"Балет - это не техника, это душа!" - Анна Павлова. 

Академия русского балета им. Агриппины Яковлевны Вагановой - балетная школа в Санкт-Петербурге, является одной из старейших балетных школ мира. Основала ее в мае 1738 года сама императрица Анна Иоанновна как "ТанцОвальная Ея Императорского Величества школа" и с тех пор Академия держит планку одной из лучших.

Инициатором и первым педагогом школы стал французский танцмейстер Жан Батист Ланде. Изначально в специально оборудованных комнатах Зимнего дворца у него в учениках числилось 12 девочек и мальчиков – детей дворцовых служащих. Конечно, балет тех времен нельзя сравнивать с нынешним: все свои усилия Ланде направил на то, чтобы воспитанники овладели бальными танцами, которые лежали тогда в основе обучения. Но результат был налицо: в Российской империи появился свой балет. 

Жан-Батист Ланде     

Большинство важных событий, повлиявших на весь русский балет, произошло именно в стенах нынешней Вагановской Академии. Именно там работал первый русский балетмейстер Иван Вальберх (Лесогоров), который подготовил труппу к приезду прославленного француза Дидло. Сам Шарль-Луи Дидло, основатель современной методики классического танца, преподавал в школе около 20 лет – за это время он сумел добиться того, чтобы русский балет стал частью европейского (там в то время как раз складывалась новая система театрального пуантного классического танца в корне отличавшаяся от русской, близкой к системе бального и бытового танца). Дидло требовал от учеников не только совершенной техники, но и актерской выразительности.  Нельзя не отметить, что постановки Вальберха были слабее балетов Дидло, и он это понимал. В них пантомима преобладала над танцем, довольно слабой была хореографическая партитура. Дидло в балете демонстрировал изящество танца, совершенство форм; Вальберх ратовал за содержательность, яркие живые образы. В то время, как Дидло "царствовал" в балетном Петербурге, Вальберх занимался реорганизацией балетной школы в Москве.

Иван Иванович Вальберх 

Более того, на рубеже XVIII-XIX веков русский балет превосходил многие зарубежные, а классический танец, который внедрил Дидло, стал стержнем образовательной программы балетного училища. Продолжительность освоения программы занимала семь лет. Установились принципы приема на обучение танцу (неизменное ограничение возраста приема и требование особых природных данных) и аттестации учащихся (ежегодный конкурсный перевод из класса в класс).

Выдающиеся русские поэты (Пушкин, Грибоедов и Державин) в своих стихах воспевали балеты Дидло и его балерин. Французский балетмейстер усилил роль корде6алета, связь танца и пантомимы, утвердил приоритет женского танца. В первой трети XIX века русский балет достиг творческой зрелости, сложилась национальная школа, для которой стали характерными жизненность, глубокая содержательность, виртуозная техника. Авдотья Истомина - ученица Дидло - была одной из первых балетных танцовщиц, которые встали на пуанты. 

Шарль-Луи Дидло    

В 1851 году в Санкт-Петербург по приглашению Дирекции императорских театров прибыл другой всемирно известный француз – Жюль Перро (крупнейший балетмейстер в эпоху романтизма). Он проработал в России около 8 лет.

Позже преподавать в училище начал Мариус Петипа (связанный с ним период получил название "эпохи Петипа"), швед Христиан Иогансон и итальянец Энрико Чекетти, благодаря которому возник интерес к мужскому танцу, а также множество других великолепных педагогов.

Мариус Петипа       

Определяющее воздействие на развитие методики в училище оказала балетмейстерская и педагогическая деятельность Мариуса Петипа, приехавшего в Петербург в 1847 году также по приглашению Дирекции Императорских театров. Вся вторая половина XIX столетия – это эпоха М. Петипа. Великий балетмейстер создал множество оригинальных спектаклей, сохранил и обогатил балеты своих предшественников.

Каждый балетмейстер привносил в русский балет черты своей национальной школы – французской, итальянской, шведской. И балетное училище все эти знания "впитывало".

Балетная техника: французская, русская (Агриппины Вагановой), итальянская (Энрико Чекетти)

С 1921 года преподавать в Петербургском театральном училище стала его выпускница, ученица Христиана Иогансона, оставившая сцену Мариинского театра  - Агриппина Ваганова. Видя работу блестящих мастеров классического балета, Ваганова и сама становится адептом строгой академической школы. 

Сопоставляя, критически отбирая все наиболее близкое, себе из того, что довелось ей узнать за годы своей учебы и работы в Мариинском театре, Ваганова постепенно сформировала свои художественные и педагогические принципы, которые легли в основу ее педагогической системы, ее, "вагановского", педагогического метода. Основу его составляет осмысленность хореографических приемов, техники, а не формальное изучение отдельных движений. В 1934 году А. Ваганова выпустила книгу "Основы классического танца", которая выдержала 4 издания и переведена на многие языки. В ней она систематизировала весь педагогический опыт своих предшественников и свой, раскрыла творческие принципы и методы, достижения всего русского классического балета. Кроме того, она дала анализ приемов и форм классического танца, разобрала отдельные танцевальные па, позы, термины. Большое внимание Ваганова уделяла постановке корпуса. Без хорошо поставленной спины, устойчивости невозможно профессиональное мастерство.

В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу (с 1991 года — Академия русского балета) было присвоено имя А. Я. Вагановой

Агриппина Ваганова 

... в роли Эсмеральды

Академию прославили не только знаменитые балетмейстеры, но и талантливые выпускники. Например, Анна Павлова, блиставшая в Париже на дягилевских "Русских сезонах", познакомила с русским балетом весь мир, а Марина Семенова в сложные 1920-е доказала родной стране, что классический балет нужен.

