
Берлинская лазурь — художественный термин. До ее изобретения в 1704 году мир не знал ярких синих цветов. Все выглядело тускло, бледно — в общем, совсем не лазорево. С изобретением этой краски эстеты позволили себе синие стены и мебель. Совершенству не было предела — после берлинской изобрели прусскую и парижскую лазурь. Самой яркой оказалась парижская.
Викторианский красный — английская классика. Популярным этот цвет стал не при королеве Виктории, а намного раньше, при Елизавете, которая обожала темную помаду и румяна, контрастировавшие с бледным цветом ее лица. С тех пор темно-красный оттенок — любимый у англичан, часто в сочетании с темно-зеленым. Его традиционно выбирают для гостиных. А если хочется и красного викторианского, и зеленого георгианского, то клеят красно-зеленые обои в полоску.
Гуммигут — ярко-желтая краска. Делалась на основе сока растения камбоджа гута с острова Цейлон. Этот цвет любил, в частности, английский художник Рейнольдс. В других странах гуммигут принято называть «драконовой кровью».
Жженная сиена — красивая красно-коричневая краска, без которой не может обойтись ни один художник, пишущий маслом. До прокаливания она имеет желтый оттенок и называется «сиенская земля», поскольку в чистом виде добывается близ итальянского города Сиена. Вообще, у художников есть целая палитра разных «земель»: зеленая, умбрская, кассельская, кельнская. Под этими поэтическими названиями скрываются, как правило, вполне рядовые коричневатые оттенки.
Индиго — натуральный краситель, дающий синий цвет. Мощное его использование относится к эпохе наполеоновских войн, когда Франции требовалось море синей краски для военных мундиров. В принципе во Франции на тот момент существовал другой синий краситель — вайда, но он надежд не оправдал. Сейчас синюю краску получают искусственно, но название осталось — в частности, появился термин «дети индиго». Это дети, наделенные особыми способностями, а в их ауре преобладает синий цвет.
Киноварь — художественный термин. Это ярко-красный цвет, а сама краска была известна с давних времен под римским названием «минимум». Найти ее можно было практически в любой точке земного шара, стоила она дешево, но под воздействием света чернела раз и навсегда. Вернее так: если картина, написанная киноварью, стояла в помещении, то ночью почерневшая краска опять возвращала свой красный оттенок. А если выставлялась на солнцепек, то все, прости-прощай. Многое зависело от грунта, который использовал художник. Рубенс писал на клеевом, поэтому у него сочные красные краски. Другим повезло меньше. Киноварь до сих пор производится в разных странах, особенно в Китае — стране, замеченной в особом пристрастии к красному цвету.
Маджента — название, знакомое всем, кто близок к полиграфии. Это один из основных печатных цветов, имеет пурпурно-малиновый оттенок. В модных интерьерах маджента невероятно популярна в сочетании с оливковым, горчичным или апельсиновым.
Пепел розы — тонкий и сложный оттенок, пользовавшийся особой любовью в XIX ве**ке в Скандинавии. При натуральном освещении он казался серым, а когда зажигали свечи, дом наполнялся теплыми розовыми тенями.
Перванш — нежный голубовато-сиреневый оттенок. Несмотря на всю изысканность, считается довольно холодным.
Пюс, или пюсовый цвет, — старое название коричневого тона. В современном русском языке не прижилось, поскольку никому не хочется называть свой наряд или интерьер «блошиным» (puce по-французски — блоха). Однако это не значит, что с красивым цветом блохи декораторы перестали работать. Известен случай из практики знаменитого английского декоратора XX века Дэвида Хикса: во время семейной сцены жена бросила в него банкой с кока-колой, но промахнулась. А Хиксу так понравилось образовавшееся коричневое пятно на стене, что он тут же запатентовал свой собственный оттенок под названием «кока-кола».
