Недавно в блогах выходил пост про высказывания Дани Милохина про помощь детдомам. Я оставляла там комментарии о своем опыте участия в программе наставничества, после чего несколько человек попросили меня написать пост и поделиться этим опытом. Прошу не судить мой текст строго. Срача в комментах не хочется ) Если хоть один человек после моего поста задумается “а какая помощь (и кому?) мне по силам?” - будет уже не зря. 

Итак, какой был исходник: мне 31 год, живу и работаю в Москве. Примерно 2.5 года назад я не работала, не имела отношений и у меня было много свободного времени. Увидела у знакомой пост о программе наставничества подростков в детских домах Подмосковья - и подумала, что я могла бы попробовать. Это мое решение сопровождалось мыслями типа “что тут сложного”, “со всем справлялась - и с этим справлюсь”, “подростков я отлично понимаю, да и в целом про психологию человека к моему возрасту уже многое становится понятно”. В общем, всю свою самоуверенность и раздутое эго туда притащила :) Я была уверена, что точно могу помочь соориентироваться в карьерных планах, в первой работе. В целом, я не очень люблю детей, но люблю подростков, обычно у меня с ними хороший контакт. Работа способствует (связана с музыкой), опыт с племянниками и так далее. Плюс в детстве я всегда думала, что усыновлю ребенка. Наверное, всё это сыграло свою роль, заинтересовалась программой и пошла. 

Кто такой наставник ребенка в детдоме

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что дети в детских домах имеют множество проблем. Они травмированы, у них нет привязанности к близкому человеку, из-за чего нет доверия к миру, они мало приспособлены к жизни, не знают базовых вещей (об этом подробнее ниже), не умеют успешно коммуницировать, договариваться. Вот для этого и нужен наставник - друг, значимый взрослый, который будет рядом в нужные моменты, который покажет, в какие моменты жизни мир не опасен, а в какие - наоборот, очень опасен, который может подсказать что-то, поделиться личным опытом, вместе проводить время. Важно - это не опекун и не усыновитель. У наставника нет никаких прав на ребенка, никаких денег от государства (в отличие от приемных родителей) и даже нет разрешения выходить вместе за пределы детдома. Но можно получить разрешение на выход из детдома, собрав документы для опеки.

Как устроена программа наставничества

Ее реализуют благотворительные фонды на пожертвования и гранты. Тот фонд, в который пошла я - курировал 3 или 4 детдома в Подмосковье. Хорошо, что у меня было время туда ездить, путь был неблизкий ) А вообще, программа аналогичная есть и в Москве (и наверняка в других городах) - смело ищите, если заинтересуетесь. 

Процесс такой:

- заполняешь онлайн-анкету, ее смотрят и приглашают тебя на личную встречу

- до этого ты должен собрать справки от психдиспансера, тубдиспансера, наркологической больницы по месту жительства. Я все это собрала, но что смешно и грустно - у меня их никто не запросил ни разу.

- приезжаешь в детский дом и проходишь психологическое тестирование. У меня это заняло порядка 2 часов

- и, если я правильно помню, сразу же в тот день начались занятия с психологом. Эти же психологи ведут школу приемных родителей. Рассказывали в рамках нескольких занятий о теории привязанности, почему эти дети - такие, с чем нам предстоит столкнуться, как себя уберечь от токсичных отношений с ними, как стоит отвечать ребенку, если тебя ранят его слова. Мне очень понравились занятия и показались полезными даже для обычной жизни и межличностных отношений между любыми людьми. Правда, забегая вперед, скажу, что когда возникали конкретные ситуации с подростком и я недоумевала от его поведения - я все рассказанное психологами забывала и реагировала так, как обычно (опрометчиво, искренне, не думая о последствиях и тд)

- далее им нужно было несколько дней, чтобы психологи сформировали пары “наставник-ребенок”.Это очень крутая история - такой подбор психологами, потому что в таком случае больше шансов, что пара сложится, что люди будут друг другу интересны, что характеры будут нормально сочетаться. Я слышала, что порядка 26 процентов усыновленных детей возвращают в детские дома, и считаю, что помимо сложностей адаптации и отсутствии поддержки психологов, причина в том, что люди у нас выбирают детей, как в магазине на прилавке. Если бы ребенка подбирали психологи - наверное, процесс возврата был бы меньше. 

