Автор Алексей Лукьяненко – в недавнем прошлом успешный латвийский бизнесмен, который, как и многие другие, потерпел крах в кризис 2008 года, был вынужден уехать в Великобританию и начать свою деятельность с самых низов.

Я никогда не думал, что окажусь в такой ситуации. Я часто слышал о том, что многие уезжают, и знал многих, кто уехал. Но я никогда не думал, что поеду сам.

Большую часть моей жизни, у меня был свой, вполне успешный бизнес, я много работал, и много чем занимался, и всегда находил выход из самых тяжелых ситуаций. Но жизнь распорядилась иначе. Как ни старался, я не смог противостоять той обстановке, которая сложилась в моей стране. За полтора года, проведенных в Англии, я пришел к выводу, что она сложилась отнюдь не сама по себе. И об этом я пишу сейчас. А на тот момент я отправлялся в удивительную страну, о которой написано огромное количество книг и снято огромное количество фильмов. Где живут удивительные люди, про которых слагают легенды, и пишут гимны. Где все хорошо, и где все счастливы. Где производят самые лучшие товары, и где толерантность и демократия стоят во главе угла. Понятное дело, что создать свой бизнес там, с первого дня, без начального капитала - это утопия. Поэтому придется стартовать простым рабочим на каком-нибудь заводе. А потом разберемся. Говорят, что у них там все проще, чем у нас. Итак, вперед!!!

Стартовать пришлось с самого низа. С рыбного завода, на далёком шотландском острове, в Северном море. По сведениям из интернета, и количеству призов на их вэбсайте, это один из лучших лососёвых заводов в Европе. Интересно, что же тогда происходит на других?

Мне повезло, что в цеху был литовец, который дорабатывал последние две недели. Он мне всё рассказал, и ввёл в курс дела. Как правило, никто никого ничему не учит. Сам смотришь и въезжаешь. Первое время, даже если в результате твоего незнания, происходят аварии и остановки, все молча всё исправляют, но никто не говорит ни слова. Так же происходит и с местными. Их тоже никто не учит, но мы, сами по себе, учимся быстрее. И поэтому мы - более ценные работники. Плюс, среди нас есть много тех, кто по-настоящему вкалывает. Хотя некоторые из наших, если есть возможность, быстро перестраиваются, и начинают работать по принципу местных.

Холодильник. Ставка без контракта 6,05 фунтов в час, до налога. С контрактом 6,55. Это самая тяжелая работа на заводе. Погрузка и отправка готовой подукции. Туда идут наши, которым некуда деваться.

Process, это цех, где лосося режут на филе с помощью специальной машины. А потом, из него вынимают кости. Кстати, из свежей, только что убитой рыбы кости выдрать невозможно. Поэтому, она должна отстоять в холодильнике порядка двух суток. Тогда кости отслаиваются от мяса, и их можно вытащить из филе. Потом рыбу начинают резать. Это в лучшем случае еще сутки. Потом еще сутки она идет до большой земли. А потом еще и в магазин. Поэтому слово «свежий» и «превосходный», это не совсем про него. Помимо всего прочего, люди с процесса не сильно напрягались с выниманием костей. А когда не хватало льда, супервайзер брал его лопатой с пола и клал в коробки. Просто брал из кучи, которая образовывалась под льдогенератором. Когда коробка с филе падала с линии в нашем цеху, её тоже никто не нёс обратно на процесс. Гораздо проще было повернуть коробку на бок и затолкать сапогом лед и рыбу обратно. Благо, всё было завернуто в синюю полиэтиленовую пленку, и получившееся месиво можно было ею прикрыть.