Селадон — так звали волокиту из французского любовного романа XVII века, щеголявшего в костюме с лентами серовато-голубовато-зеленого цвета. Сейчас этот оттенок ассоциируется не с любовными похождениями, а с классическим китайским фарфором, покрытым глазурью «цинцы», который был известен с 1000 года. Селадоновая керамика повлияла не только на все прикладное искусство Востока, но и на саму чайную традицию: в те времена цвет чая должен был сочетаться с цветом посуды, следовательно, успех имели «голубоватые» сорта. Отголоски этой традиции остались во многих языках. Многие азиаты на вопрос, какой чай они пьют, скажут «голубой» вместо «зеленый». Нашим декораторам работать с селадоном трудно: чуть ошибся, и вот уже получился не селадон, а цвет стены в советской поликлинике. Зато на правильном селадоновом фоне отлично смотрятся гобелены, светлая мебель и фарфоровая посуда с розовым рисунком.
Сепия — прозрачный коричневый цвет, создавший в акварели целое направление. Сепии коллекционируют так же, как сангины (рисунки в красном цвете) и гризайли (в сером). Очень популярны фотографии, обработанные под сепию, — они создают иллюзию старины.
Сомон — французское название лосося. Лососевый цвет был популярен в конце XIX века и страшно популярен в 50-е годы XX века. Впрочем, в то время с ним успешно соревновался ядреный пинк (англ. pink — розовый), введенный в моду Эльзой Скьяпарелли, вечной соперницей Шанель. XX век вообще оказался поклонником розового. Хотя в интерьере с сомоном работать очень трудно. Дэвид Хикс называл этот цвет в ряду пяти самых дисгармоничных оттенков.
Сольферино — темно-фиолетовая краска с синим оттенком. Фиолетовая семья вошла в моду и интерьер только во второй половине XIX века, когда были изобретены анилиновые красители. Первым анилином стал цвет, близкий к фуксии, затем появились другие разновидности. Фиолетовые оттенки неплохо смотрятся в городской квартире: они спокойны, изысканны и свидетельствуют о том, что хозяйка — «еще та штучка».
Умбра — художественный термин. Это старая коричневая краска, известная со времен древних римлян. Добывали ее в итальянской провинции Умбрия. Краска активно используется во всех видах живописи, в жженном виде у нее красно-коричневый оттенок.
Французский серый ведет свое проис-хождение от картин в серых тонах (гризайлей) и панорамных обоев Жана Зубера (начало XIX века), прорисованных серой краской. Французы питают к серому особую любовь: часто выбирают этот цвет для стен, строят дома из серого камня. Максимилиан Волошин в свое время совершенно справедливо назвал Париж «серой розой». Но чем отличается французский серый от просто серого, ни один из производителей красок сказать не может.
Экрю — элегантное семейство светло-бежевых и беловатых оттенков со сплошь французскими именами. Шампань (цвет шампанского), крем (сливочный цвет), экрю (цвет небеленого льна) — именно этими оттенками пользуются профессионалы, если им нужно оформить помещения, где мало солнца, или ввести большое количество светлых поверхностей. Просто белила — это не выход. У производителей красок давно разработаны тончайшие градации оттенков: белый для потолка, белый для стен, белый теплый, белый холодной. Потолок кремового цвета — правильное решение, особенно если вы сделали яркие стены.
Ярь-медянка у художников носит более куртуазное название «французская зелень» (vert-de-gris). Если вы хотите узнать, на что она похожа, посмотрите на старые медные крыши. Нереальный зелено-голубой цвет получается путем окисления меди, поэтому краска страшно ядовита и даже вроде бы повинна в смерти Наполеона Бонапарта. Известно, что в его спальне были обои с рисунком, выполненным такой краской, содержащей большую долю мышьяка. Во Франции ярь-медянку получали из виноградных выжимок, на свету она сильно чернела, и многие полотна XVI-XVII веков почернели именно по этой причине. Сейчас такого цвета можно достичь без всякого мышьяка. Есть даже любители, которые специально выкрашивают новенькие крыши этой краской — чтобы было похоже на старые медные!
Абрикосовый - цвета спелого абрикоса, желто-красный.
Аквамарин - цвета морской волны, зеленовато-голубой. .
Ал:)стровый - напоминающий по виду ал:)стр, матово-белый с налетом желтизны.
