В моем посте про японский детский садик было много реплик, что как-то все чересчур минималистично и совсем не по-детски: где множество горок, качалок, каталок и прочая? Но мои ответы, что у японцев такая жизненная философия, вызванная как историческими, так и природными условиями, похоже, не были поняты, т.к. их нещадно заминусовали. Я к минусам отношусь спокойно. Это личное дело каждого: соглашаться или нет с моей позицией. Но вот сделать пост про философию японского дизайна мне показалось интересным.

Японский стиль – минималистично-декоративный стиль, в котором  ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и  внятно. Это одна  из самых популярных этнических разновидностей  минимализма.

Японский стиль отличается безупречными цветовыми сочетаниями и  лаконичными формами. Это минималистско-декоративный стиль, в котором ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и внятно. В территориально небольшой, перенаселенной стране особо ценится  пространство, почему и внутреннее устройство помещений сводит на минимум  мебель и прочие привычные атрибуты дома, с тем чтобы компенсировать его дефицит. У японцев особое отношение к природе, поэтому японский стиль ассоциируется с природными цветами, преимущественно в светлой гамме: оттенки бежевого, белый, кремовый, молочный. Сдержанные светлые тона  характерны и для японской мебели. Поверхность мебели и стен гладкая, нефактурная. Ткани тоже кремовые и белые, преимущественно натуральные: хлопок и шелк. В Стране восходящего солнца место для отдыха  располагается в центре комнаты.

Японский стиль в интерьере способен успокаивать. Закрыв за собой дверь квартиры, все проблемы Вы оставите снаружи. Весь секрет в пустоте, в отсутствии лишних ненужных предметов, которые отвлекают от хороших мыслей.

Японский стиль лаконично вписывается в требование к интерьеру: быть достаточно современным и уютным жильем. Стиль позволяет поместить в пространство все, что выдержано в минималистском духе. Он совершенно ни к чему не обязывает. Важно просто соблюдать цветовую гамму и определенную  направленность дизайна.

История Японского стиля

Японский стиль по свидетельству дизайнеров, самый востребованный сейчас этностиль. Считается, что традиционная японская культура сложилась в 16-17 веках, когда в стране шел процесс централизации верховной власти и появились зачатки капитализма. Искусство того времени имело четкую целевую аудиторию – формирующийся класс городского населения, прежде всего богатых купцов – ростовщиков. Они хорошо ориентировались в предметах роскоши, прибывавших из Китая и Кореи, но вместе с тем сохраняли верность простоте и минимализму национального жилища. В территориально небольшой, переселенной стране особо ценится пространство. Поэтому и внутреннее устройство помещений сводит к минимуму мебель и прочие привычные атрибуты дома, с тем, чтобы  компенсировать его дефицит.

Для Японской философии характерно сосредоточение на внутреннем мире, неподверженность суете внешнего мира, способность видеть прекрасное в простом, естественная простота. Отсюда основной принцип в интерьере японских жилищ – много свободного пространства, минимум вещей (минимализм).

Философия японского дома тесно связана с природой – с точки зрения  материалов, цвета, композиции. Но главная его природная черта – это возможность трансформироваться, изменяться, расти. Все эти качества специалисты постарались привить интерьеру, в котором японское звучит не прямо, а лишь тонким подтекстом. Основная часть жилища – открытое пространство, включающее в себя зону гостиной, открытую кухню, чайный подиум, столовую и рабочее место. 

История возникновения японского стиля обусловлена в первую очередь  природой.

Жизнь в достаточно капризном климате и постоянная вероятность землетрясения сформировали чрезвычайно трепетное отношение японцев к окружающей среде. Дом зачастую является всего лишь частью сада, его жители словно боятся лишний раз потревожить природу. Именно из буддистского непротивления окружающей среде происходит эта стройная гармония в дизайне.

Изящные и легкие раздвижные двери-перегородки из бумаги и бамбука (седзи), общий принцип горизонтальности внутренних помещений, предпочтение дерева камню, легкость и открытость построек – этой эстетикой японцы обязаны не только влажному и жаркому климату, но и землетрясениям, часто случающимся на островах.

