24 ноября прошлого года самолет, следующий из Москвы в Анапу, экстренно сел в Ростове-на-Дону: за штурвалом скончался один из пилотов, Дамир Ахметов.

Вдова 49-летнего Ахметова Анастасия добивается компенсации, положенной за смерть мужа. Речь идет о десяти годовых окладах летчика, то есть приблизительно о 25 миллионах рублей.

Ахметова утверждает, что компания отказывается выплачивать компенсацию, предусмотренную коллективным договором. «Аэрофлот» ссылается на то, что пилот страдал хронической сердечной недостаточностью и скончался именно от нее, а не по вине работодателя. «Как тогда он был допущен к полетам?» — недоумевает его супруга. Авиакомпания также заявила, что не будет платить компенсацию потому, что фактически Ахметов скончался не на рабочем месте (то есть в кабине), а в салоне самолета.

Анастасия Ахметова осталась одна с двумя несовершеннолетними детьми. Вдова обратилась в суд.

Смерть за штурвалом

Самолёт вылетел из Шереметьево и двигался в сторону Анапы чуть больше часа, когда второй пилот Дамир Ахметов сказал первому, что чувствует сильную боль в груди. Он тут же потерял сознание, и командир корабля, согласно инструкции, связался с ближайшим аэропортом. Диспетчер вызвал скорую, через полчаса борт приземлился в Ростове-на-Дону. Двое врачей, оказавшиеся в числе пассажиров самолета, реанимировали пилота, делая массаж сердца. Но прибывшая бригада скорой констатировала смерть Ахметова.

Комиссия по расследованию происшествия опросила бортпроводников, которые сообщили, что пилота вынесли из кабины лайнера уже бездыханного. Несмотря на усилия врачей-пассажиров, запустить сердце не удалось, пульс у мужчины отсутствовал. Судебно-медицинская экспертиза, проведенная в Ростове-на-Дону, выдала заключение, что смерть мужчины наступила «в результате острого трансмурального инфаркта миокарда передне-боковой стенки левого желудочка с развитием острой сердечно-сосудистой недостаточности». Однако вывод о том, что несчастный случай не связан с производством, обескуражил вдову пилота. Она утверждает, что после 45 лет муж стал проходить все более углубленные медосмотры по возрасту, как и все другие сотрудники. У него снимали ЭКГ, проводили все необходимые измерения, брали анализы. Все было в норме, иначе бы его просто не допустили к полету.

Анастасия настаивает, что муж в последнее время много работал. «Аэрофлот» практически не давал ему времени на отдых, часто мужчина ночевал в Москве, не имея возможности повидаться с семьей в Омске. А из столицы вновь отправлялся в рейсы.

Вдова Ахметова предполагает, что причиной смерти могли стать переработки мужа.

"Все рейсы супруг выполнял из Москвы: для летчиков региональной эскадрильи это в порядке вещей. Летал, куда отправляли: и по России, и за границу. Накануне, в субботу, у них был рейс в Прагу. Прилетел в Москву, отдохнул, поспал – и в Анапу. В Омск муж прилетал на выходные, иногда как пассажир, иногда за штурвалом. Из Омска после выходных приходилось вылетать в пять-шесть часов утра, значит, встать необходимо было в два-три ночи. Когда прилетал в Москву – снова отправлялся в рейс, без передышки, – рассказывает супруга Дамира Ахметова. – При таком графике невозможно полноценно отдыхать, биологические ритмы сбиваются. Постоянный недосып привел к тому, что он выглядел очень усталым. В последний месяц супруг не скрывал, что ночные рейсы его изматывают. Раньше тоже бывали напряженные периоды, когда ему приходилось по пять-шесть дней подряд летать. Но все-таки график был более щадящий, и он успевал восстанавливаться. А тут его стали раз за разом отправлять в рейсы ночью. И давалось ему это очень тяжело".

Однако сама авиакомпания считает, что единственной причиной смерти лётчика стало имеющееся у него заболевание. Вскоре стало известно, что авиаперевозчик срочно меняет коллективный договор с сотрудниками — чтобы не выплачивать компенсации в аналогичных случаях.

Анастасия утверждает, что узнала о смерти супруга от его коллег. А вот работодатель не принес ей даже соболезнований, а лишь взял на себя транспортировку тела и выплатил 15 тысяч на погребение.

Адвокат Виталий Кириченко, представляющий интересы вдовы, ссылается на коллективный договор «Аэрофлота», где значится, что в случае смерти работника при исполнении служебных обязанностей семье полагается сумма в размере 10 годовых заработков. Известно, что в коллективном договоре не прописана причина смерти для выплаты компенсации — главное, чтобы человек был при исполнении служебных обязанностей. Пилот находился непосредственно за штурвалом, когда у него случился инфаркт. Однако просьба о выплате компенсации осталась без удовлетворения. Анастасия Ахметова обратилась в суд.

