Опубликовано пользователем сайта

Говорят, что...

Булгаков и мистика

52
Булгаков и мистика

15 мая исполняется 128 лет со дня рождения знаменитого писателя Михаила Булгакова, чья жизнь была окутана мистическими происшествиями. 

Три загадочные встречи Булгакова с Н.В. Гоголем 

На краю пропасти

В голодном и ужасном 1917 году, работая в одной земской больнице врачом, молодой Михаил Булгаков тяжело заболевает — заразившись от больного ребенка дифтерией. Поставив себе диагноз, Булгаков впрыскивает себе противодифтерийную сыворотку, которая моментально дает ужасный аллергический эффект: все тело молодого врача покрылось сыпью, лицо его распухло, начался нестерпимый зуд.

Промучившись всю ночь, Булгаков попросит жену сделать ему инъекцию морфия. Повторные инъекции в следующие два дня спасли Булгакова от острой аллергической реакции, но дало предсказуемый эффект: у молодого Булгакова появилось привыкание к наркотику. 

Новоприобретенная пагубная привычка начала стремительно развиваться, неумолимо разрушая физическое и душевное здоровье Булгакова. До ужаса боясь того, что его пагубное пристрастие станет известным коллегам и окружающим, он впадает в тяжелейшую депрессию, при которой Булгакову казалось, что он сходит с ума. Приехав в Киев весной 1918 года после нескольких неудачных попыток вылечиться, молодой писатель уже пил опий прямо из пузырька.

Попытки первой жены Булгакова Татьяны Николаевны мешать пагубной привычке мужа вызывали его неудержимую ярость. Татьяна Николаевна вспоминала, что в порыве гнева Михаил Афанасьевич кидал в нее горящий примус, неоднократно целился из револьвера. Наконец, Татьяна Николаевна, желая обмануть больного, вместо морфия начала впрыскивать Булгакову дистиллированную воду. Это приводило к периодам тяжелейших ломок.

Первая жена Михаила Булгакова — Татьяна Николаевна Лаппа

И вот при одном из подобных приступов, поздней осенью 1918 года, на съемной квартире в Киеве к корчившемуся от боли Булгакову явился... Гоголь! Как писал позже в одном из своих дневников Михаил Афанасьевич, той ночью к нему в комнату стремительным шагом вошел «низенький остроносый человечек с маленькими безумными глазами», склонился над его кроватью и зло погрозил ему пальцем. 

На следующее утро Булгаков не мог понять, было ли это сном, который был навеян тяжелыми телесными страданиями, или же дух великого писателя на самом деле приходил к нему, дабы уберечь от надвигавшейся катастрофы. Как бы то ни было, но с той драматичной и памятной для Михаила Афанасьевича ночи он удивительным образом навсегда избавился от наркотической зависимости, которую позже весьма убедительно описал в своем рассказе «Морфий».

Вестник любви

Вторая встреча Булгакова была связана с загадочными обстоятельствами, предшествовавшими его знакомству со своей третьей — последней — женой, последней настоящей любовью, последней и самой яркой музой позднего периода творчества писателя.

Как-то на Масленицу в московскую квартиру своих знакомых, у которых обещал быть «знаменитый Булгаков», пришла Елена Сергеевна Шкловская — жена крупного советского военачальника, доктора наук, профессора Евгения Александровича Шкловского. Михаил Афанасьевич и Шкловская познакомились. Булгаков принялся шутливо ухаживать за 35-летней красивой дамой, польщенной вниманием известного писателя. И вдруг... уже не шутливо она ответила Булгакову взаимностью.

С этого вечера и начался их бурный, длившийся более двух лет роман, в котором было все: и страстная любовь, и ревность, и сцены, и разлуки. Однажды, получив разрешение у Елены Сергеевны проводить ее до дома (в это время Е.А. Шкловский был в командировке), Булгаков как вкопанный остановился у подъезда своей возлюбленной. Несмотря на упорные расспросы Елены Сергеевны о том, что привело Михаила Афанасьевича в столь сильное замешательство, в тот вечер Булгаков не раскрыл его причину. И лишь много позже, тяжело умирая на руках своей жены, он рассказал Елене Сергеевне о странной встрече, случившейся с ним за несколько лет до их знакомства.

Еще одну мистическую историю Булгаков связывал со своей женой Еленой Сергеевной, которую он шутливо называл «ведьмой», так как она приворожила его в первую же встречу. Дело в том, что она попросила его завязать тесемку на своем рукаве, и тем самым, по мнению писателя, привязала его к себе на всю жизнь.

