В свете всех этих обсуждений про права инвалидов и прочих разборок, я задумалась. Сейчас наша страна взяла курс на социализацию людей с ограниченными возможностями. Ведь не секрет, что у нас все равны, но некоторые равнее многих. Я говорю сейчас не о разделении на богатых и бедных, которое тоже имеется. Речь пойдет о полностью здоровых и тех, у кого с организмом не все так прекрасно. Пока Божена верещит что некоторые колясочники мешают ей выйти из самолета во всей красе, я напомню - в нашей стране до определенного времени не к каждому магазину пандусы полагались. А о съездах с бордюра и говорить не стоит - они до сих пор опасны для колясочников во многих местах Москвы, что уж говорить о регионах. Далеко не везде улицы оборудованы светофорами для слепых, на таблетка только сейчас начали печатать название шрифтом Брайля, и то не на всех. А уж об отношении к тем, кому не повезло получить инвалидность из-за задержки умственного и психического развития - и говорить не стоит. Я даже здесь слышала, что таких детей нужно изолировать, отправить в гетто и прочие фразочки, достойные скорее Гитлера и иже с ним, чем современного образованного человека. А между тем, наше государство взяло курс на интегрированное образование. Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничения гласит: "Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования". Интегрированный класс - форма обучения, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Я здесь четко поясню - отклонения в развитии не обязательно могут означать психические и интеллектуальные. Есть еще море физических нарушений, которые не позволяют детям полноценно жить. Дэвид Бланкет, инвалид по зрению, использующий собаку-поводыря, что не помешало ему несколько лет занимать должность министра внутренних дел Великобритании, сказал: "Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом"

image

Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Насколько это работает у нас в стране? Прием детей с отклонениями в развитии в общеобразовательное учреждение, в котором организованы интегрированные классы и (или) специальные классы, осуществляется на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии (ПМПК), содержащего рекомендации по выбору образовательной программы. То есть все делается не на основании быстрого осмотра и штампика - ребенка осматривают минимум четыре специалиста, прежде чем дать направление. Раньше таких детей направляли в специальные коррекционные школы. В России существует восемь видов школ: для неслышащих, слабослышащих, слепых и слабовидящих, для детей с речевыми патологиями, с нарушением опорно-двигательного аппарата, для детишек с задержкой психического развития и последняя - для тех, у кого диагностирована задержка интеллектуального развития (умственная отсталость). Вроде бы я ничего не забыла. Помимо спецшкол и интернатов (опять же, во избежание воплей об изъятии детей у родителей, сообщаю, что формы обучения разные - от ежедневного хождения в школу до интернатного обучения), существуют коррекционные классы в общих школах, плюс школы надомного обучения для тех, кто занятия вообще посещать не может и дистанционное обучение. Однако, интеграция для нас не нова. Среди школьников всегда находятся, например, недиагностированные дети, их «интеграция» обусловлена тем, что имеющееся отклонение в развитии еще не выявлено Помимо этого, сейчас родители имеют право решать самим, куда отправлять детей - в общую школу или специализированную. Многие родители просто не представляют, в чем заключается работа и адаптация таких детей в коррекционных школах, они воспринимают это скорее как жуткий интернат, где дети деградируют до уровня младенца. Это не так. Я видела как шестилетнего полностью глухого ребенка научили говорить за полгода. Это нереально тяжелый труд. И такие вещи трогают до слез. Но вернемся к разговору. После того, как родители решили отдать ребенка в обычную школу, кое-что зависит еще и от самого дитя. Скорее всего, если у ребенка сильные проблемы, он так или иначе перейдет в специализированное заведение. Потому что он не сможет осилить и часть общей программы. Но причина не только в этом.