Своеобразное «мобильное» жилище не так опасно во время толчков, оно легко собирается после разрушения, да и вероятность погибнуть под руинами из бумаги и бамбука не так уж велика. Более того, древние японские постройки, храмы и особенно святилища были устроены таким хитрым образом, что могли перемещаться с места на место. Изучение крупнейших в Японии культовых сооружений показало, что их фундамент сконструирован так, чтобы постройку можно было разобрать, перенести на  новое место и собрать вновь безо всякого ущерба. Так, ученые установили, что святилище Исе в префектуре Мие (на фото ниже) «путешествовало» около шестидесяти раз.

Разумеется, это обусловлено не только религиозными убеждениями (ведь считается, что месту, на котором стоит храм, через некоторое время требуется отдых), но и все той же «неустойчивой психикой» японского климата.

Единение японцев с окружающей средой формирует особый подход к обустройству жилища. Яркий тому пример – далеко выступающие навесы над окнами с круто загнутыми вверх карнизами. Они призваны защищать от  сильных косых ливней, а как следствие дают постоянную затененность  комнат. Стало быть, не нужно искать способа борьбы с мраком – его нужно опоэтизировать и тщательно обозначить.

Навесы и веранды – энгава – становятся еще длиннее, окна убираются японской бумагой хосё. Дом погружается в утрированную и искусственно рассеянную тень.

Кстати, с металлом у японцев особые отношения. В японском интерьере его использование сведено к минимуму, он появляется только в виде необходимых мелких аксессуаров. Причина очевидна: Япония небогата  металлосодержащими ископаемыми, а влажный климат Японии вызвал бы довольно быстрое разрушение ржавчиной всех металлических конструкций. И вместо того чтобы превозносить этот материал как нечто редкое и выдающееся, японцы просто-напросто создали такой интерьер, где все, чего нет в Японии в избытке, смотрелось бы негармонично и вычурно. Холодный искусственный свет не сможет заменить отблесков светильника акари на полированной черной древесине.

Японцы фантастически тонко играют со светом и пространством. Многостворчатые ширмы фусума и оклеенные бумагой раздвижные экраны создают каждый раз новую геометрию интерьера, позволяют уединяться, оставаясь при этом в комнате. Для утонченных японцев это крайне важно, особенно если дом имеет один этаж почти ничем не разделенного пространства.

Тем не менее, все это касается Японии достаточно далекой от той, которая существует сейчас. Верность традициям была неотступной лишь до некоторых пор. В начале 1870-х годов, когда Япония перестала противиться заимствованиям, многие европейские и американские архитекторы возвели потрясающие строения, технологии с использованием кирпича и камня. Новые постройки быстро завоевали популярность, но вскоре свое слово сказала природа – Токио и окрестности были практически полностью разрушены землетрясением 1923 года.

К новым материалам вновь обратились после Второй мировой войны, когда в городах стали появляться высотные здания из стали и бетона. Возводились мощные современные конструкции, которые, невзирая на свой высокий рост, не боялись землетрясений. Сегодня архитекторы утверждают, что Токийский муниципалитет высотой 243 метра «будет лишь слегка покачиваться» при 9-балльном подземном толчке.

И, несмотря на мощный индустриальный прогресс, японцы остаются японцами: архитектор Кензо Тангэ с конца 1960-х годов разрабатывает целый ряд проектов зданий и комплексов, в которых развивает тему «пространственной архитектуры», уподобляя свои постройки растущему дереву.

Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой возводимых в Японии зданий. Более того, муниципальные власти Токио обязали владельцев новых комплексов выращивать на крышах сады: для понижения температуры в городе и для эстетического удовольствия.

Мода на все японское – уже не новинка, и сегодня трудно найти человека, который не представлял бы себе, что такое японский стиль в  интерьере. Но не все знают, что к минимализму Япония пришла не только в  погоне за эстетикой. Стремление к простоте и функциональности – основным принципам японского домоустройства – отнюдь не дань моде, а следствие истории и национальных особенностей страны восходящего солнца.