Одним из холодных осенних вечеров 1927 года Булгаков шел по тусклым московским улицам. На душе у него было скверно: пристальное внимание к писателю ОГПУ, безденежье, трудности с публикациями произведений и проблемы в семье его и без того непростую жизнь делали просто невыносимой. Вдруг на одном из малолюдных перекрестков Михаила Афанасьевича случайно столкнулся с прохожим. Подняв глаза, он снова, как когда-то ночью в киевской квартире, увидел «низенького остроносого человечка с маленькими безумными глазами» — в шляпе и старомодном потертом пальто.

Человечек пристально с прищуром посмотрел на Булгакова, затем кивнул на незнакомый Михаилу Афанасьевичу большой каменный дом с вычурной лепниной, возвышавшийся справа от писателя, и, не сказав ни слова, стремительно исчез в темной гулкой подворотне. Сомнений не было — Булгаков снова встретился с самим Гоголем. Но о чем он хотел сказать писателю, Булгаков тогда так и не понял. И вот в тот памятный для Булгакова вечер, когда он провожал свою возлюбленную, Булгаков, к своему изумлению, узнал, что в этом загадочном доме, на который когда-то обратил его внимание Гоголь, живет Елена Сергеевна.

Гранитная шинель

О своей последней встрече с Гоголем Михаил Афанасьевич рассказал в письме своему давнему другу Павлу Попову весной 1932 года. Писатель тогда работал в Малом театре над инсценировкой знаменитых гоголевских «Мертвых душ». По словам самого Булгакова, постановка шла из рук вон плохо. Михаила Афанасьевича не устраивали ни режиссура, ни декорации, ни игра знаменитых актеров, которые, по его мнению, были далеки от истинного замысла автора. Описывая в письме Попову свои творческие терзания, Михаила Афанасьевича упоминает о том, что ему приснился сам Гоголь.

Великий писатель ворвался к нему в квартиру и грозно воскликнул: «Что это значит?!» Как следует из письма, Булгаков начал оправдываться перед великим мастером, объясняя неудачи в работе над постановкой слабым актерским составом, отсутствием хорошего декоратора и прочими трудностями. И вдруг в самом конце их ночной встречи, сам того не желая, Михаил Афанасьевич неожиданно произносит странную, на его взгляд, фразу: «Укрой меня своей гранитною шинелью!»

После этих слов Михаила Афанасьевича Гоголь откланивается и исчезает. В то время мнительный и видевший во всем тайные знаки Булгаков не смог дать объяснения этой приснившейся ему фразы. Истинный смысл ее неожиданно открылся Елене Сергеевне через 12 лет после смерти писателя. Длительное время на могиле Булгакова на Новодевичьем кладбище не было памятника.

Могила Булгакова

Однажды Елена Сергеевна, придя на могилу мужа, заглянула в кладбищенскую мастерскую и вдруг увидела там видавшее виды гранитное надгробие. На вопрос женщины о камне мастер ответил, что это — снятая с могилы Гоголя старая голгофа (тип надгробного памятника в виде глыбы, увенчанной крестом), вместо которой к 100-летию со дня смерти писателя был установлен новый добротный памятник.

По просьбе вдовы Булгакова эту тяжелую гранитную «шинель» вытащили из мастерской и водрузили на могилу Михаила Афанасьевича, где она стоит и по сей день. Позже, вспоминает Елена Сергеевна, ей приснился покойный Михаил Афанасьевич. Булгаков низко поклонился ей и вышел из белой комнаты, закрыв за собой дверь.Гоголь и Булгаков

Современные исследователи творчества Михаила Булгакова и Николая Гоголя все чаще отмечают, что оба эти человека во многом были схожи. Мистический склад характера, мнительность, доходящая до исступления, непоколебимая вера в силу провидения наложили неизгладимый отпечаток как на творчество, так и на личную жизнь писателей. Вполне может быть, что Булгаков, который хорошо знал творчество Гоголя, это чувствовал и понимал, что их связывает некая невидимая, но прочная нить, которая не разорвалась и после смерти автора «Мастера и Маргариты».

Нехорошая квартира

Дом Булгакова «Нехорошую квартиру», находящуюся неподалеку от Патриарших прудов в Москве, знает большинство россиян по знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (Квартира № 50 дом 302-бис по Садовой улице); именно там поселился Воланд прибыв в Москву, и именно там в романе произошла встреча реальных людей и потусторонних сил.

