Мари́я Тальо́ни (итал. Maria Taglioni; 23 апреля 1804, Стокгольм — 22 апреля 1884, Марсель) — прославленная балерина XIX века, представительница итальянской балетной династии Тальони в третьем поколении, одна из центральных фигур балета эпохи романтизма.

Мария родилась в семье балетмейстера и хореографа Филиппо Тальони. Девочка не обладала ни балетной фигурой, ни особой внешностью. Несмотря на это, её отец решил сделать из неё балерину. Мария училась в Вене, Стокгольме, а затем в Париже у Франсуа Кулона. Позже отец занимался с Марией сам, в 1822 году он поставил балет «Приём молодой нимфы ко дворцу Терпсихоры», с которым Мария дебютировала в Вене. Танцовщица отказалась от присущих в то время балету тяжёлых нарядов, париков и грима, выходя на сцену только в скромном лёгком платье.

Парижскую публику Мария покорила в 1827 году в «Венецианском карнавале», с тех пор она часто танцевала в парижской Гранд-Опера. Затем она танцевала в Лондоне. Там, в театре Ковент-Гарден. В марте 1832 года в парижской Гранд-Опера состоялась премьера балета «Сильфида», ознаменовавшего начало эпохи балетного романтизма. Именно она тогда ввела в балет пачку и тогда же она впервые продемонстрировала танец на пуантах-пальцах ног.

Следующие пятнадцать лет Мария Тальони гастролировала по всей Европе: от Лондона до Берлина и от Милана до Санкт-Петербурга. Ее репертуар состоял, главным образом, из постановок ее отца. Лучшие роли её были в балетах: «Бог и баядерка», «Сильфида», «Зефир и Флора». По свидетельству очевидцев, танцы Тальони были воплощением грации и изящества. В то же время А. Я. Панаева вспоминала о посещении стареющей «звездой» петербургского балетного училища:

Тальони днём была очень некрасива, худенькая-прехуденькая, с маленьким желтым лицом в мелких морщинках. Я краснела за воспитанниц, которые после танцев окружали Тальони и, придавая своему голосу умиленное выражение, говорили ей: «Какая ты рожа! какая ты сморщенная»!

Тальони, воображая, что они говорят ей комплименты, кивала им с улыбкой головой и отвечала:

— Merci, mes enfants!

В 1832 году Мария вышла замуж за графа де Вуазен, но продолжала носить девичью фамилию и не бросила сцены. Оставив театр в 1847, жила преимущественно на виллах Италии. Давала уроки балета. Некоторое время сожительствовала с русским князем А. В. Трубецким, от которого родила сына. Князь Трубецкой позднее женился на её дочери от брака с Вуазеном.

Тальони ещё только раз появилась в Париже, с целью поощрения своей ученицы Эммы Ливри, восходящей звезды, воскресившей на некоторое время позабытые с уходом Тальони классические балетные традиции. С именем Леви связана единственная балетмейстерская работа Тальони: для нее она поставила балет «Бабочка» (либретто А.де Сен-Жоржа, музыка Ж. Оффенбаха).

Мария Тальони умерла в 1884 году в Марселе, похоронена на кладбище Пер-Лашез. На надгробии следующая эпитафия: «Ô terre ne pèse pas trop sur elle, elle a si peu pesé sur toi» (Земля, не дави на неё слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе).

Мари Тальони в партии Флоры в балете "Зефир и Флора" Шарля Луи Дидло.

Балет "Дева Дуная".  Мария Тальони - Флел де Шан, Жозеф Мазилье - Рудольф. Гравюра -Луи Малевр.

Мария Тальони в балете "Сильфида".

Мария Тальони - Сильфида. Литоргафия Деверни.

"Три грации" - Мария Тальони, Фанни Эльсслер и Фанни Черрито.

Обновлено 17/01/16 13:06:

С благодарностью добавляю присленные мне от [Feya_] Feya:

Подпишитесь на наш
Блоги

Мария Тальони

10:57, 16 января 2016

Автор: GulJa3

Комменты 11

Аватар

Красота! красота! теперь их есть у меня! спасиб_ очень красиво

M

Какая'' ускользающая красота''... На всех портретах-гравюрах изображены разные женщины.

Аватар

Ой, спасибо за столько картинок! Так люблю рассматривать рисованные костюмы. А это не про нее говорили, что удар ногой у нее неслабый? ))

B

Спасибо большое за пост, за все эти чудесные гравюры и фотографии! Тальони была выдающейся женщиной, женщиной новатором! Ну и с очень богемными взглядами, видимо... Ее бывший гражданский муж женился на ее дочери.высокие отношения... Получается, что ее дочка стала мачехой своему же единоутробному брату. Кстати, в посте говорится про того самого князя Трубецкого, который написал скандальные записки о "настоящих отношениях Пушкина и Дантеса"

Q

Огромное спасибо, что выполнили мою просьбу! Обратила внимание, что она не первая великая балерина, которая не обладала выдающимися внешними данными для балета, если мне не изменяет память, то Матильда Кшесинская была коротконогая, Галина Сергеевна Уланова слегка сутуловатая и с очень выступающими коленками, но видно на сцене в любой ипостаси от творца должна исходить какая-то волшебная магия! А гравюры просто чаруют глаз, даже помечтала, чтобы кого-то из великих балерин нашего времени так же запечатлели в гравюрах! Однозначно плюсую, плюсую, плюсую!

Подождите...