ГЛАВА 6

В этой главе Маргарита выбирает путь советской торговли, но вскоре понимает, что настоящий успех кроется не в поисках дефицита. Ей нужна высота Эйфелевой башни. 

Работник советской торговли к концу 70-х становится знаковой фигурой в обществе развитого социализма. С ним надо дружить. Иначе тебе не видать дефицита. 

Как сегодня дети понимают, на какой иномарке к школе подъехал папа приятеля, так тогда подростки по бутербродам, завернутым родителями в школу, стирательным резинкам определяли уровень благосостояния. А в интернате с колбасой было остро. Здесь еще болезненнее смотрели на своих благополучных сверстников.

Но у Риты Богдановой перед глазами был еще один важный пример – это ее тетка. Как мы и упоминали, дед Риты – Леонид Богданов остался со своей дочерью от второго брака. Елена Богданова родилась в 1953-ем и жила вместе с ним на Некрасова. Соответственно, к моменту выпуска Риты из интерната, к 1977 году, той исполнилось 24 года. 

Символично, что Рита сдает экзамен в техникум в ее день рождения – 10 августа. А Лена уже научилась жить. 

По воспоминаниям соседей по коммунальной квартире на Некрасова, у нее был кожаный пиджак. Как тогда говорили, - «лайковый». То есть мягкий. В то время черная кожа ассоциировалась уже не с чекистскими революционными тужурками, а с блатом. Забытое слово, означающее способ добывания всего чего угодно по знакомству. 

Богданова - вторая справа на верхнем ряду

Так что естественно Рита выбирает направление достатка. 

Она понимает: заканчивать десять классов и стремиться в институт – контрпродуктивно. У оставшихся на белом свете Богдановых не те связи, не те деньги на взятки и не те знания у Риты, чтобы попасть в ВУЗ. А вот Ленинградский техникум советской торговли – то, что нужно. 

В Советском Союзе бережно относились к детдомовским детям.

На условных вступительных экзаменах она получает «три» по русскому письменному, «три» по математике и проходит. 

В заявлении просит зачислить ее на дневное отделение по специальности бухгалтерский учет в торговле. 

До дедушкиной комнаты было недалеко. От Некрасова, 58 до Чехова, 6 – не более километра. 

«1 сентября пришла в платьице, как в шестом классе.Вечно в штопанных вещах, но вульгарной никогда не была», - сказала птом ее бывшая подруга, тоже Маргарита, но по фамилии Пламадяла. 

Среди них были разные девушки. Отец первокурсницы Белобоковой работал на посту руководителя Ленмебельторга. Это сегодня, как быть из регионального списка Форбс. Жила та семья на знатной улице Чайковского. Не квартира, а хоромы. Легенды гласят, что кресло Пушкина у него стояло.
Уч:) у Риты шла, как и должна была идти.  Училась так себе, но, как и в школе стала заводилой. 

В группе был так называемый треугольник – комсорг Рита Пламадяла, староста Валя Тимофеева, профорг Богданова. Потом правда Тимофеева надрызгалась портвейном на субботнике, созналась в проступке и ее сняли с поста. 

Тот самый субботник

Первый семестр – тройки, четверки, но по физподготовке – отлично. На производственной практике во время летних каникул, кто катал тележки на Гостином дворе, кто разливал газированную воду на Апраксином, а Рита попала в знаменитую мороженицу "Лягушатник" на Невском, 22. 

Прозвище месту было дано благодаря плюшевым зеленым диванам, а вообще-то здесь еще при жизни Пушкина было открыто первое кафе в России. 

Она налегает на иностранный язык. К концу 1978 года у нее в этой графе – «отлично». Словно у девушки на провинциальном балу, у нее рождается мечта уехать во Францию. И, конечно, в Париж, о котором она знала только то, что там есть волшебная Эйфелева башня.

Возможно, она даже знала, как она выглядит. Это не придумки «Фонтанки», а рассказы ее подружек по техникуму. 

И вот собирается уже неформальный треугольник. Не подпольщики, не диссиденты, а просто девчонки из группы Д-37 – Рита Богданова, Светлана Юрченко, Наташа Белобокова.

ГЛАВА 7

Тут наша Рита расстается с комсомолом и пробивается в мир концентрации жуликов и фарцовщиков. Чтобы не плакать над порванными колготками.

