История картины «Спаситель мира»

История картины «Спаситель мира» начинается примерно в 1506-1513 годах. Считается, что она написана Леонардо да Винчи по заказу Людовика XII, но долгое время была утеряна.

Впервые картина объявилась в 1958 году на аукционе в Лондоне, где была продана за 60 долларов США, как одна из работ учеников Да Винчи. Полотно скиталось от коллекционера к коллекционеру, подвергаясь частым продажам и плохим реставрациям. Одним из владельцев к картине были пририсованы усы и бородка, так как он посчитал лицо слишком женственным.

В начале 2000-х годов была проведена кропотливая реставрационная работа, длившаяся шесть лет. Картина была отреставрирована из состояния слева до состояния справа. {По мне, так ее практически заново нарисовали))}

До 2011 года официально считалось, что это копия утерянной картины Леонардо, которую сделал один из его учеников.

В 2011-м консилиум искусствоведов и исследователей Национальной Лондонской галереи пришел к выводу, что на самом деле это действительно работа да Винчи. В том же году она была выставлена в галерее.

В 2013 году российский миллиардер-коллекционер Дмитрий Рыболовлев приобрел картину частным образом за 127,5 млн долларов.

В 2017-м семейный траст Рыболовлева выставил картину на торгах аукционного дома Christie's в Нью-Йорке, где она была продана за 450 млн долларов США. Эта сумма стала ценовым рекордом для произведений искусства, проданных на аукционе или в частном порядке (по крайней мере по сведениям на 2017 г.). После этого информация о ее местоположении теряется.

Покупатель картины участвовал в аукционе по телефону и предпочел сохранить анонимность.

Есть несколько версий, кто купил картину:

1 версия - По информации New York Times, шедевр да Винчи купил саудовский принц Бадер бин Абдулла бин Мухаммед бин Фархан аль-Сауд, друг и бизнес-партнер наследного принца Мухаммеда бин Салмана.

2 версия - По данным французского еженедельника Journal du Dimanche, две инвестфирмы заключили сделку с несколькими крупными музеями и выкупили картину. Они якобы планировали сдавать картину в аренду или продать музеям на Ближнем Востоке или в Азии. В начале декабря 2017 года Лувр в Абу-Даби заявил в "Твиттере", что получит картину "Спаситель мира", и выставит ее 18 сентября. В начале сентября музей отменил демонстрацию картины, не объясняя причин. 30 марта газета New York Times рассказала со ссылкой на неназванных сотрудников Лувра в Абу Даби о том, что они не знают ничего о местонахождении картины. Лувр в Париже, который дал право использовать свое название музею в Абу-Даби, также не знает о том, где находится "Спаситель мира".

3 версия - Самая интересная (!) – картину выкупил сам российский миллиардер-коллекционер Дмитрий Рыболовлев. Рыболовлев купил ее у арт-дилера Ива Бувье, а позднее подал на него в суд, т.к. считал, что Бувье завысил цену на $40 млн. Этот скандал нанес ущерб самому бизнесмену, так как его коллекция стала так дешеветь, что он продал картины Пикассо и Модильяни, которыми владел, за сумму меньшую, чем купил. Огромной ценой «Спасителя мира» на аукционе он реабилитировался в глазах мировой общественности. И вроде как именно этим объясняется, почему картина непонятно куда делась.

Что говорит «за»/«против» того, что это подлинник.

1) Изображение Спасителя расположено строго фронтально, а такое расположение несвойственно для Леонардо да Винчи, и практически не встречается в его работах.

2) Наличие сфумато (художественный прием, позволявший при помощи множества тончайших мазков слегка смягчить, затушевать очертания предметов и людей). В «Спасителе» сфумато есть, однако очень гипертрофировано, особенно если поставить «Мону Лизу» и «Спасителя» рядом. Создается впечатление, что это сделано специально. Кстати, «Спасителя» также еще называют мужской версией «Моны Лизы».

3) Леонардо придавал своим героям андрогинные черты, его мужские персонажи имеют женские признаки. В «Спасителе» это есть.

4) Рука, держащая шар. При близком рассмотрении можно увидеть, что изображение ладони за шаром изначально было меньше, но затем мастер это исправил и сделал ее шире. И вроде бы такой ученый, как Леонардо, не мог ошибиться, передавая преломление света в хрустальном шаре.

5) Как анатому, Леонардо очень хорошо удавались руки изображённых, и правая рука Спасителя написана очень умело. Также по-леонардовски умело изображены складки одежды. Что более важно, детали одежды совпадают с предварительными набросками Леонардо, которые хранятся в Виндзорском замке.

6) Леонардовские цвета и краски. В 2011 году, после многочисленных искусствоведческих экспертиз, подлинность картины "Спаситель мира" Леонарда да Винчи была подтверждена Национальной Лондонской галереей, которая установила абсолютную идентичность пигментов краски «Спасителя» и «Мадонны в скалах». Но также можно допустить, что ученик Леонардо вполне мог пользоваться теми же красками, что и сам мастер.

P.S. Редакция, у вас в гайде «Как создавать посты на Сплетнике» до сих пор фигурирует Радикал, который давно уже сделал ручкой территории России. Фу такими быть

Подпишитесь на наш
Блоги

Детективная история, навеянная постом на главной про Рыболовлева

01:38, 9 августа 2022

Автор: Ostroukhova

Комменты 66

Аватар

Я не верю, что это Леонардо, ну леонардеск ещё может быть, но я даже сомневаюсь, что он хотя бы что-то в ней писал. Вообще-то история с учениками - частая история для его работ, Леонардо начинал и бросал, та же Мадонна Литта дописана учеником. Но в случае со Спасителем уж очень грубо.

Аватар

Ихмхо, конечно, но это не Леонардо. Скорее какая-то мазня под Джоконду. Может, действительно горе-реставратор все испортил. Но картину неплохо раскрутили. И, вполне возможно, владелец на самом деле купил сам у себя, а заодно и денежки отмыл. Может, помните, был такой скандал, когда у пожилых людей украли много сумок с миллионами, якобы наследства их сына. В итоге, следствие начало склоняться к выводу, что никакого наследства не было, а это всего лишь операция по отмыванию. Вот здесь тоже на это очень похоже. Но это не точно))

A

Автор,спасибо огромное! Очень интересный и к месту материал! Моё мнение - картина,скорее,мутная,чем нет. После третьей версии сразу подумалось об отмыве денег Рыболовлевым.

L

Я, конечно, не лектор (зачеркнуто), не искусствовед)) Но не понимаю, почему одну сплетницу порвало на британские флаги из-за этой картины) Как по мне, вполне себе чувствуется рука Леонардо. На то он и гений, чтобы писать портреты как ему вздумается, анфас, вполоборота или вверх тормашками

Аватар

этот мир арт-диллеров. Там реально надо быть акулой со связями. Я работала у одного русского олигарха интересующегося искусством, было весьма захватывающе. Помню принимала сотни тысяч евро возврата за фейкового сурикова, дело было чуть меньше 20 лет назад. А тут леонардо возможный. Представить жутко какие схемы вокруг.

Подождите...