Первые организованные волны освободительного женского движения прокатились по миру в начале XVIII века — параллельно социальным революциям в Старом и Новом Свете (не миновав и Россию, где также было движение «равноправок»)  

Отцы-основатели американской нации, положив в основу ее принцип равенства всех людей перед Богом, под «людьми» понимали лишь свободных мужчин. В 1776 году жена будущего второго президента США Джона Адамса написала мужу в Филадельфию, где тот принимал Декларацию независимости, и попросила, чтобы собравшиеся там мужчины «не забыли в тексте о своих дамах». Супруг отшутился в том духе, что дамам следует не забывать о доме и детях, однако вставил в текст декларации открывающую фразу-мину, взорвавшуюся два века спустя: «Все мужчины и женщины созданы равными»

Отцы-основатели американской нации, положив в основу ее принцип равенства всех людей перед Богом, под «людьми» понимали лишь свободных мужчин. В 1776 году жена будущего второго президента США Джона Адамса написала мужу в Филадельфию, где тот принимал Декларацию независимости, и попросила, чтобы собравшиеся там мужчины «не забыли в тексте о своих дамах». Супруг отшутился в том духе, что дамам следует не забывать о доме и детях, однако вставил в текст декларации открывающую фразу-мину, взорвавшуюся два века спустя: «Все мужчины и женщины созданы равными»

Но и в XIX веке мысль о правовом равенстве полов звучала крамолой для ушей просвещенного американца. Потому что тогдашняя правовая система базировалась на заимствованном у англичан «обычном» (или прецедентном) праве, согласно которому «в браке муж и жена составляют единое целое». Отсюда следовало, что жены не могут иметь политических или экономических интересов, отличных от интересов мужей, которые голосуют и ведут всю хозяйственную деятельность от имени жен и в интересах семьи

Как отмечали составительницы программного суфражистского документа - Декларации чувств и решений, принятой в 1848 году на первой конференции по правам женщин в Сенека-Фоллз,— «с точки зрения гражданских прав и перед законом замужние женщины фактически приравнены к мертвым». Интересно, что текст этой «декларации независимости» подписали делегаты обоего пола — 68 женщин и 32 мужчины

 

 

В 1833 году колледж Оберлин (на фото один из первых женских выпусков колледжа) первым из американских высших учебных заведений раскрыл двери перед абитуриентаи в юбках, и спустя восемь лет там же получили ученые степени первые три американки, две из которых активно участвовали в движении суфражисток. Спустя шесть лет штат Миссисипи первым принял закон о праве замужней женщины на собственность. А в 1866-м две знаменитые «бабушки американской революции» Элизабет Кэйди Стэнтон и Сьюзен Энтони создали Американскую ассоциацию за равные права

 

 

Во второй половине XIX века было сформировано несколько групп, чтобы лоббировать интересы женщин в английском парламенте. В 1897 году 17 организаций объединились в Национальный союз женских обществ. Союз организовывал встречи, направлял письма политикам и публиковал различные материалы

 

Борьба за женское избирательное право была массовой и велась как женщинами, так и мужчинами самых разных взглядов. Одним из основных различий участников движения, особенно в Британии, было деление на суфражистов, стремившихся к изменениям конституционным путем, и суфражисток, возглавляемых Эммелин Панкхерст (на фото) создавшей в 1903 году Общественно-политический союз женщин и практиковавших более радикальные акции

В 1908 году суфражетки попытались ворваться в Палату общин, подожгли дом Дэвида Ллойда Джорджа (несмотря на поддержку с его стороны введения женского избирательного права)

В 1908 году суфражетки попытались ворваться в Палату общин, подожгли дом Дэвида Ллойда Джорджа (несмотря на поддержку с его стороны введения женского избирательного права)

 

В 1909 году за решетку попала леди Констанс Литтон (на фото), но ее быстро освободили после установления личности. Тогда она стала выдавать себя за швею Джейн Уортон и испытала на себе нечеловеческое обращение в виде принудительного кормления. В 1913 году во время Эпсомского Дерби Эмили Дэйвисон в знак протеста выбежала перед конем, принадлежащим королю Георгу V. Попав под копыта она получила тяжелые ранения и умерла четыре дня спустя

Женское избирательное право в России впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского, но входившего в состав Российской империи. На остальной территории России женщины получили право только весной 1917 года

19 марта 1917 года в Петрограде под лозунгами «Свободная женщина в свободной России!», «Без участия женщин избирательное право не всеобщее!», «Место женщины в Учредительном собрании!» прошла 40-тысячная демонстрация женщин. 15 апреля 1917 года Временное правительство приняло постановление «О производстве выборов гласных городских дум, об участковых городских управлениях», согласно которому избирательными правами наделялись все граждане, достигшие 20 лет, без различия национальности и вероисповедания

В 1915 году Нью-Йорк потрясла 40-тысячная демонстрация женщин в защиту равных избирательных прав.

