Варфоломеевская ночь.

Словосочетание «Варфоломеевская ночь» прочно вошло  в историю и стало нарицательным. Символом жестокости, кровавости, массового убийства. И если говорят, что кому-то устроили «Варфоломеевскую ночь, то, значит, произошло что-то действительно страшное.

Сегодня, канун этого  «знаменательного» события. В ночь на 24 августа 1572 года в Париже и в некоторых других городах Франции произошли массовые убийства по религиозному признаку, истребляли французских протестантов-гугенотов. Сложно сказать сколько гугенотов было убито, данные рознятся. В основном сходятся на том, что в Париже было убито  около  3 тысяч человек и по  другим районом  Франции еще  около 7 тыс. То есть, примерно, около 10 тысяч  человек. Хотя  у некоторых авторов и мелькает цифра 30 тысяч, все-таки это больше похоже на преувеличение.

Массовая резня Варфоломеевской ночи даже для тех, далеко не гуманных времен, стала значительных событием. Такие массовые убийства не на войне, безоружных, людей приехавших в гости, ведь  в Париже собралось множество гугенотов, приехавших  на свадьбу  одного из своих лидеров Генриха Наваррского и  сестры короля Маргариты , не было обычным, рядовым событиям. Католические страны поддержали резню, протестантские осудили.

Стоит помнить, что в те времена Европа была ареной жесткого противостояния католиков и протестантов, шли религиозные войны. Фанатизм и жестокость зашкаливала с обеих сторон.

Но и в современном мире тема религиозной розни, убийств на религиозной почве все еще актуальна, это не прошлое, а наше настоящее. Пусть христианство уже  ушло от таких явлений, но есть религии, к которых сейчас идет эскалация радикализма и насилия.

Поэтому предлагаю накануне этого  исторического события, вспомнить, что же тогда произошло, вспомнить, причины события, виновников и последствия.

  О данных исторических событиях хотя бы немного слышало большинство людей. Ведь все же или почти все читали в  юности Дюма и его роман «Королева Марго», кто-то смотрел одноименный российский сериал.

 Итак, по событиям, в ночь на 24 августа 1572 года,  в три часа ночи в Париже ударил набат, возвестивший о начале  истребления гугенотов. Париж- того времени - это оплат французских католиков,  довольно фанатичный город и ненависть к гугенотам там кипела. Гугенотов в Париже обычно  было мало, при дворе вельможи гугеноты редко  появлялись даже после заключения Сен Жерменского мирного заговора в 1570 году, служить  протестантские службы в Париже было запрещено   но тут, как я писала выше, они собрались на свадьбу.

Намеренно ли их заманили с целью убить? Скорее всего да, был план по убийству гугенотских лидеров. С другой стороны, вряд ли планировалось такое массовое убийство.

Еще накануне во дворец были вызваны представители городской власти Парижа. Им приказали мобилизовать городскую милицию и запереть городские ворота.  Это  подтверждает  спланированность  действий. Во время когда колокол начал бить, отряд,   состоящий из королевской охраны и людей герцога Гиза уже стоял у дома, где находился раненый адмирал Гаспар де Колиньи, лидер гугенотов, человек, очень авторитетный, амбициозный, фанатичный и пользующийся большим уважением молодого короля Карла Девятого. 22 августа адмирал был ранен выстрелом из аркебузы, подозрение пало на Гизов,  которые были по сути лидерами французских католиков и имели кровную вражду  с Колиньи.( герцог Франциск да Гиз, отец герцога Генриха де Гиза, был в убит в 1563 году при осаде Орлеана  выстрелом в спину, подозревали, что убийцу  Польтро де Мере подослал адмирал) Колиньи, конечно,  это отрицал. Ведь подлое убийство выстрелом ы спину,   даже своего врага по религии и политику накладывало серьезный отпечаток на репутацию. Тем не менее, Гизы остались в убеждении, что адмирал замешен в убийстве  и Генрих Гиз поклялся отомстить за отца.

Когда ударил набат, люди Гиза ворвались в дом, убили адмирала и выкинули его тело в окно, чтобы герцог мог его опознать и подтвердить смерть. Устранение адмирала было одной из главных целей событий той роковой ночи. Затем, отряды герцога Гиза и брата короля герцога Анжуйского двинулись по городу, врываясь в дома и убивая гугенотов. Они имели на руках списки прибывших в Париж гугенотов и знали места их размещения. Убивать начали и в королевском дворце, но королева-мать Екатерина Медичи, одна их организаторов операции по устранению лидеров гугенотов,  запретила убивать новоявленного зятя Генриха, короля Наварры, и его кузена, принцв Конде , справедливо считая что устранение Бурбонов, принцев крови,  вторых в очереди на престол после Валуа,  усилит непомерные амбиции Гизов. Екатерина всегда была сторонником осторожной политики и маневрирования между разными политическими силами.  Принцы Бурбоны должны были стать католиками и им сохраняли жизнь. Генрих Наваррский согласился легко, принц Конде долго колебался, но все же сменил религию.