Это сегодня мегаполисы устроены так, что громадные торговые комплексы разнесены по окраинам, а когда Рита училась в техникуме на улице Чехова, главные магазины и ресторации располагались в центре Ленинграда. 

Следовательно, там был разгул и забавы - воронка подледной жизни города. Риту Богданову учили советской торговле, а профессия окунула ее в теневой капитализм. Где не только спекулянты, но и фартовый народец.

А обслуживали их как раз товароведы, официанты, таксисты. Дух и замашки того мира имели страшную притягательную силу. 

Тех, кто глотнул той жизни, строчка жизнеутверждающего гимна «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» - не возбуждала. 

 

Трое отважных из группы Д-37 - Богданова, Белобокова и Юрченко - решаются. Они хотят, будто в компьютерной игре, перепрыгнуть уровень советского торгового работника. 

По воспоминаниям однокурсников, они и не скрывали, что смотрят в сторону государственной границы. Что не мешало им тянуть лямку студенток. Но без пренебрежения к товарищам.

Ни один из наших  собеседников не вспомнил о Рите с обидой.

Вот теплый штрих. Это рассказал нам ее однокурсник, Юрка Никифоров: «Как-то на втором курсе на новогоднем вечере в ДК Первой пятилетки я напился и попал в вытрезвитель. После праздников меня судил коллектив, как Афоню.

Рита взяла меня на поруки, заявила, что сами девчонки виноваты, мол, не уследили. И отстояла меня, а мне грозило отчисление». 

В тоже время она тянулась к потустороннему. Одним из первых баров, куда она осторожно заглядывала, был «Корвет», что на углу Разъезжей и Большой Московской. 

Сегодня там ресторанчик сети «Пельмения». В городском фольклоре то место звали "Гадючник", пока в баре не появилась цветомузыка, а атмосфера стала похожей на западную.

Впускал и выпускал посетителей туда боксер Саша Лачин, за стойкой наливали коктейли «Столичный» и «Гусарский». 

Donna Summer, Bad Girls (1979), видео с сайта youtube   

В «Корвете» десять раз за вечер включали сверхмодную запись последнего альбома Донны Саммер «Bad Girls», просочившегося через железный занавес при помощи торговых моряков, а вокруг сидели хозяева жизни.Те, что с культовой фразы из кинокомедии «Бриллиантовая рука» не готовы жить на одну зарплату. 

Торговые работники стремились только к иностранным шмоткам, что считалась в те годы предметом роскоши. Вражескую коммунистическому режиму радиостанцию «Голос Америки» из них мало кто слушал. 

А для девушки из торгового техникума, не обремененной усидчивостью за учебником политэкономии, лучшего места, чем в ресторане, найти было трудно. Зарплата как у подсобного рабочего, а чаевые собираются в жалованье доктора наук. 

-Ей всегда надо было пробиваться, она всегда на большинстве занятий тянула руку, даже если не знала, - вспоминает ее однокурсница. 

И вот Рита сдает госэкзамены: экономика и планирование советской торговли – хорошо; бухучет – удовлетворительно, финансирование и кредитование – хорошо. Диплом. 

-Всех не помню, но помню, что плакали при распределении. Хотели в Пассаж, Кировский универмаг, а попадали в Плодовощторг, хотя там больше можно заработать,– вспоминает начальник учебной части Ленинградского техникума советской торговли Галина Рейс.

Табель оценок при окончании техникума

Но Рита становится официанткой треста ресторанов и столовых Куйбышевского района.

Это как сегодня после Горного института сразу попасть на этаж Газпрома, чуть ниже, чем сидит Миллер.

ГЛАВА 8
После фамилии Богданова и до титула Дрейфус у Маргариты было швейцарское имя в паспорте. Сегодня наша героиня не скрывает этого, но наши подробности интереснее. 

Недаром выпускной вечер ребята из группы Д-37 отмечали в кафе «Север», пожалуй, самом знаковом баре на Невском проспекте тех времен. Куда даже не каждый спекулянт решался заглянуть.

Там рождались репутации многих будущих фигур, повлиявших на палитру буржуазной революции в России. Та обстановка помнит, например, ставшего в нулевых «ночным губернатором», ныне арестованного Владимира Кумарина. 

