В комментариях к  посту  зашла речь об авиакатастрофе над Черным морем. На этом борту были мои земляки в том числе и сам экипаж из моего родного Новосибирска. Помню прекрасно прощание...хотя это был 2001 год, но все помню, как вчера.

4 октября 2001 года над Чёрным морем потерпел крушение пассажирский самолёт Ту-154М авиакомпании «Сибирь», совершавший рейс 1812 Тель-Авив – Новосибирск. На его борту находились 66 пассажиров и 12 членов экипажа, все они погибли. Межгосударственный авиационный комитет пришёл к заключению, что на высоте 11 тыс. метров самолёт сбила украинская зенитная ракета С-200.

В это время на Крымском полуострове проходили военные учения. Предположительно, к катастрофе привела ошибка оператора зенитно-ракетного комплекса, который неверно идентифицировал цель.

Наземными службами были зафиксированы крики членов экипажа в момент катастрофы, в том числе фраза «…куда попало…». В ходе расследования был проведён анализ пробоин в фюзеляже, которые показали, что он был повреждён извне. После трагедии в отставку ушло практически всё руководство Министерства обороны Украины, в том числе министр Александр Кузьмук.

Несмотря на все полученные доказательства, Генпрокуратура Украины закрыла уголовное дело, а в январе 2011 года Киевский апелляционный суд определил, что следователям Межгосударственного авиационного комитета не удалось доказать, что самолёт был сбит украинской ракетой(!!!).

Самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» (бортовой номер 85639) совершал регулярный рейс № 1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск. Последний раз лайнер вышел на связь в 13.44, после чего пропал с экранов радаров. Примерно через три минуты Гарик Оганесян, командир самолета Ан-24, летевшего с Ту-154 параллельным курсом, передал диспетчерам, что слева от него «произошел мощный взрыв, после чего неизвестный самолет потерял управление и упал в море». Правда, в его показаниях много странного. «Антонов» летел ниже «Туполева» минимум на 5—6 км. Следовательно, Оганесян не мог наблюдать поведение соседа сверху и тем более взрыв на его борту. Скорее всего, армянский пилот боковым зрением заметил уже падающие фрагменты Ту-154 и взрыв при ударе о воду.

После этого на пульт диспетчера поступило сообщение от пилота другого Ту-154 (тоже летел из Тель-Авива). По словам командира экипажа, в 180 км юго-западнее Сочи он видел плавающие в море обломки самолета. 

После недолгих сборов туда отправились несколько вертолетов и четыре спасательных судна. Когда они прибыли на место трагедии, на поверхности моря плавали обломки самолета, личные вещи пассажиров и тела погибших. В этой катастрофе не выжил никто.

Представители авиакомпании «Сибирь» сообщили, что среди 66 пассажиров только 15 человек — граждане России, остальные — израильтяне. Этим рейсом летел и заместитель генерального директора компании «Сибирь» Виктор Алексеев.

О начале этих учений украинские военные сообщили заранее. По принятой во всем мире практике как минимум за две недели до боевой работы все заинтересованные ведомства оповещаются о закрытии района стрельб для пролета гражданских и военных самолетов. Сам район учений относят по меньшей мере на 30 км от международных и внутренних авиалиний. Но стопроцентной гарантии безопасности в таких случаях обычно никто не дает.

Запуски ракет в Украине проводились не слишком часто из-за нехватки горючего и боеприпасов. Давно выслужившие срок ракеты сами по себе таили немалую опасность. Эксперты не исключали возможности сбоев в их управлении, в том числе и проблем с самоликвидаторами, которые должны срабатывать в случае отклонения ракет от учебной цели.

Предположение, что пассажирский самолет сбит по ошибке одной из этих ракет, украинская сторона с возмущением отвергла. Да и президент России Владимир Путин говорил, что исключает возможность того, что самолет Ту-154 сбит украинскими силами ПВО. Такого же мнения придерживался и министр обороны России. Версию о невозможности подобного исправно повторяли даже несмотря на то, что сам украинский премьер признал, что такая вероятность, возможно, и существует.

Однако через два дня Пентагон подтвердил, что его средствами спутникового слежения зафиксированы пуски ракет именно в районе гибели самолета. Самолет упал далеко в море. И хотя его обломки из тех, что остались на поверхности, были подняты, основная их часть, включая и «черные ящики», лежала на глубине около 2000 м. А дно покрывал 6-метровый слой ила. На месте катастрофы работал российский глубоководный аппарат «Тритон». Анализ обломков проводился в подмосковных лабораториях.

В обломках самолета, поднятых со дна, обнаружены небольшие круглые отверстия. Ракета комплекса С-200 как раз снаряжена тысячами стальных шариков, которые выбрасываются при приближении к цели. Характерные следы имелись и на извлеченных из Черного моря телах погибших пассажиров авиалайнера.

