
Когда итальянские врачи назвали размах эпидемии в их стране войной, многие, наверное, подумали, что это фигура речи. История научила нас совсем иной семантике этого слова. От него пахнет порохом, сырой землёй, и оно тестирует невинную память школьников – одним годом не обойдешься, нужно запоминать сразу два, между которыми как носилки ставится тире.
И потом, какая это война, если для борьбы с врагом ненужной вдруг оказывается годами наращиваемая военная мощь? Какой изобретательный попался враг, и пришёл он вовсе не с той стороны, в которую настойчиво своими трелями целится главный «соловей» нашего телевидения, обмундированный то ли как пастор, то ли Мао Цзэдун.
Коронавирус пришёл к нам той дорогой, на которую ни танки, ни «ежи» не поставишь. Он подкрался к нам совершенно бессовестным способом, и правительства многих стран, в том числе самых что ни на есть буржуйских, избрали самый экономный, самый неожиданный для простых обывателей способ обороны – нас всех в плакатно-агитационной форме обязали мыть руки и обливаться антисептиками. За гречкой, «ценными бумагами» и масками мы побежали уже по собственному желанию. Бегать куда-то, чтобы потом засесть где-то, – то ли генетическая память у нас такая, то ли это наследие уроков ОБЖ? Но не будем винить наше дефицитно-советское прошлое! Вон Англия ещё раньше нас провозгласила культ туалетной бумаги и опустошила полки с такой скоростью, что даже королева Елизавета со стыда сбежала «в деревню, в глушь», в Виндзорский замок. Но пора оставить шутливый тон, пожелать монаршей особе здравия и перейти к серьёзному, пусть и риторическому, вопросу. Почему государства оказались так плохо подготовленными стратегически и тактически к эпидемии? Как так вышло, что писатели, вроде Герберта Уэллса, Джека Лондона, Майкла Крайтона, Маргарет Этвуд, Яны Вагнер и др., не гнушались в своих художественных целях изложить риски и вызовы эпидемий, а политики игнорировали такой сценарий и, судя по их гонкам за вооружением, легче (и с мальчишеским азартом) рисовали в своём воображении угрозу войны, а не пандемии.
В итоге каждая из особенно сильно пострадавших стран в теории могла бы своей военной мощью отразить удар потенциального противника, а на практике – ей не хватает аппаратов искусственного дыхания… Может, в список потенциальных врагов государства уже давно пора добавить глобализацию, которая в мирных условиях разносит вирус со страшной скоростью? И тогда будет проще признать, что здравоохранение становится фронтом, где ведётся главная битва! Может, в следующие народные праздники, отмечающие прошлые победы, стоит козырять не только танками и БТРами, но и жизненно-необходимым медицинским оборудованием для побед будущих?! Раз где-то хранится военная техника, способная обеспечить безопасность многомиллионной страны, то и аппаратам искусственного дыхания тоже можно найти полигоны.
Вдобавок к вышесказанному не могу не поделиться соображениями Юваля Ной Харари. Популярный израильский историк, автор бестселлеров «Sapiens» или «21 урок для XXI века» написал несколько дней назад очень резонную статью в Financial Times. Он обращает наше внимание на то,что чрезвычайная ситуация, требующая экстренного реагирования на государственном уровне, имеет долгоиграющие последствия, которые могут стать нормой и превратиться в уклад жизни. Один из способов борьбы с дальнейшим распространением вируса – усиление системы наблюдения за гражданами как возможными переносчиками болезни. Китай в этом вопросе держит пальму первенства: государство отслеживало активность в смартфонах, использовало миллионы камер наблюдения с распознаванием лиц, обязывало людей сообщать свою температуру и состояние здоровья, запустило различные приложения, при помощи которых можно понять, на каком расстоянии от тебя находится инфицированный человек и с кем он вступает в контакт. Лидер по своевременно принятым мерам по борьбес коронавирусом Тайвань также использовал современные технологии, среди которых – мониторинг температуры граждан. В сторону применения подобной тактики начал смотреть и израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху. В целях борьбы с коронавирусом он отдаёт распоряжение начать использовать продвинутые способы слежения, которые ранее применялись исключительно для борьбы с терроризмом.