Там частенько сидел глава «Капитал Груп» Владислав Доронин, более известный как недолгий, но муж британской супермодели Наоми Кэмбелл. Миллиардер Олег Тиньков также не избежал встречи с этим местом. Детский мозг цепкий. Тот гений места Маргарита Дрейфус вряд ли забыла. А сегодня здесь блистательно-скучная галерея бутиков. 

После распределения, как мы уже говорили, Рита работает в тресте ресторанов Куйбышевского района, там, где с точки зрения простого совслужащего, едят недоступные люди. 

Она становится самостоятельной и чаевые здесь сыграли решающую роль. Уже думает о главном - жилье. Сначала с Садовой переезжает в семикомнатную коммунальную квартиру на Измайловском, оттуда в трехкомнатную коммуналку на улицу Михайлова, 12, что недалеко от Финляндского вокзала.

Интервью с соседкой Риты по квартире на улице Михайлова, Мариной Алферовой. 

Приятно было слушать чистую петербургскую речь: «Рита оказалась в нашей квартире к середине 80-х. Она получила комнату в 25 метров, два ее окна выходили во двор. Мы с ней никогда не ссорились, хотя образ жизни она вела непопулярный для советского строя, но мама меня воспитывала быть добродушной. И дело не в том, что она работала официанткой. Она мне это сама говорила, да и я видела, как она стирает фартук и шапочку. Просто у нее цели были другие, и она их не скрывала, по крайней мере, от меня. Жизнь она вела бурную. Верховодила всеми. Это было видно. Или работала где-то в ресторане, или танцевала. Работаем, отсыпаемся, гуляем. 

- Я хочу выйти замуж, – она мне так и говорила. 

Я не осуждала, хотя мы и не были на одной волне. С ней постоянно были две симпатичные девушки, да и Рита была красива – длинные светлые волосы. Иногда девчонки приходили с пакетами, может быть – подарками. Конечно, в них были вещи, которые нельзя было купить в обычном магазине. Говорить нам о сложных вещах не приходилось, навряд ли она меня готова была понять, так что я выражала свои мысли аутентично. Она была очень самостоятельна, про родителей я никогда не слышала. 

- Я все время одна, сама себя пробиваю в жизни, - вот это я от нее слышала. И это, похоже, была правда. Мне кажется, тогда ей родители уже и не нужны были. А жили они как многие – по-молодежному. Менялась с подружками нарядами. Мне не всегда они нравились. Вульгарно. Кстати, она не курила. 

И музыка гремела. Не классическая, конечно. Какой-то бобинный магнитофон, но обстановки серьезной в ее комнате не было. Порой откроет холодильник и скажет: «Опять ничего нет!». Так что чаще всего между ресторанами девчонки варили себе макароны. Они вежливые были: «Здравствуйте, Марина Федоровна». Мне как-то платочек из Индии подарила. Ажурный такой, с золотой каемочкой». 

- А как сложилась ее жизнь? – напоследок спросила собеседница. 

Другая пожилая дама из соседней квартиры вспомнила о Маргарите немногое, но как: «Я помню Риту. Белые волосы на сером снегу»...

Продолжение следует

Подпишитесь на наш
Блоги

Самая богатая русская женщина в мире...Часть II

17:49, 16 февраля 2016

Автор: elena_dokuchaewa

Комменты 33

A

Энергетика у статьи просто мерзкая. Автор выглядит Моськой, лающей на слона. Видимо от большого ума и широкой души.

J

В этом доме я живу)) на Разъезжай!!

Аватар

Стилистика письма не очень, какой-то такой твистующий и скачущий, но с претензией на литературность. Сама она женщина интересная, но особенно интересно по-сплетниковски в ней сейчас то, что она анонсировала беременность девочками-близнецами недавно. В 54 года.

Аватар

странно все написано, как-будто автор нарочно выгибался перед запазным издателем, чтобы опубликовали его портянку. почему так думаю, да потому что я в то же самое время жила и работала в Ленинграде и не по-наслышке знаю что, где и как было. Хотелось автору этой портянки тухленького вынести на свет Божий, да только противно пишет, как гад ползучий, который шипит от злобы и зависти.

A

Похоже на досье из архивов "кровавой гэбни". Про мвд - не их уровень, да и не их епархия.

Подождите...