Organic. Дико дорогие продукты. Было несколько специальных ферм, которые выращивали органического лосося. Не знаю, что они там с ним делали, но однажды корабль привез рыбу, которая буквально рвалась руками и жутко воняла. Мы предположили, что она умерла своей смертью, и основное её преимущество состояло в том, что она умерла без стресса, а значит дико полезна для здоровья. В остальные разы, она была живая и очень красивая. Тем не менее было пару дней, когда корабль привозил обычную рыбу, но через какое-то время начинали выходить коробки с наклейкой «органик», а потом снова шла обычная, хотя вся она была с одного и того же корабля.

Иногда, инженеры, забывали закрыть уличные ворота в холодильник. Они оставались открытыми на улицу с пятницы, и в понедельник, зайти в цех было практически нереально. Несколько тонн рыбы протухали, кровь из нее вытекала на пол, и воняла так, что хотелось блевать. Но надо было работать. А офис лихорадочно думал что делать. В итоге, всю эту рыбу пускали на коптильню. Существует масса рецептов с различными пряностями и специями, которые спасали продукт. Тогда начинали морщить носы девчёнки на процессе, которые разделывали её на филе. Самое интересное, что они даже не догадывались почему стоит такая вонь. Но мы, на перерывах, вносили им ясность, и от этого они морщили носы еще сильнее. А инженеры, как ни в чем не бывало, продолжали работать дальше.

При разделке лосося красная икра выбрасывается вместе с кишками. Местные говорят, что нельзя кушать рыбьи яйца.

Медицина. Светкиной (его подруги, с которой они приехали) дочке надо было делать операцию на глазах. У неё было врожденное косоглазие. На острове такие операции не делали, поэтому надо было лететь на материк. Государство оплатило всё. Самолет туда и обратно, такси до больницы и саму операцию. Ребёнок лежал в палате с регулируемой кроватью, огромным телевизором, компьютером, интернетом, игрушками, книжками, фруктами и йогуртами. Дочку кормили просто до отвала, а мама жила в специальной гостинице для родителей при больнице и там тоже всё было бесплатно. Когда они вернулись, им еще заплатили деньги за бензин, потому что до аэропорта на острове, она ехала на своей машине. То же самое было и во второй раз, когда надо было съездить на послеоперационное обследование. Только в этот раз, вместо самолета был оплаченный паром.

Тяжелая работа и некомфортные условия проживания очень сильно влияют на отношения между людьми. Дома у нас начались постоянные ссоры и скандалы. И это совершенно не добавляло оптимизма.

На острове были бесплатные курсы английского языка. Государственная программа в колледже. Но это только в Шотландии. В Англии, эти же курсы стоят 770 фунтов.

Многие местные всю неделю кушали в долг. Потому, что в понедельник у них нет денег. Пятничная зарплата, за выходные, до последнего пенса оседала в пабах. Поэтому, всю неделю они ели в долг, в пятницу, после зарплаты, отдавали то что должны, а разницу, за выходные, снова оставляли в пабе. Они всегда чувствуют себя абсолютно спокойно, потому что в следующую пятницу снова будет зарплата. А если не будет, то государство всё равно не даст им умереть и будет платить пособие.

Если выпадает небольшой снег, все парализовано. Школы закрыты. Половина местных не приходит на работу. А если и пришли, то уходят в середине дня, потому, что надо доехать домой на машине пока светло.

Наши люди иногда «забывают» расплатиться в магазине. Берут полную коляску с продуктами и алкоголем, и вывозят её мимо кассы. Даже если их останавливают, они говорят, что забыли кошелек в машине, и сейчас вернутся. На острове нет криминала. Машины припаркованы с открытыми окнами, с ключами в замке зажигания, дорогие телефоны и сумки лежат на сиденьях. Дома не запираются. По выходным утром, пока ты спишь, почтальон заходит в прихожую и оставляет письма и посылки. Однажды в магазине стоял неправильный акционный ценник на майонез. Когда на кассе нам выбили сумму в два раза больше, мы спросили почему так, ведь на ценнике была меньшая цифра. Пришла старшая смены, сверила цену, нам вернули полную сумму, выбитую на кассе, и бесплатно отдали майонез. Потому что это была их вина.