Согласно данным РИА Новости Законопроект об инклюзивном образовании Госдума РФ планирует рассмотреть в осеннюю сессию. Предварительно все теми же РИА Новости 2-3 июня в 43 субъектах среди 1500 респондентов был проведен независимый опрос. По данным этого исследования, 45% россиян одобряют идею обучения детей-инвалидов в обычной школе, против выступают 35%, 19% граждан не определились в этом вопросе. Как считают 26% респондентов, совместное обучение детей-инвалидов и обычных детей приведет к ухудшению качества образования, 21% россиян затруднились дать свою оценку. Согласно опросу, большинство респондентов (52%) уверено, что детям-инвалидам будет плохо и некомфортно учиться в обычной школе, 30% россиян считают, что напротив им будет комфортно, 18% затруднились ответить. При этом 39% респондентов уверены, что обычным детям будет плохо учиться вместе с инвалидами, 36% придерживаются противоположного мнения, 25% затруднились дать ответ. По данным ФОМ, 36% из тех 45% россиян, которые выступают за инклюзивное обучение, полагают, что, в первую очередь, министерство образования должно финансировать техническое переоборудование школ с учетом потребностей детей-инвалидов. Никто из родителей, как инвалидов, так и обычных школьников, не считают, что они должны оплачивать эти расходы, 3% считают, благотворительные фонды должны оплачивать переоборудование, 4% назвали другие организации, 2% затруднились ответить. Думается, проблему интегрированного обучения можно поделить, как и само интегративное обучение, на две части: образовательную и социальную. Если говорить о первой, то главное, с чем мы столкнемся при инклюзивном обучении – невозможность адаптировать школьную программу под детей с разными нарушениями развития. Таким образом, интегрированным детям необходим наставник, который будет их направлять в процессе обучения – тьютор, тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. Причем, каждому особенному ребенку нужен свой тьютор, а это влечет за собой дополнительные финансовые затраты. Помимо прочего, на данный момент учителя средних школ не имеют соответствующих навыков для работы с такими детьми. Для лучшего интегрирования необходимо провести соответствующие обучающие тренинги. И еще один немаловажный момент: все дети с ограниченными возможностями – разные, а, соответственно, для таких детей важен индивидуальный подход, хотя бы частично индивидуальный, что почти невозможно в общеобразовательной школе, ориентированный прежде всего на общие показатели - достижения класса, а не каждого ученика как личности. Существует также проблема подготовки самого учреждения к принятию детей инвалидов – оборудованность пандусами, лифтами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, таблицами с надписями шрифтом Брайля для слепых – и так далее. Как мы видим, все эти проблемы в первую очередь финансового характера. И если грамотно выстроить линию реализации инклюзивного образования, выделить и распределить ресурсы, то эта часть вполне решаема. Что касается социальной части, то важнейшая проблема, с которой мы сталкиваемся - это родители. А точнее их неприятие детей-инвалидов. К сожалению, в нашем обществе сложился четкий стереотип неприятия детей с ограниченными возможностями. Родители, незнакомые с этой категорией, называют таких детишек «дебилам», «даунами» и прочими нелестными эпитетами. Куда хуже, что мнение родителей является авторитетным для их детей. А стало быть, стереотипу свойственно распространяться. Безусловно, это плохо влияет на интегрирование. И одна эта проблема делает крайне сложным обучение даже при всех решенных педагогических проблемах. Что означает, главной проблемой интергированного обучения на современном этапе является формирование устойчивого общественного мнения, направленного на принятие инвалидов как равных себе.

Инклюзивное образование должно быть внедрено и так будет. И я очень надеюсь, что обойдется без фанатизма. Понятное дело, что далеко не всех инвалидов можно направить в общие школы без ущерба их развитию, для многих более подходящими станут специализированные учреждения. И тем не менее, обучение нужно начинать даже не с детского сада и вовсе не с детей-инвалидов, нужно начинать с нас, взрослых, именно мы должны научиться в первую очередь терпимости и уважению, приобщиться к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи.

