В своем романе "Анна Каренина" Толстой описывает светскую жизнь Москвы и Петербурга. В те времена в 1870-е годы, многие представители столичного высшего  света находились под влиянием барона Редстока, английского аристократа и протестантского  баптистского священника. У Толстого есть любопытный сюжет, в котором Стива Облонский брат Анны Карениной, прибыл в Петербург, добиваться для себя новой должности и хлопотать о разводе для сестры. Шурин Стивы, Каренин,  принимает вероучение редстокистов в момент своего глубокого психологического упадка. И в час самого унылого отчаяния, когда Каренин был бы рад любому утешению, появляется графиня Лидия Ивановна, которая заверяет его в своей дружбе и побуждает его искать поддержки в любви: "Опора наша есть любовь, та любовь, которую он [Христос] завещал нам... . В нем одном мы найдем спокойствие, утешение, спасение и любовь". Хотя в прошлом Каренин и отвергал это новое "восторженно-мистическое настроение", теперь он увлекся им и обрел успокоение в возвышенных речах графини. 

Толстой критически глазами москвича Облонского описывает эту удушающую религиозную атмосферу,  разговор на религиозную тему в салоне Лидии Ивановны становится более напряженным, когда графиня заявляет, что настоящий верующий не имеет греха, что грех уже искуплен. Облонский, вспомнив фразу из катехизиса, ответил: "Да, но вера без дел мертва". На что тут же последовало возражение: "Вот оно, из послания апостола Иакова", — сказал Алексей Александрович [Каренин], с некоторым упреком обращаясь к Лидии Ивановне, очевидно как о деле, о котором они не раз уже говорили, — "Сколько уже вреда принесло ложное толкование этого места! Ничто так не отталкивает от веры, как это ошибочное толкование. "У меня нет добрых дел, следовательно, я не способен верить', тогда как так нигде не сказано. А сказано обратное". "Трудиться для Бога, трудами, постом спасать душу, — с выражением презрения сказала графиня Лидия Ивановна, — это дикие понятия наших монахов...". "Мы спасены Христом, пострадавшим за нас. Мы спасены верой", — одобряя взглядом ее слова, подтвердил Алексей Александрович. В подтверждение своих взглядов Лидия Ивановна принесла английские книжки "Спасенный и счастливый" и "Под покровом" (названия очевидно придуманные автором), в которых описано, какое счастье и блаженство человек может получить от веры.

Практический результат этой "истинной веры" проиллюстрирован Лидией Ивановной на примере несчастья Марии Саниной, которая потеряла своего единственного ребенка: "Она была в отчаянье. И что же вы думаете? Она нашла этого друга, и она благодарит теперь Бога за смерть своего ребенка. Вот счастье, которое дается верой!" Мысль о том, что Мария Санина рада смерти своего ребенка, ошеломила Облонского и вызвала у него отвращение, — чувства, которые без сомнения разделял сам Толстой. То же, по замыслу автора, должен ощутить и читатель романа.

В конце главы Облонский с большой радостью покидает эту религиозную компанию. Пародоксом и насмешкой судьбы является тот факт, что в последствии ближайшим другом и учеником Толстого станет В.Г. Чертков, а сам Л.Н. будет отлучен от Православной церкви. Матушка Черткова была ярой баптистской и познакомила высший свет Петербурга с Редстоком.

Елизавета Ивановна Черткова, урожденная графиня Чернышева-Кругликова, была очень влиятельной женщиной в петербургских аристократических кругах. Ум, красота, властность выделяли ее в высшем свете. Ее дядя, граф Захар Чернышев, был декабристом, сосланнным в Сибирь. Ее тетка была замужем за другим декабристом, Никитой Муравьевым, и последовала за мужем в ссылку. Ее рано начали вывозить в свет, и на первом же придворном балу Николай I задал юной красавице испытующий вопрос о ее дяде. Она смело ответила царю, что сохраняет к дяде самое сердечное отношение. В результате ее уважали при дворе. Александры II и III запросто приезжали к ней и ее мужу без охраны. Но когда ей предложили сделаться статс-дамой, она отказалась. Через несколько лет после замужества она вовсе отошла от светской жизни, найдя себя в религии и став последовательницей модного проповедника лорда Редстока. Кстати, мужем ее сестры был полковник Пашков, которого она познакомила с Редстоком, таким образом посодействовав возникновению в России секты «пашковцев».

Пашков, отставной гвардии полковник и владелец большого состояния, продолжил дело своего религиозного учителя.  В 1877 г. Пашкову запрещено было устраивать религиозно-назидательные беседы; в 1878 г. церковной власти поручено было увещевать Пашкова и его единомышленников оставить свое заблуждение и вернуться в лоно православной церкви. Лишенный возможности действовать в СПб., Пашков перенес свою проповедь во внутренние губернии, где расположены многочисленные его имения, главными образом - в село Крекшино Звенигородского уезда Московской губернии. Все закончилось тем, что Пашкова и его ближайших соратников: графа М.М.Корфа, чей отец сделал блестящую карьеру при Николае I и был одноклассником Пушкина по царскосельскому лицею и графа Алексея Павловича Бобринского, праправнука Екатерины второй и экс-министра путей сообщения выслали из России до конца их жизни. Вот такая вот краткая история великосветского сектантства.

Подпишитесь на наш
Блоги

Великосветское сектантство

12:00, 15 июля 2015

Автор: elleni

Комменты 5

Аватар

блин, терпеть не могу проповедников и всякие религиозные наставления, типа вот такой Лидии Ивановны.. как же я ее ненавидела в романе.. эта фальшь, это лживое благочестие.. бла,бла,бла.. а на деле сплошное паразитство.. прибила б. спасибо за пост, познавательно!

Аватар

не самый приятный персонаж

Аватар

Помню эту сцену. Как же меня бесила Лидия Ивановна!

Аватар

мне показалось когда читала что Толстой "намекал" что лучше жену выбирать по возрасту, тогда и миру в семье больше.

Подождите...