Томить не буду, все от мужской неудовлетворенности.

Средневековая охота на ведьм стоила жизни 100 000 европейских женщин. Вначале их преследовала церковь. Затем подключилось государство. И в конце концов дело дошло до неконтролируемой «народной инициативы». Во многом повинен целибат — обет безбрачия.

Инквизиция меняет клиентуру

Святая инквизиция или же, условно говоря, католический трибунал была учреждена в 1215 году папой Иннокентием III для борьбы с ересями.

И более века инквизиторы, как и было предписано в «учредительных документах», честно боролись с альбигойцами, катарами, манихеями, вальденсами и другими вольнодумцами, пытавшимися раскачать стройное здание католической доктрины.

Однако в начале XIV века инквизиция заинтересовалась ведьмами. И этот интерес постоянно возрастал и возрастал. Достиг такого размаха, что охоту на ведьм вполне можно считать «женским холокостом».

Социологи говорят о нескольких механизмах переключения внимания с еретиков на ведьм. Но, думается, главной причиной является целибат — безбрачие не только католических монахов, но и священников.

Разумеется, многие на этот обет плевали, проживая во грехе.

Но подавляющее большинство католического духовенства мужественно усмиряло плоть. А для таковых вполне естественна мысль о том, что если женщина вызывает преступное томление духа, то она — ведьма. И что ведьмы среди женщин преобладают. Да и вообще, как было принято считать в средневековой Европе, — женщина является сосудом греха.

Народ и инквизиция едины

Вопреки расхожему мнению, согласно которому подавляющая часть ведьм была сожжена на кострах испанской инквизиции, пальма первенства принадлежит более северным странам — Германии, Швейцарии, Франции, Ирландии, Шотландии.

Один из первых процессов состоялся в 1324 году в Ирландии. В начале года епископ Ричард де Ледреде выдвинул против леди Алисы Кайтелер обвинения в отречении от католической церкви.

Весьма вероятно, что, узнав там о ведьмовских процессах во Франции, он необдуманно попытался ввести их в Ирландии. В качестве мишени епископ выбрал самую состоятельную даму Килкенни; перспектива конфискации собственности еретички, без сомнения, обусловила его рвение. Леди К. получила свое состояние, пережив нескольких мужей: Уильяма Оутлоу, Адама ле Блонда и Ричарда де Балле. Джон ле Пуэр, ее четвертый муж, в момент ее ареста был при смерти.

Фрагмент страницы из сборника проповедей "Die Emeis" (1517) Гейлера фон Кайзерсберга, первой работы по колдовству, напечатанной в Германии.

Епископ де Ледреде выдвинул несколько обвинений против Алисы К., ее сына от первого брака (Уильяма Оутлоу) и их сообщников:

1. Чтобы добиться эффективности своего чародейства, они отреклись от Господа и католической церкви и уклонялись от выполнения всех христианских обязанностей;

2. Они приносили в жертву живых существ, прежде всего петухов, Роберту Артиссону (filius Artis), демону, "одного из низших классов ада".

3. Они пытались узнать будущее через дьяволов.

4. Они пародировали религиозные церемонии на ночных собраниях, которые заканчивались погашением свечей и восклицаниями: "Фи! Фи! Фи! Аминь".

5. Чтобы вызвать любовь и ненависть или убить, или нанести вред людям и животным, они изготавливали порошки и мази из внутренностей жертвенных петухов, "неких ужасных червяков", трав, ногтей мертвых людей, волос, мозга некрещенных детей, вместе сваренных в черепе обезглавленного разбойника на огне из дубовых дров.

6. Леди Алиса обладала магическими порошками. Их нашел ее четвертый муж и отослал епископу. Все ее дети, кроме первенца, объединившись, подали жалобу, что она убила своих мужей и путем магии лишила их наследства.

7. Леди Алиса имела сексуальные сношения с Робертом Артиссоном, который иногда появлялся в виде кота, черной лохматой собаки или черного человека, несущего железный прут.

Вероятно, таким образом епископ намеревался свести с леди личные счеты, но о подробностях их отношений история умалчивает.

Влиятельная Алиса Кайтелер, которую непросто было взять голыми руками, вначале парировала нападки, но затем перебралась в Англию. За нее пришлось отдуваться ее несчастной служанке Петронилле де Митс. Несмотря на то, что несчастная девушка под пытками созналась в том, что и ожидал услышать епископ, — в посещении вместе с госпожой ночных оргий и связях леди с дьяволом, это ее не спасло. 3 ноября служанку сожгли на костре.

Маховик ведовской истерии раскручивался постепенно. Вначале население, относившееся к демонстрации некоторыми особями всяческих чудес вполне терпимо, воспринимало сожжение своих землячек, а то и соседок без большого восторга. Но постепенно запах крови спровоцировал массовую ведовскую истерию. И большая кровь полилась в середине XVI века и стала сходить на нет лишь 200 лет спустя. «Большая охота» стала возможной лишь благодаря всецелой поддержке антиведовских процессов всеми слоями населения.

