Что ни день, то свежая новость об Алисе Тепляковой, в 9 лет сдавшей экзамены в главный вуз страны, — и каждая заставляет кипеть мозги простых читателей. У девочки воруют детство, доказывают они. Посмотрите, сколько уже было таких примеров! А на самом деле сколько? Из самых ярких — Ира Полякова, которую вундеркиндство сделало изгоем и сломало ее личную жизнь.

Мария Монтессори и  Бенджамин Спок хорошо проветрили советские установки в мозгах современных родителей. Теперь к потребностям детей прислушиваются, их не заставляют делать неудобное, не ругают за провалы. Считается, что именно на этой партнерской почве способен вырасти индивид, личность, а если повезет, и маленький вундеркинд. Если повезет…

Эти представления идут в разрез с позицией советских мам и пап, которые считали, что принуждением и зубрежкой можно сделать из талантливого ребенка сверхталантливого. Даже если это надломит его жизнь и сделает несчастным человечком. Ничего страшного, из железа плавят чугун. Так случилось с Полиной Осетинской, отец которой бил ее головой об батарею на глазах у гостей за то, что она недостаточно бегло играла Шопена на рояле.

Так произошло и с Ириной Поляковой, амбиции мамы которой заставили ребенка прилагать сверхусилия, чтобы стать первой в учебе. Как ни посмотри, в основе любой истории — родители. Впрочем, как и у Тепляковой. «Моя мама была учителем младшей школы, и у нее возникла идея фикс по поводу моего раннего развития. Ей достался сложный класс, где дети в 7–8 лет с трудом читали, да и не сильно горели желанием учиться. Так что свои амбиции она реализовывала на мне. Уже в пять лет я прочитала 26 томов Жюль Верна, до ночи делала математику, все время нужен был результат!» — признавалась Полякова позже в интервью.

В семье Поляковых не могло быть такого, чтобы девочка устала и решила пойти поиграть, учеба была самым главным занятием в жизни Иры. Разумеется, из-за этого у ребенка не складывались отношения с одноклассниками.

 «Травли, как в фильме ''Чучело'', не было, но шуточки в мой адрес отпускали, исподтишка делали мелкие пакости. Одноклассники могли втихаря выбросить в мусорку пенал, я потом ходила и искала его. Или звонили моим родителям, говорили какие-то гадости. Если я расстраивалась по этому поводу, меня убеждали: ''Они дураки, завидуют, не обращай внимания''. Для родителей было главное, чтобы я хорошо училась, а отсутствие друзей — дело десятое», — рассказывала вундеркинд.

Обидным для малышки было и то, что скидку на ее юные годы не делали и учителя. Мол, ребенок одаренный, плюс мама-учитель ее натаскивает, поэтому спрос с пятилетнего ребенка шел по полной программе.

«Однажды на математике в первом классе я сделала больше заданий, чем требовала учительница. Преподаватель рассердилась, что я не слушаюсь и делаю все неправильно, поставила ''двойку'' и заставила переписывать всю тетрадь. До трех ночи я переписывала, плакала. У меня случился сердечный приступ, родители вызвали ''скорую''», — признавалась Полякова.

Казалось бы, тут и снизить скорость, дать ребенку отдышаться, побыть собой. Но в 13 Ирина закончила школу и поступила на мехмат МГУ. Подростку легко давались основные дисциплины, но чувствовала она себя среди взрослых людей неуютно. Как ни крути, но ей были все те же 13 лет. Мудрый интеллект, но психика подростка. Уже вскоре у девочки начались неврозы, которые в какой-то момент довели ее до клиники. С ней на том же факультете был еще один 10-летний мальчик-вундеркинд. У него через два года случились проблемы с психикой, его госпитализировали в психбольницу, чуть позже он покончил с собой.

Кстати, родители Поляковой как раз понимали, что их девочка еще ребенок поэтому до здания МГУ возили ее на троллейбусе, доводили до дверей и только потом ехали обратно. Ире нельзя было краситься («Еще маленькая»), модно одеваться («Успеешь! Думай об учебе!»), ходить в гости и тусоваться.