А спустя год первая дама заняла место в палате представителей конгресса — ею стала видная суфражистка и пацифистка Джанетт Ранкин (на фото), которая воспользовалась более прогрессивным, чем федеральный, избирательным законом штата Монтана (в 1941 году она единственная голосовала против объявления войны Японии). Правда, еще через год полиция арестовала полторы сотни суфражисток, пикетировавших Белый дом, но остановить прогресс уже было невозможно

В 1919 году при поддержке президента Вильсона конгресс принял 19-ю поправку, давшую 26 миллионам американок право голоса. При ратификации в штатах судьбу ее решили голоса всего двух членов сената штата Теннесси (в конституции записано, что поправки должны быть ратифицированы тремя четвертями штатов, и Теннесси оказался искомым 36-м из тогдашних 48). Как подсчитала одна из видных суфражисток, победа далась дорогой ценой: 57 лет борьбы, 56 референдумов и сборов подписей, 480 обращений в сенаты штатов (и 277 — к руководству обеих ведущих партий), а также проталкивание поправки в повестку конгресса всех 19 созывов

 

Известная социалистка и борец за права женщин Клара Цеткин (на фото) активно поднимала тему роли женщины в революционной борьбе. Близкая подруга Розы Люксембург и ученица дочери Карла Маркса, она боролась за смягчение трудового законодательства для женщин и предоставление всеобщего избирательного права. Возглавив социал-демократическое женское движение в Германии, она превратила его в одно из сильнейших в мире. В 1910-м году Клара Цеткин предложила учредить день солидарности трудящихся женщин в борьбе против угнетения и неравенства. И сейчас по инициативе ООН 8 марта отмечают Международный день борьбы за права женщин. А в 1932 году, открывая очередной политический сезон в рейхстаге на правах его старейшего депутата, именно Цеткин прямо и открыто заговорила об опасности фашизма

После окончания первой мировой войны феминизм раскололся на два течения. Умеренное «социальное» крыло предпочло бороться за дополнительные гарантии и привилегии женщин в общественной жизни и на производстве, в то время как радикальное «эгалитарное» выступало за полное равенство с мужчинами во всех сферах жизни, отказываясь признавать какие-либо различия между полами: биологические, физиологические или психологические. Поначалу радикальные феминистки остались в меньшинстве: во время войны объективно возросла доля женщин в сфере массового производства, и встал вопрос о социальной защите женского труда, а кроме того, многие активистки женского движения вполне удовлетворились завоеванным правом голоса и отошли от борьбы. За счет отколовшихся (которых, следуя логике всех революций, оставшиеся в меньшинстве «большевички» немедленно обозвали ренегатками) революционные ряды заметно поредели

 

 

В 1923 году лидер Национальной женской партии Элис Пол (на фото), прошедшая боевое крещение в английском суфражистском движении, сформулировала поправку о равных правах — Equal Rights Amendment (ERA), ставшую предметом дискуссий на многие десятилетия. В первом варианте она состояла всего из одного предложения: «Мужчины и женщины должны иметь равные права в Соединенных Штатах и на всех территориях, находящихся под их юрисдикцией». В таком виде поправка была представлена участницам юбилейной конференции в Сенека-Фоллз, собравшимся 21 июля 1923 года — спустя 75 лет после принятой там же первой декларации

Социальное крыло не поддержало ERA, поскольку стояло за недавно введенные в ряде штатов (и поддержанные Верховным судом) законодательные протекционистские меры в отношении работающих женщин. По мнению «социалок», интересам большинства американских женщин отвечало как раз сочетание гражданского равенства в области избирательных прав с государственной защитой женщины-работницы и матери. Однако радикальные дамы настаивали на том, что введение ERA принципиально изменит статус женщин в обществе и необходимость в льготах отпадет сама собой

Во время избирательной кампании 1940 года республиканцы первыми включили «взрывоопасный» пункт об ERA в предвыборную платформу; демократы, тесно связанные с главными противниками поправки — профсоюзами, спохватились только к следующим выборам

После второй мировой войны, во время которой впервые в жизни пошли работать 6 млн американок (занятость женщин на производстве за четыре военных года выросла с 25% до 36%), более 80% новоиспеченных работниц пожелали остаться на своих рабочих местах. Тем самым они опровергли доминировавшее общественное мнение («война закончится, и женщины вернутся к семейным очагам») и проигнорировали нападки консервативного большинства («стремиться на работу могут только невротички, теряющие свою половую идентичность») и давление массовой культуры с ее стереотипами «стопроцентной американки»

 

 

 