Кстати, существует и еще одна причина переноса внимания инквизиции с еретиков на ведьм. Дело в том, что противоеретические суды воспринимались зачастую как суды политические, как расправа с инакомыслящими. И это порой провоцировало вспышки антиинквизиционных бунтов, весьма мощных и кровопролитных.

С ведьмами же было гораздо проще — в них вселился дьявол, который гадит всем, кто с ними соприкасается. Все совершенно очевидно. И дьявола необходимо сжечь на костре. Даже если он укоренился в ребенке. Известны случаи, когда казнили двухлетних детей.

Создается впечатление, что порой инквизиция просто «выполняла план» по очищению общества от дьявольской скверны. Так, например, в 1589 году в саксонском городе Кведлинбурге с 10-тысячным населением за один день сожгли 133 женщин.

За весь же период охоты на ведьм по разным оценкам было уничтожено от 80 тыс. до 100 тыс. человек. Были среди казненных и мужчины — пособники ведьм и колдуны. Но это были лишь единичные случаи.

Законодательная база

Разумеется, расправы над ведьмами осуществлялись при строгом соблюдении законности, как ее понимали в те времена. На основании папских булл, которые весьма расплывчато определяли технологию дознания, судопроизводства и исполнения наказаний, были внесены новые статьи в светское уголовное законодательство. Они были вполне конкретны. И с этих пор искоренением ведовства занимались параллельно и инквизиция, и светские суды. Справедливости ради следует сказать, что наказания были различными — не только казнь на костре или обезглавливание, но и тюремное заключение. Более того, около четверти процессов завершались оправдательными приговорами.

Громадный вклад в систематизацию «Большой охоты» внес трактат «Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу», составленный в 1487 году монахами-доминиканцами Якобом Шпренгером и Генрихом Инститорисом по поручению папы Иннокентия VIII. Это был всеобъемлющий труд, в котором подробно рассматривались свойства демонов, досконально разбирались признаки, по которым можно распознать ведьму, приводились в подробностях методы допросов и сопутствующих им пыток.

Среди множества злодеяний, которые творят ведьмы, особо подробно разбирались методы, с помощью которых ведьмы лишают мужчин полового члена. Понятно, что это симпатий к подозреваемым в ведовству со стороны мужского населения не прибавляло.

Рассматривать методы пыток в связи с их непомерной жестокостью мы не станем. Что же касается способов распознавания связи с дьяволом, то их монахи-бенедектинцы, один из которых был еще и деканом Кельнского университета, придумали великое множество. Понятно, что среди явных признаков есть «умение привлекать к себе труднопреодолимые плотские чувства». На теле подвергавшихся испытанию женщин искали особые пятна — «дьявольские». Их бросали в воду со связанными руками — если не тонули, значит, им помогают демоны.

Между строк трактата просвечивает женоненавистничество его авторов. Например, они утверждают, что «свойства женщин — это плакать, ткать и обманывать».

На сцену выходят наемники

В период «Большой охоты» энтузиазм по борьбе с ведьмами охватил не только инквизицию, но и простых горожан. Дело стало доходить, смело можно сказать, до чисток. Появились «профессиональные охотники», которые тем не менее не обладали никакими полномочиями. Самый известный из них — англичанин Мэтью Хопкинс. В 1645 году он ощутил в себе дар безошибочно узнавать ведьм. И стал этаким наемником, провозгласив себя «генералом войны с ведьмами». Вместе с напарником Джоном Стерном он вступил в битву с дьявольским отродьем в Эссексе. Затем начал гастролировать в других графствах. Очень скоро слава Хопкинса выросла до общенациональных масштабов, и его стали приглашать для очищения от скверны в деревни и небольшие городки.

Хопкинс с ходу выявлял ведьм по одному ему ведомым признакам, подвергал их пыткам и зачитывал приговоры. Например, если в комнату, где была заключена испытуемая, проникало насекомое, то оно считалось посланником дьявола.

Оправдательных приговоров у Хопкинса не было. Для вынесения смертного приговора достаточно было доноса о том, что из-за колдовства соседки околела курица или у детей начался понос. Хопкинс, конечно, был фанатиком. При этом о своей выгоде он также не забывал. Его работа щедро оплачивалась жителями сельских общин.

Несмотря на то, что никем не санкционированная деятельность Хопкинса вызывала у католического духовенства раздражение, его не трогали, а лишь осторожно критиковали. Поскольку не имели желания открыто выступать против «народного героя».

Хопкинс, олицетворяющий торжество беззакония, не был одинок. Охотники на ведьм, действовавшие с меньшим размахом, встречались в европейской истории довольно часто.

В середине XVIII века преследование ведьм церковью прекратилось. Однако маховик мгновенно остановить было невозможно. На смену судебным процессам на некоторое время пришли стихийные внесудебные расправы над женщинами, виновность которых определяла взбешенная толпа. Тут дело обходилось и без выбивания признаний и без зачитывания приговора.