Анна Павлова 

Анна Павлова и Вацлав Нижинский 

Ленинградская хореографическая школа (Вагановская Академия) во время Второй Мировой войны 

Интересный факт: воспитанники Ленинградского хореографического училища и артисты Кировского театра (ныне Мариинский театр) были эвакуированы в Пермь и поселок Нижняя Курья, где их выступления проходили на сцене Пермского академического театра оперы и балета. Юным ученикам тогда приходилось репетировать в холодном зале, вылезая из валенок, чтобы повторить движение за преподавателем на ледяном полу, а артистам, выступавшим на передовой, рискуя своей жизнью, приходилось танцевать для бойцов на неровном дне деревянных кузовов грузовиков. Также в годы войны "сверху" было дано распоряжение давать всем воспитанникам талоны на 600 граммов хле6а, как рабочим, а не детские маленькие порции. 

Нашла для сравнения чудесные гифки из Лебединого озера (эпизод умирающего лебедя) с Анной Павловой 

Майей Плисецкой

Ульяной Лопаткиной 

Светланой Захаровой 

Успех Академии в разные годы подкрепило творчество Галины Улановой, Феи Балабиной, Наталии Дудинской, Владимира Пономарева (одного из основателей школы мужского классического танца), Матильды Кшесинской, Вацлава Нижинского, Михаила Барышникова, Ульяны Лопаткиной.

Владимир Пономарев в балете "Баядерка"

Марина Семенова и Алексей Ермолаев в балете "Щелкунчик"  

Галина Уланова в балете "Спящая красавица" 

Рудольф Нуреев (слева) с преподавателями Академии и своей партнершей

Михаил Барышников - студент Академии, 1962 

ученицы Академии им. Вагановой, 1970  

1970-е годы 

молоденькая Диана Вишнева 

мальчик на первом плане - Владимир Шкляров 

Музей истории хореографии при Академии 

Русская школа и по сей день по праву обладает статусом одной из самых авторитетных в мире. Гармоничная система преподавания до сих пор считается самым логичным и тонким научным исследованием о природе танца и вытекающей из этой природы технике. 

Учащиеся Академии любовно называют свою альма-матер "балетным Оксфордом". Занятия проводятся шесть дней в неделю по 10 -12 часов в день. В Академию отбирают детей, перешедших в 5-й класс общеобразовательной школы, абсолютно здоровых, приветствуются дети, прошедшие подготовительные курсы. Прием проходит в три тура: на первом туре оцениваются внешность, профессиональные данные (подъем, шаг, выворотность, гибкость, прыжок), второй тур является всесторонним медицинским осмотром, третий тур — повторная оценка профессиональной пригодности в сочетании с чувством ритма, музыкальностью, выразительностью. После 7 лет обучения студент получает диплом о среднем специальном образовании “артист балета” с правом работы, более одаренные и перспективные студенты имеют возможность обучаться в Академии еще 2 года и получить степень бакалавра искусств. Как и все школьники, учащиеся изучают общеобразовательные дисциплины, а также историю балета и костюма, изучают балетную музыку, в старших классах - актерское мастерство. И самое главное - танец. Классический и историко-бытовой, характерный и дуэтный. Начальное профессиональное обучение бесплатно, лучшие студенты обеспечиваются стипендией. Воспитанников занимают в эпизодических ролях и массовках спектаклей Мариинского театра.

Бонус! Анна Павлова и ее умирающий лебедь

П.С. считается, что из Академии в Петербурге, выпускаются лучшие балерины, а из Москвы - лучшие балетные танцовщики))

Подпишитесь на наш
Блоги

Академия русского балета им.Вагановой

23:42, 15 января 2015

Автор: Lady_ViVi

Комменты 48

A

Жаль, что читатели здесь вводятся в заблуждение, так как: 1. А.Я.Ваганова НИКОГДА НЕ ТАНЦЕВАЛА ЭСМЕРАЛЬДУ. На помещённой тут фотографии( с кастаньетами) она в костюме из балета "Пахита". А в родной Школе она стала преподавать ещё в 1919 году(имеется её личная анкета 1949 года) 2.Ваша подпись - Ленинградская хореографическая школа (Вагановская Академия) во время Второй Мировой войны  ОШИБОЧНА. На самом деле это постановочный кадр из какого -то ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА(приглядитесь). 3. "Музей истории хореографии" - что это за странное название? Никогда он так не назывался. Это не музей хореографии вообще.Прежнее название - Музей ЛАХУ(ныне - АРБ) имени А.Я.Вагановой. А современное его название: Мемориальный кабинет истории отечественной хореографии.

Аватар

Ох, а какие у настоящих балерин фигуры. Учась в Питере в одном из институтов, жила в общежитии, так там на одном из этажей жила балетная труппа. Очень часто, когда были женские банные дни, сталкивалась с ними ню)))) Глаз не оторвать, тоненькие, хрупкие, икры накачанные, такие ладные, Волочкова, действительно, по сравнению с ними "гора".

Аватар

Вот это вещь! матрона в шляпочке удивительно красива! и всё-таки старинные фотографии очень очень очень даже... оч люблю балет

Аватар

Как раз читаю книгу "Воспоминания Матильды Кшесинской"))

K

Нравится легендарный Нижинский.

Подождите...