После просмотра художественного фильма «Белль», основанного на тру стори, я осталась под большим впечатлением от реального случая, имевшего место быть в конце 18 века. И хотя сам фильм - это трогательная историческая мелодрама, то инцидент, которому посвящен пост - совсем не приятный.

Бойня на Зонге - убийство около 140 рабов-африканцев, совершённое экипажем британского судна «Зонг» во время плавания из Аккры на Ямайку в конце ноября-начале декабря 1781 года. Когда на судне, сбившемся с курса из-за навигационной ошибки (команда приняла Ямайку за Гаити, а ошибка обнаружилась уже в 10 днях плавания до Ямайки) иссяк запас пресной воды, члены судовой команды в течение нескольких дней утопили часть рабов, выбросив их связанными за борт. По окончании рейса владелец «Зонга» — ливерпульский работорговый синдикат, заранее застраховавший жизни перевозимых на судне рабов, потребовал у страховой компании покрытия убытков, понесённых фирмой из-за «гибели товара в море». Отказ страховщика возместить ущерб привёл к серии судебных слушаний, по результатам которых было решено, что в определённых обстоятельствах умерщвление рабов может считаться законным, и страховая компания обязана выплатить клиенту-работорговцу страховое возмещение за их смерть.

29 ноября экипаж собрался, чтобы обсудить предложение о выброске части рабов за борт. В этот же день 54 женщин и детей были выброшены через окна кают в море. 1 декабря за борт были выброшены 42 раба мужского пола. В течение нескольких последующих дней в море отправились ещё 36 рабов. Ещё десять рабов выбросились сами, чтобы бросить вызов бесчеловечному поведению работорговцев. Услышав крики жертв, бросаемых в море, один из рабов обратился с просьбой к команде, что все оставшиеся африканцы откажутся полностью от пищи и воды, чтобы не быть брошенными за борт. Просьба была проигнорирована экипажем. В отчёте суда королевской скамьи содержится информация, что один из рабов пытался вскарабкаться обратно на судно. 

Впоследствии заявление о нехватке пресной воды было оспорено - после прибытия на корабле оставалось 420 галлонов воды (1900 л). В письменном докладе Джеймса Келсалла (помощника капитана), составленном под присягой, сообщалось, что на момент убийства 42 рабов больше суток шли дожди и было набрано 6 бочек воды (запас на 11 дней). 

Очевидно, что рабы были выброшены за борт не из необходимости выживания, а ради получения компенсации от страховых компаний. По правилам, если товар умирает уже после прибытия (от болезней или плохих условий), или умирает во время плавания по естественным причинам, находясь в море, то страховку также бы не выплатили. Но если бы часть рабов выбросили за борт с целью спасти оставшуюся часть «груза», то имел бы место страховой случай. 

22 декабря «Зонг» прибыл на Ямайку в порт Блэк-Ривер. На борту судна находилось 208 рабов, меньше половины от общего числа, отправившихся из Африки

Бойня на «Зонге» послужила источником вдохновения для создания нескольких литературных произведений. В британском фильме 2013-го года «Белль», повествующем о жизни мулатки Дайду Элизабет Белль (1761—1804), история о бойне на «Зонге» и последующее судебное разбирательство фигурируют как второстепенная сюжетная линия.

В 2007 году на Блэк-ривер (Ямайка) у места, где причалил «Зонг», был установлен мемориальный камень.

За всю историю трансатлантической работорговли на территорию обеих Америк было доставлено около 20 миллионов рабов. Даже сейчас это количество выглядит просто немыслимым, но этот процесс шел три сотни лет не переставая и корабли не прекращали курсировать от одной части Атлантики к другой. Это был немыслимо прибыльный бизнес, живое черное золото тогда ценилось не меньше чем жидкое черное золото сейчас.

Немного о логистике.

