Идея создания училищ для дочерей духовенства принадлежит сестрам Надежде Павловне Шульц (урожденная Шипова) и Елизавете Павловне Шиповой. Письмо сына Надежды Паловны подробно раскрывает обстоятельства рождения этой идеи.Из него следует,что в семью Шиповых был вхож  о.Михаил Разумовский,приезжавший за 30 верст из Чухломы давать мальчику уроки Закона Божьего."Отец Михаил был не только отличный священник  и законоучитель,но и умный,образованный и развитой человек....". Маменька и Елизавета Павловна любили о.Михаила,но не могли,когда бывали в Чухломе со мною, не поражаться резкою разницей между ним и его женою,в отношении образования и умственного развития.Жена его была доброй,заботливой хозяйкой,но не другом, с которым бы мог поделиться  своими впечатлениями и мыслями  - отдохнуть душой....Поэтому дома ему было скучно.

 Воспитанницы Веневского епархиального женского училища.

Это навело сестер ,получивших хорошее образование в Екатерининском институте,на мысль,что женам священников также необходимо  образование,но особое,религиозно-нравственное,отличное от того,какое тогда давали в женских институтах.Эта мысль была изложена в начале 1840 гг. в виде проекта программы и устава училища,которое хотела открыть в своем имении Надежда Павловна.

Домовая церковь при женском епархиальном училище.

В проекте подчеркивалось,что это ложны были быть особые учебные заведения,отличные по своим целям и задачам от институтов благородных девиц.Они должны были давать воспитание " вполне соответствующее их (воспитанниц) двоякому назначению: а) быть достойными супругами служителей церкви, б) быть достойными попечительными матерями,которые  воспитали бы детей своих в правилах благочестия и добронравия...".Выпускницы институтов благородных девиц ( как правило дочери богатых родителей) для этого не подходили.Их воспитывали для светской жизни.

Поэтому,по мнению авторов проекта,жен для сельских священников необходимо готовить из числа сирот или дочерей бедных священно- и церковнослужителей,которые знают и понимают быт и заботы сельского священника и псаломщика.Проект был реализован при участии великой княжны Ольги Николаевны.18 августа 1843г. были утверждены  устав и штат Училища для девиц духовного звания.22 октября 1843г. в Царском Селе состоялось открытие первого такого училища.

18 августа 1843 года император издал указ об основании училища: "Обращая Монаршее внимание Наше на священно церковнослужителей, не имеющих средств к приличному воспитанию своих дочерей, и желая, дабы оно совершалось согласно с прямым назначением духовного состояния и с истинными его потребностями, согласно уставам Нашей Православной Церкви. мы положили с сею целью в ведомстве С.-Петербургского Епархиального начальства образцовое Училище, которому состоять под Высочайшим покровительством Любезнейшей Супруги Нашей Государыни Императрицы Александры Феодоровны и под главным попечительством Любезнейшей Дщери Нашей Великой Княжны Ольги Николаевны"

Император Николай I и Императрица Александра Федоровна.

Открытие училища состоялось 22 октября 1843 года в присутствии императора Николая I, императрицы Александры Федоровны, Великой княжны Ольги Николаевны и других членов императорской семьи. На должность начальницы училища была приглашена Надежна Павловна фон-Шульц, ставшая на долгие годы его душой, главным организатором учебного процесса и досуга воспитанниц. Это училище являлось первым подобным училищем в России, за исключением небольшого Филаретовского училища в Москве.

Кроме предметов общего образования: Закона Божьего, всеобщей истории, истории русской литературы, педагогики, живописи, пения и др., училищному начальству было поручено обучать воспитанниц рукоделию, домашнему хозяйству, занятиям на огороде, птичьем и скотном дворе, давать понятия о воспитании детей, об уходе за больными и свойствах врачебных растений, находящихся в отечестве. В конце 1860-х годов в училище стали преподавать физику и естественную историю.  

В первые три десятилетия своего существования училище состояло из трех двухгодичных классов (низший, средний и высший), по 30 девочек в каждом из них. С 1888 года училище было преобразовано в шестиклассное, с увеличением числа воспитанниц до 180; а с 1908 года в семиклассное, с увеличением числа воспитанниц до 215-ти.  Начиная с 1871 года выпускницам Духовных училища, в случае успешного окончания курса, присваивается звание домашней учительницы. 