Подпишитесь на наш
Блоги

О детях-инвалидах

15:26, 3 ноября 2012

Автор: lisenok

Комменты 79

P

Палка о двух концах. Допустим,придет в обычную школу инвалид-колясочник. Начнется, у вас нет лифтов! У вас нет спец. туалета! В итоге стремление обеспечить комфорт 1му единственному ученику, идет в ущерб остальным детям. И так со всеми остальными группами. Все таки есть предел, до которого можно производить интеграцию. Природа всех создала разными и с этим ни чего не поделаешь. Всех не выровняешь.

Аватар

когда я училась в начальных классах, с нами в классе учились несколько детей из детского дома, что стоял по соседству и одна девочка с задержкой развития (это был 1990 - 93 год). Девочка, конечно, не успевала за остальными, я частенько давала ей списывать, но она не вызывала больших насмешек, чем другие "двоечники", ребята из дет.дома тоже не отличались от детей из семей (спасибо коричневой форме). вы знаете, для меня не было различий "плохой", "хороший", "умный", "недоразвитый". на перемене мы все бегали и дружили друг с другом, кто помнит те времена, согласиться, что нашим родителям было не до социально-адаптированных речей про восприятие ближнего своего мы адаптировались как могли и получилось неплохо, это я к чему.. к тому, что разные дети должны учиться вместе, природа ребенка сама определит свое поведение, а те кто говорит о жестокости детей, думаю, должны понимать, что жестокость проявляется из-за влияние окружающего мира, достаточно пару современных фильмов, программ, мультиков. компьютерных игр посмотреть. добрее нужно быть, спасибо автору за пост!!!

Аватар

Сложный вопрос. Инклюзивное образование для инвалидов с физическими отклонениями я полностью поддерживаю. Ребенок в инвалидном кресле или с белой палочкой ничем не отличается от своих сверстников, кроме как ограничением мобильности или потребностью в специально изданной литературе. Такие дети могут и должны учиться в обычных школах, если таково желание их и их родителей. И я только за если мои налоги пойдут на переоборудование школ для облегчения доступа туда таких детей. А вот насчет детей с отклонениями психическими, тем более, с задержками в развитии, я бы не была столь категорична. Такой ребенок не сможет на общем уровне постигать школьную программу, значит, он невольно будет тормозить учебный процесс всего класса. Приставить к каждому такому ребенку тьютора - это, конечно, прекрасная идея, но, увы, совершенно утопичная. Может, начать хотя бы с того, чтобы объединять таких детей в один класс, но в рамках общеобразовательной школы? Чтобы учебный процесс у них происходил по особой, приемлемой для таких детей программе, но они наравне с другими детьми участвовали в школьной жизни: перемены, спортивные занятия, завтраки и обеды, экскурсии и праздники пусть проводят все вместе. Но если заболевание ребенка делает его агрессивным и потенциально опасным для сверстников, то при всем моем сочувствии к таким детям и их родителям, обучаться они должны под специальным контролем и в специализированных учреждениях.

M

Какой кошмар, вместо того, чтоб индивидуализировать учебные программы и делать упор на специализации, школам будут навязывать инклюзивное образование в к-ве дополнительного толерастического тормоза.

Аватар

даже не знаю что сказать -тк зная автора сего поста переиначит все по своему. Если уж вы уважаемая психолог -то умейте понимать изложение мысли людей -а оно бывать разное-пишем как умеем и не подавайте мысль изначально оскорбительно -ну вы же психолог! я не видела какого то презрительного отношения людей к инвалидам -никогда. Другой вопрос что здесь мало бла бла -надо финансировние. А у нас чиновники гребут все в карман и все разворовывается и фонды создаются и создатели этих фондов все разворовывают. у нас колоссальные деньги налогоплательщиков исчезают в бездрнных карманах. Не надо орать-что ты сделал? мы все платим налоги-тринадцать процентов з/п идет в том числе и на соц сферу. Здесь мало быть добреньким-здесь надо помочь материально. Создать условия. Но деньги разворовываются. что делать? вот я читаю и просто не верю что вы психолог-никакого умения убеждать людей

Подождите...