Он родился 22 июня 1922 года. Великая Отечественная грянула в день, когда ему исполнилось всего 19 лет... Через год о нем уже писали фронтовые газеты, а к концу войны в Красной Армии, пожалуй, не было воина, который не знал его имени.

Человек из легенды, победивший смерть, ставший уникальным примером несгибаемости духа – так говорят о дважды Герое Советского Союза Василии Петрове.

Судьба уроженца Приазовского района Запорожской области Василия Петрова не имеет аналогов. О нем можно было бы запросто написать вторую «Повесть о настоящем человеке». Но в отличие от легендарного летчика Маресьева, продолжившего воевать с ампутированными ногами, артиллерист Петров бил врага, лишившись обеих рук. Без рук, с тяжелым ранением в ногу он продолжал сражаться так, что являл собой пример удивительного мужества и отваги. Великую Отечественную 23-летний Василий закончил на Одере – командуя полком, с двумя геройскими звездами на груди и в звании майора. Причем он остался в строю и после Победы – дослужился до генеральских погон, написал несколько книг, защитил диссертацию… Увы, многие не знают о нем. А ведь каких-то пару десятков лет назад о Василии Петрове ходили легенды.

С первых минут

В Великую Отечественную войну Василий Петров вступил уже с ее первых минут. Владимир-Волынский укрепрайон, где командовал взводом совсем молоденький лейтенант, одним из первых принял на себя удар немецко-фашистских захватчиков. Офицерской службе Василия Петрова в тот роковой для всей страны день исполнилось лишь две недели. «Проснувшись, я не мог сообразить, что происходит… Стены содрогались. Над головой, раскачиваясь, жалобно звенела люстра. Комнату заполнял едкий дым. Где-то совсем рядом, за стеной, гремели взрывы… Война! Я взглянул на часы. Стрелки показывали 3 часа 02 минуты», – так начало войны в своих мемуарах опишет уже генерал-майор артиллерии Василий Степанович Петров.

В огне не горит

Воевать Василию Петрову довелось противотанкистом. Это, без вариантов, сугубо на передовой, в постоянных дуэлях с бронированными «тиграми» да «леопардами». Или, как говорят фронтовики, в кромешном аду. После каждого боя потери противотанкистов были огромными. Но лейтенанту Петрову до поры до времени везло. О нем можно было запросто сказать: «В воде не тонет и в огне не горит».

 «В 42-м на Дону мы подошли к переправе, и в этот момент фашистские самолеты подожгли мост. Признаюсь: я не мог найти решения. И вдруг – на пылающий мост врывается одна машина с пушкой, вторая, третья… Мост рухнул, но батарея, ведомая Петровым, успела проскочить на ту сторону и прямой наводкой стала расстреливать пехоту и танки врага», – вспоминал уже в мирное время генерал-майор артиллерии, бывший командир соединения 40-й армии Иван Куприн.

Кстати, свой проход «сквозь огонь и воду» уже капитан Василий Петров повторил через год – на Сумщине. Сначала организовав переправу через реку Сула своим батареям, сам офицер преодолел пылающий мост уже под артобстрелом и бомбежкой с воздуха.

«Истребители не сдаются!»

Та самая переправа через Сулу состоялась 14 сентября 1943 года. Через два часа после нее три батареи капитана Петрова были атакованы 13 танками и батальоном немецкой пехоты. Противотанкисты приняли бой – за короткое время вывели из строя семь бронемашин и уничтожили две роты пехотинцев. Но тут из-за спин воинов раздались крики: «Рус, сдавайся!». 150 немецких автоматчиков зашли батареям в тыл и окружали их. «Истребители не сдаются!» – закричал капитан Петров и лично повел в атаку на врага своих подчиненных. Бой кипел два часа, и в итоге наш земляк таки вывел из окружения свои подразделения. Не остановило Василия Петрова даже ранение в плечо – до конца схватки он оставался в строю.

На Букринском плацдарме

Уже через неделю после боя и ранения капитан Петров снова отважно принял вызов врага. Заменив выбывшего из строя командира полка, наш земляк и его подразделение успешно форсировали Днепр. Первыми, оказавшись на правом берегу реки, артиллеристы Петрова захватили «пятачок» Букринского плацдарма и держали его не одни сутки, в кромешном дыму и аду. Огнем батарей прямо на передовой руководил лично Василий Степанович Петров. А 1 октября офицеру пришлось и самому становиться за орудия – контратака немецких танков вывела из строя весь расчет 1-й батареи. Петров подбегал то к одному, то к другому орудию, становился на место наводчика и метко вел огонь. «1 октября 1943 года при танковой контратаке немцев тов. Петров, находясь в боевых порядках, руководил огнем и лично подбил четыре немецких танка, два шестиствольных миномета», – свидетельствует один из наградных листов Василия Степановича.

