Всем привет!
Читаю сейчас третий (и последний) роман Гончарова - "Обрыв" и дошла до
интересного описания дам определённого мировоззрения и образа жизни тех лет.
Почти 150 лет прошло, такие дамы, светские львицы, наверное, будут
всегда, и сегодня наверняка есть что добавить, но почитать, как это
описывает писатель середины XIX века, интересно.
Итак, ниже отрывок, про который я говорю:
"В Петербурге Райский поступил в юнкера: он с одушевлением скакал во фронте,
млея и горя, с бегающими по спине мурашками, при звуках полковой музыки,
вытягивался, стуча саблей и шпорами, при встрече с генералами, а по вечерам в
удалой компании на тройках уносился за город, на веселые пикники, или брал
уроки жизни и любви у столичных русских и не русских "Армид", в том волшебном
царстве, где "гаснет вера в лучший край".
В самом деле, у него чуть не погасла вера в честь, честность, вообще в человека. Он, не желая, не стараясь, часто бегая прочь, изведал этот "чудесный мир" - силою своей впечатлительной натуры, вбиравшей в себя, как губка, все задевавшие его явления.
Женщины того мира казались ему особой породой. Как пар и машины заменили живую силу рук, так там целая механика жизни и страстей заменила природную жизнь и страсти. Этот мир - без привязанностей, без детей, без колыбелей, без братьев и сестер, без мужей и без жен, а только с мужчинами и женщинами.
Мужчины, одни, среди дел и забот, по лени, по грубости, часто бросая теплый огонь, тихие симпатии семьи, бросаются в этот мир всегда готовых романов и драм, как в игорный дом, чтоб осмелеть в чаду притворных чувств и дорого купленной неги. Других молодость и пыл влекут туда, в царство поддельной любви, со всей утонченной ее игрой, как гастронома влечет от домашнего простого обеда изысканный обед искусного повара.
Там царствует бесконечно разнообразный расчет: расчет роскоши, расчет честолюбия, расчет зависти, редко - самолюбия и никогда - сердца, то есть чувства. Красавицы приносят все в жертву расчету: самую страсть, если постигает их страсть, даже темперамент, когда потребует того роль, выгода положения.
Они - не жертвы общественного темперамента, как те несчастные создания, которые, за кусок хл:), за одежду, за обувь и кров, служат животному голоду. Нет: там жрицы сильных, хотя искусственных страстей, тонкие актрисы, играют в любовь и жизнь, как игрок в карты.
Там нет глубоких целей, нет прочных конечных намерений и надежд. Бурная жизнь не манит к тихому порту. У жрицы этого культа, у "матери наслаждений" - нет в виду, как и у истинного игрока по страсти, выиграть фортуну и кончить, оставить все, успокоиться и жить другой жизнью.
Если бы явилась в том круге такая, она потеряла бы свой характер, свою прелесть: ее, как игрока, увлекут от прочного и доброго пути, или она утратит цену в глазах поклонников, потеряв свободу понятий и нравов.
Жизнь ее - вечная игра в страсти, цель - нескончаемое наслаждение, переходящее в привычку, когда она устанет, пресытится. У ней один ужас впереди -- это состариться и стать ненужной.
Больше она ничего не боится. Играя в страсти, она принимает все виды, все лица, все характеры, нужные для роли, заимствуя их, как маскарадные платья, напрокат. Она робка, скромна или горда, неприступна или нежна, послушна - смотря по роли, по моменту.
Но, сбросив маску, она часто зла, груба и даже страшна. Испугать и оскорбить ее нельзя, а она не задумается, для мщения или для забавы, разрушить семейное счастие, спокойствие человека, не говоря о фортуне: разрушать экономическое благосостояние - ее призвание.
Ее должна окружать бесконтрольная роскошь. Желаний она не должна успевать иметь.
Квартира у нее - храм, но походящий на выставку мебели, дорогих безделиц. Вкус в убранстве принадлежит не хозяйке, а мебельщику и обойщику.
Печати тонкой, артистической жизни нет: та, у кого бы она была, не могла бы жить этой жизнью: она задохнулась бы. Там вкус - в сервизах, экипажах, лошадях, лакеях, горничных, одетых, как балетные феи.
Если случайно попадет туда высокой кисти картина, дорогая статуя - они ценятся не удивлением кисти и резцу, а заплаченной суммой.
Ни хозяина, ни хозяйки, ни детей, ни старых преданных слуг - нет в ее квартире.
Она живет - как будто на станции, в дороге, готовая ежеминутно выехать. Нет у нее друзей - ни мужчин, ни женщин, а только множество знакомых.
Жизнь красавицы этого мира или "тряпичного царства", как называл его Райский, - мелкий, пестрый, вечно движущийся узор: визиты в своем кругу, театр, катанье, роскошные до безобразия завтраки и обеды до утра, и ночи, продолжающиеся до обеда. Забота одна - чтоб не было остановок от пестроты.
Пустой, не наполненный день, вечер - без суеты, выездов, театра, свиданий - страшен. Тогда проснулась бы мысль, с какими-нибудь докучливыми вопросами, пожалуй, чувство, совесть, встал бы призрак будущего,..
Она со страхом отряхнется от непривычной задумчивости, гонит вопросы - и ей опять легко. Это бывает редко и у немногих. Мысль у ней большею частию нетронута, сердце отсутствует, знания никакого.
Накупать брильянтов, конечно, не самой -- (это все, что есть неподдельного в ее жизни), - нарядов, непременно больше, чем нужно, делая фортуну поставщиков, - вот главный пункт ее тщеславия.
Широкая затея - это вояж: прикинуться графиней в Париже, занять палаццо в Италии, сверкнуть золотом и красотой, покоряя мимоходом того, другого, смотря по рангу, положению, фортуне.
Идеал мужчины у нее - прежде всего homme genereux, liberal {Человек щедрый, снисходительный (франц.).}, который "благородно" сыплет золото, потом compte prince {Граф, князь (франц.).} и т. п. Понятия об уме, чести, нравах - свои, особенные.
Уродство в мужчине - это экономия, сдержанность, порядок. Скупой в ее глазах - изверг.
Райский, кружась в свете петербургской "золотой молодежи", бывший молодым офицером, потом молодым бюрократом, заплатил обильную дань поклонения этой красоте и, уходя, унес глубокую грусть надолго и много опытов, без которых мог обойтись."
О светских львицах в русской литературе
16:04, 25 апреля 2016
Автор: flow
Комменты 26
Описание жизни героинь Сплетника. Жизнь как "мелкий, пестрый, вечно движущийся узор". Одни и те же лица, перемещающиеся с одной тусовки на другую, как лошадки по кругу.
А по-моему, мужчина и должен быть щедрым, а точнее - великодушным. И снисходительным. И еще красивым.
Сейчас перечитываю "Будни и праздники императорского дворца". И честно, тягостное впечатление: опять же ближайшие к высочайшему уху люди большей частью мелочная, беспринципная сволочь. Императоры, зависящие от своих придворных. Вообшем, понятно, почему у нас случилось революция:(((
Да. забавный эффект. ☺ Читаешь классику, а перед мысленным взором Со, Се, Пе, Обол, Ло, Ки, Ла....
Ну, я понимаю переживания Гончарова. Однако же сядь он описывать венецианских или парижских куртизанок 15 века-вышло бы тоже самое. Это же вечное ремесло. Древнее как мир. Сетовать на него-это тоже самое как сетовать на дождь за окном. Бесперспективно. И доказательством служит то, что уже 21 век на дворе-а куртизанки всего мира не изменили свои принципам. Вечные они.