- мне предложили двух детей - девочку 14 лет и мальчика 17 лет. Очевидно, с ребенком помладше было бы легче, но я выбрала мальчика, потому что мне с племянником всегда было легко общаться и показалось, что и тут будет так же.

- приехала на знакомство. Оно проходит в присутствии психолога, это было 8 мая, многие дети выступали в честь дня победы, и нам повезло - мы могли сразу что-то обсуждать про эти выступления. Это облегчило день знакомства ) В целом, подбор психологами считаю удачным, было интересно и ему, и мне точно.

- тебе ничего не рассказывают о прошлой жизни ребенка, почему он в детском доме вообще, что случилось с его родителями. Считается, что если ребенок захочет - расскажет сам. Также не рекомендуют приглашать детей к себе домой и знакомить со своей семьей. Позже - можно, в начале отношений - не стоит.

- ребята в фонде предполагают, что видеться нужно 1 раз в 2 недели, и в течение двух лет таких встреч могут устояться хорошие, надежные отношения. Программу сопровождает психолог, к которому ты можешь обратиться со своими вопросами. Параллельно этому другой психолог в детском доме наблюдает за ребенком. Дети от этих постоянных разговоров с психологами устают, не очень это любят, как я поняла. Ведь все-таки, в обычной жизни нас с детства психолог редко наблюдает.

Встречи

Первые полгода мы встречались регулярно. Мне очень помогло то, что ребенку было уже 17 лет, ему разрешали выходить из детдома (даже несмотря на то, что у меня не было разрешения), мы ездили в соседний город гулять, катались на аттракционах, обедали в кафе, общались. На ребенка нельзя тратить большие деньги - чтобы они не начали этим злоупотреблять. Но в рамках встречи ты можешь потратить до 1500 руб. на обед, билеты в кино, например. Мой подопечный никогда не просил у меня деньги на телефон, в долг и тд - как делали все остальные. Я этому очень радовалась и, в целом, считала, что я хороший наставник и у нас сложились отношения. Потом ему исполнилось 18 лет, он выехал из детского дома и переехал к своей бабушке. Встречаться стало еще легче, ездить ближе. Подопечный обращался ко мне за советами, как спасать кошек с улицы, что нужно сделать, что нужно купить. Я в этом хорошо разбираюсь и с радостью помогала советами. У моего подопечного была мать, которая отправляла ему гигантские суммы денег - сотни тысяч рублей ежемесячно. Чем она занимается, почему он попал в детский дом - я так и не узнала.

Бывали и странные ситуации, когда я все-таки замечала, что этот ребенок - не совсем такой, как мой племянник, например. И не просто характером отличается, а просто другой. Искренняя радость аттракционам в 18 лет (предполагала, что возможно это напоминает ему хорошие воспоминания из детства), дружба с ОЧЕНЬ странными ребятами - он нас знакомил. Асоциальные, агрессивные, возможно с некоторой умственной отсталостью. “Это мои друзья” (с). Гордость за то, что ты прорываешься на электричку без билета, обманываешь контролеров, прицепляешься к поездам - и абсолютное непонимание, почему это не ок (“они же все придурки”).

Меня это все вгоняло в очень грустное состояние, казалось, что я одна это не вытяну и это выше моих сил. Мой подопечный ушел из колледжа, почему-то не подумал, что потеряет свою стипендию, на которую он жил. Что делать дальше - не очень понятно. Говорил “пойду работать” и не шел. Предупреждая комменты - я прекрасно осознаю, что так себя могут вести и дети из обычных семей. Подопечный увлекался театром - я находила кастинги и другие возможности, курсы, на которые можно было бы заработать. Но, как можно понять, это закончилось ничем. Ребенок просто не готов был во что-либо “вгрызаться” - вероятно, из-за того, что случилось в детстве. 

Фонд устраивал встречи для поддержания мотивации наставников - это очень помогало, когда руки опускались. Даже выезжали на природу вместе. Это неплохой шанс завести новых друзей, если это для вас актуально. Большинство наставников в программе - девушки. И там очень нужны мужчины, чтобы стать наставниками парням. Мужчин очень не хватает там (девушки, передайте это своим мужчинам!). Но в целом, я, пожалуй, ожидала более плотного участия фонда, более активной помощи, дорожных карт, сопровождения. Думаю, благотворительность в России еще должна пройти свой путь становления. Сейчас уже многое сделано и она становится более профессиональной, но нужно время.