А вот Россию охота на ведьм обошла стороной. Умные люди дают тому массу объяснений — и ментальных, и политических, и даже теологических. Мы же приведем простенькое объяснение, с которого и начинали свое повествование. Православный батюшка жил в радости со своею попадьей, рожал и воспитывал деток и ни в коем разе не считал женщину сосудом греха.

Обновлено 18/11/15 20:06:

Подпишитесь на наш
Блоги

Как инквизиция боролась с «сосудами греха»

19:39, 18 ноября 2015

Автор: elena_dokuchaewa

Комменты 37

S

Увидела, кто автор, сразу стало понятен подтекст поста. Автор, зачем гоните такую дезу? Европейские инквизиторы козлы, конечно, но в средневековой Руси ведьм тоже казнили за милую душу. Такое же мракобесие. Точно такой же пост можно и про наших запилить, мало не покажется.

Аватар

а я вовсе не колдунья, я любила и люблю)

N

"Жгите всех, Бог узнает своих" - это от инквизиции

Аватар

говорить категорично,что "охота на ведьм"Русь и государство российское обошла стороной нельзя,вот несколько примероводин из процессов над ведьмами был инициирован в 1024 году. Это было под Суздалью и «сожжены были лихие бабы», женщин обвинили в неурожае. Дальше Новгород 1227г. на архиерейском подворье «были сожжены четыре волшебника». Год 1444 Можайск, тут народ не погнушался схватить и з жечь боярина Дмитровича и его жену. Церковные деятели были всеми руками за казни чернокнижников. Точно известно, что киевский митрополит Иоанн, владимирской епископ Серапион, новгородский архиепископ Антоний были ярыми сторонниками за уничтожение ведьм. Сколько тут было истинной веры, а сколько жажды наживы не знаю. Есть ведь ещё и Грозны, вот кто снискал себе славу в борьбе с чернокнижкниками. Даже своих ближайших советников Сильвестрова и Адашева обвинил в чародействе и в том, что «извели царицу Анастасию Романовну». правда их сослали в монастырь, грехи замаливать. Иван Грозный указом своим запрещал иметь в доме «богомерзкие книги», чародев буде таковые найдутся, приказывалось бить. гнать и ограбить. Сколько под это свелось личных счетов и неизвестно. в 1591 году при большом стечении народа были сожжены колдуны наславшие болезни на Мурат-Гирея. 1647 год, правит царь Алексей Михайлович, по его указу были в Шацке сожжен крестьянин с женой. а через какое-то время еще один и тоже с женой. Этих несколько дней пытали, потом сломали ребра, сожгли ноги, и бросили в тюрьму, где люди и умерли от голода. Гетман Украины Иван Брюховецкий, который активно наводил мосты с Москвой, и даже был женат на дочери московского боярина, сжег 6 женщин после того, как у его супруги случился выкидыш: «сжечь пять баб ведьм да шестую гадяцкова полковника жену Острую». Много или мало было убито, пытано, сожжено на Руси людей по обвинению введовстве если сравнивать ссредневековойЕвропой,Но и сказать что страх перед ведьмами обошел Русь стороной нельзя.

Аватар

Давайте тогда разберемся, что такое ведьма в европейском понимании, а что такое ведьма по русски. Потому что если мы читаем всякие истории французские, нормандские( эти так вообще!), британские, итальянские-это про отношения человека и дьявола. А у нас огромные языческие пласты, которые не вытравили за 1000 лет. И наши ведьмы-это очень метафизическая штука. Тут и язычество, и христианство, и бесы ... Баба Яга как эпостась Великой Матери, избушка на курьих ножках-как окно к Абсолют.Это вообще ! Бездна. У нас народ всегда на границе миров Явь-Навь. Жизнь такая-потусторонняя. И ведьмы у нас-часть культуры. Так было и есть. Может быть вы в автобусе едите-а рядом с вами ведьма сидит. На Руси есть черное течение , но оно сформировалось несколько позже, чем массовые европейские казни. Называется веретничество. Я не очень его люблю , потому что оно ограничено в плане идеологии. Все же в 21 веке нужен базис посерьезнее. Но тем не менее. Это очень сильно. И очень зло. Тут совершенно перевернутое представление о морали и нравственности. Работа с низкими сущностями, места действия-церкви и кладбища... Это кратенько так. В сети полно информации. Мы знаем, что и в диких районах Европы , где сильна связь с первозданными энергиями полно таких ведьм. Это все Банканы, Страна Басков, Румыния, Болгария, Карпаты , Татры и пр. Так тоже НЕ сжигали, обратите внимание. Если посмотреть карту-то получиться, что на территории англо-саксов сжигали, а на территории славян или народов не англо-саксонского происхождения нет. Кроме Испании. Хз, короче. Выдвигайте версии. Я вот реально не знаю.

Подождите...