На острове постоянно идет дождь и дует сильный ветер. Бывают моменты, когда утром ты видишь свою машину, но не можешь к ней подойти. Такой силы встречный поток воздуха. Солнца почти нет. Со временем наступает абсолютно депрессивное состояние. Когда сильный шторм, и паром не выходит на материк, нет продуктов в магазинах. Даже хл:). Поэтому дома всегда нужно держать запас круп и макарон. А в морозилке булочки, типа французской булки, которые можно запечь в духовке вместо хл:). Иногда на остров опускался такой туман, что самолеты с материка не могли прилететь и сесть. Соответственно никто не мог и улететь с острова

На острове гораздо легче получить дом от самоуправления, чем на материке. Достаточно прийти в самоуправление с чемоданами, и сказать, что тебе негде жить. Желательно еще, чтобы тебя выгнали. Если ты имеешь работу, все решается очень быстро.

Когда я нашел новую работу, и рассказал про неё на заводе, все были в шоке. Оказалось что графство Дорсет это то место, в котором мечтает жить огромное количество местного населения. Ну и зарплата обещала быть вдвое больше, что конечно не могло не радовать. Кроме того, я ехал на завод по производству суперяхт премиум класса с мировым именем. Поэтому я собрал чемодан, компьютер и купил билет на самолет.

На следующий день я пошел в агентство по трудоустройству. Оно было наполовину польским. Но по-польски там говорили только с поляками, и мне пришлось общаться по-английски. К сожалению, мой английский был еще очень далёк от совершенства. На рыбном заводе мы общались мало, а курсы были раз в неделю, и то не всегда. Все переговоры с агентством вела моя подруга, и англичанин был шокирован тем, как я вообще к ним попал. Ко всему прочему, здесь был совершенно другой диалект. И если на острове я уже неплохо понимал язык, то здесь я не понимал ровным счетом ничего. Единственным козырем оставалось мое CV. У меня был очень хороший опыт в стеклопластиковом производстве, а яхты, которые выпускал завод, как раз таки были из него. Агент сказал, что с моим знанием языка, скорее всего я не смогу работать на этом заводе. Он сказал что сходит позвонит и если они согласятся, тогда я выйду на работу. В принципе, я уже морально был готов ехать обратно. Но агент вернулся, и сказал, что ему ответили, что в цехах много поляков, и если я понимаю польский, то мне в первое время помогут. Я понимал польский. И на следующий день должен был идти на новую работу. Парень в татуировках напротив меня, помог мне заполнить анкеты. Оказалось, что мы с ним идем на одну работу. Это был Томас. Он был из Шотландии.

После короткого инструктажа по технике безопасности, нас отвели в цех. Я сразу же нашел двух поляков, сказал, что я из Прибалтики, и попросил помочь освоиться. Они сказали, чтобы я смотрел, что делают они, и повторял за ними. Тогда я еще не знал, что по такой схеме они устраивали всех своих, даже тех, кто не имел понятия об этом производстве. Там работали бывшие строители, врачи, музыканты из Польши. Да кого там только не было! Хотя конечно были и те, кто всю жизнь проработал именно по этой специальности.

Это была школа выживания. Тебе просто говорили: «Иди и делай». Никто не говорил, какие материалы применять, в каком количестве и в каком соотношении. Все это приходилось терпеть. Потому, что мне нужна была эта работа, и я не хотел обратно на остров. Больше всего поразило отношение к работе. Форма корпуса яхты была вся со сколами, на которые никто не обращал внимания, а внутри яхты было очень много мусора и следов от грязных ботинок, в которых все залезали прямо вовнутрь. Сколько материала и инструментов выбрасывалось в помойку, просто трудно описать. Если говорить о технологиях, то это были максимум 80-е года прошлого века. К Томасу относились ещё хуже, чем ко мне. Ему делали постоянные подлянки, потому что он был шотландец. Ну а я получал то же самое, потому что, пришел с ним, и они считали, что я его друг.

