Представьте, что перед вами мультиварка. Хорошо работает, исправно готовит
разного рода каши. Никому в голову не придет спрашивать мультиварку насчет ее
чувств, планов на будущее, идей. Пока работает – просто нажимаем на кнопки, и
все. Ну, в начале еще инструкцию по эксплуатации прочитаем, куда что насыпать
и куда нажимать. Если вдруг сломалась – тогда или на починку, или выбросить,
на замену купить новую. Можно, конечно, огорчаться и грустить по поводу того,
что такая отличная и любимая вещь больше не функционирует – но было бы крайне
странно, если бы вы озаботились переживаниями самой мультиварки на этот
счет.
Это не странно и не удивительно – относиться к вещи как к вещи. Но, к
сожалению, ничуть не более необычно то, что множество людей или сами к себе
или к другим людям относятся как к мультиваркам. Объективируют друг друга.
Обнаружить объективацию очень просто. Что такое объект? Это любой предмет. На
него воздействуют, с ним совершают разного рода манипуляции, его могут
украшать, им могут восхищаться, делать предметом культа или презрения. Он
может просто валяться где-то на земле, может лететь в космосе или качаться на
волнах. В общем, можно много чего с объектами делать. А вот объект не может
ничего – потому что у него нет своей воли, это просто нечто неживое. У него
нет чувств, нет желаний, нет мотивов. Просто объект… Когда чувства и
переживания другого человека исчезают из нашего поля зрения, становятся
неважными – человек превращается в объект. Объективировать очень просто.
– Подросток, мечтающий наконец-то лишиться этой проклятой девственности,
делится своим желанием "трахнуть эту Ленку", которая в него влюблена, а он в
нее – нет. Чувства и переживания "Ленки" по этому поводу – когда вскроется,
что ее просто использовали – подростка не интересуют. "Чем тогда она
отличается от резиновой куклы?" Да ничем. И парня это не волнует.
– Родители, уже спланировавшие жизненный путь ребенка, не отходя от его
младенческой колыбели, и все его детство прилагающие недюжинные усилия для
корректировки ребенка в соответствии с заданными параметрами. Чувства и
переживания ребенка? Что вы, это всего лишь ребенок, что он может знать или
понимать?
– Политик-социопат (а таких ой как много в верхних эшелонах власти, и не
только государственной), воспринимающий людей как "электорат", двигающий их
как пешки на шахматной доске. Как вы знаете, пешками – и даже более крупными
фигурами – можно жертвовать для того, чтобы получить преимущество на доске.
Чувства пешки? Да вы с ума сошли, как деревяшки могут разговаривать.
Объекты бывают двух видов: полностью бесполезные и функциональные. Бесполезные объекты – это люди, от которых ничего не нужно, которых можно или даже нужно подвинуть или списать в утиль. Бесполезным объектам отказывают даже в базовом уважении к их чувствам: "уважение нужно еще заслужить". Что касается функциональных людей, то от них что-то нужно, и о них даже будут заботиться – ровно в той степени, в которой эти люди-функции могут выполнять те задачи, для которых они предназначены. Кофеварку же моют иногда, машины на профилактику можно отправлять, посудомойки тоже хорошо бы иногда проверять – не засорились ли где? Общее у людей-объектов и людей-функций одно – их собственные стремления и желания вообще отсутствуют в сознании тех, кто использует объекты и функции, и к тому же сами люди-объекты и люди-функции неспособы к тому, чтобы заявить о своих потребностях.
Большинство функций активируется кодовым словом "долг". Где долг (то есть
отсутствие собственных желаний) – там функция. Иногда в этом нет ничего
ужасного. Так, наши отношения с таксистами, продавцами, разносчиками пиццы – с
любыми представителями сферы услуг – во многом функциональны, нас интересует в
первую очередь удовлетворение наших потребностей, а не желаний таксиста. С 8
до 18 или на время осуществления профессиональной деятельности – сначала
функция, потом – живой человек. Однако эта "частичная функциональность" часто
разрастается туда, где ей нет места. На той же работе начальника его
подчиненные могут интересовать исключительно как функции, обеспечивающие ему
прибыль, и не имеющие своей личной жизни. Если что не так – деталь заменим,
какие проблемы? "Незаменимых у нас нет" и "а ты сначала заслужи хорошее к себе
отношение" – девиз пользователей функциональных людей.
Есть функция "муж/жена" – активируется исходным словом "долг" и подпрограммами
"мужик должен", "жена обязана". Есть функция "хороший мальчик/сын" и "хорошая
девочка/дочь". Есть "нормальная мать" и "настоящий отец". Есть нормы
функциональности: например, зарабатывает столько-то – значит, объект хорошо
работает. Иногда нужен профилактический ремонт/осмотр – но исключительно для
продолжения заработка. Разумеется, что при функциональном подходе необходимо
подсчитывать норму выработки и собственные затраты на поддержание
функционирования объекта, вести детальную арифметику отношений. И не дай бог
объект станет требовать больше затрат, чем он может выдать полезного продукта!
Зачем тогда он нужен? Заменить!
