Записала для себя цитаты из книги 1863 года учения о бессмертии души, природы духов и их отношениях с людьми, нравственных законов, жизни нынешней и грядущей 68. Какова причина смерти у существ (органических)? "Истощение органов." Можно ли сравнить смерть с остановкой движения в разлаженной машине? "Да, если машина плохо собрана, двигатель выходит из строя; если тело немощно, жизнь уходит из него." Почему разум не всегда безупречный водитель? "Он был бы безупречен, если бы не был извращен дурным воспитанием, гордыней и эгоизмом. Инстинкт не рассуждает: разум оставляет возможность выбора и наделяет человека свободою воли" Возвращение от жизни телесной к жизни духовной § 32. Душа после смерти149. Чем становится душа в мгновенье смерти? "Она вновь становится духом, т. е. она возвращается в мир духов, коий ненадолго покинула." - Душа ничего не уносит с собой отсюда? "Ничего, кроме воспоминаний и желания идти в мир лучший. Эти воспоминанья полны сладости или горечи в зависимости от применения, которое она дала своей жизни. Чем чище она, тем более понимает пустячность всего оставляемого ею на земле." 152. Какое мы можем иметь доказательство индивидуальности души после смерти? "Разве не имеете вы этого доказательства в получаемых вами сообщениях? Если вы не слепы, то увидите; и если не глухи, то услышите, ибо весьма часто некий голос вещает вам, открывая перед вами бытие иного существа вне вас." § 33. Отделение души от тела154. Отделение души от тела, мучительно ли оно? "Нет, зачастую при жизни тело страдает более, нежели в миг смерти: душа здесь ни при чем. Страдания, кои иногда испытывают в мгновенье смерти, суть радость для духа, который прозревает конец своему изгнанию."В смерти естественной, той, что производится чрез истощенье органов вследствие возраста, человек оставляет жизнь, сам того не замечая: это светильник, угасающий из-за, отсутствия топлива. 155. Как осуществляется отделение души от тела? "Как только нити, привязывавшие ее, обрываются, она освобождается." - Отделение, производится ли оно мгновенно и резким переходом? Есть ли какая разделительная черта, четко проведенная между жизнью и смертью? "Нет, душа высвобождается постепенно, а не вылетает, как пленная птица, внезапно выпущенная на свободу. Оба этих состоянья соприкасаются и смешиваются; таким образом дух мало-помалу освобождается от своих пут: они развязываются, но не разрываются." 160. Сразу ли дух встречает тех, кого он знал на земле и которые умерли до него? "Да, по привязанности, которую он питал к ним и какую они имели к нему: часто они приходят встретить его при возвращении его в мир духов, и они помогают ему высвободиться из лохмотьев материи; здесь оказываются также и многие из тех, кого он потерял из виду на время своего пребывания на земле;он видит тех, что свободны: тех же, что воплощены, он отправится навестить." Множественность существований§ 35. О перевоплощении 166. Каким образом душа, вовсе не достигшая совершенства за время телесной жизни, может завершить свое очищение? "Подвергшись испытанию новым существованием." - Каким образом душа достигает этого нового существования? Чрез свое преобразованье как духа? "Душа, очищаясь, без сомнения, претерпевает преобразование, но для этого ей нужно испытание телесной жизнью." - Душа, стало быть, проводит в. теле не одну жизнь, а несколько? "Да, у нас у всех несколько жизней. Те, кто говорят противное, хотят удержать вас в неведении, в котором пребывают сами; это лишь их желание." - Из этого принципа, по-видимому, следует, что душа, покинув одно тело, берет себе другое: иначе говоря, вновь она воплощается в ином теле: так ли это? "Без сомнения, так." 167. Какова цель перевоплощения? "Искупление, постепенное улучшение человечества; без этого о какой справедливости могла бы идти речь?" 168. Существует ли Предел тому числу жизней, которые дух проводит в теле, или же он' перевоплощается вечно? "В каждой новой своей жизни дух делает еще один шаг по пути прогресса; когда он освободился от всех своих нечистот, у него больше нет нужды в испытаниях телесной жизни." § 37. Воплощение в разных мирах 172. Все ли наши телесные существования проходят на Земле? "Не все; некоторые вы проводите в других мирах. Та жизнь, что проходит здесь, не бывает ни первой, ни последней, и она наиболее матерьяльна и наименее близка к совершенству." 