Особенности Японского стиля

 Японская эстетика руководствуется принципом “все лишнее безобразно”. Основа японского интерьера – пустота, подчеркивающая внутреннее изящество того немногого, что есть в доме. Поэтому принципиальной особенностью японского стиля  является минимализм. В доме должны быть только самые необходимые предметы мебели, быта и декора. Все вещи, домашняя утварь прячутся во  встроенных шкафах.

Здесь часто используют перегородки-ширмы, тканевые или деревянные жалюзи, соломенные циновки и лаконичные аксессуары — букеты-икебаны, статуэтки, скульптура.

В интерьере этого стиля должны быть контрасты. Это, возможно, идет от стремления японской культуры искать баланс противоположностей; инь и ян, огонь и вода, свет и тень, земля и воздух. И этот баланс, несомненно, возникает, хотя в интерьере может быть много неожиданного. Это могут быть сочетания цветов: например, черный с белым или венге со светло-бежевым (классическое сочетание японского интерьера).

Зонирование пространства производится с помощью цвета пола, полупрозрачной ткани или стекла раздвижных перегородок с матовым стеклом, с помощью подсветки в стенах, полу или потолке. Стеклянные полки стеллажей, стеклянные столешницы и двери шкафов как бы растворяются в воздухе, не занимая пространства. Никаких безделушек, аксессуаров очень мало. Жалюзи или занавеси на окнах полупрозрачны, почти незаметны. Светлые матовые стены могут быть украшены небольшим количеством японской графики в тонких простых рамах. Еще одни необходимый атрибут такого интерьера — неглазурованная, вылепленная от руки японская керамика.

Японский стиль в интерьере характерен использованием природных материалов, все изготовляется из дерева, бамбука, соломы, рисовой бумаги. Такие природные изделия помогают расслабиться, забыть о заботах, погрузившись в медитацию.

Мебель должна быть функциональна, но при этом маленькая — низенькие диванчики и столики. Сидя на полу, за таким столиком читают, пишут, едят. Мебель в Японии светлая, гладкая, лакированная. Вместо шкафов используются ниши в стене, украшенные вазами и статуэтками. Вместо простого стекла, в  окнах оригинально будут смотреться витражи, например, расписной витраж с изображениями сакуры. Комната, выполненная в японском стиле, должна быть наполнена светом, который является частью композиции.

Свет в японском стиле – его должно быть много. Абажуры из рисовой бумаги простых форм делают свет мягким и рассеянным. Такой свет зрительно раздвигает пространство. Отсюда особенно щепетильный подход к дневному свету и источникам освещения. Свет должен быть мягким. Полутьма успокаивает и придаёт помещению загадочности. Лучше всего использовать бумажные абажуры.

В общем, японский стиль можно назвать минималистско-декоративным. В нём гармонично сочетаются пустота и красота. Для человека, живущего в “японском” доме, главное – это гармония, единение с природой.

В основе японского стиля в интерьере квартиры лежат простые, лаконичные формы мебели, отказ от лишнего декора и много свободного пространства.

Сказать, что культура уникальна и неповторима, как никакая другая – значит не сказать практически ничего. Именно её непохожесть и загадочность так привлекают нас. Чтобы создать японский интерьер, нужно понимание культуры этой загадочной страны, особое восприятие мира, которое и отражается в обустройстве. Для Востока, в том числе и для  Японии, характерна интровертность, сосредоточение на внутреннем мире и ощущениях. И поэтому такой интерьер практически всегда минималистичен – и в этом зачастую таится философский смысл. Иными словами, духовное начало преобладает над материальным, но выражается через него. Лишь несколько предметов обстановки много свободного пространства – таков классический японский интерьер. Но каждая вещь имеет своё назначение – создавать и сохранять гармонию в доме.

Японский стиль в интерьере подойдет не всем, а только тем, кто любит пустоту, тишину и свет.

