
Внимание!
Текст из уважения к автору сохраняю полностью.
Это известная личность в определённых,да и не очень) кругах.
Кому интересно,могут познакомиться с её блогом -здесь
http://marinni.livejournal.com/
да и узнать,чем же она так известна.
Но так или иначе с ней,думаю,знакомы все на Сплетнике.
В 2 словах - её же цитата:
Меня многие спрашивают- на каких фильмах я работала и где их посмотреть. Спасибо, что интересуетесь. Где посмотреть- не знаю, а скачать можно такие: 12 СТУЛЬЕВ (4 серии), ДУЭНЬЯ, МНИМЫЙ БОЛЬНОЙ, НЕВЕРОЯТНОЕ ПАРИ, РУАНСКАЯ ДЕВА ПО ПРОЗВИЩУ ПЫШКА.
Итак,сам пост:
Я пытаюсь вспомнить что-то хорошее о советской школе 60-х, но не могу.
Пионерские галстуки, плюшевые знамена и затюканные дети.
Самое ужасное было то, что подавлялась индивидуальность, если ты выделялся- получал по башке.
Еще в памяти деревянные ручки с перьями, кляксы, чернильцы-непроливайки, первые шариковые ручки, многоцветные- предмет престижа и зависти.
Но сначала о школьной форме:
В Россию школьная форма пришла из Англии в 1834 году, тогда же была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений.
Сначала для мальчиков, а после открытия женских гимназий — и для девочек.
В 1836 году даже появился свод правил, касающихся цвета и фасона.
Суконная гимнастерка синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, черный лакированный ремень с серебряной пряжкой и черные брюки были повседневной одеждой ученика средних классов.
Старшеклассники одевались в куртку со стоячим воротником, напоминающим морской китель.
В выходные дни гимназисты носили темно-синий или темно-серый однобортный мундир с серебряным галуном вокруг воротника.
--------------Девочки-----------
Платья девочек шились из камлота (плотной шерстяной или полушерстяной ткани).
Воспитанницы государственных гимназий носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки — чёрный в учебные дни и белый по праздникам. До революции женская форма дополнялась шляпкой, как правило соломенной.
-------------СССР------------
Вскоре после революции, в «рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима» в 1918 г. был издан декрет, отменявший ношение школьной формы.
Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его.
Вновь школьная форма появляется в 1948 году, причем по всем параметрам она напоминала дореволюционную.
У девочек было коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант.
Платья были с белыми воротничками и манжетами, их можно было отделывать кружевом.
Ношение воротника и манжетов было обязательным.
В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались.
Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами.
Кроме того, после войны было введено раздельное обучение, от которого через несколько лет, правда, отказались.
Самые незначительные эсксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались.
Школьную форму той эпохи можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Васёк Трубачёв и его товарищи».
------------1960-е-----------
Мальчики носили серые полушерстяные гимнастерки, в конце 60-х их сменил однобортный серый верх типа курточки.
-------------Девочки---------
Платья у девочек были почти одинаковые, но вот фартуки были разные- и самые простые из из дешевой ткани, и очень красивые (даже черные, повседневные).
Их или шили, или доставали по блату: с оборками, защипами, плиссированными или гофрированными крылышками.
Ленты в начале 60-х были атласные, их надо было все время скатывать и гладить.
Чуть позже появились капроновые ленты, с ними было проще.
С детской обувью в начале 60-х было тяжело, в "Детском Мире" стояли громадные очереди, извивающиеся по этажам и спускающиеся по лестницам.
Это кадр из фильма "Доживем до понедельника", учительница со "вшивым домиком" на голове- типичный пример официальной дамы тех лет.
Тогда в моде была "бабетта" и начес, но девочкам такие прически носить в школу запрещалось- только косички или "хвостики".
Это одна из модных стрижек тех лет:
Если у тебя были такие волосы или чуть длиннее, даже не до плеч- могли выгнать из класса сделать "хвостики" с аптекарскими черными резинками, других тогда не было.
У нас в старших классах форму не носили, но нас с подругой все время выгоняли собирать стрижку в "хвостики".
Она шла безропотно, так как с успеваемостью у нее было не очень, а я терпела-терпела, но как-то не вытерпела и сказала классной, что ничего не потеряю от ее уровня преподавания английского, могу вообще не приходить.
Ой, что тут началось: комсомольские собрания, выступления комсомольских активисток на тему скромности в одежде и поведении, мама дорогая!