Но события вышли из-под контроля, затаенная ненависть вырвалась наружу и парижане ринулись расправляться с протестантами сами. То, что замышлялось, как точечная операция по устранению верхушки гугенотов превратилось в массовую бойню. Всех, кого подозревался в сочувствии гугенотам убивали, конечно, под шумок началось мародерство и сведение личных счетов, без этого никак. В общем, джин ненависти вырвался наружу.

Прево Парижа Жан Ле Шеррон неоднократно отдавал приказы сложить оружие и разойтись по домам, но его игнорировали. А силой разогнать людей  к него не было ресурсов. Единственное, что могли сделать власти города, это запереть  протестантов в  городскую тюрьму оградив им таким образом от озверевших парижан.

  Массовые убийства продолжались еще неделю, король Карл виде ужасы, творящиеся вокруг, попытался даже свалить ответственность за резню на герцога Гиза,  заявив, что все это результаты вражды Гизов и Колиньи, конечно, герцог  отказался  брать на себя всю ответственность и заявил , что лишь выполняли приказ короля.

Гаспар де Колиньи

Король Карл Девятый 

Герцог Генрих Гиз

Королева-мать Екатерина Медичи. 

Так что же стало причиной массовой резни? Конечно, ненависть на почве религии, которая копилась годами. А спровоцировали этот взрыв действия королевского совета, отдавшие приказ устранить лидеров гугенотов.

Наверное, какой-то страшный взрыв был неизбежен. Ведь во Франции так сложились политические расклады, что при том, что королевская власть однозначно поддерживала католицизм, было очень много сторонников гугенотов, то есть по сути, резня ночи Святого  Варфоломея стало продолжением гражданского конфликта. По некоторым данным, к середине 16 века гугеноты составляли около 10 процентов населения Франции, наибольшее число гугенотов проживало на юге страны. Благодаря своему количеству гугеноты стали важной  силой в обществе

Распространение протестантизма во Франции началось еще в 20-е годы 16 века. Поначалу тогдашний король Франциск Первый относился к протестантам очень снисходительно. Ведь их идеи поддерживала его любимая сестра Маргарита, королева Наварры, очень  образованная  женщина и одна из первых женщин писательниц  во Франции. Но когда протестанты начали открыто оскорблять Папу и церковь, король был вынужден принять против них меры, ведь оскорбления церкви, которая всегда была надежной опорой королевской власти было неприемлемо.

Маргарита, сестра короля Франциска Первого, королева Наварры. 

При приемнике и сыне Франциска, короле Генрихе Втором для протестантов наступили тяжелые времена Генрих был ярым католиком. Он не принимал протестантизм, а его многолетняя любовница Диана де Пуатье, активно  поддерживала Генриха в борьбе с протестантами. Именно Диана приблизила к себе в борьбе за веру род Гизов, именно благодаря ей влияние Гизов стало расти

Гизы были младшей ветвью Лотарингского герцогского дома, владели приграничным  землями и являлись одновременно вассалами короля Франции и императора Священной Римской империи.

После гибели Генриха Второго на турнире в 1559 году  и прихода к власти его сына Франциска Второго ситуация обострилась. Слабый молодой король, на которого можно было оказывать влияние- это всегда провоцирующий фактор для обострения борьбы разных придворных кланов.   Лидерами протестантов стали принцы крови Бурбоны, а это означало, что в религиозном противостоянии., теперь главную роль будут играть политические и династические проблемы. Бурбоны были следующими после Валуа претендентами на престол, ведь все боковые ветви Валуа  ( Бургундская, Анжуйская, Орлеанская, Ангулемская) к тому времени вымерли. И они считали себя несправедливо отодвинутыми о королевского двора  и власти. Антуан де Бурбон, король Наварры и его брат Луи де Бурбон, принц Конде, стали лидерами протестантов.

Так  в последующие годы все эти высшие аристократы, все родственники между собой вели кровавые религиозные войны. Открытое военное противостояние началось в 1562 году.  До 1572 года из изначальных лидеров разных религиозных партий дожил только Гаспар де Колиньи, как я писала выше Франциск де Гиз был убит в 1563 году , Антуан де Бурбон погиб в 1562 году, успев сменить религию (его сын Генрих позднее несколько раз поменяет религию), Луи де бурбон погиб в 1569 году в битве под Жарнаком.

