Опубликовано пользователем сайта

Конкурсы и опросы

Мой маяк. "Властелин колец".

39
Мой маяк. "Властелин колец".

…Поначалу, в первый месяц, было невероятно сложно отвлечься на что-либо. Свободное время занимал дум-скроллинг, а прием успокоительных стал рутинным. Не так давно я улучила время (десяток вечеров после отбоя), чтобы пересмотреть Властелин Колец. А теперь я перечитываю книгу. 

(Alan Lee, Rivendell).

Я плохо разбираюсь в кино, не очень его люблю, мне удобнее воспринимать текст или статичные изображения (так, комиксы я люблю больше, чем кино). Единственный режиссер, у которого я посмотрела большую часть фильмографии -- Ким Ки Док, а любимый фильм, пожалуй, Властелин Колец. Я много раз смотрела трилогию, начиная с выхода на экраны в 2000-м. Поэтому я обратилась к ней как к comfort watching. Кинотрилогия Джексона, на мой взгляд, -- максимально хорошая адаптация, на которую только можно было надеяться любителям книги. Местами сценаристы весьма вольно обращаются с первоисточником, добавляя эпизоды и искажая персонажей в пользу большей кинематографичности и драмы, но кино есть кино. По крайней мере, большую часть изменений можно логично обосновать, а в целом же, фильмы сделаны с большой любовью.

(Алан Ли, The Golden Hall).

Никогда раньше я не задумывалась о том, насколько силен гуманистический пафос “Властелина колец”. Как известно, Толкиен прошел Первую Мировую, а свое главное произведение начал писать в 1938-м, накануне Второй. Его сыновья тоже воевали. Никогда раньше я не читала/не смотрела “Властелин колец” в обстоятельствах, подобных сегодняшним. Возможно, виновато обостренное от стресса восприятие, но меня шокировали многие моменты. Давно знакомые фразы зазвучали иначе, превратившись из нравоучительных в выстраданную правду о войне и жизни. Пришлось заново прожить и перебрать свой опыт. Медленно сгущаются тучи, никто не хочет верить, что пути назад нет, всюду проникает страх, постоянно приходится делать сложный выбор, который никто не должен быть обязан делать итд итп. Абсолютно очевидно, что Толкиен пережил все это сам и смог глобально осмыслить все этические коллизии военного времени.

(Alan Lee, Lady Eowyn Bids Farewell to Aragorn).

Сейчас я перечитываю книгу. Впервые читаю в оригинале, и это еще и чертовски хороший текст, сдержанный, но красочный, с характерным tongue-in-cheek attitude. В детстве я читала известный перевод Муравьева/Кистяковского, он, увы, не воздает должное оригиналу. 
Завязка книги такова: в уютный благоустроенный мир, беззубый и не знавший напастей, приходит некто из сильных мира сего и говорит, что грядет война. Отсидеться не удастся. Помощи ждать неоткуда. В это сложно поверить, когда за окном весна, все заняты своей жизнью, а до “горячих точек” месяцы пути. Главному герою приходится, преодолевая себя и отказываясь от привычной жизни, отправляться в безнадежное путешествие, которое изменит его до неузнаваемости. Так и люди, ставшие свидетелями войны, больше не будут прежними. 

(Alan Lee, The Helm Pit).

Кольцо Всевластья в данной истории -- метафора власти, господства. Оно оказывается практически непреодолимым соблазном для всех, на кого воздействует. Власть может разрушить самого сильного, самого способного человека, если в нем есть малейшие зерна гордыни и невежества. Гендальф отказывается от кольца сразу, понимая, что последствия могут быть страшными (аналогично, в другой книговселенной Дамблдор определяет себя на роль скромного директора школы, зная, что искушения властью он не выдержит). Кольцо также является ахиллесовой пятой Саурона, без неограниченной власти он никто (NB). Гордыня и невежество -- слабые места любого человека, это то, что нещадно эксплуатирует любая пропаганда, любое зло. Я это хорошо ощутила на себе, особенно в последние месяцы. В общем, на протяжении книги эта тема искушения проработана досконально, в самых разных ситуациях. К злу обращаются от отчаяния, от бессилия и горя, от невозможности терпеть дальше, от страха, в попытке перехитрить врага, в поисках выгоды.
(Anke Eissmann, A pert servant).

