Прочитав статью "на главной", вспомнила, что однажды читала статью о женщинах-астронавтах и их циклах на сайте "Popular science", нашла ее и перевела. 

Америки тут не открою, факты тут общеизвестные, но просто, чтоб было, запощу. 

Когда НАСА готовило Салли Райд к первому полету в космос в 1983, возникло несколько вопросов относительно того, что положить в ее личный набор. А если точнее, инженерам надо было сообразить, сколько ей понадобится тампонов для недельной поездки. «100 штук – это же нормальное число, да?» – спросили они ее. «Нет, – ответила она. – Вовсе не нормальное». Инженеры объяснили, что хотели бы перестраховаться, и она заверила их, что количество можно смело уполовинивать.

Впервые допустив женщин до набора в группы астронавтов в 1978, НАСА на самом деле не понимало, что с ними делать. Какими бы смешными не казались сейчас вопросы относительно тампонов и косметичек для космоса, интересно видеть, как ошеломлено было агентство, не понимая, что делать с новым видом астронавтов.

Женщины не в космосе.

В 1959 году 32 пилота-испытателя прошли самое тщательное из всех возможных медицинских исследований, что проводили в клинике Лавлейс, Альбукерке, Нью-Мексико. Мужчин осматривали, кололи, изучали внутри и снаружи, пока даже самый малый секрет их организма не оказался доступным врачам. Семеро из мужчин прошли столь же тщательное психологическое исследование, и в итоге получился первый отряд астронавтов.

На следующий год основатель клиники доктор Ренди Лавлейс, вместе с генералом Воздушного Флота Дональдом Фликингером, пригласил пилтоа Джеральдин «Джерри» Кобб на то же обследование. Мужчинам было интересно, как справятся женщины. В среднем, женщины меньше, легче мужчин, и они потребляют меньше ресурсов, и тем самым они потенциально лучше подходили для полетов в тесных коробках космических кораблей 1960-х годов. Кобб прошла все тесты, и к концу лета 1961 еще 18 женщин-пилотов прошли те же исследования, что и астронавты группы «Меркурий». Единственным отличием было гинекологическое обследование.

В итоге тесты прошли тринадцать женщин, доказав тем самым, что так же готовы к полетам, как астронавты «Меркурия». На самом деле, их процент успеха был даже выше: только 18 мужчин из 32 прошли физический тест, 56 процентов против 68 у женщин.

(на снимке - Джерри Кобб)

Но хотя они и были физически здоровы, оставался вопрос, годится ли женщина для полетов в космос. В 1964 году, после того, как короткая программа подготовки женщин к полетам в космос, была свернута, был опубликован отчет, в котором поднимался вопрос о том, позволит ли женщинам работать в космосе менструальный цикл. Авторы особенно обращали внимание на «сложности взаимодействия человека под психофизиологическим воздействием (читай – ПМС) и сложным машинным устройством (то есть, космическим кораблем)». Намек был очевидный: женщина под влиянием гормонов или менструации не способна держать себя в руках в сложных условиях полетов в космос.

Но это было и хорошо, заключал отчет, потому что «кажется сомнительным, что в ближайшем будущем возникнет какая-либо нужда в женщинах в космосе». Кроме того, в то время НАСА вообще не могло рассматривать женщин. В то время астронавтов выбирали только из военных летчиков-испытателей, и это исключало женщин. Никакие акции протеста не могли изменить правила агентства во времена «космической гонки».

Правила относительно кандидатства в астронавты изменилось в эпоху после «Аполлонов».  Агентство начало делить астронавтов на две категории: пилоты и специалисты. В то же время они расширили критерии отбора для более широких слоев населения. Набор 1978 года привел в агентство 35 новых членов. Трое из них было мужчинами-афро-американцами, один был мужчиной азиатско-американского происхождения, и шестеро были женщинами.

Кровь в космосе.

Пока женщины-астронавты готовились к полетам, НАСА наконец задалось вопросом о взаимодействии «нервного человека под психофизиологическим воздействием» и «сложным машинным устройством». А точнее, вопросом, что случится с этим «нервным человеком под психофизиологическим воздействием» во время менструации в этом самом «сложном машинном устройством» в условиях микрогравитации.

К 1970 году в НАСА знали, что космический полет особенно влияет на сердечно-сосудистую систему. Так как люди развились в условиях гравитации Земли, наши тела особенно хорошо устроены, чтобы перекачивать, преодолевая земное притяжение, кровь из нижней части тела к груди, где она заново может насытиться кислородом и циркулировать дальше. Но когда нет гравитации, против которой следует бороться, система становится «ленивой». Сердце работает не так усердно, как раньше, кровь и жидкости собираются в верхней части тела, предавая космонавтам их характерный вид – опухшие лица и отощавшие ноги.

