Вступление. Как все начиналось. (Можно пропустить и сразу перемотать на картинки).

Начиналось все в Китае. Пристрастие китайцев к горячему ароматному чаю побуждало их к поиску идеального материала для изготовления чайной посуды. Материал должен был обладать низкой теплопроводимостью; не впитывать посторонние запахи и привкусы, перебивающие чайный вкус. Сначала использовались каменные чаши. Но фарфоровые были экономичнее и легче.

Первые упоминания об изготовлении в Китае утвари, похожей на фарфор, относятся ко 2 веку до нашей эры. А уже в 7 веке нашей эры у китайцев была идеальная чайная посуда. А еще глазурированные вазы, блюда и статуэтки.

Фарфоровые фигурки и блюда династии Тан – 618-906 гг. нашей эры. Обратите внимание на яркость глазури.

Глазурь всего лишь слегка размылась. С момента росписи и обжига прошло минимум 1113 (Одна тысяча сто тринадцать) лет. Неплохая гарантия качества.

В 11 веке европейцы выдвинулись в первый крестовый поход на Ближний Восток. Увидели у купцов посуду тончайшей выделки. И захотели такую же красоту себе домой. Да, это был тот самый фарфор. Производство, понятное дело, было засекречено. Попытка разглашения/продажи технологии каралась, конечно же, смертной казнью.

Ввиду высочайшего качества и недоступности производства, фарфор называли «белое китайское золото». На самом деле, в Европе фарфор ценился выше золота. Черепки от разбитых изделий знатные дамы помещали в золотые оправы и носили в качестве украшений. Золотая оправа стаканчика из фарфора, принадлежащего королеве Изабелле Кастильской (1451-1504 гг.), имела вес 344 грамм и стоила, как несколько испанских деревень. Одна только оправа.

Китайцы свой секрет так и не раскрыли. Пришлось европейцам проводить самостоятельные промышленные изыскания.

Успеху предшествовали: рискованные дальние путешествия, десятилетия промышленного шпионажа, похищения ученых и порабощение мастеров, многоходовые купли-продажи технологических секретов, многолетние исследования химических свойств горных пород, множество неудачных экспериментов. Подробнее и интереснее об этом – книга «Китайский секрет» Елены Данько. Я знаю, многие читали ее в детстве. В моем изложении книга сильно проигрывает.

Наконец, в 1708 г. в Саксонии при дворе и спонсорской поддержке Августа Сильного ученым-химиком Иоганном Фридрихом Беттгером совместно с математиком-геологом Эренфридом Вальтером фон Чирнхаусом был получен фарфор, превосходящий по прочности китайский.

В 1710 г. в Саксонском городе Мейнсене была основана первая в Европе Мейсенская мануфактура. Руководителем назначен Иоганн Фридрих Беттгер. Геолог к тому времени уже умер(

Сначала европейские мануфактуры имитировали формы и декор китайского фарфора. Но вскоре выработали свой стиль, заимствуя образы античной культуры и европейской живописи. Иногда эскизами служили картины известных художников. Жан Батист Грез, картина "Деревенская невеста", 1761 г.

Но, это я отвлеклась. Вернемся к сплетницам.

Германия. Мейсенский фарфор. "Сплетницы" 1924-1934 г. Ручная роспись.

"Тет-а-тет"

"Три девицы" 

Дрезденское кружево. 1940 г. Скорее всего, подражание Мейсенскому фарфору.

Германия. Фабрика Goebel Hummel. Фигурки детей по эскизам Берты Хюммель выпускались с 1935 до 2008 г. Фигурки Берты Хюммель пользуются популярностью среди любителей фарфора в США с тех пор, как в 1945 г. американские солдаты привезли их в качестве трофеев-сувениров. Перед вами композиция "Секрет". 

Каподимонте. Италия. Вторая европейская фабрика фарфора, основана в 1743 г. Мастера Каподимонте оспаривают первенство Мейсенской мануфактуры. Мой голос на стороне итальянцев. Фарфор Каподимонте более мягкий по сравнению с Мейсенским. Мимика у скульптур живее. Складки на одежде, трещинки на полу, другие мелкие детали - реалистичнее и выразительнее. 

"Un segreto"

"Сплетники". Второе название композиции "Непристойный разговор". 1959 г.

Англия. Royal Doulton. Мануфактура существует с 1815 г.Композиция с интригующим названием "The Gossip". Изделие выпускалось с 1949 по 1967. Дизайнер Leslie Harradine.

"Файв о`клок"

Делфский фарфор. Бело-синие цвета голландцы копировали у китайских мастеров. А наши, гжельские, уже у голландцев. Популярный сувенир из Нидерландов.

"Сплетницы" Датской Королевской мануфактуры "Royal Copenhagen".  Год основания фабрики - 1775. Изделие производится с 1911 года.

Испания. "Сплетницы" фирмы Lladro. Фирма более молодая. Основана в 1953 г. и специализируется на производстве статуэток.Годы выпуска изделия: 1978-1985.

Чехия. Royal Dux. Статуэтка "По секрету", первая половина ХХ века.

"Сплетницы" той же фабрики Royal Dux, приблизительно 60-е.

Венгрия. Hollohaza РorcelanФабрика основана в 1777 г. Композиция "Девичьи секреты", 1970 г.

Подпишитесь на наш
Блоги

Сплетницы Европы. Фарфор. Продолжение.

06:48, 23 июня 2019

Автор: Chi-lady

Комменты 24

Аватар

Душой отдохнула! Спасибо!

Аватар

У меня на полке австрияйская статуэтка от бабушки: мальчик и девочка шепчутся, мальчик показывает пальцем на кого-то. И я не замечала этого смысла, пока не прочитала Ваш пост! Спасибо)) теперь я на них по-другому смотрю!

Аватар

Как же я люблю это удивительное искусство! Благодарю за пост! Покупаю вещицы из фарфора, как точно сказано, от них "...сердце замирает!" Я могу без необходимого, но не могу без лишнего(с)

Аватар

Китайские фарфоровые изделия 1-2 века н.э. в музее истории Шанхая поразили своим прекрасным видом и свежими красками, удивительно осознавать, но некоторые из них- современники Христа. Искусство на века.

Аватар

Как мне нравится кружевной фарфор!! У меня есть такая кружевница-фигурка леди в платье,как у тех трёх леди (дрезденский фарфор) из поста.Каждый раз,как беру в руки,сердце замирает.Такая тонкая работа.Вообще,кружевной фарфор-это невероятное зрелище! Такая красота!

Подождите...