«И меня отправили в морг…»

В тот же день на Букринском плацдарме случилось непоправимое – Петров получил тяжелые ранения в бедро, голову и обе руки. «Нашли меня только на рассвете. Я потерял много крови. Мое почти безжизненное тело переправили через Днепр. В перегруженном сверх всяких представлений медсанбате очереди ждали сотни раненных бойцов. И меня отправили в морг…» – вспоминал уже в мирное время Василий Степанович. Тяжелораненого капитана сочли безнадежным и не стали даже оперировать. Еще живой Петров оказался в сарае, где штабелями складывали тела погибших до похорон – под грудой усопших. Семье героя в село Дмитриевку полетела похоронка…

Второе рождение

И лишь настойчивость однополчан Петрова позволила ему во второй раз родиться. Когда командиру бригады, где служил капитан, доложили, что Петров отправлен в морг, то тот приказал немедленно найти тело Василия для погребения с воинскими почестями. Целые сутки поиска ничего не дали – искали нашего земляка даже среди уже погребенных. Пока кто-то не услышал стон, доносившийся из сарая-морга. «Мои товарищи потребовали всех показать, и где-то в нижнем ярусе обнаружили меня», – вспоминал после буквально воскресший Петров. Капитан выжил, но лишился обеих рук – одну оторвало еще во время сражения, вторую пришлось ампутировать из-за гангрены.

«Родился в Тамбове»

Затем в биографии Петрова были долгие месяцы госпитальной жизни. Не менее героической, чем в строю. Ведь даже трудно представить, сколько нужно силы воли и мужества человеку с ампутированными руками, чтобы не пасть духом. Кстати, тогда Василий Степанович все же немного не выдержал – изменил себе биографию, и в его личном деле появилась запись «Родился в Тамбове». Офицер не хотел быть обузой своим родным и даже не сообщил в родную Дмитриевку, что все-таки выжил. Решил, что лучше пусть близкие считают его без вести пропавшим. Кстати, именно из-за той записи бюст дважды Героя Советского Союза Василия Петрова стоит не на его малой родине, а в городе Тамбове.

Снова в строю

«Мы думали о Василии Степановиче, когда освобождали Житомир и Тернополь, когда вышли к государственной границе. Знали: невозможно после такого ранения вернуться в строй – и опять вопреки всему верили: а наш Петров вернется. И он вернулся к нам в полк – с «Золотой Звездой» Героя!» – вспоминает гвардии старшина запаса, ветеран 40-й армии Андрей Дмитриевич Сазонов. Вот так весной 44-го уже в звании майора и с геройской звездой наш земляк вернулся на службу. Заметьте, войну лишенный обеих рук Петров продолжил не в тылу или в штабе, как ему предлагали, а на передовой, в своей родной части. Вот где огромные воля и любовь к своей Родине! В состав действующей армии майор Петров был возвращен с разрешения самого Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина. Однополчане встречали Героя Советского Союза торжественно – словно второе полковое знамя!

Вторая звезда

Как тут не вспомнить народное выражение «Как без рук», означающее крайнюю степень беспомощности. Так вот Василий Петров его полностью дискредитировал. Вернувшись в строй, он прошел с боями Польшу и вошел в Германию. И самое удивительное – и доселе невиданное в истории! – было в том, что 22-летний майор, не имея обеих рук, уверенно командовал в то время истребительно-противотанковым артполком. И всегда этот полк шел самым первым – впереди пехоты. Таков уж род войск – истребительная противотанковая артиллерия. А потом был бой под Дрезденом. Во время него гвардии майор Петров лично поднял в атаку на вражескую высоту стрелковый батальон. Он встал во весь рост и закричал: «Пехота, за мной!». Увидев безрукого майора, солдаты без кол:)ий пошли в атаку. Ведомые бесстрашным комполка воины обратили в бегство противника. На поле боя осталось 350 трупов и девять подбитых танков противника. В этом сражении Петров и заслужил вторую «Золотую Звезду» Героя Советского Союза. Но получил ее только в госпитале, куда угодил с пробитыми пулями ногами…

Указ о присвоении ему звания дважды Героя был подписан 27 июня 1945 года.

Прощение

Кстати, с тем самым гитлеровцем, который его ранил, Петров разобрался очень редким для войны способом – просто простил. Пленного унтер-офицера, который признался, что стрелял в майора, раненный Василий Степанович приказал вывести за линию соприкосновения войск и… отпустить с миром.

«Исход войны был уже предрешен, и смерть этого парня уже ничего не меняла. У него была красно-белая ленточка на его френче между второй и третьей пуговицами. Такие нашивки вручали всем солдатам Вермахта, принимавшим участие в зимней кампании 41-го. Лежа на носилках, я смотрел на этого парня и думал: «Этот человек прошел всю войну. И сейчас, когда до ее окончания остаются считанные дни, он должен погибнуть?.. Несправедливо!» – объяснял свое тогдашнее решение уже после войны Василий Петров.