Итог

Потом, по мере того, как начала налаживаться моя жизнь (новая работа, отношения, жизненные планы), моя концентрация на наставничестве стала уменьшаться. Я сейчас не корю себя за это, получилось как получилось, всё это - наш жизненный опыт. Уверена, будь это более эмпатичный, сопереживающий, вкладывающий наставник - т0 возможно, получилось бы лучше. Я человек жесткий, люблю результат, и вот тут наверное мне сложно было двигаться без этого результата. А он может быть отложенным на годы вперед. Зерна этого общения могут прорасти - а могут и не прорасти.

Подопечный и сейчас иногда может обратиться ко мне. Буквально на днях мы обсуждали, что нужно встретиться, после перерыва в несколько месяцев. Может, супер надежные отношения у нас и не сложились, но у него есть такой человек, я никуда не исчезну и советом уж точно всегда помогу. 

Среди других наставников отношения развивались более благополучно - там им удалось стать настоящими друзьями. Самый классный пример - благодаря наставнику девочка не только овладела новыми навыками, но и нашла приемных родителей - так что это самая счастливая история :) Но там девушка ездила и ездит к своей подопечной каждую неделю, вкладывает в эти отношения очень много. Так что и результат соответствующий. Как и всегда в жизни: что вложил - то и получил на выходе.

Какие они, эти ребята?

У нас развернулась дискуссия на этот счет в комментариях к тому посту. Но я продолжаю считать, что дети из детдома не умеют многие базовые вещи:

- плохо осознают границы между людьми

- в большинстве своем очень закрыты и плохо социализированы

- очень неуверенны в себе

- они могут не знать, как чай заваривается! Повторю историю - недавно узнала об одной девочке, которая не знала, что чай может быть НЕ сладким. Потому что в детдоме подавали только сладкий чай. О какой самостоятельности здесь может идти речь? Я когда переехала учиться в Петербург - тоже не умела даже пельмени варить, но у меня была толпа людей, у которых я могла это спросить, и еще гигантская уверенность в том, что мне все по силам. Даже если я чего-то не знаю.

- у них у всех есть мобильные телефоны - дарят родственники, спонсоры. У них есть соцсети, тиктоки и прочее. Но все это не помогает им ориентироваться в окружающем мире. Недостаточно прочесть на упаковке, как заваривается чай. Вы только представьте, как стремно себя чувствует человек, для которого это неизвестность? Который ни разу в жизни в метро один не ездил?

- им сложно придумывать себе досуг и занятия, ведь всю жизнь они живут по графику. На каникулы вывезли, в музей/на каток/на спорт отвезли (не спрашивая, разумеется, хотят они туда или нет), все занятия придуманы за тебя. Никакого управления собственной жизнью. Вы только представьте, как это?

В целом, самое главное, что я заметила, у них нет большой базовой уверенности в своих силах. Такой, которую могут сформировать в родной семье. И именно это отражается на всей их дальнейшей жизни. Не то, чтобы это что-то фатальное - как и в жизни, выживает сильнейший. Все мы приходим с разным стартом в эту жизнь - условия отличаются, регионы, национальность, даже уровень личной энергии и активности. Так вот, старт этих детей усложнен максимально. Но это можно преодолеть, конечно - просто очень тяжело.

Что я успела узнать про систему детдомов, пока находилась в этой программе

- у большинства из этих детей есть живые родители

- сейчас детские дома стараются делать более похожими на семьи и в одной комнате может жить несколько детей разного возраста. Таких блоков в детском доме несколько. 

- там есть даже кухни, но как я писала - эти кухни открывают только когда проверка едет :) 

- спонсоры, которые по праздникам дарят детям подарки - плохая, порочная практика. Программы, подобные наставничеству, профориентации, курсы - это гораздо полезнее для развития детей и их благополучного будущего. Если ваши компании хотят поддержать детский дом и не знают как - пусть лучше пожертвуют фонду, нежели чем закупать игрушки или технику, которая может и до детей то не доходит.