Но после того как роман вышел в свет реальный прообраз квартиры и сам стал наделен мистической силой: со слов очевидцев, ночами в ней происходят таинственные непонятные вещи.

Литературные образы будто ожили и заполнили квартиру, в которой когда-то поселились герои романа. Маляры, перекрашивавшие стены в «Нехорошей квартире», рассказывали, как наутро сквозь слой побелки проступил силуэт кота.

Вначале маляры подумали, что вчера попросту пропустили обработку части стены, и тщательно перебелили ее вновь, однако на другое утро с изумлением снова обнаружили силуэт кота на том же месте. Пробовали спрятать это пятно под несколькими слоями побелки, но оно снова проступило поверх известки. Тогда в ужасе маляры отказались от проведения ремонта в этом чертовом месте, а по их совету не стали белить стены и остальные отделочники.

Проступающие через отделку стен образы «Мастера и Маргариты» характерны не только для квартиры, но и для подъезда. Многочисленные почитатели героев произведения, собиравшиеся на лестнице, ведущей в квартиру №50, коротали время, обсуждая роман и разрисовывая стены подъезда образами любимых героев. Но надписи и многочисленные рисунки на стенах в подъезде не нравились проживавшим в доме обывателям, и они несколько раз делали попытки закрасить стены простой краской, однако образы, будто по велению свыше, проступали снова и снова через густой слой покрытия.

После череды неудачных попыток один жилец разозлился и закрасил изображение Воланда слоем черной краски, рассчитывая на то, что на темном фоне рисунок будет не виден, но образ Воланда отчетливо проступил поверх черного пятна.

Те, кому повезло пожить в квартире Булгакова или по соседству, тоже оставили воспоминания о мистической атмосфере в квартире. С наступлением ночи она будто оживала: даже в абсолютно пустой квартире скрипел старинный паркет, слышались глухие шаги. Проживающие там все время слышали чье-то дыхание и вскрики; складывалось впечатление, что сам Булгаков или герои его романа незримо приходят в свою любимую квартиру.

С домом Булгакова связано еще одно мистическое событие, которое наблюдали многие из москвичей, проживавших или проходивших в ночное время по Тверской и Большой Садовой. Согласно свидетельствам очевидцев, они неоднократно наблюдали, как из одного дома в районе Тверской выходит полупрозрачный фантом огромного черного кота, бесшумно переходит на другую сторону и так же бесследно исчезает в стене дома напротив. Происходит это два раза в месяц, потому появление кота смогли увидеть многие, что и дало возможность занести фантом Бегемота в Международный справочник по привидениям.

Проклятие «Мастера и Маргариты»

После смерти Михаила Афанасьевича Булгакова о его персоне и о его произведения, в частности, стало ходить множество легенд. Говорили о том, что в своих произведениях гениальный писатель зашифровывал масонские послания и эзотерические символы. Более того, даже ходили слухи, что самое известное произведение писателя ему помогал создавать сам Сатана. Как же было на самом деле, сейчас уже не узнает никто, но некая мистика, витающая над образом великого писателя, передалась известной экранизации романа «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко.

Сам же режиссер в одном из многочисленных интервью отметил, что ничего мистического на съемках не происходило, и в процессе создания фильма никакая потусторонняя сила не вмешивалась. Хотя уже перед началом съемок с ним приключилась весьма «странная история на Патриарших прудах». Однажды, прогуливаясь на Патриарших, режиссеру Бортко неизвестный прохожий ни с того, ни с сего сказал: «Ничего у вас не получится!». При том, что на тот момент о планах Бортко экранизировать «Мастера и Маргариту» почти никто не знал. Странно, не так ли?!

Также стоит отметить, что до Бортко многие режиссеры пытались поставить экранизацию романа, но никому это не удалось до конца. Всегда находились какие-либо причины, которые «не допускали» фильм до широкой общественности. По этому поводу Сергей Безруков, который сыграл в постановке Бортко Иешуа Га-Ноцри, сказал следующее: «Если фильм снимается от чистого сердца и с целью прославить роман и дать возможность зрителям еще раз окунуться в те невероятные события, то Булгаков сам поможет. Если же экранизация создается для того, чтобы на ней заработать, то у вас никогда не получиться ее поставить». Более того, многие из актеров были уверенны в том, что играть им помогает сам Булгаков. И хотя предметы на съемочной площадке не летали, и рукописи сами собой не загорались, было несколько мистических ситуаций, над которыми, казалось, витал «булгаковский» дух.

