Женственный стиль рококо. 

Захотелось немного написать об истории и культуре, точнее об истории культуры. Но, поскольку, мне хочется легкости, то напишу о рококо. 

Все, кто хотя бы поверхностно изучал историю культуры слышали о стиле рококо. 

 С чем же о в первую очень ассоциируется?  У меня лично с легкостью. веселостью и легкомысленностью. Думаю, так происходит у многих. 

 Если еще немного покопаться в своих знаниях о культуре, я думаю, многие вспомнят, что рококо как-то связано с королевой Марией-Антуанеттой, которую часто называют королевой рококо. Опять же Мария-Антуанетта славилась своим легкомыслием, любовью к праздникам и радостям жизни. 

 Вот так вот и получается, что рококо это какой-то легкий, приятный  культурный стиль, стиль радости и любви к жизни. 

 Что же, посмотрим, где и когда зародился рококо, его философские основы, его материальное выражение и его ярких представителей. 

Хотя Мария-Антуанетта и заслуживает гордое звание королевы рококо, этот стиль зародился еще до ее рождения. Уже судя по названию всем ясно, что рококо родился во Франции ( название происходит от французского слова rocaille),    родился он эпоху Регентства. 

Барокко, с его торжественностью, позолотой. темными цветами, монументальностью  уходил. Закончилась эпоха  Короля-Солнце, эпоха расцвета абсолютизма, огромных залов и официоза. В 1715 году умер Людовик Четырнадцатый, поскольку его приемник был слишком мал, регентом королевства стал Филиппа Орлеанский.

 Регентство длилось 8 лет и за это время многое изменилось в придворной жизни. Филипп Орлеанский не любил пышные церемониал, его больше привлекали небольшие помещения и близкий круг  друзей, поэтому придворная жизнь переместилась в небольшие  гостиные и салоны.   Эпоха Регентства  вошла в историю как эпоха распутства, веселья и радостей жизни, безудержного гедонизма,  она и родила рококо. Свое же развитие стиль получил уже в эпоху Людовика Пятнадцатого, распространился  на другие страны Европы и был  господствующим культурным стилем  до 1780-х годов. 

В противовес  барокко, для рококо характерны светлые пастельные тона, растительные орнаменты,  множество деталей, особенно раковин и завитушек, камерность, интимность, эротизм, женственность,  светскость и полное игнорирование таких неприятных явлений, как старость, болезни уродства. Поэтому рококо можно называть своего рода гламуром 18 века. 

Рококо родился в среде французской аристократии,  в аристократических  гостинных и салонах, начался  с малых форм, с интерьеров и только потом уже получил свое выражение в архитектуре и изобразительном искусстве. 

  Чтобы понять рококо надо внимательно глянуть на среду, которая его породила, то есть французскую аристократию. 

18 век, который историки часто называют галантным веком, является вершиной расцвета французской аристократией, следом за которой последовало ее падение и ее уход с исторической сцены. Такой своеобразный последний полет,  декаданс, как это часто бывает в конце какой-либо эпохи, все культурные явления  становятся очень яркими, гротескными и даже нелепыми. 

Что представляла собой французская аристократия в 18 веке? Вспомним знаменитый роман Шадерло де Лакло "Опасные связи", вспомним две его прекрасные экранизации  Милоша Формана "Вальмон"  1989 года с Колином Фертом и Аннетт Бенинг  в главных ролях и  Стивена Фрирза "Опасные связи" 1988 года с Глен Клоуз и Джоном Малковичем в главных ролях. 

В романе и фильмах видно во что превратилась французская аристократия к 18 веку. Люди, которым нечем заняться, в прямом смысле этого слова. Если в прошлые века у аристократов были дела, они воевали, участвовали в политике, то  к 18 веку все эти занятия исчезли, рыцарей сменили наемники, абсолютизм исключил всех из политики. И вот эта группа людей. которые не были обременены заботами о насущно хлебе. искала себе занятия, ведь натура человека  требует деятельности. Как настоящие французы, они находили себя занятия, в бесконечных удовольствиях тела, любовные интрижки стали смыслом жизни. что и вывело женщин в авангард  придворной жизни. Ведь все эти салоны, гостиные. любовные романы - это исконная территория женщин. В среде французской аристократии расцвели идеи о наслаждении, как главной цели жизни и все культурные явления  этой эпохи так или иначе    отражают гедонистические идеи. 

 Примечателен костюм эпохи рококо.  Наверное, еще никогда мужской костюм не был таким женственным, никогда силуэты не были так похожи. 