Опасения у Харари вызвывает не сама возможность слежения, а смена фокуса – от наблюдения “над кожей” переходят к наблюдению “под кожей”. Раньше правительство могло интересовать, на какую ссылку кликает твой палец, сейчас – важнее знать температуру этого пальца и артериальное давление под его кожей. Предсказания писателей-фантастов о государствах, где люди носят биометрические браслеты, измеряющие показатели вашего здоровья 24/7, постепенно перестают выглядеть как издержки литературного воображения. Иными словами, если вы знаете мои температуру, пульс, давление, когда я смотрю какой-нибудь видеоролик, вы можете собрать данные о том, что заставляет меня смеяться, плакать и злиться.
Казалось бы, вот они чудеса техники. Отдаться восхищению мешает тревожное предчувствие – если подобный контроль возможен при кризисе, то где гарантия, что его не перенесут и в условия спокойной жизни? Тем более что правительства, вошедшие во вкус подобного “подкожного” контроля за своими гражданами, могут оправдывать свои действия стремлением предотвратить повторную волну коронавируса или избежать вспышки новой Эболы и далее в том же духе. На одной чаше весов стоит приватность, на другой – здоровье. Что выберешь ты?
Именно такой вопрос Харари считает опасным, так как одно не должно противоречить другому. Согласно его системе ценностей, вспыхнувший кризис надо гасить не авторитарным стилем управления, а своевременным информированием граждан, повышением их доверия к власти, науке и средствам массовой информации. Звучит, конечно, утопично и идеалистично. Но достаточно обратиться к базовому правилу гигиены, чтобы увидеть резон в его словах. Ещё в 19 веке не только простые граждане, но и врачи пренебрегали мытьём рук. В 21 веке человек моет руки несколько раз в день, не потому что он боится “мыльной полиции”, а потому что осведомлён о последствиях, к которым приведут немытые руки.
И, наконец, вот ещё очень важный пункт из статьи Харари. Перед руководством стран встаёт выбор – национальная изоляция или глобальная солидарность. Пока что сценарии действий, которые предпринимают правительства самых уязвлённых коронавирусом стран, больше напоминают прибаутку “кто в лес – кто по дрова”. Сначала один запирает дома только людей старше 60 лет, позволяя молодёжи высыпать на улицу и всем перезаражаться, дабы выработать национальный иммунитет. Потом случается oops, ведь кто-то не обратил внимания на кривые, отображающие динамику заражений в Испании и Италии. Или вот ещё пример, за которым нам даже далеко ходить не надо. Следующая неделя в нашей стране нерабочая. Многим ли хватит ума провести эти дни в 4 стенах?! Если поживём, то и увидим…
У меня есть ощущение, что я наблюдаю за выпуском программы «Куклы». В одну прозрачную комнату согнали всех наших лидеров и дали задание – научитесь разговаривать и обмениваться опытом в кратчайшие сроки. При этом функция Big Brother в данной ситуации ложится на чьи бы вы думали плечи? Сама не верю, но… На наши. Прав Харари, заметивший: «Кажется, в той комнате нет взрослых».
Обновлено 26/03/20 14:49:
Текст – мой
Комментарии
Войдите, чтобы прокомментировать
Очень хорошая статья. К сожалению, я не сомневаюсь, что коронавирус, каким бы ни было его происхождение, будет использован как предлог для окончательного помещения человечества в электронный концлагерь под видом усиления безопасности. Сначала было 11 сентября, после которого началось распространение биометрических паспортов, инвазиввных мер контроля на транспорте, а также принят грубо нарушающий права человека Patriotic Act. Теперь пора двигаться дальше, а тут такой повод.
Elaine, вот вы употребляете такие громкие слова "электронный концлагерь" , а это собственно ЧТО? Чем вот мне, скажем, обычной домохозяйке реально грозит тотальная слежка?
10-la, ничем не грозит, пока у домохозяйки мнение большинства.
Beka, мнение насчет чего?