Например, некоторым актерам снились вещие сны, у Олега Басилашвили (играет в фильме Воланда) перед озвучкой фильма пропал голос, а костюмы актеров пропадали чуть ли не ежедневно.

Кто-то называет это жутким совпадением, кто-то мистикой, но факт остается фактом: в год премьеры и за пять лет после выхода первой серии на экраны умерло 13 актеров, которые участвовали в съемках.

В возрасте 47 лет скончался актер Александр Чабан. Его тело нашли 2 октября 2005 года в своей квартире. Он играл следователя, разыскивающего Воланда.

Почти через год, в сентябре 2006-го, умер Павел Комаров, сыгравший вора, который украл на пристани одежду купавшегося поэта Ивана Бездомного. Ему не было и 40 лет.

Станислав Ландграф (критик Латунский), Кирилл Лавров (Понтий Пилат), Евгений Меркурьев (счетовод), Александр Абдулов (Коровьев), Андрей Толубеев (озвучивал Алоизия Могарыча), Юрий Оськин (швейцар Николай), Галина Баркова (продавец фруктов), Владислав Галкин (Иван Бездомный), Валентина Егоренкова (медсестра в дурдоме), Станислав Соколов (секретарь Понтия Пилата), Михаил Суров (массовка). 13 человек.

Фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита» 14 лет ждал своего часа. Его отсняли еще в 1994 году, а представили только в 2008-м на кинофестивале стран СНГ и Прибалтики Новое кино. XXI век. В прокате он и вовсе оказался лишь в 2011-м.

Хотя на пресс-конференциях актеры кричали в голос, что не было никакой мистики, члены съемочной группы все же вспомнили некоторые эпизоды.

Так, Юрий Кара рассказывал, что чертовщина началась буквально со съемок первой сцены в московском саду «Эрмитаж»: «Снимать картину начали в саду «Эрмитаж» со сцены в варьете, все телеканалы дали об этом репортажи. Вдруг на площадку пришел Левитин (режиссер театра), попросил прекратить съемки».

Позже выяснилось, что в том месте, где хранился отснятый материал, прорвало трубу горячего отопления. Когда Левитину об этом сообщили, он сначала не поверил. А как только отложил телефон, трубу прорвало в его кабинете.

На площадку вызывали даже батюшку, который окропил святой водой камеру и съемочную группу.

Всего за время работы над картиной Кары сменилось шесть операторов: они то уходили, то просто пропадали. Так, когда снимали древнюю Иудею в Крыму, неожиданно пошел снег, чего в октябре давно не бывало. Кроме того, на съемки по непонятным причинам не пришел оператор. А саму пленку, как оказалось, забыли в Москве.

Когда Кара поехал в столицу за пленкой и оператором, напротив дома Булгакова, уже в Москве, сломалась его новая Волга. Отметим, что через некоторое время в его авто врезался человек по фамилии Коровьев.

Кинокартину в итоге снимал Евгений Гребнев. Он скончался вскоре после съемок: в 35 лет, за день до своего дня рождения.

До премьеры также не дожили актеры Бронислав Брондуков и Спартак Мишулин (Варенуха и Арчибальд Арчибальдович), Виктор Павлов (Бегемот) и Михаил Ульянов (Понтий Пилат) и композитор Альфред Шнитке.

Напоследок страшная музыка от Воланда

Продолжение поста будет завтра...

Обновлено 20/08/19 18:25:

Оставьте свой голос:

1349
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

MorticiaAddams
MorticiaAddams

Даже с моим постом произошла какая-то чертовщина.

Ummy
Ummy

MorticiaAddams, вы о чем?

MorticiaAddams
MorticiaAddams

Ummy, тролли

Really
Really

MorticiaAddams, спасибо за пост! Ничего, мы его еще раз заплюсуем.

chikcherik
chikcherik

MorticiaAddams,
да, только я обновила пост, чтобы почитать комментарии, а страницы то Нет-с)

Foxy_KS
Foxy_KS

MorticiaAddams, ага.. Я коммент писала. Отправила и поста нет)).

MoulinRouge
MoulinRouge

Спасибо, автор!
Очень познавательно!
Особенно в части биографии Булгакова

nattchekhova
nattchekhova

Спасибо Корнелюку за прекрасную композицию "Бал у Воланда" и сериал отличный, а Михаил Афанасьевич любимый писатель!

