
Из комментариев к сегодняшнему посту про телефонных мошенников поняла, что практически никто не знаком с недавним расследованием Новой газеты по этому поводу. Приношу статью Латыниной и комментарии главы организации «Русь сидящая» Ольги Романовой.
Количество денег, украденных у россиян мошенниками, которые маскируются под банковские колл-центры, растет по экспоненте. А расположены такие колл-центры в российских СИЗО и тюрьмах. То есть там, где, по идее, не то что мобильный телефон, муха не пролетит.
Чтобы был понятен размер проблемы. В «Сбере» с начала года зафиксировано 2,9 млн обращений клиентов о попытке мошенничества. Это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. За первые 8 месяцев 2019 года антифрод-система «Сбера» спасла от перевода 25,3 млрд клиентских рублей. За первые 8 месяцев 2020 года эта же сумма составила 42,4 млрд руб.
Объем мошенничества растет при полном бездействии правоохранителей. Вот если ты пластиковый стаканчик бросил в полицейского — то все. А если речь идет о мошеннических колл-центрах, хорошо организованных, с бухгалтерией, с отчетностью, с обучением персонала речевым техникам и способам развода клиентов, с закадровой музыкой, со специально подобранными номерами, похожими на официальный номер банка (такие номера покупают у фирм, занимающихся SIP-телефонией), то никто мошенника в тюрьму не посадит. И знаете почему? Потому что он уже там сидит. То есть, конечно, сидят не все. Какая-то часть звонков идет с Украины. Но огромная часть звонков идет именно из СИЗО и колоний.
«Сбер» считает, что «тюремный колл-центр» есть в каждом третьем учреждении ФСИН. Ольга Романова и «Русь сидящая» — что он есть в половине. Как это стало известно? Как ни странно, довольно просто. Криминал есть криминал, и если клиента не удалось раскрутить, то «звонари» иногда переходят на тюремный жаргон, а иногда и признаются.
В «Сбере» рассказывают про звонок: мошенника вывели на чистую воду, он в ответ признался, что он сидит в колонии на диване в теплом и чистом месте и должен давать норму. Если он ее не выполнит, его пошлют на менее приятные работы. Ольга Романова приводит ещё один пример: мошеннику дали понять, что он мошенник. Он в ответ тихо: «Это ИК-47. Если я не буду звонить, мне не будут давать воды, еды, будут бить».
Главный удар на себя, разумеется, принял «Сбер». Он ведь — 60% банковского рынка России. Когда стало ясно, что МВД-ФСБ-ФСИН не делает ровным счетом ничего, «Сбер» взвыл и обратился к сотовым операторам. Он дал им номера телефонов мошенников и координаты учреждений ФСИН. «Сбер» попросил операторов привязать координаты исходящих звонов к координатам тюрем. И составил карту. За август 2020 года из такого-то учреждения ФСИН совершено свыше 600 удачных мошенничеств, а из такого-то — свыше 500, а из московского СИЗО № 1, более известного, как «Матросская Тишина», — всего 225.
И знаете, что тут прекрасно? Что ровно в предыдущем месяце, в июле, по настоянию «Сбера» «Матросскую Тишину» ошмонали. Изъяли симки и оборудование. И объявили, что колл-центр был организован рядовым инспектором и опером, а начальство об этом знать не знало. Ну конечно… И что? И ничего. Колл-центр из СИЗО «Матросская Тишина» после ареста якобы главарей продолжил работу как ни в чем не бывало.
Отметим здесь две вещи. Первое: ковид никак не затронул этого экспоненциального роста мошенничеств. ФСИН всегда объясняла: это-де родственники и адвокаты проносят телефоны. Теперь адвокаты ходить не могут, а оно растет как на дрожжах. Второе. Бизнес, заметим, почти безрасходный. Потому что у любого бизнеса одна из главных статей расходов — это зарплата работникам. А тут работников содержит государство. Обеспечивает их пайкой и шконкой. А если работник не выдает на-гора результат, его лишают пайки. Даже рабовладельцы так хорошо не устраивались, им, бедолагам, приходилось раскошеливаться на рабов.