Аспидный - серо-черный.
Бирюзовый - цвета бирюзы, голубовато-зеленый.
Бланжевый - телесного цвета (устар.).
Бусый - серый, дымчатый, грязно-серый.
Гиацинтовый - цвета гиацинта, красный или золотисто-оранжевый.
Защитный - серовато-зеленый.
Индиго - темно-синий.
Карминный - ярко-красный.
Киноварный - ярко-красный.
Кобальтовый - темно-синий.
Кошенилевый - ярко-красный.
Кубовый - ярко-синий, густо-синий, цвета индиго.
Лилейный - нежный и белый, как лилия.
Лиловый - цвета фиалки или сирени, светло-фиолетовый.
Маренго - черный с серым отливом.
Муаровый - имеющий окраску с волнообразным отливом. .
Оливковый - цвета оливки, желто-зеленый с коричневатым оттенком.
Опаловый - цвета опала, молочно-голубой.
Охристый - цвета охры, желтовато-красный.
Палевый - бледно-желтый с розовым оттенком, тускло-желтый.
Перванш - серовато-голубой.
Порфирный - багряный, пурпурный.
Пурпур - ярко-красный, алый, багряный с фиолетовым оттенком.
Салатный - цвета листьев салата, бледно-зеленый.
Свинцовый - сине-черный с мрачным оттенком.
Сизый - темно-серый с густым синеватым отливом.
Сиреневый - цвета сирени, светло-фиолетовый, светло-лиловый.
Смурый - темно-серый, темно-бурый.
Сомон - розовато-желтый (устар.).
Стризовый - ярко-красный.
Тагашиный - синий (устар.).
Ультрамариновый - ярко-синий.
Фиалковый - цвета фиалки, светло-фиолетовый.
Фисташковый - цвета фисташки, светло-зеленый.
Хаки - коричневато-зеленый с серым.
Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.
Червленый - багряный, темно-красного цвета (устар.).
Червонный - красный, алый (устар.).
Чермный - багровый, темно-красный (устар.).
Шафранный - цвета шафрана, красновато-желтый, желто-оранжевый с коричневым оттенком.
Электрик - голубой, синий с серым отливом.
Комментарии Скрыть комментарии
Войдите, чтобы прокомментировать
Очень интересный постик!
Спасибо, интересный пост!
Какой у меня бедный словарный запас, столько новых слов узнала))
супер-пост!
Эх, помню как в юности читала роман "Поющие в терновнике" и там так красиво описывался цвет платья героини "пепел розы". Что с тех пор он мне кажется самым романтичным на свете.
Очень полезный пост! В избранное)))
Интересный пост, с удовольствием почитала, люблю все цвета феолетовых оттенков. А еще порадовали ботиночки точно такие же как у меня.
Спасибо, за пост.
Какой классный пост! Автору - 5!
Насчет использования сольферино в квартире не согласна, однажды слышала, что если вы хотите поселить в доме раздор, создайте интерьер в фиолетовых тонах. Лично знаю примеры, хотя может совпадения.. А вот в одежде обожаю этот оттенок.
Огромное спасибо за столь познавательный пост ; )
Прекрасный пост.
"Пепел розы" - это про стены в моей гостиной: днём нежно-серые, при вечернем освещении - розоватые. Я когда это первый раз увидела, глазам не поверила. Розовые стены как-то не входили в мои планы.))
Как мне нравится цвет синей пудры, которая берлинская лазурь.
и не запомнить столь названий у цвета, то ли дело красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый
я знаю такой - цвет бедра испуганной нимфы)) бежево-розоватый
Потрясающий пост!!!!!!!! Большое вам спасибо!!!! Столько полезной имформации, день прожит не зря!!!
Спасибо за пост. Мне лично всегда нравилось название цвета (и сам цвет) "камео" ...
романтично звучит и выглядит.)))
Думаю в салоне не поймут, если заявить " А покрасьте-ка меня в цвет "жженная сиена" " Результат,я думаю, как минимум удивит:)
Восхитительно!!!!+7
Войдите, чтобы прокомментировать