Женщины Франции стали полноправными участниками выборов 21 апреля 1944 года по постановлению Французского временного правительства. Первыми выборами, в которых женщины смогли принять участие наравне с мужчинами, стали муниципальные выборы 29 апреля 1945 года и парламентские выборы 21 октября 1945 года. Коренные мусульманки Французского Алжира получили право голоса только по декрету от 3 июля 1958 года

В 1971 году пал наконец один из главных бастионов «мужского шовинизма» — Верховный суд. Признав не соответствующим конституции закон штата Айдахо, дававший мужчинам определенные преимущества в конкретных делах о наследстве, Верховный суд заявил о недопустимости в судебных делах о наследстве аргументации типа «мужчины более заинтересованы и более способны к финансовой деятельности». Заявление Верховного суда прозвучало для радикальных феминисток залпом «Авроры», и тогдашний его председатель Эрл Уоррен (тот самый, что ранее благополучно замял дело об убийстве Кеннеди) с тех пор стал одной из икон их революции. Все предрекало ее быструю победу и в законодательной сфере: уже в следующем году ERA была принята обеими палатами конгресса (в верхней палате — 84 голосами против 8, а в нижней — 354 против 24), и оставалось только ждать ее ратификации в законодательных органах штатов. Срок был установлен в восемь лет

Вроде бы успешно развивавшаяся «правополовая» революция споткнулась на несущественной частности: семейном праве. Феминистки предлагали реформировать его согласно концепции «равно ответственного партнерства», однако это оказалось палкой о двух концах. С одной стороны, замужние женщины получили равные возможности для участия в общественной жизни, с другой — разведенные и матери-одиночки, наоборот, лишились многих завоеваний «социалки». Теперь мужчины, поровну разделившие с женами материальную ответственность за детей, при разводе несли минимальные материальные потери

К началу 1970-х в стране стихийно сформировались женские партии и движения. В дискуссионных «группах по развитию сознания» обсуждались все формы дискриминации по признаку пола: неравная оплата (о том, как нарушался соответствующий закон,— чуть ниже), неравномерное разделение семейных обязанностей, насилие над женщиной в семье и на улице, унижающие женщину порнография, индустрия «сексуальных услуг» и конкурсы красоты, отсутствие инструментов влияния на внутреннюю и внешнюю политику государства и т. п.

Вскоре феминистки перешли от слов к делу, начав масштабное наступление на оставшиеся государственные и общественные бастионы «мужского шовинизма». Недовольные тем свинарником, в который превратили мир «эти козлы», феминистки бойкотировали конкурсы красоты и «сексуально ориентированную» моду, создавали убежища для женщин, подвергшихся насилию в семье, и добивались права служить в армии, заниматься бизнесом и политикой на всех уровнях, включая высшие. То есть стремились окончательно потеснить мужчин в тех сферах, которые, собственно, и способствовали превращению мира в свинарник. По остроумному замечанию одного антифеминиста, «юбку приравняли к брюкам, снабдив ее ширинкой».

Источник: Коммерсант.ру

     

Подпишитесь на наш
Блоги

Женщины сверху

12:45, 23 августа 2015

Автор: alfa-omega

Комменты 15

Аватар

Какая странная ирония в последнем абзаце. И вообще странно ставить рядом бойкоты конкурсов красоты и открытие приютом для пострадавших от домашнего насилия женщин. Да и нормально, что если у женщины есть соответствующие способности и желание, чтобы она имела доступ к бизнесу или чиновничьей службе на любом ее уровне.

Аватар

Молодцы девчонки!

Аватар

Низкий поклон всем этим героическим женщинам! Кстати, в Швейцарии женщины получили право голосовать аж в 1971 году. А в Лихтенштайне - аж в 1984 ))

Аватар

Бедный Ллойд Джордж ))) Пострадал даже не смотря на поддержку женщин )))

Аватар

Ой-ой какой ужасный вывод и статья в целом пропахла шовинизмом. "То есть стремились окончательно потеснить мужчин в тех сферах, которые, собственно, и способствовали превращению мира в свинарник. По остроумному замечанию одного антифеминиста, «юбку приравняли к брюкам, снабдив ее ширинкой»." Вобще то феминистки ратовали за то, чтобы у женщин были хоть какие то права. Не за право работать на заводе наравне с мужчиной, а за право - ИМЕТЬ СВОИ ДЕНЬГИ. СТавить СВОЮ подпись в документах. ИМЕТЬ СВОЙ БАНКОВСКИЙ счет. ХОДИТЬ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ мужа на улицу. ИМЕТЬ ПРАВО РАЗВОДИТЬСЯ, когда муж бьет жену и детей. Ввели статью "домашнее насилие" - а то у нас обычно считается - "бьет - значит любит". И еще раз - феминизм ратует и ратовал не за равные права, а за то, чтобы у женщины были хоть какие то права человека. Право получать образование. Право работать. Право покупать себе самой вещи. Право выбирать. Право быть защещенной от мужа-насильника

Подождите...