Представьте, что перед вами мультиварка. Хорошо работает, исправно готовит разного рода каши. Никому в голову не придет спрашивать мультиварку насчет ее чувств, планов на будущее, идей. Пока работает – просто нажимаем на кнопки, и все. Ну, в начале еще инструкцию по эксплуатации прочитаем, куда что насыпать и куда нажимать. Если вдруг сломалась – тогда или на починку, или выбросить, на замену купить новую. Можно, конечно, огорчаться и грустить по поводу того, что такая отличная и любимая вещь больше не функционирует – но было бы крайне странно, если бы вы озаботились переживаниями самой мультиварки на этот счет.

Это не странно и не удивительно – относиться к вещи как к вещи. Но, к сожалению, ничуть не более необычно то, что множество людей или сами к себе или к другим людям относятся как к мультиваркам. Объективируют друг друга.

Обнаружить объективацию очень просто. Что такое объект? Это любой предмет. На него воздействуют, с ним совершают разного рода манипуляции, его могут украшать, им могут восхищаться, делать предметом культа или презрения. Он может просто валяться где-то на земле, может лететь в космосе или качаться на волнах. В общем, можно много чего с объектами делать. А вот объект не может ничего – потому что у него нет своей воли, это просто нечто неживое. У него нет чувств, нет желаний, нет мотивов. Просто объект… Когда чувства и переживания другого человека исчезают из нашего поля зрения, становятся неважными – человек превращается в объект. Объективировать очень просто.

– Подросток, мечтающий наконец-то лишиться этой проклятой девственности, делится своим желанием "трахнуть эту Ленку", которая в него влюблена, а он в нее – нет. Чувства и переживания "Ленки" по этому поводу – когда вскроется, что ее просто использовали – подростка не интересуют. "Чем тогда она отличается от резиновой куклы?" Да ничем. И парня это не волнует.

– Родители, уже спланировавшие жизненный путь ребенка, не отходя от его младенческой колыбели, и все его детство прилагающие недюжинные усилия для корректировки ребенка в соответствии с заданными параметрами. Чувства и переживания ребенка? Что вы, это всего лишь ребенок, что он может знать или понимать?

– Политик-социопат (а таких ой как много в верхних эшелонах власти, и не только государственной), воспринимающий людей как "электорат", двигающий их как пешки на шахматной доске. Как вы знаете, пешками – и даже более крупными фигурами – можно жертвовать для того, чтобы получить преимущество на доске. Чувства пешки? Да вы с ума сошли, как деревяшки могут разговаривать.

Объекты бывают двух видов: полностью бесполезные и функциональные. Бесполезные объекты – это люди, от которых ничего не нужно, которых можно или даже нужно подвинуть или списать в утиль. Бесполезным объектам отказывают даже в базовом уважении к их чувствам: "уважение нужно еще заслужить". Что касается функциональных людей, то от них что-то нужно, и о них даже будут заботиться – ровно в той степени, в которой эти люди-функции могут выполнять те задачи, для которых они предназначены. Кофеварку же моют иногда, машины на профилактику можно отправлять, посудомойки тоже хорошо бы иногда проверять – не засорились ли где? Общее у людей-объектов и людей-функций одно – их собственные стремления и желания вообще отсутствуют в сознании тех, кто использует объекты и функции, и к тому же сами люди-объекты и люди-функции неспособы к тому, чтобы заявить о своих потребностях.

Большинство функций активируется кодовым словом "долг". Где долг (то есть отсутствие собственных желаний) – там функция. Иногда в этом нет ничего ужасного. Так, наши отношения с таксистами, продавцами, разносчиками пиццы – с любыми представителями сферы услуг – во многом функциональны, нас интересует в первую очередь удовлетворение наших потребностей, а не желаний таксиста. С 8 до 18 или на время осуществления профессиональной деятельности – сначала функция, потом – живой человек. Однако эта "частичная функциональность" часто разрастается туда, где ей нет места. На той же работе начальника его подчиненные могут интересовать исключительно как функции, обеспечивающие ему прибыль, и не имеющие своей личной жизни. Если что не так – деталь заменим, какие проблемы? "Незаменимых у нас нет" и "а ты сначала заслужи хорошее к себе отношение" – девиз пользователей функциональных людей.

Есть функция "муж/жена" – активируется исходным словом "долг" и подпрограммами "мужик должен", "жена обязана". Есть функция "хороший мальчик/сын" и "хорошая девочка/дочь". Есть "нормальная мать" и "настоящий отец". Есть нормы функциональности: например, зарабатывает столько-то – значит, объект хорошо работает. Иногда нужен профилактический ремонт/осмотр – но исключительно для продолжения заработка. Разумеется, что при функциональном подходе необходимо подсчитывать норму выработки и собственные затраты на поддержание функционирования объекта, вести детальную арифметику отношений. И не дай бог объект станет требовать больше затрат, чем он может выдать полезного продукта! Зачем тогда он нужен? Заменить!

С человеком-функцией нужно разговаривать через следующие типовые команды:

– Ты должен /не должен делать то-то и то-то. (Ты обязан/а окупить физические и психологические расходы на твоё содержание ("сыновний/дочерний долг")

– Делай что хочешь, но чтобы к завтрашнему дню это было.