Так, например, Саруман считает, что он достаточно умен и сможет переиграть Саурона на его поле. Денетор - умный и деятельный правитель (в книге), оказывается сломлен горем и отчаянием, и, не без участия Саурона, сходит с ума. Боромира в тупик заводит смесь гордыни и отчаяния. В общем, невероятно поучительное и relatable чтение. Фарамир, к слову, в книге тоже написан иначе, чем в фильмах (и это боль фанатов Фарамира). Он не пытается отобрать кольцо у Фродо и отвезти его в Минас Тирит, как в фильме, а отказывается от кольца сразу. Тем не менее, он тоже переживает свой момент искушения. Довольно интересная сцена, которую хочется привести целиком, но ограничусь небольшой цитатой: “...Даже если бы оно лежало на дороге, я не подобрал бы его. <...> Но я достаточно мудр, чтобы понять: есть такие опасности, от которых человек должен бежать. <...> Если вы взяли эту вещь на себя, не желая ее, по просьбе других, тогда я еще больше жалею и уважаю вас”. 

(Anke Eissmann, Gandalf and Faramir.)

И это плавно подводит нас к, возможно, самому трагическому персонажу, к Фродо. Многие, правда, оспаривают этот грустный титул в пользу Смеагола, Боромира и прочих. В начале книги мы видим Фродо очень живым, полным любопытства, не чуждым простых радостей, не лишенным некоторой эксцентричности итд. итп. В общем, милое летнее дитя. Далее, в течение всей книги мы наблюдаем, как он становится все более изможденным, измученным, он тащит эту ношу, но едва справляется. На него нападают его друзья, он живет в постоянном страхе, его жизнь -- мучение. В финале, он проваливает миссию, не в силах больше сопротивляться искушению, и только случайность спасает все предприятие. После этого он возвращается домой, его друзья живы, он герой, но жизнь утратила краски, он навсегда покалечен войной. Тень себя прежнего. Это трагедия выжившего: человек ушел на войну, сделал все, что мог, и больше никогда не почувствовал полноты жизни снова. Нужно как бы снова сложить воедино себя прежнего, не деталей не хватает. Толкиену все это явно было хорошо знакомо на собственном опыте, разве что его друзья были мертвы к моменту его возвращения с войны. 

(Anke Eissmann, Sam and Frodo).

Из писем Толкиена о Фродо:
“Фродо предпринял свой квест из любви - чтобы спасти знакомый ему мир от беды за свой собственный счет, если получится; а также и в глубоком смирении, понимая, что для этой задачи он совершенно непригоден. На самом деле он принимал на себя обязательства лишь сделать все, что сможет, попытаться отыскать путь и пройти по этой дороге столько, насколько хватит сил духовных и физических. Все это он выполнил. Я лично не вижу, с какой стати то, что разум его и воля сломались под демоническим воздействием после мучений, считается нравственным провалом в большей степени, чем если бы пострадало его тело, - скажем, если бы его задушил Голлум или его придавило бы упавшим камнем. <...>

(Anke Eissmann, Битва на Пелленорских полях)

Поначалу Фродо вроде бы никакого чувства вины не испытывал (III 224-225); к нему вернулись рассудок и покой. Но тогда он полагал, что принес в жертву собственную жизнь: он думал, что скоро умрет. Однако он не умер; и можно заметить, что мало-помалу им овладевало беспокойство. <...>
Сдается мне, внимательный читатель, поразмыслив, поймет, что в темные моменты, когда Фродо сознавал, что “изранен кинжалом, и жалом, и клыком, и долгим бременем” (III 268), мучили его не только кошмарные воспоминания о пережитых ужасах, но также и неоправданные самообвинения: он воспринимал и себя, и все, что он сделал, как воплощение провала и неудачи. “И хотя я мог бы вернуться в Шир, он покажется мне чужим, потому что мне самому уже не стать прежним”.
(Anke Eissmann, The Ride of the Rohirrim).

На самом деле то было искушение из Тьмы, последний проблеск гордыни: желание возвратиться “героем”, не довольствуясь ролью просто орудия блага. А к этому искушению подмешивалось еще одно, темнее и однако ж (в известном смысле) более заслуженное, ибо, чем бы это ни объяснять, на самом-то деле он не бросил Кольцо добровольно: его мучило искушение пожалеть о его уничтожении и по-прежнему пожелать его. “Оно сгинуло навсегда, и ныне все темно и пусто”, - говорил он, очнувшись от своего недуга в 1420 г. “ (Конец цитаты).

(Сергей Юхимов).