К концу недели, Томас предлолжил мне перебраться в гостиницу, где жил он. Гостиница была в несколько раз дешевле моего отеля, и я переехал в комнату, где туалет и душ были общими и располагались на этаже. В номере был электрочайник, умывальник, фанерный встроенный шкаф с перекладиной, покрашенный белой краской, и маленький телевизор, на котором было 4 программы: ВВС 1, ВВС2, ВВС3, и ВВС4. В первое же включение я попал на канал, где политологи в студии обсуждали, как эмигранты из Польши и Прибалтики отбирают рабочие места у английского населения. Потом показали сюжет из лондонского центра занятости. Молодой клерк в костюме с галстуком давал интервью. За его спиной был виден огромный зал, в котором стояло очень много столов, за которыми сидело очень много людей. Около стен стояли автоматы с кофе и чаем. Люди играли в шахматы, читали газеты, пили кофе и беседовали между собой. Практически все столы были заняты. Корреспондент ВВС спросил у клерка:

– Кто эти люди?

- Это безработные. - отрапортовал тот.

-Так у вас нет вакансий? – прозвучал следующий вопрос.

- Ну что вы - сказал клерк – мы завалены вакансиями.

- Так почему вы им их не даете?

Ответ убил наповал:  - Так они же ничего не умеют!!! У них нет никакой квалификации!!!

Всё мое питание на этот момент, состояло из продуктов которые не надо было готовить. Чай, булочки, молоко. Кофе, который лежал в гостинице на столе я пить не стал. Но зато я понял, что растворимый Нескафе пьют не только в России. Иногда, я делал бутерброды с колбасой и сыром. То же самое я кушал и на работе. Очень хотелось горячей еды, но в пабах для меня это было дорого, в гостинице приготовить было не на чем, и я иногда заходил в Бургер Кинг и ел бургер с картошкой, Всю свою жизнь я ненавидел фаст фуд, но еда была теплой и это радовало.

Первая зарплата порадовала. В то время завод ломился от заказов и мы работали по 12, а иногда и по 14 часов в день. Я по-прежнему питался всякой ерундой. Но в день первой зарплаты я реально напился. Просто взял бутылку бренди с фруктами и потерял сознание. Благо впереди было два выходных.

Томас нашел другую работу. По его словам в Италии. На заводе Феррари. На это его сподвигли постоянные конфликты с англичанами. Англичане его реально жрали. Он сходил к супервайзеру и сказал, что у них на заводе расизм. Началась паника. Расизм в Англии, это страшное дело. Это уголовная статья. Когда тебя принимают на работу, ты подписываешь бумагу, что будешь терпимо и уважительно относиться к представителям другой расы, национальности и сексуальной ориентации. На самом деле это только бумага. Англичане считают себя высшей расой, и то, что они не говорят тебе это вслух, не значит, что этого нельзя показать своими действиями и поступками. Томаса сразу перевели в другой цех. Через дорогу. Но и там он долго не продержался. Когда мы шли домой, он все время говорил мне что здесь очень злые и агрессивные люди. И что он слышал про это, но столкнулся вплотную первый раз. Честно говоря, я тоже почувствовал разницу. Люди в Шотландии более приветливые и добрые. Даже к нам. Здесь такого не было. Уезжая, Томас оставил мне микроволновку. Он купил ее за 40 фунтов буквально перед своим отъездом, и вечерами приглашал меня погреть какую-нибудь готовую еду, которую мы покупали в магазине. Он попросил за микроволновку 10 фунтов но я втолкал ему 20. В конце концов она работала всего два дня. Еда в микроволновке была отвратительной, но она была хотя бы горячей. Вообще англичане настолько ленивы, что основная масса людей дома не готовит ничего. Самые востребованные заведения у них это фаст фуд и take away , а полки с готовыми блюдами для микроволновок, имеют просто необъятные размеры в любом магазине.