– Не выноси мне мозг скрипом своих плохо смазанных шестеренок ("не истери!"). Иди на профилактику ("полечи нервы", "иди к психологу") и возвращайся как новенькая/новенький.

– Не можешь – научим, не хочешь – заставим.

– Терпи казак, атаманом будешь (у тебя в инструкции по эксплуатации записано, что ты должен стать атаманом).

В таких отношениях, когда люди-функции вдруг начинают отказываться от того, что они объекты, подобное поведение воспринимается хозяевами с изумлением, как восстание машин. И это восстание нужно или подавить, или озаботиться обновлением программного обеспечения/масла в механизме. "Чего тебе не хватает-то, с жиру бесишься!". Неплохо себя показывает программа "героизм и самопожертвование" в версиях "солдат думает только о Родине", "учительский подвиг" и "вы же давали клятву Гиппократа!". Единственное, чего делать не станут – это искренне интересоваться причинами "восстания". Ясное дело – дефект механизма, а с механизмами не разговаривают… Хотя что это я – вон, автомобилям иногда имена дают, что не мешает расставаться с Мишей Тойотой, когда на горизонте замаячил красавец Миша Лексус.

Самое грустное – когда люди сами себя объективируют. Сами к себе относятся не как к живым людям из плоти, которая устает и требует заботы, а как к кофеваркам. Не задаются вопросом "а нравится/люблю ли я это?", а листают инструкцию по эксплуатации: "как бы выжать дополнительные мощности из агрегата?". Волшебная активирующая программа "долг"… Включают в себе программы "Героизм" и сканируют себя антивирусом на предмет обнаружения вредоносных троянских программ "эгоизм", "забота о себе", "что-то я устал" и так далее. Отдых – это лишь время для подзарядки аккумуляторов, ни секунды лишнего.

Вне объектно-функционального мира с его долгом и действием лежит другой мир, субъектно-душевный. Где нет типовых программ, а есть вопросы, обращенные к другому – или к самому себе.

– В последнее время ты часто говоришь о том, что тебе плохо… Что с тобой и чем я могу помочь?

– Мы с тобой постоянно ссоримся… Что происходит в наших отношениях?

– Я хочу вот этого и этого… Как ты на это смотришь?

– Какие у тебя планы на выходной/отпуск?

– Давай подумаем вместе…

– Чего хочешь/о чем думаешь ты?

– Мне кажется, ты устал…

Мультиварки не устают. Они сразу ломаются.

*****

Илья Латыпов, психолог, гештальт-терапевт

Подпишитесь на наш
Блоги

Люди-объекты, люди-функции, люди-личности

22:56, 3 марта 2020

Автор: alfa-omega

Комменты 22

Аватар

Не, ну автор, зачем вы притащили сюда просто статью? Говоря вашими же словами - вы думаете, кроме вас никто тут ничего по психологии не читает? Ну хоть какие-то свои мысли, или, я не знаю, свою жизненную ситуацию, которая подтолкнула вас к таким размышлениям, можно же было написать. А вот это вот ... это азбучные истины для тех, кто вообще ни психологией, ни взаимоотношениями людей никогда не интересовался.

Аватар

Щас меня в очередной раз распнут))) но я все равно напишу.) Все что написано в статье - очередные "модные штучки" от психологов. А на самом деле все банально и просто: тот кто любит, думает что и все вокруг любят. Ну или тот кто любит - видит вокруг любовь. Тот кто добр, видит вокруг доброту. И так далее. Все что вы видите, субъективно, любое событие, любого человека можно рассматривать с разных сторон. Почему-то люди ждут что при помощи психолога ( денег) можно повернуть к себе мир прекрасной стороной. Нет, мир останется на месте. Чтобы увидеть прекрасную сторону нужно "вертеться" самому. Самому в себе воспитывать великодушие, доброту, спокойствие учиться прощать, любить, заботиться. И тогда ваш мир всем этим наполнится. Даже радоваться нужно учиться. Никто не может вас этому научить, потому что никто за вас чувствовать не может и соответственно не может проанализировать. Не ковыряйтесь в своем и чужом равнодушии, душевной лени, агрессии итд (дерьме) и не испачкаетесь. Ищите в себе и в мире прекрасное.

Аватар

В начале и в конце реклама марафона блиновской ".. Более 70000 отзывов... старт 23 января.." интересно какого года..

B

гештальтисты, ой. не люблю. всякуая хрень написана ни о чем. папулистский текст. я люблю психоаналитическую структурную теорию личности. люблю читать работы психоаналитиков. они сложны, интересны, выверены логически. Лучше почитать Кохута или Кернберга про социопатов и перверзных нарциссов. Вот где шевелятся волосы, особенно, если вы попали в отношения с таким субъектом. Вот там точно так эти граждане к людям и относятся. как к предмету. Ну это я к тому, что тащить сюда популярную психологию поверхностно и скучнова-то.

Аватар

Надо как-то помаленьку стремиться не быть объектом, если не нравится отношение совсем; иметь возможности хотя бы отодвинуться куда-то. У кофеварки такой возможности нет, у ребенка совсем мало, но у взрослого больше.

Подождите...