Самолет Ту-154 взорвался в 13.45.17. Зафиксированный американцами пуск с комплекса С-200 был отмечен в 13.41. Разница как раз и составляет подлетное время ракеты. Более того, как сообщила американская исследовательская организация «Глобал секьюрити», американцы получили запись радиоперехвата переговоров в районе украинских учений в Крыму. Так вот, один из военных на ней якобы воскликнул: «Откуда взялась эта цель?!»

Западные газеты уже прямо писали, что при том состоянии, в котором находится украинская армия, недостатке финансирования, отсутствии квалифицированных офицерских кадров возможно все.
 

Математическое моделирование на основании предоставленных Украиной данных также показало, что самолет Ту-154 мог быть сбит комплексом ПВО С-200 во время учений в Крыму. Исходя из расчетов, проведенных на основе телеметрических параметров запуска ракет комплексов С-200, трагедия могла произойти в результате того, что радиолокационный след от находившегося на расстоянии 245 км Ту-154 заглушил радиоэхо от беспилотной мишени «Рейс-Д», по которой производились стрельбы. В результате произошло автоматическое перенацеливание ракеты.

После долгих колебаний украинские власти все-таки признали, что летевший 4 октября по маршруту Тель-Авив — Новосибирск самолет был сбит в результате ошибочного попадания ракеты. Вот как проходила эволюция взглядов официального Киева.

4 октября 2001 года. Украинские власти опровергают сам факт учений, а потом утверждают, что стрельбы осуществлялись ракетами без боеголовок. Ближе к вечеру украинские военные уже углубились в детали: по их словам, максимальная дальность полета ракет всего 5000 м и попасть ими в самолет невозможно. Однако, по данным американских СМИ, Пентагон зафиксировал запуск двух ракет класса «земля — воздух» во время учений, которыми самолет мог быть сбит.

6 октября. Президент Украины Леонид Кучма: «Ни Украину, ни украинцев, ни меня лично не радует то, что происходит вокруг этой трагедии. Азимут стрельбы совсем не совпадал с местонахождением Ту-154».

6 октября. Леонид Кучма: «Технически это невозможно, хотя теоретически возможно все… Конструкция и производство ракеты — российские».

10 октября. Леонид Кучма: «Не надо делать из этого трагедии. Такое случается не только в Украине. Посмотрите вокруг: в мире, в Европе — не мы первые и не мы последние, ошибки встречаются везде».

13 октября. Леонид Кучма: «С самого начала мы пытались действовать максимально прозрачно».

1 ноября. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук: «В любом случае это только предварительные результаты, которые подлежат изучению и моделированию».

4 ноября 2001 года. Украинские власти наконец признали, что российский Ту-154 мог быть сбит украинской ракетой во время учений. Этот шаг серьезно ударил по престижу Украины и ее армии.

Украина в 2003 году подписала с Россией и Израилем межправительственные соглашения о компенсациях родственникам погибших в авиакатастрофе без юридического признания вины. В соответствии с этими соглашениями Украина выплатила по 200 тыс. долларов США за каждого погибшего — 7,8 млн долларов России и 7,5 млн долларов Израилю

20 сентября 2004 года Генеральная прокуратура Украины закрыла уголовное дело по факту катастрофы, поскольку расследование не установило объективных данных, которые бы достоверно указывали на то, что Ту-154 сбит ракетой С-200, запущенной во время учений украинских войск противовоздушной обороны. Военный суд Киевского гарнизона 19 октября 2004 года отменил постановление Генеральной прокуратуры о закрытии дела, Верховный Суд не удовлетворил жалобу Генпрокуратуры с просьбой отменить это решение и расследование было возобновлено, но в июле 2007 дело окончательно закрыто с предыдущей формулировкой.

Сразу после решения суда руководитель «Фонда помощи семьям погибших» Борис Калиновский и семья Белоноговых, которая отказалась от получения материальной помощи, подали иск в суд о компенсации морального ущерба — ответчиками выступали Кабинет Министров, Министерство обороны и Государственное казначейство Украины. Дело рассматривалось в Печерском районном суде города Киева и 30 января 2008 года в компенсации было полностью отказано. В мотивационной части отказа было указано, что вина ответчиков в катастрофе не была установлена расследованием прокуратуры, приведённые истцами доказательства противоречивы и не могут быть признаны основанием для удовлетворения иска. Апелляция на решение суда проигравшей стороной не подавалась.

Одновременно с иском от родственников погибших ОАО «Авиакомпания „Сибирь“» подала иск к Министерству обороны Украины и Государственному казначейству Украины о возмещении ущерба: сумма исковых требований включала в себя рыночную стоимость уничтоженного самолёта с дополнительным оборудованием, расходы, связанные с расследованием катастрофы, расходы по страхованию, упущенную выгоду в связи с потерей самолёта и моральный вред. Рассмотрение дела длилось больше семи лет и закончилось победой стороны защиты МО Украины: основываясь на проведённой Киевским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз дополнительном анализе материалов Государственной комиссии по расследованию — в удовлетворении исковых требований было отказано полностью. 10 октября 2011 года проигравшей стороной была подана апелляция в Хозяйственный апелляционный суд Киева.