Beka, например за вас правительство будет решат, сколько вы можете иметь детей, когда вам выйти на работу, на какую профессию и в каком городе. И сколько времени вы имеете право отдыхать, как конкретно, куда тратить свои электронные деньги. Возможно будут обязывать создавать семью для детей с определённым мужчиной , выбранным системой, или не семью, а сам процесс зачатия. У каждого гражданина будет как обязанность , как работа, родить столько то детей, которых возможно будут с 5 лет воспитывать в интернатах. А ты снова пойдёшь работать куда «партия» скажет.
Да, мало того что деньги ваши будут лишь формально вам принадлежать , так и ваше тело, ваше время жизни тоже.
А на руке или шее браслетик знаете ли, или чип, шаг в право шаг влево и жуткие головные боли.
Положение крепостных крестьян при феодализме может скоро казаться практически раем, ещё при нашей жизни. У них была хотя бы возможность сбегать на окраины или в глушь. У нас то и бежать будет не реально, если ты не Нео.
В Китае система социального паспорта уже активно тестируется.
Djai, мне кажется вы сгущаете. Свобода виртуальной реальности будет соответствовать свободе реального общества. Если сейчас госво не регулирует рождаемость, то ему не надо регулировать это на виртуал ном уровне. То же самое со свободой передвижения, биометрия имеет как минусы ( все мои данные в электронной базе) так и плюсы, в определенных странах.
Djai, простите, а в чем выгода для партии в этом браслетике, в семье и мужчине?
Camilla_Fritton, безграничная и всеобъемлющая власть
missM, власть хороша, когда она бесплатная, зачем заморачиваться с браслетами и прочими штуками, если эта власть и так уже есть
Beka, в 37 году не было интернета и всей той электроники, что мы имеем сейчас, и что? Это мешало проводить репрессии? И это касается не только нашей страны. При маккартизме в Штатах та еще охота на ведьм была. Примеров привести можно много. Так что угроза быть наказанным за инакомыслие была во все времена, было бы желание найти жертву.
Но вот то, что мы давно уже живем под пристальным вниманием Большого брата, и это внимание будет только усиливаться, - с этим поспорить не могу. И мне это не очень нравится.
tana_jul, не напомните ли мне число убитых комми во времена т.н. «Маккартизма», коль вы уж так смело с 37 сравниваете? Я вам подскажу - 0.
missM, к чему этот вопрос? Жертвы инакомыслия обязательно должны быть убитыми? Я писала об этом? Или вы поклонница Маккарти и я ненароком "оскорбила" вашего кумира?
tana_jul, ну, вы сравнили несравнимое и я была удивлена. И да, сложно осуждать американцев за желание уничтожить ту заразу, которую они в своё время смогли удачно подсадить России.
missM, а я вот более чем уверенна, что если бы в штатах маккарти остался лет на 20-25, прибрав всю власть к своим рукам, были бы там и гулаги, и расстрельные подвалы и прочее. Не обольщайтесь. И откуда это дебильное комми? вы не из США случайно?
tana_jul, уверена
блин, ну сделайте редактирование уже...
tana_jul, ну не нравится вам деликатное «комми», ок, так вот, гулаги и расстрельные подвалы в мировой истории существовали только там, где власть смогли захватить тупорылые коммунизды, и совсем не случайно эти же страны являлись наиболее экономически отсталыми. Мне казалось, что на примере нашей печальной истории даже самым недалеким людям должно было бы дойти, что от коммуниздической заразы нужно избавляться всеми возможными способами.
missM, вот честно, даже отвечать не хочется, лень. Напомню только вам про секретные тюрьмы в Европе, где сидят в том числе похищенные из разных уголков планеты люди; просто тюрьмы, где, например, Ассанжа уже превратили в овощ, ну а про пытки заключенных где-нибудь в Ираке военными из "светлых экономически развитых стран" я даже говорить не буду.
10-la, пойдёте на работу, а иначе тунеядство, плюс откуда деньги берёте и куда тратите, если не имеете источник дохода...
TheMoomins, ну я не могу жить без источника дохода, никто не может. Меня содержит муж, который официально работает и платит налоги. Это ворам плохо или тем кто укрывается от выплат налогов.Так пусть государство за ними следит, я совсем не против.
Войдите, чтобы прокомментировать