Когда начинаешь читать биографию Сальгадо, то постоянно встречаешься с эпитетами "живой классик фотографии", "знаменитый бразильский фотограф", "один из крупнейших фотожурналистов в мире" и т.д. и т.п. Но, по-моему, это штампы, которые, на самом деле, не способны и в сотой доли отразить масштаб личности этого человека, даже так - Человека, и то, что он на самом деле сделал для человечества.

После просмотра "Соли земли" я ночь не спала, так была потрясена  фотографиями Сальгадо. Перед глазами стояли фоторепортажи о голоде в северной Африке 1983-1986 годов (Эфиопия и Судан), о тяжелом положении рабочих, работающих на очень опасных производствах и в горячих точках нашего мира, о геноциде в Руанде, об уничтожении тропических лесов в Бразилии. Благодаря своим репортажам он один из первых привлекал внимание общественности ко всем фотографируемым им событиям.

После фоторепортажей о голоде в Эфиопии и Судане, борющийся с избыточным весом золотой миллиард вдруг увидел какие ужасы могут происходить в 20 веке всего в нескольких тысячах километрах от благополучной Европы. Из-за многолетней засухи, гражданских войн и отсутствия нормально отлаженной поставки продовольствия люди в Африке умирали от голода тысячами. И все делали вид, что не замечают этого.

После просмотра таких фото уже нельзя было делать вид, что ты не замечаешь голода в Африке и не знаешь что там происходит... Западные державы зашевелились, стали налаживать поставки продовольствия и обеспечение пищей голодающего населения в Африке. 

Еще один впечатляющий цикл фоторепортажей Сальгадо был о трудных профессиях. Потрясают фото пожарников, тушащих горящие нефтяные вышки во время первой Иракской войны в начале 90-х годов прошлого века. Война за нефть закончилась, но обозленные арабы подожгли нефтяные вышки и ушли.

Это была экологическая катастрофа для региона. Клубы черных облаков заволокли небо на многие километры. Исчезло солнце, пепел оседал на всю территорию. Гибло все живое вокруг.  Кто-то же должен был тушить? Послали обычных пожарников... Сальгадо снял это так, что хочется закричать: да зачем нам нужна эта нефть и такие жертвы ради нее? Когда закончатся эти войны за нее? Стоит ли жизнь хоть одной птицы и тем более человека всего этого?! Когда мы наконец-то будем разрабатывать альтернативные источники энергии?!

Сальгадо по образованию экономист. Увлекся фотографией во время своих рабочих поездок в Африку в 70-х годах. На определенном этапе он понял, что фото привлекает его гораздо больше, чем деятельность экономиста. В итоге бросил благополучную, хорошо оплачиваемую профессию экономиста и стал профессиональным фотографом.  Но, как он говорит, изначальная экономическая специализация очень помогает ему понять те процессы, которые происходят в мире. По своим взглядам он ближе к социалистам. Принимал участие в социалистических движениях во Франции в конце 60-х годов. И впоследствии очень много лет прожил с семьей во Франции. Одним из зол сегодняшнего мира он считает жажду наживы. Именно в ней он видит корень многих бедствий в мире. Жажде наживы посвящен еще один пробирающий до мозга костей цикл его фотографий, сделанных на золотых рудниках в Бразилии.

Огромное количество людей побросало работу в других местах ради того, чтобы на добыче золота быстро разбогатеть. И вот эта кишащая масса людей в котле золотого прииска вся перемешалась и ищет, ищет, ищет золото... Не факт, что они найдут его, тут уж кому повезет, но золотая лихорадка не отпускает. Ранее были фотографии про нефть - черное золото, а сейчас про то самое, блестящее, желтое золото. И ситуация тут, к сожалению, не лучше... Снимки тоже пробирают.

Люди поднимают мешки с золотой рудой, перемешанной с землей, по высоченным лестницам, никто не может остановиться, т.к. сзади тебя ждут десятки людей. Никто не задумывается, что лестница может рухнуть и люди погибнут. Все думают только о золоте, которое у них лежит в мешках. Сальгадо говорит, что сам по этой лестнице поднимался не раз. Это очень тяжело и опасно. И это даже не муравейник. Муравьи трудятся на благо себя и своих сородичей. А здесь: здоровые и крепкие мужики за кусок совершенно несъедобного золота готовы работать в нечеловеческих условиях, рискуя своими здоровьем и жизнью. И дело не только в бедности. Ведь если кто-то добывает золото в таких условиях, значит, другие покупают его за очень хорошие деньги. На фото отражена изнанка капитализма такой, какая она есть на самом деле.

Кто-то даже сравнивает эти фотографии с полотнами Питера Брейгеля старшего. Брейгель на своих полотнах тоже отражал все человеческие грехи. И, к сожалению, за 500 лет ничего не изменилось. Что сейчас, что тогда кто-то наживался за счет других, были и голод, и войны, и разруха. По-моему, Брейгель и Сальгадо в этом очень похожи.