- если в детском доме живет семья из 4х братьев и сестер - по закону их нельзя разделять, и чтобы дети обрели приемных родителей - их должны усыновить сразу 4х. Шансы, как вы понимаете, минимальны. 

- приемные родители получают выплаты от государства. Я знала цифры этих выплат, но сейчас забыла, к сожалению. Стороннему человек сумма может показать достаточной (там что-то типа 30 тр вроде), но мы все ведь знаем, что на детей уходит гораздо больше денег. Так что я думаю, что на этом не зарабатывает никто. А вот то, что в таких семьях могут эксплуатировать труд детей - факт. В целом считаю, что жить в “профессиональной” семье, где живет пусть даже 10 детей - лучше чем в детдоме, потому что у тебя есть узкий круг окружающих лиц, и у тебя есть некоторая свобода в действиях.

- если родители погибли - у детей копится пенсия по потере кормильца. Получают они ее по достижении 18 лет, это огромные суммы порядка 1 млн руб, если дети долго жили в детском доме. И вот тут то активизируются мошенники, дальние родственники и “друзья”. Поскольку дети не обладают никакой финансовой грамотностью и имели мало дел с деньгами - они очень быстро они эти деньги теряют.

- насколько мне известно, в Москве выпускники детских домов получают квартиры. Могу предположить, что мошенники и это научились отжимать и дети очень часто теряют и квартиры тоже. В других городах вроде тоже предполагается бесплатное жилье, но там очередь. Читала, что многие сдают свое жилье, переселяются к знакомым из детдомов, и живут на эти деньги, не работая.

- у них есть некоторые полезные льготы - бесплатный проезд, особый порядок поступления в университет. Но дети травмированы, учатся плохо, не могут хорошо сдать ЕГЭ и лишь немногие из них пользуются таким шансом поступления в университет. Из моей группы в наставничестве в универ поступил только 1 ребенок. Конечно, оплачиваемые репетиторы, которые упоминались в других комментариях - здесь могли бы помочь. Но это все должно идти через программы фондов, никто не допустит к ребенку репетитора “с улицы”.

- у них есть карманные деньги, которые государство начисляет ежемесячно (стипендия) - и вот как раз их они и могут тратить. Н-р, оплачивать сотовую связь, про которую тоже спрашивали в комментариях.

- я считаю, что детей “закармливают” деньгами и дотациями, не воспитывая в них правильное отношение к деньгам. В итоге, когда стипендии резко заканчиваются - мы видим детей, которые не привыкли делать что-либо для получения денег, которые не знают, как это - жить и оплачивать ВСЁ на 10-20 тысяч рублей, которые мы можешь заработать на старте карьеры. Которым вообще странно, что теперь они должны идти и зарабатывать, чтобы прожить. Они имеют потребительную позицию и очень не хотят учиться чему-то, чтобы это изменить. Они не понимают, что если ты будешь хорошо трудиться - скорее всего, тебе это вознаградится и ты будешь иметь неплохую, или хотя бы, нормальную зарплату. Что ты можешь работать и оплачивать путешествия, а не только мечтать о поездке в Петербург, например. Что ты можешь расти по карьерной лестнице и добиться чего угодно. Причина - опять-таки, в отсутствии устойчивой ”платформы”, в раненой психике, в отсутствии поддержки. Выживает сильнейший и история знает много выпускников детских домов, кому удалось добиться успеха. Но, к сожалению, наше государство не повышает шансы на успех этих детей.

Мотивация благотворителей

Сейчас я твердо уверена, что в благотворительности все мы отрабатываем свои личные хотелки. Потешить самооценку, эго, реализовать желание быть нужными и приносить пользу, найти смысл жизни, найти что-то для души помимо работы - причин миллион. Это не есть плохо, конечно. Нюта Федермессер (уважаю ее труд), как-то сказала что-то типа “да пусть хоть Аль-каида даст денег - возьму! И потрачу их на что-то полезное”. Какая разница, что, откуда, зачем туда приходят люди и какого размера у них эго, делают они это для своего инстаграма или для души. Если это помогает конкретному подростку - пусть будет. 