Ниже еще несколько примеров оформления современного японского жилья.

Обновлено 16/10/16 16:55:

В традиционных японских домах каждой комнате не выделяется какое-то своё особое значение, поэтому любая комната может быть гостиной, столовой, рабочим кабинетом или спальней. Это всё возможно потому, что вся необходимая мебель легко переносится и хранится при необходимости в специальной части дома, которая используется для таких целей. Если в доме предполагается крупное собрание, то все перегородки удаляются и получается довольно крупный зал для большой компании. В обычное время перегородки возвращаются на место, создавая различные варианты жилых помещений.

Прихожая

Одной характерной чертой японского дома является гэнкан – аналог прихожей, где приходящие гости и сами хозяева оставляют уличную обувь. Пол в гэнкане находится на том же уровне, что и на улице, а вся остальная площадь первого этажа слегка приподнята над ним. На площади гэнкана есть полка или ящик для обуви, который называется гэтабако (getabako). Там хранится обувь пришедших в дом, а также домашние тапочки.

Туалет

В японском доме туалет отделён от ванной и находится вдали от неё. Как правило, сам туалет находится в небольшой кабинке, при входе в которую надевают специальные пластиковые или латексные тапочки, которые снимаются при выходе.

Кухня

На современной японской кухне можно найти такие приборы, как гриль и электрический холодильник, которые уже давно стали привычными. Плита для готовки пищи чаще всего работает на газе, хотя в последнее время встречаются печи с индукционным нагревом, становящиеся всё более популярными. В общем случае печь имеет две или три горелки. Многие кухни оборудованы электрической вытяжкой, привычными являются микроволновые печи, тостеры и жаровни, которые предназначены для жарки рыбы и как правило уже встроены в печь. Духовки и встроенные посудомоечные машины довольно редки. На каждой кухне есть водопровод, как правило, с горячей и холодной водой.

Ванная

В японском доме под то, что в западных странах называется ванной комнатой, отводится несколько помещений. Отдельные комнаты для туалета, раковины и ванны-офуро являются общими в большом старинном доме, но современные апартаменты, как правило, имеют одно крошечное помещение со всеми тремя объектами сразу. Комната с умывальником также служит для переодевания и как правило включает место для одежды и стиральной машины.

Комната с ванной является влагонепроницаемой целиком и полностью, также очень часто душ крепится отдельно от ванны, а не в ней самой. В результате вода в самой ванной не смешивается с мыльной пеной и не загрязняется и таким образом может быть использована неоднократно всеми членами семьи. Многие стиральные машины в Японии делаются с длинным шлангом, чтобы забирать воду для стирки прямо из ванной.

Вода нагревается, как правило, газом или керосиновым обогревателем, который при условии тёплого климата расположен прямо на улице. Газоснабжение осуществляется централизованно муниципальными коммунальными службами или же подключаются цистерны прямо на месте. В принципе, один обогреватель вполне может обслуживать и ванную комнату, и кухню, но многие японцы имеют два и более обогревателей.

Источник: miuki.инфо

Подпишитесь на наш
Блоги

Японский дизайн в интерьере

16:50, 16 октября 2016

Автор: alfa-omega

Комменты 47

Аватар

Не люблю такой радикальный минимализм, все-таки природу созерцать удобнее в уюте. А страшная неприкрытая труба в интерьере вообще ахтунг. Другое дело элементы японизма у Чарльза Ренни Макинтоша, совсем другое дело, интерьер хоть и не перегружен предметами, но он уютен и свободен.

Аватар

Шикарные фото и очень интересная информация. Но красный ковёр, на одной из последних это нечто! :))

Аватар

Мне показалось или на одной из фото в начале мальчик салфеткой играет?

Аватар

Полы мыть удобно.одобряю

Аватар

Очень нравится мималиизм в интерьерах, с удовольствием бы воплотила его в полной мере в квартире, но это невозможно, как тут выразились, в семьях с детьми т.к. все это требует идеального порядка и поддержания

Подождите...