Помню, когда читала биографию великого писателя, неоднократно авторами озвучивалась мысль, что целый граф снизошел до дочери простого московского врача. Но делая на днях пост, выяснила, что в родословной Софьи Андреевны есть много интересного по материнской линии.

Любовь Александровна Иславина, мать С.А.Толстой,  при рождении не получила фамилию отца, только отчество. Связано это было с тем, что ее родители Александр Исленьев и Софья, урожденная графиня Завадовская, венчались незаконно - невеста на момент свадьбы была замужем за князем Козловским, которому родила двоих детей. Но великосветский брак распался из - за пьянства мужа. Однажды на балу Софья встретила молодого офицера, который практически ее похитил из Петербурга и увез в тульское имение, где беглецы обвенчались. Естественно, разразился скандал, обманутый муж требовал возвращения жены, но родственники Софьи, в частности ее мать графиня Завадовская, смогли успокоить общественное мнение. Хотя официального разрешения на новый брак так и не было получено.

В незаконных, но счастливых отношениях родились дети: Владимир, Михаил, Надежда, Вера, Любовь и Константин. Из - за положения родителей они получили измененный вариант фамилии отца - Иславины и были приписаны к купеческому сословию.  К сожалению, дети были совсем маленькими, когда их мать скончалась. 

Все тяготы по воспитанию многочисленного семейства легли на отца. Александр Исленьев сам по себе был примечательным человеком. Родом из небогатой, но старинной и уважаемой семьи, он был участником Отечественной войны, служил в гвардии, но позже ушел в отставку "по семейным обстоятельствам". Проще говоря, заставили уйти из - за двойственного семейного положения. Вместе с Софьей он переехал в тульское имение Красное, где сблизился с соседями - семьей Толстых. В 1826 году проходил по следствию о деле декабристов, сидел в крепости,  но был оправдан.

Лев Толстой стал прямым свидетелем событий в семье Исленьевых - Иславиных. Позже он сделал старшего сына Владимира прототипом Николеньки Иртеньева в трилогии "Детство. Отрочество. Юность". А Александр Исленьев, которого писатель искренне уважал и ценил всю жизнь, был описан как отец главного героя.

Александр Исленьев

Да, бывший гвардейский офицер умел нравиться и поражать воображение окружающих. Человек широкой натуры, охотник, дамский угодник, карточный игрок. Его внучка Т.А.Кузминская вспоминала, что  дед "имел две страсти в жизни - женщины и карты". И если первую страсть Исленьев в браке смог обуздать, то вот карточные игры вносили в семью немало раздоров. Бывало, что за вечер он мог проиграть целое имение, а в следующие дни выигрывал тысячи. Через его руки проходили бриллианты, породистые скакуны, борзые собаки и даже крепостные. Исленьев водил дружбу с известным авантюристом графом Федором Толстым - Американцем и однажды за вечер они выиграли 75 тысяч рублей - огромные деньги по тем временам.

Веселая жизнь закончилась вместе со смертью жены. Исленьев закрылся в имении и полностью посвятил себя воспитанию детей. Несмотря на все хлопоты, у него так и не получилось их официально признать, что создавало много проблем для них в обществе. Первый муж покойной Софьи князь Козловский предлагал взять детей на воспитание и дать им фамилию и дворянское звание, с условием, что за них будут платить 100 тысяч в год, но получил отказ (еще бы, деньги космические).

После нескольких лет вдовства Исленьев женился на Софье Ждановой - хозяйство нуждалось в женском присмотре. В семье начались раздоры - дочери не приняли мачеху, тем более, что вскоре появились их младшие законные братья и сестры. Но позже отношения наладились, особенно с младшей Любой. 

С.А.Исленьева с Соней (слева) и Лизой Берс, внучками своего мужа

Воспитанию детей уделялось большое внимание. Мальчиков готовили к государственной службе, девочек к замужеству. Отношения с семьей Толстых сохранялись. Случалось так, что два семейства приезжали друг к другу в гости и оставались неделями.