Герцог Франциск де Гиз

Антуан де Бурбон,

Луи де Бурбон, принц Конде 

С 1570 года во Франции был напряженный мир. По Сен-Жерменскому мирному договору гугеноты получили право проводить свои обряды во всей Франции, кроме Парижа  и получили в  качестве гарантии исполнения договора крепости Ла_- Рошель, Коньяк, Ла-Шарите и Монтобан.

В результате католики жаждали реванша, протестанты мечтали обратить всю Францию в свою веру и усилить свое влияние.

После событий Варфоломеевской ночи,  Сен-Жерменский договор перестал действовать. Но вопрос гугенотов сие кровавое действие не решило, пусть они оказались  без лидеров Гаспар де Колиньи погиб, Генрих Наваррский и Генрих Конде оказались заложниками при дворе, но отступать о своих убеждений никто не собирался. Ведь гугенотство не было вождистским течением, не было чисто придворной партией в борьбе за власть. Протестантизм выражал потребности в переменах, которые объективно назрели. Католическая церковь действительно погрязла в пороках и  перестала быть моральным авторитетом, люди хотели большей свободы для реализации своих духовных потребностей. И, конечно, не обошлось без экономики, церковь брала большие налоги, которые шли на роскошь высшего духовенства, вместо того, чтобы оставаться в деле и продолжать работать. В общем, протестанты  со своим трудолюбием и этикой объективно были полезны для общества, но во Франции все оказалось замешено в династических разборках, борьбе за власть и  нетерпимости. Люди просто были не готовы принять «других»,  для тогдашнего менталитета это было чем-то невообразимым, поэтому мирного сосуществования не получалось. Католики считали протестантов еретиками, протестанты в ответ ненавидели «папистов» не меньше, считая, что католическая церковь искажает религию и способствует духовному разложению общества.

Что же можно сказать по последствия Варфоломеевской ночи? Кроме ущерба репутации королевской власти она не принесла ничего. Массовое убийство никак не могло решить объективных проблем общества. До гражданского мира во Франции было еще далеко. Религиозные войны  с перерывами. продолжались до 1598 года.

За эти годы много всего произошло. Религиозные войны совпали  во Франции с династическим кризисом и сменой династии.

Смерть бездетного Карла Девятого в 1574 году еще на шаг приблизила Генриха Наваррского к трону.

В 1575 году в Ниме была создана гугенотская конфедерация со своей армией и органами власти, юг страны вышел из-под контроля королевской власти. Католики в ответ создали Католическую лигу, формально ее главой стал новый король Генрих Третий, но все понимали, что ему никогда не сравниться по популярности и влиянию с Генрихом Гизом.

Генрих Наваррский 

Король Генрих Третий 

В 1576 году Генрих Наваррский сбежал из плена французского короля, воссоединился со своими сторонниками и снова стал протестантом. По сути, Генрих никогда не был религиозным человеком, очень интересно, что  именно он волею судьбы  вождем религиозного течения. Он был веселым и жизнелюбивым, не любил воевать, но,  когда было надо мог собраться  и упорно двигаться к цели.  

В 1584 году, после смерти бездетного младшего брата и наследника короля Генриха Третьего, Генрих Наваррский стал наследником французского  престола. Генрих Третий был давно женат, но детей у него не было, он был последним Валуа, не считая Маргариты, но женщина не могла наследовать французский трон по закону. Всем было ясно, что династия Валуа скоро  прекратит свое существование, потому, что все дети Генриха Второго и Екатерины Медичи, вполне здоровых людей,  оказались больными, не способными прожить долгую  жизнь и родить здоровое потомство.  ( Хотя у  Генриха и Екатерины было 4 выживших сына, никто из них не смог оставить наследника). Все это привело  к новому витку религиозных войн. Хотя вопрос мог бы решится простым переходом Генриха Наваррского в католицизм. Как минимум три четверти населения Франции отказывались признать короля протестанта и были настроены на борьбу за веру.

Король Испании предлагал  в качестве наследницы престола свою дочь,  так как ее матерью была Елизавета Валуа, сестра Генриха Третьего, но опять же, наследование по женской линии закон Франции запрещал, да и принцесса- иностранка на троне могла привести страну к потери независимости.

Был еще очевидный претендент на трон, стойкий католик, очень авторитетный и популярный  во Франции человек- герцог Генрих Гиз, но никаких легитимных прав на престол у него не было, а для того времени это было принципиально. Стать королем по воле большинства жителей страны, даже для самого Гиза было неприемлемо ,  ведь власть короля исходила от Бога, а не от  народа.

Поскольку Лотарингский герцогский дом не был в прямом родстве по мужской линии с Капетингами, а родственные связи по женской линии (бабка Генриха Гиза по отцовской линии была из  Бурбонов, а бабка по материнской линии была принцессой Валуа) не имели значения, был пущен слух, что Гизы происходят от самих Каролингов, династии, предшествующей Капетингам. Таким образом, пытались легализовать претензии Гизов на престол.