Как все

Василий Степанович оставался героем и после войны. Каждый прожитый ним день – уже подвиг. Он постоянно боролся с непониманием окружающих. Ведь многие желали видеть героя немощным инвалидом на отдыхе. А он продолжал служить, имел такое право – по личному распоряжению Сталина Петрова зачислили в ряды Вооруженных Сил пожизненно. И еще всячески старался доказать, что способен выполнять любые задачи, как все, а может даже и лучше. Назло инвалидности Василий Петров не пользовался лифтом, играл в футбол, ежедневно совершал часовые пробежки и делал по 1000 приседаний! Он даже расчесывался и брился самостоятельно – для этого во дворе на дереве для него прикрепили расческу и бритву. Не говоря уже о том, что лично, без чьей-либо помощи, написал сотни тысяч страниц рукописей своих мемуаров. С помощью специального приспособления, крепившегося к протезу. То есть каждая буковка рождалась ценой огромных усилий всего тела.

Отец солдатам

Рассказывают, что, будучи еще лейтенантом, Василий Петров всегда ел из одного котла со своими подчиненными, а холодными ночами всегда накрывал своей шинелью лошадей, которые тягали орудия его батареи. Подобные «странности» были присущи и уже дослужившемуся до генеральских звезд Петрову. Его спартанский образ жизни удивлял многих: спал на солдатской койке и всячески открещивался от каких-либо льгот. Василию Степановичу как-то еще в застойные времена областные власти хотели построить за свой счет дом у Азовского моря. Дважды Герой Советского Союза назвал предложение абсурдом. Тогда же запорожцы предлагали присылать Петрову во Львов, где он служил, продукты. На что генерал возмущенно ответил: «Вы думаете, я не могу их себе купить?»

Петров боролся много лет с угрожающей ему после неоднократных ранений атрофией мышц ног, занимаясь футболом, бегая по часу и приседая по 1000—1500 раз в день (!!!!). Он заканчивает истфак Львовского университета, защищает диссертацию («Князь Бисмарк и возникновение Германской империи 1860-1871 годов») в Военно-артиллерийской командной академии в Ленинграде, становится кандидатом военных наук, пишет два тома мемуаров «Прошлое с нами». Пишет всё сам — сначала зажимая ручку в зубах, потом научившись держать её ногой, а потом — с помощью специального, крепящегося к телу, держателя.

В.С. Петров пишет. Кадр из док. фильма о нём.

После развала СССР Василий Степанович Петров остаётся на Украине, где прошла вся его мирная жизнь и немалая часть боевой. Его назначают заместителем командующего Ракетными войсками и артиллерией сухопутных войск украинской армии, в 1999 году присваивают звание генерал-полковника. Хотя далеко не всё на закате его жизни было безоблачно. Под конец жизни здоровье подводило его всё чаще, с 1994 года стало портиться зрение. Власти обещали ему особняк в Киеве, но так и не дали. Свои последние годы генерал прожил за городом в совершенно простом деревянном доме-даче.

Генерал-полковник Петров скончался в 2003 – на 81-м году жизни. Человек-легенда прожил без обеих рук, с осколками в груди и 17 шрамами, которые жгли все тело почти 60 лет. Он вошел в историю как единственный воин без обеих рук, защищавший свою Отчизну на поле боя. Василию Степановичу посвящали стихи, книги и киноленты. Имя Петрова носила базирующаяся в Запорожье артиллерийская бригада. Вот только в родной Дмитриевке так до сих пор и нет хотя бы бюста в память о героическом земляке...

Есть музей — «Музей-усадьба дважды Героя Советского Союза Василия Степановича Петрова». Это хата Петровых в его родной Дмитриевке. Под экспозицию приспособлена одна комната, в двух других живёт сестра героя Александра Петрова, она же смотрительница музея, в котором ещё в 2005 году не было ни воды, ни телефона... А простой дом, в котором генерал прожил последние годы, снесли через год после его смерти — видимо, чтобы не портил окрестности правительственных дач...

Кавалер двух орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, трёх орденов Красной Звезды, многих медалей, ордена Дружбы (Россия), ордена Богдана Хмельницкого (Украина), польских орденов «Виртути милитари» V класса и «Военный крест» Василий Степанович Петров похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Про Василия Петрова в 1973 году  в Киеве был снят документальный фильм.

YouTube / Andrew Chek - via Iframely

Подпишитесь на наш
Блоги

Василий Петров

11:04, 7 мая 2016

Автор: Belochkina

Комменты 15

Аватар

к своему стыду не слышала о нем, спасибо теперь знаю

S

Спасибо Вам за труды. Серия постов очень интересная и нужная. У героя потрясающе красивое лицо и в молодости и в зрелом возрасте. Очень мудрые глаза.

Аватар

Это просто невероятно , вот самые настоящие чудеса - люди со стальными характерами, несгибаемым духом. Благодаря им СССР выиграл войну.

Аватар

Я в шоке, если честно... без рук.

Аватар

Люди были будто из стали - без ног, без рук воевали. Знаю об одном участнике боёв против фашистов на Балтике. Когда корабль, на котором он служил, подорвался на мине, остался без ноги, но потом дослужился до подполковника, возглавлял долгие годы военное издательство в Ленинграде. Слава и вечная память героям и участникам войны!!!

Подождите...