«Они не разрешали модно одеваться, красить волосы, не отпускали меня в гости, на дни рождения, не позволяли ездить в студенческие лагеря. На все был один ответ: ''Ты что, с ума сошла, там будут пить, курить и ругаться матом''. Я до истерик билась с родителями за свои права», — откровенничала Ира.

Полякова постоянно жила с мыслью: скорее бы совершеннолетие, чтобы получить легальное право уйти из дома. И как только ей стукнуло 18, она сняла квартиру и начала жить с одноклассником. Но и тут родители вмешивались в личную жизнь — «это грешно, неправильно, не тот выбор и не то время. Рано, тебе еще рано!»

Ругались они с дочкой долго, в итоге она приняла решение прекратить общение с ними. И только годы спустя начала разговаривать снова.

Математический склад ума позволил Ире начать успешно зарабатывать, но ноющая дыра в душе долго не давала ощущения счастья. Как будто что-то у нее забрали в детстве, обещали вернуть и забыли. И она живет с этим не отданным долгом. Ира пошла к психологу. А после и сама решила получить психологическое образование. Вот и правда говорят, лучшие специалисты выходят из тех, кто приходит в профессию со своей болью.

Полякова пережила два развода, и только в третьих отношениях обрела личное счастье. У нее подрастает сын, для которого мама-бывший вундеркинд не хочет такой судьбы.

Подпишитесь на наш
Блоги

Что стало с Ириной Поляковой, в 14 лет поступившей в МГУ

16:21, 14 сентября 2021

Автор: Rita_Starling

Комменты 144

Аватар

Да многие помешались с ранним развитием. У меня дочь хорошо читает для своего возраста, сама доперла что можно про себя читать и не по слогам. Но мы не стремимся как можно скорее этот навык развить, все равно ей сами читаем или аудиокниги включаем. Так нас постоянно спрашивают, а почему не заставляете чтобы сама читала? Да потому что маленькая еще, в школе начитается выше крыши. Прям отбривать приходится.

Аватар

У Елены Погребижской про нее есть документальный фильм.

Аватар

Красивая женщина. Ужасно, что с ребёнком так поступают. Но мы взрослые с самими собой тоже иногда так поступаем: то нельзя, это нельзя, надо заслужить, надо пахать, надо бороться…А можно! Можно все просто так! Когда это понимаешь, жизнь становится совсем другой. Можно кайфовать и тебе за это ничего не будет, если сам себя не настроишь. Э вуаля.

L

Сегодня моя дочь раскрасила в дневнике текстовыделителем даты - "так красивее"))) "штош", похоже не вундеркинд, сначала хотела поругать слегка, а потом вспомнила, что три дня назад в поселке не далеко от нашего города при взрыве бытового газа погибла ее ровесница 11ти лет. И отпустило сразу

Аватар

Монтессори и Спок - две фамилии, которые должны быть вытравлены из семейной педагогики. Одна, увлекшись работой с отстающими в развитии детьми, собственную дочь сдала в интернат. Второй, научив всех мам не подходить к плачущему ребенку, был ненавидим собственными сыновьями. По поводу гениальных детей. Учился у меня в классе мальчик, слабенький и малоуспешный. А его старший брат был, напротив, гением. Бесконечные олимпиады, победы, гордость школы. Поступив - играючи - в вуз, стал грузиться от малейших неудач. Он привык к славе, а здесь почет и уважение надо было зарабатывать. Малейшие ошибки приводили его в ужас, началась депрессия. Итог - суицид со смертельным исходом. Поэтому, когда однажды, после трагедии, я посмела маме намекнуть на то, что ее младший ребенок ну совсем не тянет программу, она подняла на меня свои огромненные глаза и тихо произнесла: "Вы ведь понимаете, что это не самое главное в жизни". Вот это и развернуло мою жизнь на 90 градусов: успешность в школе - или, напротив, неудачи - еще не главное в жизни.

Подождите...