Сделать они со мной ничего не могли: после того, как были введены новые правила по медалям (там не должно было быть четверок в четверти), я оставалась единственным кандидатом. А у меня никогда в жизни не было четверок (разве что один раз по истории КПСС, уже в институте), поскольку память была такая, что и учить было не надо .
Но учиться среди подлиз и ханжей было противно, так что я с большим трудом, через ГОРОНО- перевелась в другую школу.
Забегая вперед, скажу, что мама за меня "отомстила".
Через несколько лет, когда я уже после института работала художником по костюмам, она приехала в Сочи отдыхать и встретила мою "классную".
Тогда профессия модельера была редкостью, а работа в кино - тем более.
Бывшая "классная" смотрела и "12 стульев", и "Дуэнью"- мои первые фильмы.
Но по-прежнему считала, что запускать пальцы в волосы учениц и проверять, есть ли начес- это нормально.
Последний звонок, 1968 год.
Здесь девочки уже с модными прическами, почти у всех начес, слева-"бабетта", никаких "крысиных хвостиков" и косичек с бантами, настолько они надоедали в школе.
Надо сказать, что в Прибалтике в те годы школьная форма была очень красивой: сарафаны в комплекте с блузками (праздничный вариант даже с плиссированным жабо), нам знакомая из Эстонии присылала.
---------Пионеры, октябрята и комсомольцы------
Лучшего друга советских детей- дедушку Сталина я уже не застала, а вот дедушкой Лениным потчевали с раннего детства во всех видах.
Особенно это набрало обороты к 1967 году- исполнялось 50 лет со дня "Великой Октяьрьской Социалистической Революции", которая для современников была всего лишь "октябрьским переворотом". Портреты Ленина были везде на улицах, воспоминания соратников выходили миллионными тиражами.
А в школах писали сочинения "о добром дедушке".
Но в школе были еще цветочки, а вот в институте конспектирование его работ и заучивание сьездов партии было настоящим наказанием!
Но вернемся к школе:
у пионеров — красный галстук (были простые сатиновые и из ацетатного шелка), у комсомольцев и октябрят — обязательный значок на груди.
1975 год. Москва. Пионеры идут в мавзолей.
Такие марши проводились после многочисленных репетиций, с патриотическими речевками.
Еще очень популярен был так называемый "монтаж", когда дети выходили вместе на сцену и по очереди читали патриотические стихи.
Детям насильно вбивали в голову идеологию, правда о Ленине стала выплывать даже не в начале перестройки, а позже, когда разрешили печатать его высказывания и жестокие распоряжения без купюр.
В 70-е энтузиазм первых комсомольских строек сменился практицизмом- на тот же БАМ ехали многие проштрафившиеся, чтобы восстановиться в институте или сделать комсомольскую карьеру.
----------О школе 60-х и 80-х---------
Меня лично доставала уравниловка в программе, учиться было скучно, поскольку равнялись по среднему уровню.
Экстерната не было и лишь для одаренных в физике и математике была возможность поступить в спец. заведения.
Справедливости ради надо сказать- в 60-е еще не было широкой практики взяток и подарков учителям за отметки, потом это расцвело пышным цветом, как и "позаниматься дополнительно" за деньги.
И в институтах за зачет и экзамен не платили, если и было- то единичные случаи.
Но учителя и преподаватели работали за копейки, это привело к деградации состава.
В педвузы стали поступать не прошедшие в другие, более престижные заведения.
Мне довелось год работать в школе в Кабуле, в самом начале войны в 80-х, там я увидела учительскую с другой стороны и была просто поражена и убита.
Часть учителей была прислана из Союза, а большую часть набирали из учительниц- жен командированных.
Уровень некоторых был просто убийственный, даже грамотно разговаривать не могли.
Учительницы вполне могли тормознуть автобус с детьми, если видели торговца поношенной обувью с мешком (в Кабул из многих стран шла помощь из вещей), выскакивали и начинали примерять (на босу ногу, без комплексов) и яростно торговаться.
Что с них взять, если завуч, жена генерала- открыто хвасталась в учительской, как покупает вещи по дешевке.
Муж на рынок брал подсоветного-афганца, который ведал набором в армию, стоило тонко намекнуть- и дуканщики быстро сбавляли цену.
Но в плане идеологии царила все та же показуха.
На 23 февраля, день Советской Армии, везли детей со всего Кабула в посольство на торжественное мероприятие, хотя знали, что в этот день возможны провокации.
И родители знали, но детей отправляли.
Ехать до посольства было не близко, с полчаса. Колонну школьных автобусов военная техника не сопровождала, случись что в дороге- автоматчик в автобусе мало чем помог бы.
