Я понимаю, что в канун праздника Победы повсюду хватает трогательных и драматичных историй о войне, но все-таки добавлю еще и эту. Прочитала ее в прошлом году в Фейсбуке, и почему-то именно она из десятков ей подобных историй кошмара тех лет врезалась мне в память и не отпускает. Автор - Владимир Киященко. На фото - Харьков в годы оккупации.

Пара слов за детство.

Мне было шесть лет, бабушка вела меня в парк Горького, был май и приближался Праздник. Я уже знал, что это Праздник Победы, но еще не знал что такое война. И на перекрестке Дзержинского и Маяковского, у молочного магазина я с ней столкнулся. С войной. Как воспитанный мальчик я с ней поздоровался, и ,как учил меня дед, спросил:"Йося, как поживаешь? Как родители?" Смысл этих вопросов тогда был мне недоступен, пришлось чуть подрасти, чтоб понять. Тот к кому я обратился посмотрел на меня, узнал, и стал рассказывать: как он с мамеле ходил на Благбаз покупать ботинки для школы, что завтра он с папочкой идёт в зоопарк кататься на пони, а летом всей семьей они поедут в Херсон. Ребята, мне было реально страшно! Передо мной стоял высоченный худой еврей лет сорокА, совершенно седой, аккуратно застегнутый на все пуговки как школьник. Он болтал о разной житейской ерунде и плакал. Губы рассказывали о пони и Херсоне, а из глаз текли слезы. Но страшнее всего был чайник. Какой чайник? Латунный чайник, литра на три, наполненный мелочью. Представили картину маслом? Это был знаменитый на весь центр Харькова Йося с Чайником. Порождение войны, совесть нашего района. Каждый Божий день он выходил на перекресток Дзержинского и Маяковского, становился у молочного магазина и смотрел на балкон второго этажа 76-го дома, не выпуская из рук чайника. Чайник служил Йосе и кошельком, и авоськой, и чехлом для документов. Даже у дворовых сявок считалось западло стянуть из чайника хоть копейку, били за это жестоко. Все знали Йосину историю.
История же была такой. Когда немцы первый раз вошли в город, Йосина семья не успела эвакуироваться. Их квартира во втором этаже дома 76 приглянулась двум немецким лейтенантам. И чтоб долго не валандаться, а заодно "окончательно решить еврейский вопрос", Йосиных родителей повесили на их же балконе. Перед смертью мама Йоси положила в чайник немного денег и вытолкала через чёрный ход, якобы за молоком. Много ли понимал шестилетний пацанёнок? За молоком так за молоком. Он стоял у магазина и всё видел, а когда понял что случилось- поседел и сошел с ума. С того дня ему всегда было шесть лет, и он всегда ждал у молочного магазина маму. Йосю прятали по семьям до 43- го года. А после освобождения города он снова занял свой пост. Вы спросите зачем с ним нужно было заговаривать и спрашивать о родителях? Это был единственный способ вывести Йосю из ступора, отвести домой, накормить, привести в порядок. А деньги в чайнике не были милостыней, нет. Мой дед говорил, что это слёзы больной совести.
Последний раз я видел Йосю с Чайником весной 90-го года. Такой же седой и аккуратно застёгнутый он стоял у молочного магазина. И так же приближался Праздник.

Подпишитесь на наш
Блоги

История из детства

16:04, 7 мая 2016

Автор: Lizbeth

Комменты 30

Аватар

У меня как раз в доме прабабушки немцы были в Харькове . Они жизни в землянке. Бабушка крошила одуванчики в тарелку и говорила - я вам из солнышка салат делаю... А потом лошадь подстрелил кто-то в яре и все стали хватать мясо этой лошади. Наелись и животы болели. Горите в аду, сволочи

L

Сволочи фашисты

Аватар

Жуткое время...Никогда не понимала как можно вырезать народ под корень только по национально признаку? Они что выбирали кем родиться? ....

Аватар

Боже, до слез просто...

Аватар

(((((( плачу(((( как раз сейчас читаю книгу Мединского " война". Там все написано почему на нашей территории так жестоко истребляли население и про план " ост" послевоенное устройство мира после победы Германии.

Подождите...