Французская знать в середине 17 века переживала тяжелые времена. Религиозные междоусобицы, неурядицы в правление Людовика XIII, Фронда, Тридцатилетняя война - все это значительно подкосило материальное благосостояние известнейших семей. 

Что было можно сделать молодому человеку благородного происхождения, дабы преуспеть в жизни в тот период? Рассмотрим возможные карьерные пути на примере семейства Анри де Лоррена, графа д`Аркура и Арманьяка, виконта де Марсана. 

По рождению граф принадлежал к высшей знати( см. схему. Анри - внук Карла (Шарля) д`Эльбефа). Он был потомком Лотарингского дома, родственником знаменитейшего семейства де Гиз, кузеном короля Якова I Cтюарта. Его отец и старший брат именовались герцогами д`Эльбеф, принадлежали к числу пэров Франции, невестка была узаконенной дочерью короля Генриха IV от Габриэль д`Эстре. Также де Лоррены именовались иностранными принцами при королевском дворе, что означало, что в табели о рангах французской знати они следовали прямиком за королевской семьей и их родственниками Бурбонами разных ветвей. 

К сожалению, по обычаям того времени, младшему сыну редко удавалось получить значительную долю имущества отца - большая часть доставалась старшему сыну, наследнику титула. Но граф Анри не растерялся, отправившись в армию и дослужившись до звания главнокомандующего в годы Тридцатилетней войны. Не менее успешной была и придворная карьера - граф женился на родственнице кардинала Ришелье и скорее всего именно родственные связи помогли ему получить должность Великого конюшего - одну из самых важных и прибыльных при королевском дворе.  

А затем последовало падение. Неудачные боевые действия в Испании, ссора с кардиналом Мазарини и переход на сторону Фронды, разорительный образ жизни - все привело к тому, что к концу 50 - х годов 17 века семейство де Лоррен - Аркур оказалось в очень затруднительном положении. Граф уже был немолод, рассорился со многими знакомыми, хоть и был прощен за участие в оппозиции, и его многочисленному потомству пришлось искать свои способы достижения успеха в начинающуюся эпоху правления Короля - Солнце. На тот момент у Аркура и его супруги было 6 детей: дочь Арманда и сыновья Луи, Филипп, Альфонс, Раймон и Шарль. 

При расстроенных финансовых делах ( тут небольшая ремарка: мы понимаем, что отсутствие  средств в то время понятие весьма растяжимое) военная карьера для сыновей генерала в то время была возможна только с самых низов ( высокие чины обычно покупались и требовалось содержать солдат). Так что де Лорренам оставались 3 пути: придворная карьера, выгодная женитьба или церковь. В итоге Арманда, бесприданница с непростым характером и невыразительной внешностью, Альфонс и Раймон выбрали монашество, где весьма преуспели, став главами монастырей в Суассоне, Ройомоне и Фарон ле Мо соответственно. Филипп, отличавшийся весьма воинственным нравом, также предпочел церковный путь, в юности дав клятву рыцаря Мальтийского ордена. 

Главной надеждой семьи стал наследник Луи. Родившийся в 1641 году, он был ровесником короля Людовика и в силу знатного происхождения стал его придворным. Судя по всему, Луи был человеком умным и пробивным, поскольку каждый его следующий шаг способствовал подъему знатного, но обнищавшего рода.

Он достаточно рано женился на Катрин де Вильруа, отец которой был воспитателем и приближенным молодого короля, а также маршалом Франции. Брак оказался очень удачным. У супругов родилось 13 детей, 9 из них дожили до взрослых лет. Одна из младших дочерей, Мари де Лоррен, выйдет замуж за принца Монако и таким образом нынешний князь Альбер - потомок этого примечательного семейства. Многочисленные беременности и роды не мешали мадам Катрин блистать при дворе и помогать мужу в карьерных устремлениях. Когда в 1666 году скончался старый граф, предприимчивые супруги смогли провернуть финансовую аферу с наследством. Луи стал наследником титулов, главой дома и новым Великим конюшим при дворе (причем, в отличие от отца не номинально, а фактически), а вот имущество папеньки предпочел передать младшему брату, дабы не платить огромнейшие долги. Позже семейство де Лоррен вообще замнет историю с финансами графа и заимодавцы если и вернут часть своих денег, то немногую. 