28 июля прошло первое заседание. Выяснилось, что «Аэрофлот» поменял некоторые пункты коллективного договора. В частности, теперь необходимо, чтобы причина смерти была признана не просто ЧП на борту, а страховым случаем.

Из заключения комиссии, проводившей расследование смерти Ахметова, следует, что случай не попадает в категорию страховых: смерть наступила от имеющегося заболевания, а не от источника повышенной опасности — самолета.

Кроме того, представители ответчика настаивают, что пилот умер не в кабине, в вестибюле самолета, хотя свидетели говорят обратное: тело пилота вынесли в салон, чтобы было место для реанимационных мероприятий.

«Аэрофлот» уверяет, что изменения в коллективном договоре оправданы необходимостью более полно раскрыть некоторые пункты. Анастасия настаивает, что на момент смерти мужа в любом случае действовала старая версия документа, и, согласно ей, она имеет право на компенсацию.

Акт проверки Ространснадзора подтверждает, что пилоту не были обеспечены условия полноценного отдыха. Дамир работал без выходных, что могло привести к инфаркту.

Следующее заседание суда назначено на 3 августа. Пилоты авиакомпании обратились к работодателю с письмом, где назвали ситуацию со смертью коллеги «безответственной, этически кощунственной и антисоциальной» и потребовали выплатить семье причитающиеся деньги.

--

По мнению президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игоря Дельдюжова (прим: взято из статьи за 28.03.2020), к печальным последствиям могло привести то, что Дамир Ахметов, как и многие другие летчики, работал на износ:

"Он летал в разное время суток и вынужден был подстраиваться под режим. Например, ты утром прилетаешь после ночного рейса, днем высыпаешься и вечером готов снова лететь. Но тебе ставят ранний вылет на следующее утро. Ты ночь не спишь, потому что не можешь заснуть, утром – в рейс, и там тебя начинает "накрывать". В месяц у пилотов, и Ахметов не исключение, могло быть до 26 рейсов при четырех выходных. И в таком аду летчики "варятся" по много лет".

Игорь Дельдюжов рассказывает, что в 2018 году на сайте Росавиации была опубликована информация о том, что в "Аэрофлоте" не хватало 337 летчиков – это примерно 170 экипажей. "Но компания при этом как-то продолжала работать, – считает Дельдюжов. – Она просто нагружала действующих пилотов, экономя на окладах, страховках, отпускных, пошиве формы для тех самых 337 "недостающих" пилотов. За 2019 год подобной статистики я уже не видел. Вероятно, они поняли, что допустили ошибку, и решили не публиковать новые данные".

После смены пилоты должны отдыхать 24 часа как минимум. Но в приказе Минтранса №139 от 2005 года, который предусматривает время отдыха и продолжительность рабочего времени, есть понятие "сокращенный отдых": 10 часов вне базы и 12 часов на базе, и работодатели его активно используют, рассказывает глава профсоюза летного состава.

По его словам, пилоты, летающие короткими рейсами, часто работают по шесть дней подряд и имеют к тому же регулярные ночные полеты. "Европа от них отказалась, посчитав, что это вредно и для экипажей, и для пассажиров. Человеческий организм запрограммирован на то, чтобы ночью восстанавливаться. Но в России самолеты не простаивают: днем летают в Европу, а ночью задействованы на внутренних рейсах".

--

Источники: news.mail.ру, АиФ, current.tv

Подпишитесь на наш
Блоги

Как проходит судебная тяжба вдовы погибшего пилота и "Аэрофлота"...

17:16, 31 июля 2020

Автор: Zenitsu98

Комменты 90

L

Недавно летела аэрофлотом. Командир в конце полета говорит традиционное бла-бла-бла, готовимся совершить посадку, температура в Москве и т.д. И вот он говорил таким голосом, как будто засыпал на ходу, делал длинные паузы и вздыхал. Пассажиры напряглись, девушка рядом со мной сказала: "О, господи, ему плохо там что ли?" Слава богу, сели нормально. Но вот нормально ли, что человека в таком состоянии гонят на рейс?

Аватар

Эту компанию пора переименовать в Аэрогроб.

Комментарий был удален

Аватар

Деньги лопатами гребут , а выплатить деньги сиротам жопят! Скоты положившие хрен на репутацию.совести нет

Y

Совершенно не в поддержку аэрофлота, ужасная ситуация, жаль пилота, ужасно жаль его семью. Но. Это совершенно рядовая ситуация в суде, крупные корпорации именно затем и кормят юристов, чтобы те вгрызались в каждый нюанс и выигрывали дела. Ну это же не диснеевская сказка, тут дядьки в дорогих пиджаках не будут сопли по лицу размазывать "ах, человек умер!", для профессионалов это всего лишь буквы на бумаге и ледяной расчёт. Скорее всего вдова проиграет.

Подождите...