Главной проблемой работорговца, также как и любого купца, была логистика: нужно было разместить товар так, чтобы он доехал в кондиции, но при этом в трюмы его влезло как можно больше. Идея о том, что во время плавания доплывали чуть ли не единицы рабов из сотен, а остальные умирали в муках – скорее миф. Многие капитаны славились тем, что довозили битком набитые суда не потеряв по дороге ни единого чернокожего. Их берегли как зеницу ока, ведь каждый стоил целое состояние – одного раба можно было продать за среднегодовую зарплату матроса. И, в то же время, это не отменяло того факта, что условия перевозки были просто ужасающими.

Схема размещения и средства «успокоения»

Художественная литература – не самый авторитетный источник, но Джордж Макдоналд Фрейзер рисует картину достаточно достоверно: «Как только очередного раба вталкивали в трюм, ожидающий там матрос связывал его и заставлял лечь на палубу в отведенном уголке, головой к борту судна и ногами к проходу, так что в конце концов с обеих сторон палуба была заполнена ими в два ряда. Каждый мужчина должен был уместиться на пространстве шесть футов на пятнадцать дюймов; если же пленников сжимали еще туже или приказывали лечь на правый бок, то их можно было уместить еще больше.

…Резкий мускусный запах темных тел в трюме был невыносим, жара и смрад возрастали с каждым часом, так что приходилось удивляться, как это кто-либо вообще мог выжить в этом аду. Они дергались и извивались, а мы выбивались из сил, хватая за коричневые руки и ноги, пиная их, чтобы заставить улечься поплотнее. Уже лежащие негры испражнялись прямо под себя, так что к тому времени, как работа была закончена лишь наполовину, грязь и вонь стояли неимоверные. Нам приходилось каждые полчаса подниматься на палубу, чтобы освежиться морской водой и выпить немного апельсинового сока, прежде чем снова и снова спускаться в эту ужасную яму и опять трамбовать эти потные вонючие черные тела, которые стремились забраться куда угодно, но только не туда, куда было нужно».

Для того, чтобы товар доехал целым, его нужно было тормошить и не давать ему залежаться. Для этого матросы заставляли своих пленников подниматься на палубу и периодически танцевать там, причем, даже без кандалов. 

upd. Уважаемые сплетницы, чтобы избежать традиционного черно-белого ср**а, давайте забудем, что рабы были черными, а работорговцы белыми. Рабство существует несколько тысячелетий, люди вполне себе успешно эксплуатировали друг друга и в рамках одной расы. Я сделала этот пост только из-за того, что меня поразили и сам случай, и масштабы работорговли, процветавшей в 16-19 веках.

Подпишитесь на наш
Блоги

Отвратительная история о работорговле

14:53, 9 октября 2019

Автор: AutumnDrinker

Комменты 206

Аватар

Рабство одна из самых отвратительных страниц в истории человечества. Люди хуже скота. Я не о рабах, а о работорговцах. В Португалии на экскурсии рассказывали об открытиях португальцев, и в том числе о том, что они одни из первых стали возить в Европу рабов с самых удаленных земель. И, даже казалось, что в этом слышалась некоторая доля гордости. Я стояла и думала, что тут уж точно нечем гордится, из истории слов не выкинешь, но я бы точно не стала рассказывать туристом историю страны в таком ключе.

L

Об ужасах рабства забывать нельзя. Очень печально, что развитые европейцы могли так относится к людям, пусть и другой расы. Это дишь показывает насколько тонка оболочка человечности и какая бездна дикости кроется под ней. Конечно, рабство было с древних времен, рабами были люди разных рас. И чернокожие активно порабощали представителей своей же расы и продавали их европейцам. Но мне, как представителю европейцев, очень печально за такое падение именно "белых", дойти до такой жестокости и бесчеловечности. Очень печально.

Аватар

Это ужасно....

Аватар

Я недавно узнала, что в Мавритании до сих пор есть рабство, уже ничему не удивляюсь.

R

таких постов должно быть здесь больше! люди должны знать историю, какой бы ужасной она ни была. только помня все эти ужасы можно рассчитывать, что подобное больше не повториться. это должно пугать, это правильная реакция.

Подождите...