В один из вечеров, ко мне в номер постучалась управляющая гостиницей. Через пару дней, сказала она, приезжает хозяин гостиницы с проверкой. Нельзя чтобы в номере было что-то, что говорит о том, что ты здесь живешь больше трех дней. Никаких пижам, постиранных носков на батарее, и никакой еды. Поразмыслив, нашел вариант. На моей кровати была накидка, которая свисала до самого пола. Недолго думая, я засунул микроволновку под кровать, и туда же сложил продукты и основную массу вещей. Проверка прошла отлично. Но я так и оставил микроволновку под кроватью. Конечно, было не очень удобно греть еду под кроватью, но это был выход.

На первом этаже гостиницы находился паб. Я ходил туда иногда, чтобы подключиться к интернету. Гостиничный роутер был настолько слаб, что до второго этажа сигнал не доходил. Вообще интернет и мобильная связь в Англии, это отдельный разговор. Каждый вечер, в пабе собиралась толпа народу, но в рабочие дни, как правило, все было тихо и прилично. Самое интересное происходило на выходных. Начиналось всё в пятницу. Но это был самый спокойный день. Народ гудел допоздна, но это был слабый гул. В субботу после 7 вечера играла живая музыка, но и в субботу это можно было терпеть. Как-никак впереди воскресенье, и можно спать хоть весь день. Самое страшное начиналось в воскресенье. Было такое ощущение, что это последний день в их жизни, и завтра начнется всемирный потоп. Поэтому народ отрывался по полной. Посетители горланили до 2 часов ночи. Причем в одну из воскресных ночей, примерно часов в 12 всё резко стихло, а на улице послышались крики. Я выглянул в окно, и увидел людей, выносивших из паба прилично одетое пьяное тело без признаков жизни. Спустя несколько минут, тело попыталось встать, но попытки были тщетными. Вскоре подъехала скорая, погрузила его в машину, и увезла. Остальные же вернулись в паб и продолжили веселье до половины третьего ночи. КАК? Объясните мне, как можно после такого, на следующий день выйти на работу и выполнить ее в рамках человеческих норм?

После этого я перестал удивляться тому, что у нас в цеху по утрам встречаются неадекватные люди. С блестящими глазами, висящими соплями, засыпающие, присев куда-нибудь, и идущие в противоположную сторону вместо той, куда им сказали. Кроме того, они путали материалы и химикаты, а бригадир, который как и все мы понимал, почему это происходит, отводил глаза в сторону и старался дать им работу полегче. Ну так, чтобы ничего сильно не испортили. К первому брейку, эти люди, если так можно их назвать, приходили в себя, и начинали стонать, как же они плохо себя чувствуют. Скорее бы конец рабочего дня, чтобы вернуться домой и прилечь в кровать. Однако после ланча, видимо окончательно протрезвев, они ждали конец рабочего дня еще больше. Чтобы поскорее снова пойти в паб.