Разумеется, и я шла туда со своими запросами. Я люблю помогать, уверена, что сил у меня хватит помочь всему миру, что я для больших дел создана (ахах) и так далее. К слову, сначала моя сестра сказала “какое наставничество - себе сначала помоги” - и это было абсолютно верно, потому что программе нужны ресурсные наставники, которые не соскочат, у которых хватит сил это дотащить до устоявшихся отношений, и твои личные проблемы не должны перекрывать тот факт, что ты здесь для этого ребенка, а не для себя. Я тогда прислушалась, наладила свою жизнь, нашла опору (это все происходило в период разрыва с молодым человеком) и, как помню, пошла в программу позже. 

По итогу могу сказать, что этот опыт многому меня научил. Иногда есть вещи, к которым ты не готов или которые сложнее, чем ты можешь осилить. Теперь я знаю, что вряд ли смогу усыновить взрослого ребенка из детдома, как всегда мечтала. Я считала, что точно смогу донести до ребенка, как важно учиться, много работать, как много зависит от нашего личного усилия и энергии. Но ситуация показала, что в одно ухо влетает, в другое вылетает, а у тебя иногда не остается сил и времени, чтобы продолжать долбиться в эту дверь. Остается только надеяться, что это где-то глубоко внутри ребенка все же осело. Я многое узнала об этой системе. Так что спасибо наставничеству за это.

Что делать, если вы хотите помочь?

- Жертвовать фондам. Список фондов вы можете найти на сайте “Нужна помощь”. Все фонды там проверены, можно подписаться на ежемесячное, даже небольшое, пожертвование. И ваши деньги пойдут на подобные программы. А также на программы профориентации, психологов, курсы, репетиторов. Все это - очень нужно, все придумано до нас и уже создано. Остается только поддержать. Ежемесячное пожертвование - лучше для фондов, чем разовое, потому что это позволяет им планировать свою работу заранее. Я не рекламирую фонд, в программе которого я участвовала - чтобы не обвинили, что это рекламный пост. Если кому нужно - могу в личку прислать. Их тоже можно поддержать на сайте “Нужна помощь”.

- Идти наставником. Может быть, мой опыт подскажет вам, что вы могли бы справиться? Теперь вы знаете, что нужно от наставника и как именно вы можете помочь конкретному ребенку.

Что дальше в моей жизни?

Как-то так получилось, что я параллельно еще животными занималась, как куратор - вытаскивала с улицы, лечила и пристраивала. Сейчас продолжаю делать то же самое. Да, проблемы с бездомными животными в России это не решит, но пока я не дошла до нужного уровня, чтобы решать проблему кардинально (на уровне законодательных инициатив и тд) - помогаю по мере сил. Там тоже очень много проблем в российском зооволонтерстве, про это может следующий пост напишу :) Мечтаю лет через 10 открыть большой зоозащитный центр.

Много животных я не беру, стараюсь оценивать свои силы реально. Сейчас на моем попечительстве две взрослые кошки - Фиби и Пайпер. Вытащила этих двух красавиц с помойки в Подмосковье в лютый январский мороз. Я их подлечила и теперь они живут на хорошей передержке в Москве. Толстые, ласковые, дружные красавицы. Чтобы завершить текст на позитивной ноте, покажу их вам - вдруг кому-то понравятся :)

Спасибо, что дочитали это полотно текста! Будьте здоровы, будьте хорошими людьми, помогайте по мере сил, неважно кому - старикам, детям, животным, бездомным. Безусловно, у вас есть выбор помогать одной категории незащищенных и не помогать другой - это личный выбор каждого. Важно просто множить добрые дела, а не ждать, пока наше государство что-то там улучшит, потому что оно должно. Спасибо за внимание!

Подпишитесь на наш
Блоги

Как я была наставником ребенка из детдома

14:45, 24 октября 2021

Автор: Holly

Комменты 291

M

Спасибо Вам,дорогой автор,за то что Вы делали и делаете!Большое спасибо!

Аватар

Когда я разведусь?) строка 27, стр. 400

Аватар

Когда я разведусь?) строка 27, стр. 400

Аватар

Когда я разведусь?) строка 27, стр. 400

Аватар

Когда я разведусь?) строка 27, стр. 400

Подождите...