   Цель костюмов была в том, чтобы подчеркнуть чувственность и изящество человека, его носящего.  В женском костюме узкий, облегающий верх сочетался в очень широкой юбкой. эта юбка расширялась в стороны и такой формой очень подчеркивала узкую талию женщины.  Узкая талия и высокая грудь стали эталонами красоты той эпохи. Рукава тоже изменились, они укоротились до трех четвертей и стали узкими, по руке. Платья шились из светлых тканей с растительными узорами  и имели множество декоративных деталей: рюш, воланов, оборок, бантов. 

  Мужской костюм   похож по силуэту на женский, тоже расширение книзу, такая имитация юбки, тоже узкий, облегающий верх,  множество деталей на костюме: ленты,  кружева воланы. Также мужчины пудрились и румянились, как дамы. 

  Женщины начали очень активно влиять не только на костюмы, но и на политику, влияние женщин в эпоху рококо очень выросло. Если Марию-Антуанетту часто называют королевой рококо, поскольку она по своему характеру и образу жизни очень сильно подходила под этот стиль и отражала его, то о мадам де Помпадур часто забывают. Хотя она больше заслужила этот титул. 

Маркиза де Помпадур. 

 Знаменитая любовница Людовика Пятнадцатого была одной из самых влиятельных женщин своего времени. Не имея королевского титула, будучи человеком  простого происхождения ( из семьи финансиста) Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур , из своего литературного салона оказывала влияние на политику, науку и искусство. Она слыла очень умной и практичной женщиной и умела развлечь скучающего, пресыщенного и ленивого короля.  Она устраивала все увеселения при дворе, была законодательницей мод, двигала карьеры придворных и покровительствовала художникам, скульпторам и писателям. Пока король развлекался, мадам  решала серьезные вопросы. По ее инициативе был создан так называемый  "Олений парк",  в  уединенном особняки вдали от пышности Версаля, король мог отдохнуть и развлечься с юными любовницами. Такие связи не угрожали власти маркизы при дворе. 

  Надо все-таки сказать и о Марии -Антуанетте, как яркой представительнице рококо. 

Как я писала выше, Мария-Антуанетта была живым воплощением рококо, смыслом ее жизни был праздник и удовольствие.  Родившись. чтобы привить, у матери-политика, она совершенно не интересовалась делами и безудержно развлекалась. Мария-Антуанетта была отчаянной модницей, она ввела в моду безумно широкие юбки и безумно высокие прически, будто слово "чересчур" было ее девизом. 

Дамы не могли пройти в дверь  из-за ширины юбки. А прически делались на каркасах, украшались перьями, цветами, макетами кораблей. хотя я читала, что часто это были все же парики, трудно представить, как из своих волос можно было такое соорудить. Вот такой вот гламур 18 века. 

Трианон  Марии-Антуанетты тоже был ярким воплощением рококо в жизнь. Ведь огромную роль в рококо играла идея   о том, что жизнь - это театр. Важно не быть, а казаться, уходить от реальности, избегать ее, притворяться не тем, кем ты являешься. Если в наше время представители гламура старались казаться богаче, счастливее красивее, чем есть на самом деле, то "гламурщики" 18 века играли  в простоту, естественность, сельскую жизнь на природе. И образы пастушков стали очень популярен, но, конечно, не реальные образы, а такой нагламуренные, чистенькие псевдо пастушки. 

Вот и Мария-Антуанетта создала свою гламурную ферму в Трианоне, псевдо сельская простая жизнь с друзьями на природе. 

Пасторальная деревенька с чистыми крестьянами и животными и своим молоком, которым королева угощала короля и придворных. 

 И все эти игры шли во времена, когда страна падала в экономическую пропасть, а  двор, оторванный от реальности играл в игры и наслаждался  жизнью. Напоследок, как показала история. И Мария-Антуанетта дорого заплатила за то, что игнорировала реальность и беспечно радовалась жизни. 

  Посмотрим,    как наш рококо воплощался в жизнь, какими были его материальные формы. 

Как я писала, что рококо начался с малых форм, с интерьеров, вышел из гостиных. Так что же такое интерьеры рококо.?

  Интерьер рококо был легким,  его главная идея- комфорт, удобство хозяина, ведь этот интерьер для личного времяпрепровождения, а не для парадных церемоний. Но интимность интерьера не отменяет его роскоши, богатство хозяина нужно было показать.  Поэтому в рококо сочеталась роскошь и легкость. Это достигалось путем сочетаний светлых, нежных цветов с белыми деталями из слоновой кости, с декором из золота и серебра. 

  Узоры, модные в  рококо ( ракушки и завитушки,  цветочные и другие растительные, восточные орнаменты  и аквариумные рубки) создавали ощущение потока и движения, тоже придавая легкость интерьеру. 

Вот типичный вариант лепнины в стиле рококо. 

Мебель стала болле изящной, удобной, светлой. Появились кушетки с мягкими спинками,  то есть мебель стала более подстроенной под нужды человека  и его комфорт. 