Тем временем, моя подруга, сидя на острове, искала варианты с квартирой. Не знаю как в центре материка, но здесь на юге, найти жилье сходу практически нереально. Ты приезжаешь на работу, поступаешь на неё, и тебе естественно надо где-то жить. Получить жилье в аренду через агентство невозможно. Потому, что у тебя нет постоянного контракта и ты работаешь как временный работник. Соответственно, аренду тебе не дают. Всё, что ты можешь, это искать жилье через частные объявления в газетах или в польских магазинах. В них есть доска объявлений и есть предложения комнат. Но даже, если ты что-то найдешь, тебе необходимо внести депозит за несколько месяцев вперёд, и смириться с тем, что в ближайшем обозримом будущем, за 70-80 фунтов в неделю, тебя ждёт общая кухня, общий душ и общий туалет. А комнатка будет размером с собачью конуру. Исходя из того, что у подруги было двое детей, нам нужна была квартира с двумя спальнями. Во-первых, нас было четверо, а во-вторых, она хотела подавать на госжилье. А там всё очень просто. Если ты намеренно снимешь маленькую площадь (а в вопросе с детьми оговорен минимум), то тебе не то что ничего не дадут, а еще и накажут за мошенничество с государством. Считается, что ты преднамеренно делаешь это, чтобы получить дополнительные баллы, и поднять свой статус в очереди на получение жилья. Кроме всего прочего, есть ещё одна проблема. Здесь мало кто хочет сдавать квартиру или дом, семье с маленькими детьми. По их законам, нельзя выставить на улицу маленьких детей, даже если их родители не платят аренду. Поэтому агентства и лэндлорды (владельцы недвижимости), как правило, отказывают семьям, где есть маленькие дети. Они лучше пустят кого-то с собакой или кошкой. Потому что с собакой или кошкой выгнать можно, а с детьми нет.

В общем с горем пополам нашли квартиру. Я подписал бумаги и получил ключи. Это была минута счастья. Я рванул в супермаркет и накупил всего чего только можно. Начиная с продуктов и заканчивая сковородками и кастрюлями. Боже мой, какой же вкусной была яичница с беконом, пожаренная на нормальной кухне!!!

Тем временем, на заводе кипела работа. Заказов было невпроворот. Только что закончилось Лондонское бот шоу. Завод работал 24 часа в сутки. Мы вкалывали с 6 утра до 6 вечера. А в 6 вечера приходила ночная смена и работала до 6 утра. Благо, теперь квартира находилась ближе чем отель, и идти до работы надо было всего 25 минут. Поэтому, можно было поспать немного дольше. А еще был нормальный душ, широкая кровать и холодильник с нормальной едой.

Наконец-то приехала подруга. Она привезла все наши вещи, и в доме появилась нормальная посуда и бельё. Она сразу же познакомилась с соседкой с нижнего этажа. Англичанкой, которая жила со своим сыном и считалась одинокой мамой, не смотря на то, что ее бойфренд регулярно её посещал. Через пару месяцев, у соседки пропал автомобиль, который всё время стоял рядом с нашим. Когда мы поинтересовались где он, выяснилось что автомобиль на штрафной стоянке, и в ближайший год, он ей не понадобится. Потому, что её на год лишили прав за езду в пьяном виде. Видимо хозяин паба успел позвонить в полицию. Очень скоро, Света начала, время от времени, угощать соседку нашей едой, совершенно нехарактерной для Англии. Благо и я и она хорошо готовили. Очень многие наши говорят, что англичане не едят то, что едим мы. Это неправда. Они едят, и еще как, но только тогда, когда ты даешь им это все горячим и на тарелке. Еще и нахваливают. Соседка всегда говорила, что нам нужно открыть свой ресторан. А однажды, когда я приготовил жареную квашеную капусту с варёной картошкой и запечённой свиной ногой, её бойфренд слопал всё, что было на тарелке, пока она ходила за второй вилкой.

Продолжение рассказа о создании своего бизнеса, еще работе и причинах возвращения на родину сделаю другим постом

Источник: freecity.лв

Аватар

Да уж

T

хочется рассказа реальных людей о верфях в россии это будет весело даже в сравнении с ужасно тяжелой жизнью бизнесмена в англии

T

E

У меня одноклассница уже давно замужем за англичанином. даже гражданство получила. Так вот. он не ест ее стряпню, а она очень вкусно готовит. Он жрет фаст-фуд.

Аватар

ООчень много моих знакомых из Эстонии на этих рыбных заводах.. знаете, в Эстонии тоже эти рыбные заводы, оч тяжелая работа, но в ЮЦ и Ирландии платят по-другому.. они в отпуск в Эстонию королями приезжали.. сами они там буквально выживали, зато их дети уже получали образование и что-то могли..