Еще один важный лейтмотив книги -- тема природы. Мне попадалась где-то информация о том, что Мордор вдохновлен индустриальной областью недалеко от города детства Толкиена. Возможно, его нельзя назвать луддитом, но Машины явно представлялись ему злом. Толкиен описывает доисторический мир, где у природы высочайший приоритет. Энты -- древнейшие существа Средиземья, эльфы -- старшая раса, и все тесно связаны с природой. Много плохого исходит из того, что кто-то (люди, гномы итд) в своей жадности злоупотребляет щедростью природы. 
В одном из писем Толкиен резко отзывается о бомбардировке Германии в конце Второй Мировой, и пишет о мере личной ответственности, и о том, что в конце войны побеждают только Машины, а люди в любом случае проигрывают.

(Сергей Юхимов, Осада Минас-Тирита).

Толкиен не предлагает готового решения, как остаться человеком, как сбалансировать прогресс (ведь отказаться от машин и вернуться в прошлое -- не выход), и, возможно, эта часть его творчества слабее. Но, тем не менее, как этическое исследование эта книга далека от примитивного представления о черно-белой борьбе добра со злом. 
В общем, читаю я это все, и мне малодушно жаль, что нет у нас мудрого Гэндальфа, который знает, что делать, нет сильного лидера Арагорна. Приходится жить, прячась и хвататься за базовые гуманистические ценности. И постоянно упражняться в скромности.

(Сергей Юхимов, Ворота Минас-Моргула).

Одна из самых иконических цитат Гендальфа: 
“I wish it need not have happened in my time,” said Frodo.
“So do I,” said Gandalf, “and so do all who live to see such times. But that is not for them to decide. All we have to decide is what to do with the time that is given us.”

— Хотелось бы мне, чтобы это случилось в другое время — не в мое.
— И мне бы тоже, да и всем, кто дожил до таких времен. Но выбирать не дано. Мы можем только решить, как распорядиться своим временем.

P.S. Всех приветствую! Прошу отнестись снисходительно к форматированию и стилистике (включая некоторые фразы на английском). Буду рада, если кому-то эти мысли и идеи покажутся близкими. Я продолжаю чтение, и пока вбираю в себя разные мелкие подробности, которые уже позабыла. 

Оставьте свой голос:

726
+

Комментарии Скрыть комментарии

Войдите, чтобы прокомментировать

Bordzhia
Bordzhia

Это лучшая рецензия на книгу, что я читала! Тяжело и легко от прочтения.

Спасибо большое.

Rei
Rei

Bordzhia, спасибо. Это не то, чтобы полноценная рецензия, скорее впечатления, которые не хотелось бы забыть. Надо было добавить более лёгкого контента для баланса, но не хватило времени)

Bordzhia
Bordzhia

Пока читала возникла ассоциация с героем «Жертвоприношения», Александром, который отдал все: семью, дом, голос, чтобы остановить ядерную войну.
Такая метафора, что война все забирает. И у победителей, и у побеждённых.
Только гуманизм и природа могут спасти людей.

Rei
Rei

Bordzhia, а я, когда дописала, вспомнила Пауля Боймера, главного героя "На западном фронте без перемен". Он начинает войну мальчиком, вчерашним школьником, а к концу книги отрешается от всего. Мир выцветает, время замедляется, и его случайная смерть в конце войны как будто его уже и не волнует.

sea063
sea063

Прекрасно написано! Я тоже начала проводить параллели с сегодняшней ситуацией. Грустно и печально все это. Но вселяет веру, что зло будет остановлено.

Rei
Rei

sea063, спасибо. Горячая фаза когда-нибудь закончится, но людей не вернуть. И сколько это потом разгребать, неизвестно. Германия вон в некотором роде так и не оправилась.

Estel_m
Estel_m

What is tongue-in-cheek attitude? Какой-то характерный британский стиль письма?

LeaIlea
LeaIlea

Estel_m, это ирония. смысл в том, что что-то серьезное произносится с эдаким юмором, и люди упирают язык в щеку (собственно дословно tongue in cheek), чтобы не засмеяться. хоть я и не согласна, что это прям так уж применимо к ВК. вот Марк Твен на это был мастер

Rei
Rei

LeaIlea, наверное, мне надо было подробнее это развернуть. Меня удивило, что голос автора сильно отличается от того, что я помню по переводу. Ну и скрытая ирония там есть -- описание Шира в самом начале, например, сродни типичной английской деревне у Агаты Кристи. Колоритные типажи итд. Вроде, все серьёзно, но написано с улыбкой.

Estel_m
Estel_m

LeaIlea, спасииибо!