При этом «звонари», т.е. те, кто собственно звонит клиенту, — не имеют доступа к деньгам. Все, что у них есть, — это номер карточки, на которую надо сделать перевод. Карточка — это другая часть криминального бизнеса. Те, кто занимается карточками, известны как «дропперы». Это люди, которые преобразуют деньги на карточке в наличку. Они, к примеру, сажают десять человек в микроавтобус, и этот микроавтобус едет по банкам, а каждому человеку выдают по пять карт. Если банк заблокирует одну карточку, у них всегда будет еще. То есть это целая разветвленная бизнес-структура. Части бизнеса отданы на аутсорсинг. И у этой структуры все рассчитано.
Как вы думаете, что случилось, когда «Сбер» и сотовые операторы показали ФСИН схему, на которой координаты телефонов были привязаны к координатам колоний? Правильно — ничего.
«Сбер» Запустил в начале года сервис: клиент может пожаловаться на попытку обмана, и собрал 550 тыс. жалоб. По жалобам было заблокировано 30 тыс. номеров (система фиксирует номера подозрительных карточек — клиент, например, может вбить номер карточки и проверить, не была ли она замечена в мошеннических действиях). Согласитесь, что этот сервис должен быть подарком для МВД. МВД может взять все эти 550 тыс. жалоб — и у него будет огромная база. Как вы думаете, взял МВД в работу эту базу? Ха, держи карман шире. У нас опера и следователи с ума сошли, добавлять себе 550 тыс. висяков?
То есть оцените красоту бизнес-конструкции. Она сложная. Она предполагает аутсорсинг, имеет ноль расходов на содержание живой силы. Она защищена от внезапных обысков и шмонов. Всюду может ворваться СК. Пилить болгаркой дверь свидетеля Ирины Славиной — ради бога. Но две вещи для СК, как известно, недоступны. Это дом Геремеева, некогда подозреваемого в убийстве Бориса Немцова, где им не открыли, хотя они стучались, — и система ФСИН.
А когда «Сбер» и сотовые компании сделали часть работы за государство, то им сказали, что они ошибаются. А когда «Сбер» вынес проблему на Совет безопасности, то ФСИН предложила удивительное решение — дать ему на глушилки 3 млрд руб. Освоить 3 млрд руб. — штука, конечно, хорошая. Есть только одна проблема — глушилкой серьезный колл-центр заглушить нельзя. Глушилки работают в заданной полосе частот. Современные же средства связи используют такую широкую полосу частот, что закрыть их всех глушилками — очень дорого.
Вместо того чтобы тратить 3 млрд руб. на глушилки, можно поступить гораздо проще. А именно: посадить тех сотрудников ФСИН, которые получают деньги от этого бизнеса. Если взять ту же «Матросскую Тишину», то непонятно, почему после обыска ее начальник не был уволен. Согласитесь: или он не знал о подпольном колл-центре в подведомственном учреждении и тогда должен быть уволен за вопиющую некомпетентность, или знал — и тогда это уже не некомпетентность.
В нормальной стране стены колонии существуют затем, чтобы отделять преступников от законопослушных граждан. А у нас, получается, это стены разбойничьего замка.
Источник: novayagazeta.ру
Комментарии
Войдите, чтобы прокомментировать
Ну, слушайте, если при сумасшедшем резонансе дела Цапков в сети фото рожи, жрущей чёрную икру и лобстеров в отдельном кабинетике зоны, то о чём вообще речь?
Fima, пффф, согласна, это, собственно, вообще баловство на коленке в наших реалиях))))) я FYI чисто притащила, без драматизма
stan_level_infinity, да я и не драматизирую. Система исполнения наказаний - та ещё головная боль в каждой стране, правда, разной интенсивности.