Bezdushnaya
Bezdushnaya

До меня дошло понимание болезни мастера,когда была депрессия, это страшно.

Stepanovna
Stepanovna

Очень интересная получилась статья! Спасибо! Было интересно почитать

digger
digger

Кто знает чей все таки прототип Берлиоза и почему ему столько внимания уделено?

demena
demena

digger, называют несколько прототипов, включая Демьяна Бедного, Михаила Кольцова, Луначарского. Но основная версия, что прототипом был злейший критик Булгакова - Леопольд Авербах, основатель Российской ассоциации пролетарских писателей.

digger
digger

demena, я тоже читала про этого критика Авербаха.но все равно не понимаю почему берлиоза так много и начало завязано на нем и почему он проносит его через весь роман

demena
demena

digger, ну если принять эту версию насчет Авербаха, тогда все понятно, по-моему. Видимо, он был влиятельным чиновником и кровушки много попил у Булгакова.

KiiraK
KiiraK

digger, а разве в инициалах Берлиоза не зашифрованы инициалы самого Булгакова? Где-то я такое читала, и людей напрягало в связи с этим, что последним, что редактировал Булгаков в рукописи перед своей смертью, была сцена похорон Берлиоза... Может, у него и к композитору Берлиозу были какие-то свои счёты, кто же знает...

demena
demena

Кстати, любопытно, что Авербах тоже плохо кончил. Был репрессирован, а потом то ли расстрелян, то ли покончил жизнь самоубийством по пути на допрос, то ли погиб в лагерях. Точной информации нет.

pus11
pus11

demena, я тоже читала, что это Авербах. Его критику тяжело переживал М. А. Поэтому фигура Берлиоза довольно значима в произведении.

Berenika
Berenika

Музыка к сериалу просто завораживает. Мурашки бегут толпами и оторваться невозможно. Булгаков, конечно, был гением.

Foxy_KS
Foxy_KS

Я много раз перечитывала роман. И каждый раз нахожу что-то новое. Один раз ехала в автобусе и читаю в эл книге роман. Когда выходить нужно было поднимаю голову, а над моим сиденьем привязан целый букет розовых шаров. До сих пор гадаю , что это было.. Неужели не заметила их когда садилась на это место.)))

bo4ka
bo4ka

отличный сериал Бортко! В секрете держали имя актера на роль Мастера. Но я не сомневалась, что это будет Александр Галибин.
Я не фанат Абдулова, но его Коровьев - идеален.
Корнелюк гений.
-----------------------------------
а вот березовый себя похерил последующими ролями. ну березовый...

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Анджелина Джоли с дочерью Вивьен на шопинге в Лос-Анджелесе: новые фото
Дональд Трамп дал распоряжение начать процесс передачи власти Джо Байдену
Алисия Сильверстоун едва не заплакала, когда ее 9-летний сын отстриг свои длинные волосы
Кристен Стюарт высказалась о праве гетеросексуальных актеров играть персонажей с любой сексуальной идентичностью
Дженнифер Лопес и Алекс Родригес на открытии праздничной витрины магазина в Нью-Йорке
В последний раз в статусе первой леди: Мелания Трамп начала готовиться к Рождеству в Белом доме
Майли Сайрус рассказала о проблемах с алкоголем: "Во время пандемии я скатилась вниз"
Битва платьев: Ким Кардашьян против Дуа Липы
Массажер для рук, шоколадная свеча, зимние ароматы и другие бьюти-новинки
Валерия Гай Германика снимет сериал для американской платформы по мотивам статьи Таисии Бекбулатовой
СМИ: Павлу Прилучному нужна операция после травм головы и лица
Барон Хэмптона и Сибири: стал известен титул Евгения Лебедева, получившего пожизненное пэрство в Великобритании
Кейт Миддлтон и принц Уильям поговорили о трудностях отцовства на видеовстрече с молодыми родителями
"Невероятно открытый и хрупкий": Софья Эрнст впервые рассказала о сыне от Константина Эрнста
American Music Awards 2020: яркие моменты — от танцев Дженнифер Лопес до возвращения Кэти Перри
Джастин Бибер поздравил жену Хейли с днем рождения: "Моя самая большая мечта — состариться вместе с тобой"
American Music Awards 2020: выбираем лучший образ церемонии
Меган Фокс и Machine Gun Kelly впервые вышли в свет как пара