Наткнулась на статью. Взяли интервью у заместителя начальника отдела генетических экспертиз центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз РБ Николая Кузуба. Здесь, как говорится, вся семейная драма в паре тестов. От себя: я думала, что экспертизу "не выпросишь" и они делаются в самом крайнем случае. Но оказывается и у нас это часто практикуют.

Для удобства выделила из интервью отдельные истории.

История первая. Сюрприз.

Вот совсем недавно разбирались в ситуации, — приводит пример эксперт. — Мужчина умер, а его гражданская жена хочет установить отцовство, чтобы получить социальные выплаты на ребенка. Пришлось сравнивать ДНК мальчика и его дяди по отцовской линии, чтобы доказать хотя бы какую-то родственную связь с семьей. Этот случай, сложный сам по себе, преподнес генетикам еще один сюрприз.  — Мы исследовали данные и получили исключение родства по мужской линии. Это может означать следующее: либо умерший мужчина — не отец мальчику. Либо кто-то из двух братьев (умерший мужчина и тот, кто участвовал в исследовании) не являются сыновьями своему отцу.

Мать ребенка с такой трактовкой не согласилась, и экспертам пришлось искать дополнительные доказательства. В итоге вышли на ребенка покойного от другого брака. Сравнили их ДНК, и они совпали. То есть сотрудники лаборатории установили, что мальчик действительно является родным сыном умершему. Можно только догадываться, как восприняли новость бабушки-дедушки: внук — родной, а вот с одним из сыновей — есть вопросы. 
 

Вторая. Скелеты в шкафу.

Госорганы проверяли, уклоняется ли мужчина от уплаты алиментов или нет, направили мужчину на экспертизу. Результат первой экспертизы отцовство не подтвердил. Мужчина, воодушевленный, побежал в суд — чтобы аннулировать запись об отцовстве.
Но у генетиков оставались сомнения по некоторым показателям. И они решили исследование повторить.  — Во второй раз мы изначально получили те же результаты, что и раньше. А дальше смотрим, все сходится, родство подтверждается. В итоге сделали массу тестов, начали рассчитывать варианты, закопались до предела. И дали такую оценку: в равной степени биологическим отцом может быть и тот мужчина, который отказывается от родительских обязательств, и его родной брат, и его отец, то есть дед мальчика.

Эксперты рекомендовали проверить каждого из потенциальных «пап». Суд постановил такую экспертизу провести. Но незадолго до ее начала мужчина пришел и забрал исковое заявление. Возможно, побоялся узнать правду. Так генетики и не узнали, кто есть кто в этой семейной драме.

Третья. Про козла.

Однажды мы сообщили мужчине, что он — отец ребенка. В ответ слышим: «У меня был брат, он погиб, и вот он — настоящий отец». Хорошо. Сделали еще одну экспертизу по образцам крови погибшего, которые были в архиве. Нет совпадения. Но мужчина не сдавался: «А у меня еще есть два брата, кто-то из них — точно отец».

В общем, перебрали все генеалогическое дерево: трех братьев, отца, одного из великовозрастных детей. Но у нас ведь изначально никаких сомнений не было: достоверность — налицо. Так что иного решения мужчина не получил.
 

Четвертая. Про свекровь.

Этот случай произошел, когда для экспертизы еще не требовалось разрешение второго родителя. Пришел папа с ребенком, проверили — все нормально, отцовство подтверждено. Потом через полгода опять приходят — уже вместе с женой. Результаты снова подтвердились. Но пара пришла и в третий раз. Я спрашиваю: «Зачем? У нас вообще никаких сомнений нет». Оказалось, что мама этого молодого человека посещает гадалку, и та ей авторитетно заявляет: «Это точно не твой внук». Видимо, свекровь серьезно достала невестку, раз она уже сама пришла и не один раз.

История пятая, ветреная))

Одна женщина где-то раз в полгода приводила мужчин, последовательно подбирая отца. Причем через суд. Увы, отца мы так и не нашли. А бывало и такое, что на экспертизу приходила «четверка»: ребенок, женщина и двое ее мужчин — бывший и нынешний. Дама сама не знала, кто настоящий отец. Объяснила, что какое-то время не могла разобраться в чувствах и общалась сразу с двоими.
 

И совет от генетика, который много историй повидал.

— Думайте о будущем, — посоветовал эксперт, — чтобы потом не пришлось спорить с родственниками насчет наследства. Если уже живете с человеком гражданском браке, заручитесь образцами его ДНК, как бы цинично это ни прозвучало. В жизни всякое случается, а эксгумации по гражданским делам никто не добивался. В качестве образца ДНК подойдет ноготь, он пролежит десятилетия и сохранит необходимую информацию. А вот волосы для этих целей не очень подходят: во-первых, исследуется только вырванный с корнем образец; а во-вторых, он полезен лишь для определения родства по материнской линии.
 

Всем понятного генеалогического древа!))

Подпишитесь на наш
Блоги

Истории из практики генетического эксперта

15:35, 29 октября 2020

Автор: Stavrida

Комменты 133

V

Моя мама однажды как то сказала:" я знаю,что мои внуки от дочерей точно будут мои внуки,а вот от сыновей-неизвестно"

C

В первой истории женщина явно была уверена, что ребенок от умершего мужа. Иначе не пошла бы на экспертизу.

M

Интересная история в книге Андрея Ломачинского (он описывает случаи из судмедэкспертизы). Если коротко - в ходе бракоразводного процесса делали ДНК-тест, и выявилось, что отец - таки отец, а вот мать - не мать. При том, что она явно ребенка родила и тд. Но вот тесты упорно показывали, что материнство отрицается: "Женщина, сдавшая свой биологический материал как мать, матерью не является, однако состоит в близком родстве с настоящей матерью — скорее всего родная сестра. Таким образом данная женщина является тётей тестированного ребёнка". Другие возможные варианты — родная тётка или родная бабушка могла оказаться настоящей матерью. При том, что бабушка умерла задолго до свадьбы, ни родных сестёр, ни тёток в роду не было, а двоюродные сёстры в момент зачатия ещё в детский сад ходили — донорами годной для оплодотворения яйцеклетки быть не могли. По итогу оказалось, что женщина все же мать, но она естественная биологическая химера - это происходит, когда в процессе формирования плода сливаются два зародыша, причём состоящие из разного генетического материала. В норме, такие зародыши дадут двух разнояйцовых близнецов, а слившись сформируют только один организм, но с двумя разными ДНК. Например, ДНК слизистой рта может быть одна, а волосы или слизистые других частей тела могут носить признаки второго ДНК. Поэтому, когда у этой женщины взяли тесты ДНК с разных частей тела, таки доказали, что она - мать. Ломачинский приводил еще пример где клетки обоих генотипов оказались более-менее перемешанными, и женщина рожала попеременно детей от "двух разных матерей".

Аватар

"не ввести ли такой законопроект, где ДНК-экспертиза была бы обязательной ещё в момент нахождения ребенка в роддоме. Приводили такие аргументы: - мужчина должен быть уверен, что это его ребенок, чтобы исключить любые спорные моменты по поводу алиментов и наследования в будущем. - чтобы исключить ситуацию "ребенка в роддоме перепутали". " Ввести

Аватар

первая история огонь))

Подождите...