Придворная жизнь была недешевой. Туалеты, драгоценности, содержание дома и лошадей требовали больших средств. При отсутствии постоянных доходов, судьба Луи де Лоррена во многом зависела от милости короля. Людовик был щедр к своим приближенным, но для обеспечения растущего семейства требовались новые источники. И вот тут на первом плане нашего повествования появляется весьма противоречивая и зловещая фигура среднего брата де Лоррен - шевалье Филиппа. Как я уже писала выше, он достаточно рано стал рыцарем Мальтийского ордена, что означало невозможность жениться и владеть имуществом. По какой - то причине Филипп на Средиземное море не попал, живя с семьей брата в Париже. Жизнь он вел беспорядочную, в основном крутил романы с замужними дамами и тратил деньги брата в трактирах. Но все изменилось после того, как в середине 60 -х годов 17 века шевалье де Лоррен оказался при дворе младшего брата короля - принца Филиппа Орлеанского, которого чаще всего именовали Месье. 

Ни для кого не является секретом, что принц Филипп предпочитал мужской пол дамам. Он был дважды женат, стал отцом нескольких детей, но ни Генриетта Английская, ни Елизавета - Шарлотта Пфальцкая не удостоились и той малой доли любви, денег и внимания, что перепали на долю Филиппа де Лоррена. Около 30 лет этот человек был негласным повелителем Пале - Рояля и Сен - Клу (резиденций принца Орлеанского). 

 Пале - Рояль

Совместная жизнь шевалье и Месье была чрезвычайно бурной и противоречивой. Известно, что принц лично ухаживал за де Лорреном, когда тот был ранен на войне с Голландией, два года добивался возвращения любовника из ссылки, щедро осыпал его драгоценностями и деньгами. И хотя шевалье по закону не имел право на владение имуществом, его предприимчивые родичи нашли выход, приставив младшего де Лоррена Шарля в качестве "кошелька" и оформив на другого брата, Раймона, доходы от двух аббатств, находившихся во владениях принца Орлеанского. Сколько тратил сам шевалье, а сколько утекало в карманы его родни - вопрос философский.

 Принц Орлеанский

Отношения между двумя Филиппами не омрачали многочисленные скандалы. Это были и любовники Месье, траты на которых были весьма обидны для шевалье, и любовные интриги де Лоррена, которые не пропускал ни одной юбки - от фрейлины де Фиенн, родившей ему ребенка, до Марии Манчини - первой любви Людовика XIV, которая в своих мемуарах упоминала эпизод с купанием в Риме, во время которого она и шевалье были обнаружены в весьма пикантных обстоятельствах (правда, Мария говорила, что она тонула и ее пришлось героически спасать, но сплетников ее оправдания не убедили). 

С нахождением де Лоррена в Риме связана печальная история смерти жены принца Орлеанского Генриетты. Молодая женщина враждовала с шевалье и добилась его удаления от двора с последующим заключением в замок Иф. Король вскоре склонился к просьбе брата и заменил тюрьму на высылку в Италию. А летом 1670 года Генриетта умерла, и в ее смерти винили некую посылку из Рима, полученную придворным Орлеанского дома маркизом д`Эффиа. Маркиз был другом шевалье и принца, поэтому молва немедленно приписала раннюю смерть принцессы ее главному оппоненту - де Лоррену (тут вспоминаем Дюма и "Десять лет спустя", где встречаются большинство упомянутых мной персонажей). Дабы развеять слухи, король лично допросил придворных брата и разрешил процедуру вскрытия останков Генриетты. Официальный вердикт двух десятков врачей - болезнь желудка - успокоил значительную часть недовольных, в том числе брата покойной, короля Карла I Английского, но слава отравителя прочно закрепилась за шевалье и его другом д`Эффиа, и даже благоволение к ним короля и награждение через несколько лет одним из высших орденов Франции, не успокоило досужие умы (когда смотрела генеалогическое древо де Гизов де Лорренов, то увидела, что Генриетта и шевалье имеют общего предка - Клода де Гиза и являются дальними родичами. Иронично.)

Шевалье де Лоррен прожил долгую жизнь, пережив на год своего любовника и покровителя. Он так и не побывал на Мальте, где находилась резиденция его ордена, неоднократно нарушал обеты целомудрия и нестяжательства. Есть даже версия, что он тайно был женат на молоденькой кузине Беатрисе де Лиллебонн. К сожалению, очень многие документы, в частности переписка, были уничтожены семьей де Лоррен и Лизелоттой Орлеанской, стремившимися убрать темные страницы из жизни их родственников. В мемуарах современников имя шевалье Филиппа упоминалось неоднократно, но преимущественно в негативном ключе: интриган, человек многих пороков, но невероятной красоты, отравитель, убийца, бабник, содомит, картежник. Тем не менее, он был участником нескольких военных компаний, первая из которых была совершена в возрасте 15 лет. Был добровольцем в военном конфликте между Нидерландами и Англией, где лично уничтожил вражеский брандер и тем самым спас корабли голландцев. Больше всего мне любопытно, как столько лет он смог сохранять влияние на капризного и переменчивого Месье Орлеанского. Подозреваю, что не обошлось без советов многоопытного старшего брата Луи и его супруги, благодаря которым род де Лоррен д`Аркур не терял своих позиций при дворе все правление Людовика XIV. 