С человеком-функцией нужно разговаривать через следующие типовые
команды:
– Ты должен /не должен делать то-то и то-то. (Ты обязан/а окупить физические и
психологические расходы на твоё содержание ("сыновний/дочерний долг")
– Делай что хочешь, но чтобы к завтрашнему дню это было.
– Не выноси мне мозг скрипом своих плохо смазанных шестеренок ("не истери!").
Иди на профилактику ("полечи нервы", "иди к психологу") и возвращайся как
новенькая/новенький.
– Не можешь – научим, не хочешь – заставим.
– Терпи казак, атаманом будешь (у тебя в инструкции по эксплуатации записано,
что ты должен стать атаманом).
В таких отношениях, когда люди-функции вдруг начинают отказываться от того, что они объекты, подобное поведение воспринимается хозяевами с изумлением, как восстание машин. И это восстание нужно или подавить, или озаботиться обновлением программного обеспечения/масла в механизме. "Чего тебе не хватает-то, с жиру бесишься!". Неплохо себя показывает программа "героизм и самопожертвование" в версиях "солдат думает только о Родине", "учительский подвиг" и "вы же давали клятву Гиппократа!". Единственное, чего делать не станут – это искренне интересоваться причинами "восстания". Ясное дело – дефект механизма, а с механизмами не разговаривают… Хотя что это я – вон, автомобилям иногда имена дают, что не мешает расставаться с Мишей Тойотой, когда на горизонте замаячил красавец Миша Лексус.
Самое грустное – когда люди сами себя объективируют. Сами к себе относятся не
как к живым людям из плоти, которая устает и требует заботы, а как к
кофеваркам. Не задаются вопросом "а нравится/люблю ли я это?", а листают
инструкцию по эксплуатации: "как бы выжать дополнительные мощности из
агрегата?". Волшебная активирующая программа "долг"… Включают в себе программы
"Героизм" и сканируют себя антивирусом на предмет обнаружения вредоносных
троянских программ "эгоизм", "забота о себе", "что-то я устал" и так далее.
Отдых – это лишь время для подзарядки аккумуляторов, ни секунды лишнего.
Вне объектно-функционального мира с его долгом и действием лежит другой мир,
субъектно-душевный. Где нет типовых программ, а есть вопросы, обращенные к
другому – или к самому себе.
– В последнее время ты часто говоришь о том, что тебе плохо… Что с тобой и чем
я могу помочь?
– Мы с тобой постоянно ссоримся… Что происходит в наших отношениях?
– Я хочу вот этого и этого… Как ты на это смотришь?
– Какие у тебя планы на выходной/отпуск?
– Давай подумаем вместе…
– Чего хочешь/о чем думаешь ты?
– Мне кажется, ты устал…
Мультиварки не устают. Они сразу ломаются.
*****
Илья Латыпов, психолог, гештальт-терапевт
Люди-объекты, люди-функции, люди-личности
22:56, 3 марта 2020
Автор: alfa-omega
Комменты 22
Не, ну автор, зачем вы притащили сюда просто статью? Говоря вашими же словами - вы думаете, кроме вас никто тут ничего по психологии не читает? Ну хоть какие-то свои мысли, или, я не знаю, свою жизненную ситуацию, которая подтолкнула вас к таким размышлениям, можно же было написать. А вот это вот ... это азбучные истины для тех, кто вообще ни психологией, ни взаимоотношениями людей никогда не интересовался.
Щас меня в очередной раз распнут))) но я все равно напишу.) Все что написано в статье - очередные "модные штучки" от психологов. А на самом деле все банально и просто: тот кто любит, думает что и все вокруг любят. Ну или тот кто любит - видит вокруг любовь. Тот кто добр, видит вокруг доброту. И так далее. Все что вы видите, субъективно, любое событие, любого человека можно рассматривать с разных сторон. Почему-то люди ждут что при помощи психолога ( денег) можно повернуть к себе мир прекрасной стороной. Нет, мир останется на месте. Чтобы увидеть прекрасную сторону нужно "вертеться" самому. Самому в себе воспитывать великодушие, доброту, спокойствие учиться прощать, любить, заботиться. И тогда ваш мир всем этим наполнится. Даже радоваться нужно учиться. Никто не может вас этому научить, потому что никто за вас чувствовать не может и соответственно не может проанализировать. Не ковыряйтесь в своем и чужом равнодушии, душевной лени, агрессии итд (дерьме) и не испачкаетесь. Ищите в себе и в мире прекрасное.
В начале и в конце реклама марафона блиновской ".. Более 70000 отзывов... старт 23 января.." интересно какого года..
гештальтисты, ой. не люблю. всякуая хрень написана ни о чем. папулистский текст. я люблю психоаналитическую структурную теорию личности. люблю читать работы психоаналитиков. они сложны, интересны, выверены логически. Лучше почитать Кохута или Кернберга про социопатов и перверзных нарциссов. Вот где шевелятся волосы, особенно, если вы попали в отношения с таким субъектом. Вот там точно так эти граждане к людям и относятся. как к предмету. Ну это я к тому, что тащить сюда популярную психологию поверхностно и скучнова-то.
Надо как-то помаленьку стремиться не быть объектом, если не нравится отношение совсем; иметь возможности хотя бы отодвинуться куда-то. У кофеварки такой возможности нет, у ребенка совсем мало, но у взрослого больше.