Но правды ради во многих случаях клиенты сами виноваты своей безалаберностью и элементарной дремучестью. Много лет назад, когда работала в клиентской поддержке пластиковых карт, работая конкретно со скиммингом, выдавала кучу вполне хорошо составленного материала по безопасности и услугам (компактно и удобно читаемого полиграфического материала). По окончании рабочего дня встречалась с этой кучей уже на выходе из банка, в мусорке. Оказывается, нашим людям безпасность их денег ни нах.., пардон, они и без этих бумажек самые умные, пока счёт не гопнут с их же помощью. Спрашиваешь у клиента: "Вы договор прочитали, у вас есть вопросы?" - смотрят, будто ты дура, а не они, не желающие знать и щачастую не соображающие, что подписывают.
Извините, просто навеяло..
Fima, «без драматизма» - это я про себя))) и да, верю вполне.... уровень финансовой, юридической и прочей грамотности у нас ужасающе низкий( 42 (!!!) млрд рублей, остановленных банком... с ума сойти
stan_level_infinity, так отож..
читала эту статью именно в "новой", и да, это беспредел, конечно. и есть ощущение, что наши счета не очень то и защищены, даже если я не скажу сама мошенникам все данные, все равно чувствуешь тревожность и уязвимость, когда звонят такие "разводилы".
liniaotriva, телефонная база и собственно данные, по которым можно получить доступ ко счёту, всё-таки вещи разные. первое продают направо и налево, второе защищено получше.
Erisa, я сама работаю в банковской сфере и все это понимаю. но мне крайне всегда неприятно, что левые чуваки знают столько моих персональных данных. у нас ФЗ по ним есть и даже ответственность за их слив, а по факту то..увы..
liniaotriva, Новая газета в последнее время прям молодцы, хорошие расследования проводят на острые темы. Например, недавний материал про маркировку лекарств из-за которой препараты зависли и не могут дойти до покупателей во время пандемии, так после этого материала в правительстве хоть маленько зашевелились
kayrinait, и не говорите, у людей ковидная пневмония, а лекарство купить очень тяжело.
liniaotriva, а вы им сразу вместо "здрасте" говорите "вечер в хату", они больше не перезванивают таким, проверено
SonoAria, работает то не один синдикат) звонят со всей России сидельцы)
SonoAria, Блин ржу)))))))
Буквально сегодня звонили..и на прошлой неделе тоже несколько звонков было. Самое интересное,что у меня зарплатный проект на другой карте, сбер почти всегда пуст, но мошенники упорно доказывают мне,что смогли остановить незаконный перевод с моей сберовской карты)
Elsalarocelle, у меня знакомая живет в Германии, так вот им тоже такие товарисчи звонят. Так что это ,,мировой бизнесс,, .
Laylafromny, нет, причем здесь это. Я имела ввиду, что не только в нашей стране и все.
Elsalarocelle, вот-вот, у меня на карте Сбербанка было 400 рублей, мне звонили и говорили, что была зафиксирована попытка с моей карты снять несколько тысяч. Я стала расспрашивать, как такое возможно, мне стали говорить что-то вполне убедительно звучащее, про то, что карта выйдет в минус. Я решила спросить у рядом стоящего знакомого, может ли такое технически быть. Так вот как только они услышали, что я с кем-то третьим заговорила, - сразу положили трубку.
gde_sluhi_tam_ya, моему коллеге на прошлой неделе позвонили: мы обнаружилм подозрительную операцию по вашей карте и экстренно заморозили транщакцию. Вы переводили 10 000 Алексею Иванову? А он и подыграл: конечно, срочно все разморозьте, Леха ждет деньги! А ему на том конце внезапно: врешь с@ка!!! И тркбку кинули.. видать у кого-то сдали нервы))))
Спасибо. Спам-звонки доканывают, в день 5-10 штук. Участилось в эти последине 2 месяца. Не отвечаю и сразу гуглю номер. Сегодня как раз один из номеров был с пометкой "мошенники сбера". Еще одно разводилово - перезвоны.
Войдите, чтобы прокомментировать