Зная это, инженеры и врачи не были уверены, не случится ли подобное с женщиной, у которой случится менструация в космосе. Если кровь собирается в верхней части тела и голове, то не получится ли, что и менструальная кровь будет течь вверх, задерживаясь в брюшной полости? Ретроградный менструальный поток был действительно большой заботой, потому что последствия могли быть значительными. В худшем случае, это могло привести к состоянию, известному как перитонит – воспаление брюшины и органов брюшной полости. Без лечения перитонит может угрожать жизни человека. Никто не хотел отправлять в космос женщину, только чтобы она там умерла из-за естественного цикла ее организма.

Но между циркуляцией крови и менструации есть существенная разница (и не одна, если серьезно): циркуляция контролируется сетью артерий и вен, которые работают постоянно, а менструация контролируется гормонами. Поток менструальной крови не управляется, как кровь в сосудах. Так что пока мужчины-инженеры волновались о ретроградном потоке, женщины-астронавты не беспокоились вовсе: они ожидали, что менструация в космосе будет такой же, как менструация на Земле. Проблема была в том, что невозможно было доказать, что эти женщины были правы. Кто-то должен был перенести месячные в космосе, чтобы закрыть этот вопрос.

(на снимке - Салли Райд)

Кровить или не кровить.

Неизвестно точно, кто был первой женщиной, пережившей менструацию в космосе, но кто-то это сделал, и ответ был именно тот, что ожидали женщины-астронавты: менструация в космосе такая же, как на Земле.

Теперь НАСА надо было думать, что делать с менструирующими астронавтами. Не бывает двух женщин с одинаковыми месячными и одинаковыми предпочтениями, так что агентству следовало рассчитать, чтобы женщины могли взять с собой нужное количество предпочитаемой ими продукции, будь это прокладки или тампоны. Но когда вы имеете дело с путешествием в космос и ракетостроением, уж это рассчитать нетрудно.

Был еще и другой вариант для женщин-астронавтов – не иметь менструаций вовсе. Искусственно вызванная аменорея способна подавить менструацию, играя с естественными гормонами тела, как это делают некоторые противозачаточные. Комбинированные оральные контрацептивы делают такое. Противозачаточные пилюли принимают ежедневно. 21 день принимаются пилюли, которые содержат активный ингредиент, подавляющий овуляцию. На четвертую неделю в течение семи дней принимается таблетка-плацебо, которая позволяет телу пройти через кровянистые выделения, которые отличаются от менструации. Если же принимать активные таблетки в течение всего месяца, или многих месяцев, любые кровотечения останавливаются полностью.

Еще одним вариантом может быть гормональная внутриматочная спираль, которая достигает тех же результатов путем локального выпуска малой дозы гормонов. Не только спираль снижает риск пропуска таблетки и тем самым получения менструации, она маленькая и находится внутри тела. Астронавтка может находится в космосе годами – например, при миссии на Марс – и ей не придется думать о менструации. Это просто не будет проблемой. И естественный цикл вернется, когда спираль извлекут.

Даже сейчас есть преимущества в подавлении менструации. Туалеты на американской половине Международной Космической Станции устроены для выработки воды из мочи, но они не предназначены для работы с менструальной кровью, так что минимизация менструаций означает большее количество воды на станции. Также есть польза от ограничения количества персональных гигиенических наборов и чистой одежды. И путешествие становится более удобным, если не приходится менять прокладку или тампон.

В конце концов, у НАСА есть запасы на МКС для менструации астронавтов, если они выберут естественный цикл организма и не станут использовать гормональные контрацептивы. И это хорошо. Женщины не только не умирают в космосе от месячных, у них остаются те же земные права делать собственный выбор относительно своего репродуктивного здоровья.

Подпишитесь на наш
Блоги

Краткая история менструации в космосе

22:41, 24 ноября 2019

Автор: Daena

Комменты 53

Аватар

Хорошо, что я не космонавт. Интересная статья, спасибо.

Аватар

чушь какая-то про циркуляцию, менструальная кровь уже выключена из нее, это как кровь из раны. она может только застояться на выходе из-за невесомости, так тампон для абсорбации

Аватар

Все гифки с того прекрасного поста утащит к себе в передачу Малышева, вот увидите!))))

Аватар

менструирующие астронавты...

Аватар

Спасибо, интересно было прочитать. Я об этом не задумывалась. Но, без относительно данной темы, вообще, все эти пляски вокруг месячных на протяжении всей истории человечества прям, сука, бесят. Сколько всякого мракобесия было вокруг физиологии. И до сих с этим пмс достали. Чуть что, так сразу, у тебя что ПМС? То есть, как мужики психи повсеместно встречаются, так это ничего, ну с кем не бывает, нервы у человека. Стоит женщине вспылить, так все, сразу у неё пмс и месячные во всем виноваты. Просто так, женщина не имеет право разозлиться, видимо. Хотя я знаю огромное множество женщин, которые никак не чувствуют пмс и никаких психов и истерик у них в связи с наступлением этих дней у них нет.

Подождите...