Младший брат Луи и Филиппа Шарль, граф де Марсан, оказался при дворе последним из семьи. Ему удалось избегнуть духовной карьеры, так как к моменту его взросления семья постепенно набирала влияние и средства. Молодой человек был зачислен в роту королевских мушкетеров ( вот только не знаю, к д`Артаньяну или другому командиру). Когда началось возвышение Филиппа, Шарль переместился ко двору Месье, где выступал в качестве держателя средств брата. Есть версия, что младший де Лоррен, как и брат, пользовался огромным успехом у обоих полов, что не помешало ему со временем крайне удачно жениться. Супруга его была кузиной королевской фаворитки мадам де Монтеспан и дальней родственницей знаменитой отравленной королевы Жанны д`Альбре (Иронично - 2). Брак был недолгим и вскоре Шарль оказался богатым и титулованным вдовцом, но свободе предпочел  очередное супружество. Второй союз оказался еще более примечательным. Катрин - Тереза де Гойон де Матиньон - Кольбер происхождением сильно уступала мужу - принцу по рождению ( хотя ее свекр - знаменитый министр Кольбер) и имела четырех детей. В новом браке появились еще трое. Кстати, есть версия, что в молодые годы между Шарлем и первом мужем Катрин была связь, но вряд ли суровый Кольбер позволил бы сыну подобное.

В начале 18 века старший и младший брат де Лоррены забавным образом сроднились еще раз. Внучка Луи Луиза - Ипполита принцесса Монако вышла замуж за племянника второй жены Шарля, простого нормандского дворянина, который стал именоваться Жаком I, принцем Монако. 

Таким образом, несмотря на скандальную и не всегда приятную славу дома де Лоррен д`Аркур, основную задачу братья выполнили. В новый век они вступили носителями многих богатств, титулов и привилегий. Потомки Луи и Шарля будут именоваться принцами де Ламбеск и де Марсан соответственно, прославятся как полководцы и государственные деятели. Блеск орденов и славы скроет те неприглядные способы, которые помогли обнищавшим принцам Лотарингского дома вернуть семье богатство и влияние.

Подпишитесь на наш
Блоги

Историческое закулисье. Как сделать карьеру в 17 веке

20:30, 29 октября 2020

Автор: MonicaGeller

Комменты 25

I

Мой знакомый работал моделью. Русский парень, 2х метровый, мускулы, лицо немного как Дикаприо. Его позвали на кастинг на 1й канал. И в процессе кастинга один из продюсеров намекнул на "это". Парень юный, наивный - нет, извините, я не по этой части. И говорит - как-нибудь в другой раз. Ему в ответ - другого раза не будет. Ничего у тебя в жизни больше не будет, типа. Но у парня все стало, щас успешный риэлтор элитной недвижимости, и без всяких этих полиаморов.

Аватар

Сколько знакомых имён) Люблю этот период, спасибо. Много исторических романов читала о Франции, в частности у Дюма, но вот популярная серия романов про трёх мушкетёров не понравилась, хотя экранизации люблю. Начинала читать уже после "Королевы Марго", "Графини де Монсоро" и "Графа Монте-Кристо". По сравнению с ними уровень как будто был не тот.

Аватар

Пост напомнил про сериал "Версаль") Там Месье показан не таким неприятным, как у Дюма и в романах про Анжелику. А шевалье как бы и красавчик одновременно, и противненький какой-то на подсознательном уровне.Вообще про личную жизнь короля Людовика, его брата и знатных придворных можно комедийный сериал снимать наподобие "Калифорникейшн" или "Бесстыдников". "В постели было весело и шумно" (с) Характерно, что фанаты "Версаля" из всех больше всего невзлюбили маркизу де Ментенон, которая была положительной, религиозной и добродетельной дамой. А мадам де Монтеспан почти все авторы романов показывают чуть ли не дьяволицей, но самое главное - с характером и харизматичной.

Z

Герцог Бекингем был интимным фаворитом Якова 1, также с блестящей карьерой. Статус главной любви короля не мешал ему иметь жену, детей, любовниц, волочится за Анной Австрийской.

Аватар

Спасибо за интересный пост! Эпоха Короля Солнца и его подданных всегда приятна, когда в неё погружаешься. Шёлк и шик, красота и страсть. Все эти романы, насколько переплетены фамильные древа известных аристократов, кто чем занимался и в чем участвовал, интриги двора, прекрасные фаворитки.. Я правда никогда не могла понять, почему и как, в определённый момент Людовик попал под обаяние Мадам де Ментенон и ушёл от жизни двора с его блеском и шиком в духовность и аскетичность.

Подождите...