Насилие, издевательства, мучительные казни – такая судьба ждала большую часть пленных советских женщин-военнослужащих: медсестер, связисток, разведчиц. Лишь немногие оказывались в лагерях военнопленных, но и там их положение зачастую было даже хуже, чем у мужчин-красноармейцев.

Во время Великой Отечественной в рядах Красной Армии сражалось более 800 тысяч женщин. Немцы приравнивали советских медсестер, разведчиц, снайперов к партизанам и не считали их военнослужащими. Поэтому германское командование не распространяло на них даже те немногие международные правила обращения с военнопленными, которые действовали в отношении советских солдат-мужчин.

В материалах Нюрнбергского процесса сохранился приказ, действовавший на протяжении войны — расстреливать всех «комиссаров, которых можно узнать по советской звезде на рукаве и русских женщин в форме».

Расстрел чаще всего завершал череду издевательств: женщин избивали, жестоко насиловали, на их телах вырезали ругательства. Тела нередко раздевали и бросали, даже не задумываясь о погребении. В книге Арона Шнеера приведено свидетельство немецкого солдата Ганса Рудгофа, который в 1942 году увидел мертвых советских санитарок: «Их расстреляли и бросили на дорогу. Они лежали обнаженные».

Светлана Алексиевич в книге «У войны не женское лицо» цитирует воспоминания одной из женщин-военнослужащих. По ее словам, они всегда держали для себя два патрона, чтобы застрелиться, а не попасть в плен. Второй патрон – на случай осечки. Эта же участница войны вспоминала, что произошло с пленной девятнадцатилетней медсестрой. Когда ее нашли, у нее была отрезана грудь и выколоты глаза: «Ее посадили на кол… Мороз, и она белая-белая, и волосы все седые». В рюкзаке у погибшей девушки были письма из дома и детская игрушка.

Известный своей жестокостью обергруппенфюрер СС Фридрих Еккельн приравнивал женщин к комиссарам и евреям. Всех их, согласно его распоряжению, полагалось допрашивать с пристрастием и затем расстреливать.

Тех женщин, кому удавалось избежать расстрела, отправляли в лагеря. Там их ожидало практически постоянное насилие. Особенно жестоки были полицаи и те военнопленные-мужчины, которые согласились работать на фашистов и перешли в лагерную охрану. Женщин часто давали им «в награду» за службу.

В лагерях зачастую не было элементарных бытовых условий. Заключенные концлагеря Равенсбрюк старались по возможности облегчить свое существование: голову мыли выдававшимся на завтрак эрзац-кофе, сами тайно вытачивали себе расчески.

Согласно нормам международного права, военнопленных нельзя было привлекать к работам на военных заводах. Но к женщинам это не применяли. В 1943 году попавшая в плен Елизавета Клемм попыталась от имени группы заключенных опротестовать решение немцев отправить советских женщин на завод. В ответ на это власти сначала избили всех, а потом согнали в тесное помещение, где нельзя было даже двинуться.

Только в 1944 году вышел специальный циркуляр начальника полиции безопасности и СД об обращении с военнопленными-женщинами. Их, как и других советских пленных, надлежало подвергнуть полицейской проверке. Если выяснялось, что женщина «политически неблагонадежна», то статус военнопленной с нее снимался и ее передавали полиции безопасности. Всех остальных направляли в концлагеря.

Фактически, это был первый документ, в котором женщин, служивших в советской армии, уравнивали с военнопленными-мужчинами.

«Неблагонадежных» после допросов отправляли на казнь. В 1944 году в концлагерь Штуттгоф доставили женщину-майора. Даже в крематории над ней продолжали издеваться, пока она не плюнула немцу в лицо. После этого ее живой затолкали в топку....

Источник: Infovzor.ру

Подпишитесь на наш
Блоги

Это невозможно осознать ... (слабонервным не заходить)

09:07, 10 мая 2019

Автор: Vinogradinka

Комменты 333

Аватар

Слов нет....( П.С. Я против того, что устроили сейчас на 9 мая: шествие и т.п. Но я и против высказывания Виторгана и этого цветка, "принятого на Западе". Мы не на Западе, мы в России, у нас своя история: ни лучше и не хуже, просто своя. И свои традиции.

Аватар

Отвратительно смотреть на тех, кто «празднует»: крутится на шесте в пилотке и трусах, заплетает георгиевские ленты в косы или вместо шнурков на кеды, вешает на собак. На тех, кто блюет (простите) во время праздничного салюта от количества выпитого в честь «праздника» алкоголя, или наряжает детей в военную форму.

Аватар

Недавно прочитала книгу Арона Шнеера - Плен,на ее фоне померкли даже рассказы Алексиевич,очень тяжело было читать. Кстати,Евгения Лазаревна Клемм из приведенного текста, как нетрудно догадаться - была еврейкой,но по понятным причинам выдавала себя за сербку.Проявила чудеса мужества и героизма, при нахождении в плену.была руководителем группы Сопротивления в концентрационном лагере "Равенсбрюк" . Так, при попытке, отправить военнопленных-женщин, на работу, на военные заводы, она вышла перед строем и сказала: “Мы – военнопленные и на военных заводах работать не будем”. В ответ всех начали избивать, а затем загнали в, небольшой, зал, в котором, от тесноты, нельзя было ни сесть, ни двинуться. Так стояли почти сутки. Осталась жива. Вернулась из плена, на родину, в г. Одессу. Подвергалась множественным преследованиям, за нахождение в плену. Была лишена работы и квартиры. Из предсмертного письма, Настоящего Героя Клем Евгении Лазаревны: "Всю свою жизнь я всем сердцем любила свою Родину. Я любила свою работу; я была счастлива сознавать, что моя работа служит улучшению коммунистического общества; я всегда считала, что работать – это значит жить и бороться; не работать – значит не жить. Теперь я оторвана от моей кафедры и от моей работы; никто даже не позаботился объяснить мне, почему. Неужели я настолько ничтожное существо, что никто не смог сообщить мне персонально – никто со мной даже не поговорил. Я покидаю этот мир. Я прошу выполнить мою волю: перевести мои личные сбережения со сберегательной книжки, 5300 рублей, на счет Педагогического института. Е. Клем, 31 августа 1953 г. Покончила с собой, повесилась, на двери своей комнаты - 3.09.1953 года. Вот так...

Комментарий был удален

Аватар

Я не верю,что промывкой мозга можно нормального человека превратить в маньяка.Ну не будет никто отрезать части тела и глаза выкалывать,кровь с тел сливать и младенцев крысам кидать.Это только моральные уроды творят такое.И ничем и никак их не оправдать.

Подождите...