Принципы воспитания Екатерины II были поистине революционны, а читать их интересно и в наши дни.

"Никаких перин — только закаливание. Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи — давать только чёрный хлеб. Зато игр — сколько угодно, ведь «детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей». 

Екатерина верила, что «когда добродетель и добронравие вкоренятся в душах детей, все прочее придет ко времени». Мысль эта главенствует и в педагогической инструкции, данной ею князю Николаю Ивановичу Салтыкову — официальному воспитателю Великих Князей — Александра и Константина.

Её собственный сын, будущий император Павел I воспитывался по старинке — его кутали в меха и перекармливали, а потакающие всем его прихотям мамушки и старухи, по словам императрицы, «причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…» Сама Екатерина не могла вмешиваться в воспитание маленького сына, ей оставалось только наблюдать и терпеть. Когда же, после дворцового переворота 1762 года, она стала полновластной императрицей, характер Павла был уже безнадёжно испорчен. «У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!» — изрекла Екатерина. В талантливом педагогическом трактате «Наставление о воспитании…» изложены принципы воспитания здоровой личности — строгость, умеренность, разумные ограничения в сочетании с естественностью и свободой. Судя по этому документу, обстановка, которая окружала Александра и его брата, более походила на быт просвещенных европейских семей, чем на быт домостроевской России. Кое с какими рекомендациями императрицы современные психологи бы поспорили, но большая часть инструкции выглядит и сегодня современно и более чем разумно. Интересно, что императрица не ограничилась составлением инструкции — она также отобрала 126 русских пословиц и написала две назидательные сказки.

Вот несколько интересных выдержек из «Наставлений» Екатерины:

✽✽✽ Не запрещать им играть, сколько хотят.

✽✽✽ Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи — давать только чёрный хлеб. ✽✽✽

Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их. ✽✽✽

Дети любят быть упражнены, они же любопытны. Всякое приобретение знания им приятно тогда, когда оное получают без принуждения: следовательно, не принуждая наставить можно, а принужденно их учить не должно и нездорово. ✽✽✽

Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят.

✽✽✽ Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей. ✽✽✽ Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.

✽✽✽ Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять; но отвращать их от лжи.

✽✽✽ Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.

✽✽✽ О постели и сне. Чтобы Их Высочества спали не мягко, но на тюфяках, как привыкли, а отнюдь не на перинах, и чтоб одеяла их были легкие, летом простые ситцевые, подшитые простыню, зимою стеганные.

✽✽✽ Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда тоге достойны, при свидетелях.

✽✽✽ Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.

✽✽✽ К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.

✽✽✽ Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.

✽✽✽ Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.

✽✽✽ Буде чего будут просить со слезами, или с упрямством, или упорно, то запрещается им давать, а притом сказывать надлежит, что не дается для того, что упорно, или со слезами, или с упрямством просят.

✽✽✽ Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.

✽✽✽ Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.

✽✽✽ Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.

✽✽✽ Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть – принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою. Из: «Екатерина II, «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина», 13 марта 1784 года. Собрание русского императорского исторического общества, т. 10, стр. 310-330 ✽✽✽

С детьми нужно играть, даже если ты императрица

Екатерина разрешала мальчикам приходить к ней в кабинет, сидеть на полу, смотреть книжки, рисовать, при ней играть и веселиться, разбирать игрушки и собирать что-то новое. Она и сама с удовольствием играла с ними. Для внуков императрица сочиняла поучительные сказки, составила «Бабушкину азбуку» – букварь с нравственными правилами («делай добро и не перенимай худое, пусть у тебя перенимают добро») и книжки, по которым дети учились читать.

Каждый день — холодная ванна и пробежки босиком

Идеальный правитель должен быть физически крепок. Мальчиков закаливали. Температура в спальне была не больше 19 градусов. В детских открывали окна и ставили не больше двух свечей, чтобы воздух всегда был свежий. Кровати у маленьких князей были жесткие, матрасы – кожаные, с одной простыней, маленькой подушкой и тонким одеялом. Детей одевали так, чтобы они могли свободно двигаться. Если они не болели, то принимали холодную ванну каждый день. Князей приучили бегать по земле босиком и купаться в пруду. 

Ж.-Л. Вуаль. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. 1778 г.

Наказания категорически запрещены.

Ребенок должен много знать и много двигаться.

Настоящий император умеет пахать и строгать.

К балам и дамам приучали с трех лет.

Гражданские ценности превыше религиозного воспитания.

Ранний брак — конец учебе!

Картинки по запросу екатерина вторая фото

Всем спасибо, это краткое содержание, не стала перегружать Вас буквами!

Подпишитесь на наш
Блоги

Инструкция по воспитанию внуков Екатерины Второй!

21:50, 16 июля 2019

Автор: nattchekhova

Комменты 77

Аватар

Не так давно читала книгу про воспитание наследников престола, описывалось воспитание каждого. И чему я в итоге удивилась, что наиболее яркими правителями стали Пётр Первый и Екатерина Вторая (это на по моему скромному мнению), которых к престолу в общем-то как раз никто и не готовил. Про внука любимого Екатерины тоже удивительно, образование и подготовка у него были блестящие и он подавал огромные надежды, но в общем-то и не сложилось. Ещё запомнила, что Николай Первый родился 62 см и Екатерина воскликнула, что вот кому быть правителем, но не дойдёт очередь) а ведь дошла)

T

Отличный пост, спасибо! Было интересно почитать и сравнить. Ничего в психологии воспитания не изменилось

M

Справедливости ради и до Екатерины, и после детей в дворянских семьях воспитывали очень жестко. Мальчиков с 12 лет отдавали в действующую армию, девочек муштровали по части ведения домашнего хозяйства, искусств и управления поместьем. Моя прапрабабка была из очень состоятельной семьи, после революции оказалось, что она вполне профессионально занимается земледелием, содержит птичник, шьет, делает шляпы и даже обувь. А должна была бы быть "белоручкой", если верить стереотипам.

W

Доктор Комаровский всея Руси

Аватар

Как психологу мне не к чему придраться здесь. Жаль, что она это на все дворянское сословие не распространила. Особенно что касается мягкого обучения без принуждения. Совсем бы другая нация была!

Подождите...