LeaIlea
LeaIlea

не ожидала увидеть что-то по любимому Средиземью, спасибо автор. захотелось перечитать, пересмотреть или все сразу, замечательная вселенная, и рецензия замечательная

Rei
Rei

LeaIlea, спасибо!

ladylu
ladylu

Круто написано, автор. Очень здорово находить новые смыслы в любимых книгах. Любая хорошая литература несет в себе много смыслов и заставляет задумываться об основных
человеческих ценностях. За это и люблю книги.

Rei
Rei

ladylu, спасибо. Да, это прямо магия. Хорошая книга в разном возрасте и в разных обстоятельствах раскрывается по-разному.

ladylu
ladylu

Rei, да, тоже это замечала, перечитывая любимые книги, все время нахожу что-то новое для себя.

Stoyana_rakova
Stoyana_rakova

Спасибо автор, никогда не интересовалась, но с вашей подачи попробую почитать. Для меня это цикл Дрюона проклятые короли. Мрачное средневековье, где свирепствует чума и голод, где женщину могут посадить за измену или побить и это считается милостью прогресса, потому что раньше убивали. Травят все друг друга как бешеные и с такой же страстью пишут письма, кто грамотные. Бумага, почта тогда были в диковинку типа наших интернета и соцсетей. Читаю и успокаивает немного, у нас в семье все гниды гнидами (половина украинцев, половина русских), лесковская юдоль, но так хоть электричество и уголовный кодекс есть, так просто не отравят))

Rei
Rei

Stoyana_rakova, спасибо. Я читала Проклятых королей, мне нравилась в юности эта серия. Позже набрала на Волчий зал Хиллари Мантел, это исторический роман об эпохе Генриха 8го, т.е. на пару веков попозже. Ну очень хорошо написано.

Stoyana_rakova
Stoyana_rakova

Надеюсь ваш пост победит, прям вот просто +100500

Rei
Rei

Stoyana_rakova, спасибо) в любом случае, я рада, что все-таки записала это, давно не давало покоя.

13libs
13libs

Спасибо, автор. Обожаю 'ВК', этот мир прекрасен от и до. Считаю 'Братство кольца' лучшей первой книгой цикла всех времён и народов. До сих пор помню то ощущение, с каким я шла из школы с 'БК', предвкушая чтение.

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Off-duty: Анджелина Джоли с дочерьми Захарой, Вивьен и Шайло проводит время в Италии
Хоккеиста сборной России Ивана Федотова задержали и призвали в армию. История получила широкий резонанс
Евгений Цыганов рассказал о расставании с матерью своих семерых детей Ириной Леоновой: "Я никого не бросал"
Нурлан Сабуров вернулся к концертам после скандалов в США и оскорбил Ксению Собчак. Она ему ответила
Алена Долецкая порекомендовала 7 летних фильмов
Виктория Бекхэм рассказала, что боится критики в адрес своей дочери Харпер из-за фигуры: "Я вижу, какими жестокими могут быть люди"
Неделя высокой моды в Париже: Рената Литвинова, Эмма Уотсон, Ева Герцигова, Рита Ора на показе Schiaparelli
Кирилл Серебренников опубликовал прощальное письмо к команде "Гоголь-центра": "Свобода кончилась. Совсем"
Надежда Стрелец об уходе Марины Овсянниковой из Die Welt: "Человек, положивший на алтарь условной свободы собственную жизнь, остается без работы"
Певица Холзи рассказала о трех выкидышах и заявила, что аборт спас ей жизнь
Адель рассказала в интервью, что хочет завести еще детей, и прокомментировала скандал с отменой шоу в Лас-Вегасе
Дебют бывшей девушки Канье Уэста в Vogue, буллинг и Брэд Питт: лучшие обложки месяца
Эмбер Херд потребовала отменить решение суда с Джонни Деппом
Королева Елизавета II передаст часть своих обязанностей принцу Чарльзу
Обесцвеченные брови и эффект "глазированного пончика": 6 бьюти-трендов, которые любят Меган Фокс, Хейли Бибер и Белла Хадид
El Vocero: мужчина обвинил Рики Мартина в домашнем насилии. Он уверяет, что певец встречался с ним, будучи в браке
Москвичи сообщают о заплесневелых бургерах в ресторанах "Вкусно и точка". Ксения Собчак попросила сеть разобраться с проблемой
Марина Овсянникова, устроившая акцию в эфире Первого канала, сообщила о своем уходе из немецкой газеты Die Welt