меня информация повеселила - вот делюсь.

На Пасху на Руси существовал обычай. Как отмечается в этнографических описаниях, «крестьяне (обычно женщины) просили священника или дьячка поваляться на земле, чтобы"снопы были тяжелыми", "посевы тучными" и т.д.; если же священнослужители отказывались это сделать, их валили на землю и катали насильно».

"Например, многие ученые описывают обычай катать священника в полном облачении по ниве после жатвы, чтобы вернуть полю его силу рождать хлеб" 

"Как отмечается в этнографических описаниях, «крестьяне (обычно женщины) просили священника или дьячка поваляться на земле, чтобы "снопы были тяжелыми", "посевы тугными" и под.; если же священнослужители отказывались это сделать, их валили на землю и катали насильно»." (с) [Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря.С. 410]

Уроди Бог повальный хлеб (приговаривают, когда валяют, для урожая, попа по ниве). [Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.] О_о *вот тут я окончательно поняла что это не шутка.

Хватать дьякона, дьячка после молебна в Вознесенье в ржаном поле и, повалив их на землю, катать, чтобы снопы были высокие, тяжелые» (Калужская губерния); «Катать попа, пономаря. Хватать попа, пономаря после молебна и, повалив их на землю,покатать, чтобы лен уродился лучше (пасхальный обычай)» (Рязанская губерния) [Словарь русских народных говоров. Л., 1977. Вып. 13. С. 124]

Обычай этот батюшкам, понятное дело, не нравился, но что только за деньги-то не сделаешь... Например, многие ученые описывают обычай катать священника в полном облачении по ниве после жатвы, чтобы вернуть полю его силу рождать хлеб. А во время засухи, чтобы вызвать дождь, священника обливали водой. Вероятно, раньше что-то подобное делали с языческими жрецами. И священнику приходилось все это терпеть. Если же он шел на конфликт с прихожанами, то часто оставался при своем мнении, но и без пропитания. [Беседа со священником-этнографом протоиереем Александром ШАНТАЕВОМ и лингвистом-этнографом Еленой ЛЕВКИЕВСКОЙ]

Весной, как только озимые пойдут в рост, карелы приглашают священника в поле отслужить молебен. После молебна они хватают священника, валят его на землю и катают по озими. По представлению карел, это способствует такому получению урожая, что рожь от тучности зерна будет склоняться до земли, как теперь склоняются озимые под тяжестью священника. Священник мог доказать крестьянам тщетность такого мероприятия, но тогда крестьяне не стали бы приглашать его служить молебен, и он бы лишился добавочного дохода. Оказывается, что для священника лучше было кататься по озими, чем лишиться его. [Этнография тверских карел, Kegria paiva]

Сельский священник сам был из крестьянской среды и с детства впитал в себя те же бытовые правила. Например, многие ученые описывают обычай катать священника в полном облачении по ниве после жатвы, чтобы вернуть полю его силу рождать хлеб.

А во время засухи, чтобы вызвать дождь, священника обливали водой. Вероятно, раньше что-то подобное делали с языческими жрецами. И священнику приходилось все это терпеть. Если же он шел на конфликт с прихожанами, то часто оставался при своем мнении, но и без пропитания, так как экономически зависел от сельской общины. Хотя чаще всего для священника все эти ритуалы были привычной бытовой нормой. 

Источники:

 stcross.ру, ec-dejavu.ru ЖЖ absentis 

Подпишитесь на наш
Блоги

Катание (валяние) попа для хорошего урожая.

13:33, 7 мая 2015

Автор: aloia

Комменты 6

O

Представляете, что писали в своих отчетах о Руси западные средневековые послы про Россию видя этот обычай? )

G

повезло попам, что не Мексика у нас и племя не майя...)))

Аватар

Мне довелось однажды в очереди у Св.Матронушки слышать,как одна бабулька другой рассказывала, что, дескать, скоро праздник "день святого домового"))) У простых людей очень часто такая мешанина в голове из веры и суеверий...

Аватар

Представляю, схватить гундяя и по брусчатке повалять, чтобы бюджет богаче стал, а санкции меньше

Аватар

Хм, мне кажется, в рамках программы импортозамещения нам следуют взять это на вооружение.

Подождите...