Помню, дети вышли с показа фильма про войну- а в стороне микрорайона, где основная часть "шурави" жила- гремят взрывы.
Ехать, не ехать с детьми домой- никто не знает. "Соцстраны" быстро своих деток по машинам- и на виллы, а наши стоят у ворот, чуть не плачут.
Пока дождались БТРов, пока доехали, а там кошмар: у кого подьезд взорвали, у кого истерика.
Но, главное- галочку поставили, что деток свозили на мероприятие.
Еще запомнилось, как умер Брежнев и его портреты в посольстве выбросили, детишки без всякого уважения пинали их ногами. Над Ильичом-намбер ту все ржали в последние годы, но сюрприза в виде Черненко все-таки никто не ожидал.
Что еще меня поразило- это школьная программа по шитью, она не изменилась за двадцать лет, все те же фартуки и жуткие ночные рубашки.
Но об этом и как пришлось выходить из положения- в следующем посте.
Ну и пс от автора -MARINNI
PS
Cейчас, боюсь- положение не лучше.
Читаю про ЕЭГ, про сокращение предметов, про введение новых, типа Закона божьего под прикрытием истории религий.
У советской школы было много недостатков, но и достоинств было немало. Она подавляла личность, но давала образование.
Видимо, полуграмотным народом, балдеющим от "Дома-2" и остальных дебильных передач- манипулировать проще.
Еще PS.
Я в принципе не против школьной формы, она позволяла не так явно различаться детям из обеспеченных и бедных семей.
Но носить десять лет коричневое платье- это слишком.
Уже начались комментарии в духе: было строго, но зато выросли людьми.
Тогда откуда в перестройку бандиты и ворюги взялись, советскую же школу заканчивали?
И почему партийные и пламенные комсомольцы поголовно стали верующими, даже толком не прочитав Библию, лишь соблюдая внешние обряды?
Ведь мало кто крестил детей и ходил в церковь, в основном- передовицы читали на собраниях и обсуждали облик "паршивых овец".
Текст автора сохранён полностью
Взят отсюда
http://marinni.livejournal.com/868003.html
СасиБо.
Обновлено 04/10/12 20:16:
Я ,ессно, в 60х,70х в школу не ходила.
Но всё детство была окружена учителями: мама,её родная сестра, 2 тети, мой дед - инспектор школ по очень большому округу был...
Очень много слышала от них и варилась в этой среде, не вижу в этом тексте ничего,кроме реального отражения вещей .
Комментарии Скрыть комментарии
Войдите, чтобы прокомментировать
Фотографии интересные, текст- г-но.
Leonelle, да брехня полная.
И про стрижки брехня, и про платья - брехня (никогда не шили и по блату не покупали, всегда в магазине), про БАМ - полная брехня, рвались по велению сердца, а не проштрафившихся туда ссылали и т.д.
Про подавление личности школой - брехня. Автор- бедолага какая-то росла "среди ханжей и лицемеров". Вот из таких, как авторша и выросли потом те, кто помогал разваливать горбачеву Советский Союз.
ochen interesno!
mataharey, во-во, Новодворская тоже такие вещи называет "незашоренностью".
oksy01, ыыыы, я когда читаю, что-то подобное, у меня в голове всегда предстает образ Новодворской)))
Такие люди для меня все на одно лицо. Её жабье.
pushilina, когда вы кодировались, вас еще и зазомбировали, что в СССР и в России все плохо, а за бугром - все вери гуд.
сразу видно, что автор большой "оптимист". сколько негатива
pushilina, конечно, она великий реалист и открыла нам "правду"
я все 10 лет ходила в школу в коричневом платье и меня это совершенно не унижало, у меня всегда их было 2-3 штуки, разной длины и разных фасонов + куча фартуков разнообразных, это была отличная одежда на все случаи жизни и позволяла видеть суть человека
pushilina, суть человека выходила на первый план. шмотки не прикрывали и не покрывали личность, служили лишь фоном для нее. никакой особенной уравниловки не было: дураки были дураками, умные- умными и т.д. я любила школьную форму, она могла быть и строгой, и достаточно сексуальной,именно поэтому в нее до сих пор наряжаются выпускницы.
sandyrose, какая суть отражается в коричневом платье и черном фартуке??
deo, да не было никакой особой уравниловки, я лично присутствовала в те годы :) кто не хотел уравниваться - не уравнивался, а школьная форма была уникальной и универсальной, а вот внутри этого стандарта можно было развернуться ого-го как. кто хотел, конечно...
Войдите, чтобы прокомментировать