знаменитое «Утро Стрелецкой казни» за 8 000. И это была неплохая цена.

Боярский свадебный пир в XVII веке, 1883. Хранится в Музее Хиллвуд, Вашингтгон

Во время этих семейных разборок с Маковским в Париже пересекался Алексей Суворин, который позже напишет, что художник выглядел «далеко не блестяще» и не мог говорить о своей бывшей спутнице жизни без негодования: «Если б у меня не было сына, я бы ей дал себя знать. Дочь не так ответственна. Она выходит замуж, носит фамилию мужа, но сын — другое дело. Ведь она (Юлия Павловна, — ред.) до того пала, что писала мне письма, что она готова втроем с нами жить. Что это за женщина, которая предлагает это!..»

Все «это» предлагала та женщина, которую совсем девочкой взяли в жены. Которая отказалась от мечты о карьере певицы. Которую боготворили и считали Музой, а потом променяли на более молодую модель. Которая родила и воспитала троих детей художника. Старший сын — Сергей — признавался, что так и не смог до конца простить отца.

Но официальный развод все же состоялся. Маковский узаконил всех своих рожденных вне брака детей. Позже в его новой семье появится и четвертый ребенок. Художник не раз отмечал, что безмерно счастлив в этом браке.

Оленька и Коля на крыльце дачи. Изображены дети К.Е. Маковского от брака с М.А. Матавтиной. Константин Егорович Маковский, 1900-е

Портрет дочери художника. Оленька, 1900-е

Счастье длилось 17 лет. В 1915 году Константин Маковский попал в ДТП: извозчик не справился с лошадью, которая испугалась столь редкого для тех времен трамвая и понеслась. Коляска, в которой находился художник, перевернулась, и он получил сильный удар. Умер, не перенеся операции. Его третья супруга пережила его лишь на четыре года. Юлия Павловна Леткова прожила еще 39 лет и скончалась в Париже.

Подпишитесь на наш
Блоги

Три любви Константина Маковского

17:36, 2 сентября 2020

Автор: Gatsby

Комменты 27

Аватар

Я, в который раз убеждаюсь, что если нравится чье-то творчество - художника, писателя, певца, то лучше не знать ничего про его личную жизнь. И никаких дел с ними не иметь. Они ведь просто люди, часто избалованные успехом, развращенные. Вот сколько раз жизнь сводила близко с людьми, чье творчество нравилось, потом наступало какое-то разочарование. Написал человек, например, пьесу, огненную, которая в восторг привела. А потом узнался поближе и все. Все. Пьеса по прежнему огонь, а человек уже говно. Причем с большой буквы. И уже вроде перед самой собой неловко, что тебе нравится пьеса такого человека.

Аватар

Спасибо. Очень интересный пост.

F

Мало того, после его смерти на наследство претендовали (кроме жен) еще женщины с детьми, которые утверждали что отец - Маковский.

Аватар

35 мужик считает нормальным совращать 15 летнюю девочку. И все такие, о она выглядит старше своих лет и такая самоуверенная. Потом ей пользуется и бросает, ради еще одной, слава всем богам, хотя бы не подростка. Да это просто отвратительно!

Аватар

Кто там недавно ратовал за брак юных дев за бабки старых дедов и говорил, мол, зато будешь как в шоколаде?

Подождите...