В интерьерах  рококо  большую роль играло освещение, множество свечей, канделябров, люстр, бра освещали помещение и создавали уют. Естественное освещение тоже было важно, поэтому поэтому получили распространение высокие, но не широкие, во всю стену окна и множество зеркал, расширяющих пространство. Рамы зеркал украшали резьба в виде цветов и фигур ангелов. 

  Также важнейшим элементом интерьера рококо был  низкий камин, покрытый мраморной плитой. На камин ставились безделушки, радующие глаз: статуэтки, часики. Над камином висело зеркало. 

Множество милых безделушек в интерьере- характерная черта рококо-интерьера. Именно эти  предметы и делали интерьер уютным. личным, приятным глазу. 

Выйдя из гостиных аристократов  рококо  породил свою живопись и архитектуру. 

Наиболее яркими художниками стиля рококо были:  Франсуа Буше, писал картины на мифологические сюжеты, портреты и пасторальные пейзажи.

Жан-Оноре Фрагонар 

Томас Гейнсборо, выдающийся английский портретист и пейзажист. 

И другие художники. 

Как мы видим, живопись рококо очень человечна. В ней нет  пафосности и торжественности, зато много легкости, бытовых сцен,  эротики, флирта. а вот драма и  надрыв  совсем отсутствуют. Выше я разместила картину с дамой на качелях ( Это картина  Фрагонара "Качели") многие исследователи считают ее квинтэссенцией рококо: легкость жизни, праздник полет, радость - вот лейтмотив этой картины и всего рококо.   

 Что же  рококо создал в архитектуре? 

Изогнутые формы. ассиметрия. избыточный декор, подстройка под нужды человека, легкость - вот главные черты архитектуры рококо. 

Отель Amelot de Cournay Париж.

Церковь Франциска Ассизского  в Оуру-Прету, Португалия. 

Амалиенбург, Мюнхен. 

Церковь Святого Николая, Ширниц, Австрия. 

Павильон "Грот"тв усадьбе Кусково, Москва. 

Отдельно надо отменить "китайский стиль" в рококо., так называемый шинуазри  (китайщина по-французски), внутристилевое  направление в рококо, подражание китайскому искусству, стилизация под восточный стиль. 

Шинуазри вырос из увлечение аристократов китайским фарфором, потом позник интерес и к китайским изобразительным традициям. 

В живописи  появились картины в стиле шинуазри 

"Китайский сад", автор Франсуа Буше. 

Китайские сюжеты присутствовали в гравюрах. 

"Китайские качели"  Жан Пиллеман. 

Виньетка в китайском стиле, тоже автор Жан Пиллеман. 

Китайские орнаменты использовались на обоях .

Роспись в китайском стиле использовалась на веерах и зонтиках. 

После появления европейского фарфора, в его росписи активно использовались китайские мотивы. 

Шинуазри  использовался для декора зданий и интерьеров комнат. 

Китайский домик в Потсдамском дворце Сан- Суси. 

У Екатерины Второй был целый дворец в Ораниенбауме, китайский дворец. 

Интерес к Китаю у европейцев был давно, Китай манил своей загадочностью. казался страной мудрецов и несметных богатств, поэтому появление китайских мотивов в европейском искусстве закономерно. Но рококо использовал восточные мотивы в своем стиле, в чисто декоративном и развлекательном, без проникновения в глубину восточной философии. Ведь рококо легкий стиль, глубины и размышления ему были чужды. 

В конце 18 века Европа стремительно менялась, буржуазия, приобретая силу, теснила аристократию со сцены истории. Закончилась и эпоха рококо, пришел ампир. 

Но рококо не канул в Лету, как я читала, искусствоведы считают, что некоторые черты рококо проявились в импрессионизме и модернизме.  Но в такие глубины искусствоведения я не решусь идти, пусть это делает кто-то, более компетентный в данной теме. 

Спасибо всем, кто дочитал. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Женственный стиль рококо.

20:10, 14 мая 2022

Автор: ladylu

Комменты 50

A

Надо же,какой великолепный пост! Благодарю вас,автор! Не мой любимый стиль,но до чего же было интересно читать!

Аватар

Вот пост так пост! Спасибо!

Аватар

Классный пост, автор. Мне так интересно кто в принципе это всё начал - были ли у них придворные дизайнеры интерьеров которые и расставляли всё эти статуэточки и внедряли стиль)

Аватар

Спасибо большое за пост. Очень интересно. Люблю фильм "Мария Антуанетта" с Кирстен Данст. Там вся эта эпоха так здорово показана: ее наряды, туфельки, прически, вечеринки, салоны, поедание сладостей и такой печальный конец.

Аватар

Китайский дворец Ек.II прекрасен, стеклярусная комната просто поразительна, очень красиво, особенно, при свечах,как и планировала хозяйка.

Подождите...