Училище содержалось на средства Святейшего Синода.  Для бесплатного содержания некоторых учениц существовали многие частные стипендии. Все ученицы числились  полными пансионерками (постоянно проживали в училище).Большинство выпускниц училища посвящали свою жизнь педагогической деятельности. Многие открывали школы у себя дома или занимали должности учительниц в разных школах, в основном сельских. Есть воспитанницы, которые занимались педагогической деятельностью более 50-ти лет. 

Воспитанницы Пензенского Епархиального женского училища. 1908 год. В училище были заведены строгие порядки: воспитанницы не могли покидать территории училища; воспитательницы  надзирали за ученицами и обучали их грамоте; учительницы рукоделия  не только обучали кройке и шитью, но имели обязанность нести "постоянный надзор за воспитанницами, быть вечером и утром при молитве их и со старшими из них спать в одной спальне, для присмотра за ними во время ночи".

Лист из альбома выпуска Самарского епархиального женского училища
Самара, 1911г. Преподавательницы училища:
-музыки- М Богданович
-А М Грифцова
-Феликсова
-С А Кастровская "Стол  у воспитанниц - самый скромный и незатейливый":  чёрный хлеб, картофель,  крупа гречневая, пшено, горох, огурцы; рыба и мясо бывали изредка, чай и белый хлеб - только для больных. При недостаточном питании и санитарно-гигиенических условиях девочки часто болели. Тем не менее, принятые в училище были счастливы: в течение 6 лет их не только содержали, но учили и воспитывали, а по окончании курса устраивали в замужество.

Выпускницы Рязанского епархиального женского училища.Рязань, 1915г.

ПРАВИЛА поведения в учебном заведении XIX века:

1. Живущие в общежитии при училище, встают в 6 1/2, умывшись, одевшись и прибравши свои кровати, идут в назначенную комнату, где слушают утренние молитвы.2. Время после молитвы, до 8 утра назначается на чай и завтрак, после чего воспитанницы готовятся к урокам. Примечание: завтракать непременно должно в столовой, приносить хлеб, пироги и др. съестное в спальни и классные комнаты воспрещается.3. В класс воспитанницы должны являться за 1/4 часа до начала урока, с необходимыми ученическими принадлежностями. Приносить вещи и книги, не относящимися к учебным занятиям, не дозволяется.4. В классе воспитанницы занимают определенные места, которые не должны менять по собственному произволу.5. Выход из класса во время урока не дозволяется, за исключением крайней необходимости, и то не иначе, как с дозволения надзирательницы.6. Перед началом урока и по его окончании дежурная воспитанница благоговейно читает молитву…9. Во время урока воспитанницы обязаны сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь, и отнюдь не должны разговаривать или шептаться, подсказывать друг другу и отвечать самовольно без спроса.10. Не иначе, как вставая, воспитанницы должны давать преподавателю ответы, даже и самые короткие.11. При входе в класс во время урока почетного посетителя, воспитанницы должны встать и поклониться вошедшему и не садиться до тех пор, пока не получат на то позволения…14. По окончании уроков в 2 часа воспитанницы чинно, неспешно идут в столовую.15. Время после обеда и до 4-х часов воспитанницы употребляют на отдых, в хорошую погоду - на прогулку на чистом воздухе в сопровождении воспитательниц…18. Если после отдыха и прогулки, и приготовлением уроков, остается свободное время, то они занимаются чтением книг, одобренных преподавателями училища…22. Учебный день воспитанницы заканчивают общей вечерней молитвой в 9 3/4 часа и после нее отправляются в спальные комнаты и ложатся спать каждая на назначенную ей кровать. Не дозволяется держать при себе огня и, чем бы то ни было, нарушать тишину…24. Во все воскресные и праздничные дни воспитанницы должны присутствовать при богослужении в храме. Идут они в церковь и обратно в должном порядке, в церкви становятся рядами в назначенные места для каждой и стоят чинно, слушая с искренно сердечным расположением и благоговейным вниманием, отнюдь не позволяя себе разговора и смеха…26. Все воспитанницы должны в точности соблюдать все посты и исповедоваться…33. Письма получаются и отсылаются воспитанницами с ведома начальницы.36. Воспитанницам, отпущенным на время домой из заведения, строго воспрещается посещение театров и всякого рода публичных увеселительных мест».