Одним из последних репортажей Сальгадо был репортаж о геноциде в Руанде 1994 году. Он чудом остался жив после этой экспедиции. Для тех, кто не знает, в результате геноцида в Руанде народностей тутси и хуту число убитых за 100 дней составило по разным данным от 500 000 до 1 000 000 человек. В качестве оружия использовали мачете, топоры, дубины, палки, железные прутья. Иногда убийцы сначала отрезали своим жертвам пальцы, кисти, стопы, руки, ноги, и только после этого отрубали голову или разбивали череп. Около 250 тысяч женщин было изнасиловано, в том числе и девочки. Еще 250 тысяч людей сбежали от геноцида в тропические леса Африки, и они пропали там, умерли с голода.  Описывать все это страшно, а смотреть фотографии еще страшнее. Я не буду приводить здесь эти фотографии, т.к. это очень страшно, это - мясорубка. Считается, что такие ужасы возможны были только при фашизме. Но оказывается это есть в нашем мире и сейчас.

У Сальгадо была еще поездка в Югославию в 1993 году. Тогда там тоже была война. И это уже не Африка. Это Европа...

После этих последних двух экспедиций Сальгадо перестал на долгие годы заниматься профессиональной фотографией. В отчаянии он признал, что фотография не может изменить мир. Осознание собственной беспомощности, безграничности несчастий жертв и жестокости палачей завело его в профессиональный и экзистенциальный тупик.

Жена Сальгадо - Лелиа предложила ему вернуться из Франции в Бразилию на ферму его отца. Но там была одна большая проблема. Земли, на которых когда-то в пору его детства произрастал тропический лес, были высушенными и бесплодными из-за вырубки лесов и постоянной эксплуатации. И казалось, что их восстановить невозможно. Ферма огромная, 600 га.

Со своей женой они решили восстановить джунгли на этих землях. Закупили миллионы саженцев, вырастили их и засадили. 

Затея увенчалась успехом. Ферму превратили в Институт Земли, заповедник, в котором за десять лет поднялся лес, в который вернулись дикие звери, даже ягуары появились. И это - фантастика. Все вдруг увидели, что усилиями небольшого количества людей можно восстановить жизнь, вырастить лес заново. Человек создан не только для того, чтобы уничтожать и вытягивать из Земли все соки. Он может и созидать. Не все, но что-то может. Лично для меня такой поступок - не меньший подвиг, чем поездки в гущу бойни в Руанде или в голодающую Африку. И это показатель, что никогда не стоит отчаиваться.  

На фото: теплицы, в которых выращиваются саженцы, и жена Сальгадо Лелиа вместе режиссером фильма "Соль земли" Вим Вендерс.

Ниже - фото Сальгадо с женой. Надо отметить, что Сальгадо познакомился со своей женой еще в студенчестве и прожил с ней всю жизнь. У них двое детей. Младший ребенок болен болезнью Дауна. Им предлагали чуть ли не отдать его в социальные заведения для такого рода детей, но они отказались и, судя из фильма, не жалеют. Любят его так же, как и старшего, здорового сына.

Успех Института земли придал оптимизма Сальгадо. Он решил снова заняться профессиональной фотографией и создал новый цикл фото - "Бытие" (Genesis). Но уникальность Сальгадо такова, что он не может просто фотографировать красивых зверушек и цветочки. Даже в фотографии хвоста обычного кита у него чувствуется какая-то драматургия. Такое ощущение, что хвост кита машет нам как какая-то очень мощная сила, которую мы не можем поработить, только признать, что она есть и стараться жить с ней совместно.

Ландшафты тоже потрясают своим величием. Просматривая эти фото, понимаешь, что мы не то что не одни в этом мире, а мы одни из тех, кто существуют на этой планете. Поэтому, нечего нос задирать и думать, что нам подвластно все. Разрушать мы уже, к сожалению, научились. А вот создать нам такое не под силу.

И, как ни странно, в этом мире есть еще люди, которые живут в настоящей гармонии с природой. Сальгадо сделал интересные фото дикого племени в Бразилии, которое не контактировало с белыми людьми в течение столетий и умудрилось сохранить свою самобытность и уникальность. Женщины этого племени почти как Гогеновские прекрасные таитянки. Естественны и невинны в своей наготе. Надеюсь, модераторы фото не сотрут. Также, Сальгадо съездил к нам в Россию и сделал очень интересный фоторепортаж про ненцев. Сальгадо считает, что это по-настоящему счастливые люди. Кто его знает, если бы в свое время европейцы не поработили Африку, не выжали из нее все соки, может быть и не было такого ужасающего голода на этом континенте и не было бы таких жутких гражданских войн?

Подпишитесь на наш
Блоги

Sebastiao Salgado

02:16, 14 августа 2015

Автор: alfa-omega

Комменты 12

Аватар

спасибо, недавно смотрела фильм. мне стало плохо. настолько впечатлил. он еще фразу такую говорит в первой половине фильма, что после увиденного, считает что мы, люди допустившие такое, не имеем права жить на планете. а вот во второй части фильма, где он побывал в местах не тронутых человеком - к нему вернулась любовь к жизни...

Аватар

Спасибо за пост!! Замечательный человек!

Аватар

Тоже недавно посмотрела этот фильм на кинофестивале, очень впечатлил! Спасибо за этот пост :)

Аватар

я очень впечатлена была фильмом: им как человеком и им как художником.

Аватар

Спасибо за пост!

Подождите...