28 мая 2012 года Киевский апелляционный хозяйственный суд отклонил жалобу российской авиакомпании «Сибирь» (S7 Airlines) на решение суда первой инстанции, который не признал вину украинских военных в крушении российского Ту-154 в 2001 году. 11 декабря 2012 года Высший хозяйственный суд Украины оставил решение в силе. Представители авиакомпании заявили о намерении обратиться в Европейский суд по правам человека, однако после того как 21 апреля 2013 года ВХС отказался передать дело на рассмотрение Верховного суда Украины, авиакомпания, пройдя все возможные инстанции на Украине, не воспользовалась возможностью обратиться в ЕСПЧ. Таким образом, финансовые претензии «Сибири» не были удовлетворены.

Сбить-сбили, но отвечать по полной не будем, видимо так решили в Киеве.

Хочется рассказать о некоторых пассажирах рейса Тель-Авив – Новосибирск.

25-летняя студентка Ади Камри собралась проведать маму. Ализа Камри работала в отделе образования Сохнута в Новосибирске, и дочь мечтала увидеть этот суровый и величественный край. Но мечте не суждено было сбыться. Ади летела тем роковым рейсом. Ее родным  «повезло». Они могут прийти на кладбище и постоять рядом с могилой дочери.

Да только не выдержала душа матери эту беду. Через несколько лет Ализы Камри не стало. Боль несет по жизни Керен, сестра Ади, которая провожала ее в тот роковой рейс. Ади была единственным не русскоязычным пассажиром этого рейса.

Валерию Хейфецу было пятьдесят два года. Двадцать три года он работал в области образования, руководил учебным заведением, был заслуженным учителем России. Так сложилось, что семья разделилась, и в Израиле у Владимира жили мать, сестра и дочь Лена, которых он приехал навестить. В России оставались жена и сын.

По дороге в аэропорт, куда  его провожала дочь, Валерий неожиданно ее спросил: «Что будет с вами, если вдруг меня не станет?» В связи с тем, что тело не было найдено ( нашли только его туфель, в котором подошва была просто изрешечена взрывом), до сегодняшнего дня где-то глубоко-глубоко в душе теплится надежда, что произойдет чудо.

Этим же самолетом летели Лилия и Мишенька Якуповы. 28-летняя мама и ее полуторагодовалый сынишка. Лилия репатриировалась в Израиль в 1999 году. Мишенька родился уже там. Они летели навестить бабушек и дедушек, родных, которые не видели малыша ни разу.

Мальчик даже не успел пойти в садик. Малыш, который не успел ничего увидеть в своей короткой жизни, только начал говорить, но уже был главным членом семьи Якуповых. Их тела тоже не нашли. Единственная памятная вещь – найденный обгоревший сандалик Миши. 

Во время поисковой операции нашли только тринадцать тел, шестьдесят пять человек остались вместе с обломками самолета на дне Черного моря.

В Новосибирске на Заельцовском кладбище. Под гранитом нет тел, нет праха, только урны с водой из Черного моря

Сколько бы не прошло лет, в семьях семидесяти восьми пассажиров и членов экипажа этого рейса до сих пор оплакивают своих близких. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Тель-Авив — Новосибирск

12:49, 12 января 2020

Автор: Babka

Комменты 25

G

Если я не ошибаюсь, в тот год Евгений Кафельников победил на Кубке Кремля и все выигранные деньги пожертвовал в фонд помощи близким погибших. Он объяснил свой поступок тем, катастрофа произошла рядом с его родным городом Сочи.

Аватар

Я очень мало помню про эту катастрофу - ее так сильно не раздували, как трагедию с малазийским боингом. И после 11 сентября как раз все произошло. А к иранскому боингу опять умудрились приплести Россию - и ракета российская, и Иран мы поддерживаем, и вообще - нам по жизни должно быть стыдно перед Украиной. И в официальной формулировке пишут - наш самолет сбили так же, как и Россия сбила малазийский боинг.

Аватар

Спасибо за пост! Я очень хорошо помню те события, хотя была ребёнком. Мы как раз гостили на Украине у бабушки, следили за новостями, очень переживали. Помню, бабушка (ныне покойная) всё время вздыхала, что у Кучмы маразм, раз он такое плетёт ((

Аватар

Украина в 2003 году подписала с Россией и Израилем межправительственные соглашения о компенсациях родственникам погибших в авиакатастрофе. В соответствии с этими соглашениями Украина выплатила по 200 тыс. долларов США за каждого погибшего — 7,8 млн долларов России и 7,5 млн долларов Израилю. И вообще по комментариям, складывается такое ощущение, что многие злорадствуют, типа украинский самолёт сбитый Ираном это заслужил, типа ха ха, так вам и надо. Побойтесь Бога...

Аватар

Светлая память погибшим! Спасибо автор за пост!Последствия данной аварии все позабыли, а результаты замяли, как обычно, чтобы с Украиной не ссориться, а зря! Руководство Украины вечно ищет соринку в глазах окружающих, не замечая бревно в собственном. Россию бы за такой прокол заклевали бы.

Подождите...