Когда Вера, Надежда и Любовь подросли, то семья переехала в Тулу - на "ярмарку невест". Там был снят дом, в котором А. Исленьев давал и официальные приемы, и приглашал просто "на огонек" - в окно ставили зажженные свечи и они были сигналом, что можно зайти без приглашения. 

В 1837 году были помолвлены обе старшие дочери. Красавица Вера, похожая на свою прабабушку Софью Апраксина, первым браком вышла за чиновника М.П.Кузминского, вторым за богатого воронежского помещика В.И.Шидловского. Любовь стала женой местного помещика Карновича.

Вера Шидловская

После замужества дочерей и отправки сыновей в Дерптский университет, Исленьев остался в имении с 15 - летней Любой и законным семейством. Развлечений в деревне было мало, только уроки французского языка, рукоделие и разговоры со старой нянькой. А потом девушка тяжело заболела и к ней пригласили московского врача А.Е.Берса, который был в Туле проездом. Консультация затянулась и Берс провел у постели Любы несколько недель, став своим в гостеприимном доме Исленьевых. Несмотря на отъезд,  врача романтические чувства вспыхнули с обоих сторон. Девушка даже увидела сон во время Святок, в котором вышла замуж за Берса. 

Л.А.Берс, урожденная Иславина

Семья с неодобрением смотрела на возможный брак. Берс был старше Любы на 19 лет и не подходил ей по положению, хоть она и была незаконнорожденной. Также семья узнала, что у потенциального жениха есть незаконная дочь от Варвары Тургеневой (то есть, Софья Андреевна Толстая и Иван Сергеевич Тургенев имели общую сестру - ой, тесны связи русских писателей). Тем не менее, Любовь настояла на своем. Через полгода после знакомства шестнадцатилетняя девушка обвенчалась со своим  избранником и уехала в Москву с мужем.

Лев Толстой был с детства знаком с Любой и продолжил общение после ее замужества. Он часто бывал в ее московском доме, где его всегда радостно встречали. Мировоззрение подруги юных лет, ее уверенность, что "назначение женщины - семья", найдут отражение во многих произведениях писателя, а сама Люба станет прототипом графини Ростовой в "Войне и мире".  Сам Толстой был настолько очарован семейством Берс, что жену выбирал целенаправленно из трех сестер. Ждали, что предложение поступит старшей Лизе, но она отпугнула писателя своей нелюбовью к бытовым вопросам. Замуж за писателя вышла средняя Софья, которая любила играть с маленькими братьями и часто помогала матери с хозяйственными заботами.

Любовь Иславина - Берс прожила достаточно долгую для того времени жизнь. У нее родились три дочери - Елизавета ( замуж не вышла, детей не было), Софья и Татьяна ( писательница, вышла замуж за кузена, сына старшей тетки) и пятеро сыновей - Александр, Петр, Владимир, Степан и Вячеслав. Если честно, количество внуков считать не стала, очень разветвленное семейное древо, где смешались и законные, и незаконные потомки.

Толстой поддерживал отношения с родней жены всю свою жизнь. Владимир и Михаил Иславины, старшие братья Любочки Берс, сделали хорошую карьеру, жили в Петербурге, где с ними часто виделся писатель. Толстой дружил с сестрой жены Татьяной и способствовал появлению ее книги воспоминаний.

Подпишитесь на наш
Блоги

Любовь Иславина - теща Льва Толстого

21:54, 1 февраля 2022

Автор: MonicaGeller

Комменты 18

L

Как много у всех детей! Конечно, с таким количеством у женщины времени ни на что не останется. Толстой очень прагматично выбирал себе жену. Спасибо за рассказ, автор.

L

Кстати, чудесная книга воспоминаний Татьяны Берс-Кузминской "Моя жизнь в Ясной поляне и дома", даже не ожидаешь таких страстей)

Аватар

В общем, писатель искал себе жену для решения бытовых вопросов...

Аватар

Какие все плодовитые, от одного перечисления потомства устанешь.

M

Было интересно)

Подождите...