Преподаватель математики Исаев.И.

Учитель истории С.Д.Яхонтов.

Преподаватель Закона Божия и славянского языка в 1-4 классах, священник градской Тихвинской церкви Аркадий Григорьевич Юдин.

Штатный преподаватель физики , арифметики, алгебры и геометрии, действительный студент математического факультета Императорского университета Св. Владимира, Валериан Григорьевич Калиновский.

Преподаватель природоведения в 5-м и 6-м классах Василий Васильевич Завьялов.

Учительница русского языка в 1-3 классах и гражданской истории во 2-3 классах Александра Васильевна Парабучева.

Учитель чистописания, титулярный советник Иван Филиппович Леонтьев.

Учитель французского языка во 2-м основном и 2-м параллельном классах, преподаватель местной Духовной семинарии Алексей Андреевич Покровский.

Учительница русского языка в 1-3 параллельных классах Агриппина Гавриловна Михайлова-Дойникова, окончившая курс Астраханского епархиального женского училища.

К.Э. Циолковский - учитель Калужского епархиального женского училища в 1908/1909 учебном году. 

Экзамен в Красноярском Епархиальном женском училище

Экзамен в Красноярском женском Епархиальном училище.

Рязанское Епархиальное женское училище. На уроке музыки. 

Рязанское Епархиальное женское училище. На уроке рисования.

Фотографии выпускниц Рязанского Епархиального женского училища.

Выпускница Рязанского женского Епархиального училища  Смирнова Любовь Дмитриевна  с мужем Сперанским Николаем Стефановичем.

Сперанский Николай Стефанович родился 14 октября 1886 года в семье священника в с. Шарапово Егорьевского уезда Рязанской губернии. После окончания гимназии он поступил в Рязанскую Духовную семинарию, которую окончил в 1911 году, тогда же в Рязани рукоположен в священники на рукоположение Николая во священники. 
В 1914 году отца Николая призвали в армию полковым священником. После возвращения с войны стал настоятелем храма в Шарапове и благочинным округа. 
С 1929 по 1931 годы вместе с женой и малолетними детьми находился в ссылке. Дом в родном селе был конфискован. 
В 1937 году по клеветническому доносу отец Николай был арестован НКВД и осужден. В 1941 году его хотели досрочно освободить из заключения ввиду болезни. Готовя документы на освобождение, чекисты спросили: «Сперанский, ты освобождаешься. Скажи, что будешь делать на воле?» — «Как что? — ответил отец Николай. — Буду служить Богу». Его вернули в барак, и он был вновь осужден – на десять лет. 
Долгие четырнадцать лет провел протоиерей Николай Сперанский в лагерях, только в мае 1951 года смог вернуться в Шарапово, но едва вошел в дом, как пришли представители власти и объявили, что жить ему здесь запрещено и он должен уехать в течение 24 часов. Семье Сперанских пришлось покинуть родные места. 
С 1951 года отец Николай служил настоятелем храма в селе Ардабьево Касимовского района Рязанской области. 

Смирнова Лидия Сергеевна05.03.1889дочь священника сЧарус Касус мужем Смирновым Петром Федоровичем.    

Подпишитесь на наш
Блоги

Епархиалки.

01:32, 25 марта 2014

Автор: vassa_j

Комменты 8

Аватар

С интересом рассматривала естественные лица, прекрасные волосы, одежду девушек и женщин тех времен.Глаза радовались и отдыхали от их неиспорченности.Спасибо автору!

Аватар

Отличный пост! Спасибо автору!

I

Спасибо, очень интересно!

Аватар

Интересный пост,спасибо Вам!

Аватар

Очень интересный пост, спасибо большое! Лидия Сергеевная с последней фотографии красивая какая

Подождите...