  Но рок Варфоломеевской все же настиг и Генриха  Гиза, и Генриха Третьего. Хотя, возможно, это простое совпадение. В 1588 году Париж восстал против Генриха Третьего, парижане считали, что король слишком мягок и потворствует еретикам,  люди были недовольны высокими налогами и непомерной роскошью двора. Король бежал из Парижа, Генрих Гиз по сути стал правителем Парижа, но легитимности не было, Поэтому у когда Генрих Третий  пригласил Гиза на переговоры в Блуа он поехал не опасаясь. В декабре 1588 Гиз был убит по приказу Генриха Третьего , убит предательски охрана Генриха заколола  Гиза  ножами в спину. Также был арестован  и убит брат  Генриха Гиза, кардинал Луи Лотарингский, убийство кардинала возмутило Рим. Католики отвернулись от Генриха Третьего..

В августе 1589  года он был убит,  монахом-доминиканцем Жаком-Клеманом, тоже зарезан.  

После  всех этих событий Религиозные войны вошли в последнюю стадию.  Католики во главе с герцогом Майеннским братом, Гиза при поддержке Испании, протестанты во главе с Генрихом Наваррским при поддержки Англии продолжали разрывать Францию на части.  Генрих Наваррский воевал лучше,  в  1593 он снова стал католиком, взял Париж. Без смены религии  парижане бы никогда его не приняли. К 1598 году ему удалось объединить всю Францию и даже помириться с Гизами, герцог Майеннсий получил должность губернатора и денежную компенсацию., сестра Генриха Гиза, Катрин-Мари, активная  участница политических событий была прощена и жила в Париже. Генрих Наваррский, теперь уже Генрих Четвертый не был мстительным человеком.

  Нантский эдикт 1598  года завершил религиозные войны,  католические службы  возвращались на всю территорию Франции  , в протестантам разрешалось служить  свои службы там, где это было ранее   разрешено. В Париже протестантские  службы были под запретом, но гугеноты могли жить в Париже.

Финальной эпизодом в подлых и жестоких убийствах политических деятелей той эпохи стало убийство самого Генриха Наваррского. Он был убит фанатиком  Франсуа Равальяком  недовольным Нантским эдиктом,  прямо на улице Парижа , ножом, в своей карете  в 1610 году.

До 1685 года католики  и гугеноты  относительно миро сосуществовали, хотя и жили параллельно не смешиваясь, раздельными общинами. А в 1685 году  внук Генриха  Четвертого  Людовик  Четырнадцатый. отменил Нантский эдикт. Гугеноты  массово покинули Францию, что нанесло большой ущерб ее экономике, ведь морская торговля была в руках гугенотов.

Это стало одни м их факторов экономического  отставания Франции в 18 веке и медленного  развития в ней капиталистических  отношений. .

Сейчас  во Франции протестанты составляют около двух процентов населения,  их меньше чем мусульман, по сути, можно сказать, что  в конечном итоге Франция так и не приняла это религиозное течение и оно было подавлено, но так как гугеноты были предпринимателями, это нанесло ущерб экономике страны.

 Варфоломеевская ночь навсегда стала черной страницей в истории Франции. Очень бы хотелось, чтобы новые похожие страницы не появлялись в историях разных стран   в современности. Но, похоже, их будет еще много, мир п-прежнему жесток и нетерпим.

Подпишитесь на наш
Блоги

Варфоломеевская ночь

18:34, 23 августа 2021

Автор: ladylu

Комменты 52

Аватар

я не понимаю, как можно ненавидеть человека за его веру? каким местом кого-то задевают иноверцы? вот когда идет миссионерская деятельность или принудительные обращения - это я еще могу понять, что может вызвать негатив. а в повседневной жизни, ну не пох тебе кому кто и как поклоняется?

Аватар

Какой шикарный фильм с Изабель Аджани и другими не менее прекрасными актерами

Аватар

Ненависть французов к гугенотам объяснялась не только религией, но и тем что гугеноты поддерживались Англией. То есть гугеноты воспринимались, как предатели.

A

Спасибо автор. Очень познавательный пост. Гугеноты массово уплывали покорять Америку, их с протестантами именовали еретиками, в нравы Америки они идеально вписались, неся с собой коммерческую хватку, и трудолюбие, и в современном мире религиозные течения имеют большое значение, кто в теме конечно, например Байден присягал на Библии с кельтским крестом.

Аватар

К вопросу о неком униженном положении женщин в те времена.Чаще всего эти униженные выдавали такое, что становится страшно.

Подождите...