173. Переходит ли душа при каждом новом существовании из одного мира в другой, или же она может провести несколько существований на той же самой планете? "Она может несколько раз рождаться на той же самой планете,если она недостаточно продвинута для того, чтобы перейти в мир иерархически более высокий." - Стало быть, мы можем по нескольку раз появляться на Земле? "Вполне." - Можем ли мы вернуться сюда опять, после тоге как жили в иных мирах? "Разумеется, вы могли уже жить где-либо еще и теперь вернуться на Землю." 174. Является ли это необходимостью - родиться вновь на Земле? "Нет, но если вы не продвигаетесь, вы можете тогда попасть в какой-нибудь другой мир, который не стоит большего и даже может оказаться хуже этого." 175. Есть ли какое-либо преимущество в том, чтобы вновь родиться на Земле? "Никакого особого преимущества в этом нет, если только возвращение это не имеет целью какое-то особое задание; тогда есть продвижение, как, впрочем, и в любом ином месте." - Значит, есть такие люди, которые на Земле впервые? "И таких много, и уровень их различный." 179. Все ли существа, обитающие в одном мире, достигают одинаковой степени совершенства? "Нет; это как и на Земле: есть среди них более или менее продвинувшиеся." 180. Сохраняет ли дух, переходя из этого мира в другой, тот ум, какой он имел здесь? "Разумеется, ум не утрачивается им, но у него может не быть тех же средств, чтобы проявить его: это зависит от степени его превосходства и состояния тела, которое он возьмет себе." 181. Походят ли тела существ, живущих в иных мирах, на наши? "Конечно же, у них есть тела, потому что нужно, чтобы дух был одет материей, иначе он не сможет воздействовать на материю; но оболочка эта матерьяльна в большей или меньшей мере согласно степени чистоты, которой достигают духи: и это то, что составляет различие между мирами, в которых нам предстоит побывать, ибо много жилищ у Отца нашего и различен уровень их. Только одни знают об этом и сознают это уже на Земле, тогда как другие ничуть на них не похожи." 184. Имеет ли дух возможность выбирать, в каком новом мире он будет жить? "Не всегда; но он всегда может попросить об этом, и может этого добиться, если того заслуживает: ибо миры доступны духам лишь в согласии со степенью их собственной развитости." - Если же дух ни о чем не просит, что определяет тогда, в каком мире он будет воплощен? "Степень его развитости." 185. Остается ли уровень физического и нравственного состояния живых существ на каждой планете постоянным? "Нет, миры также подчинены закону прогресса. Все, будучи в низшем состоянии, начинали с того же уровня,что и у вас.И Земля Также претерпит подобные преобразования,она станет земным раем,когда люди станут хороши."Так расы,населяющие сегодня Землю, однажды исчезнут, замещенные существами все более совершенными. Эти грядущие расы придут на смену расе нынешней, равно как она сменила прочие, еще более грубые. 192. Возможно ли совершенством своего поведения прямо с этой жизни перешагнуть все промежуточные ступени и стать чистым духом? "Нет, ибо то, что человек считает совершенным, на самом деле далеко от совершенства: есть качества, кои ему неведомы и понять которые он не может. Он может быть настолько совершенен, насколько позволяет ему земная природа, но это не есть абсолютное совершенство. Так, ребенок, сколь бы одарен он ни был, должен пройти через юность, чтобы достичь зрелого возраста: так же больной переживает выздоровление, прежде чем восстановит свое здоровье. И затем, дух должен расти в знании и нравственности; если он развивался лишь в одном направлении, то нужно, чтобы он развивался и в другом, для того, чтобы oдостичь вершин иерархии. Но чем более человек продвигается в нынешней своей жизни, тем менее долгими и мучительными будут для него последующие испытания." - Может ли человек в этой жизни обеспечить себе последующее существование хотя бы менее исполненным горечи? "Да, без сомнения, он может сократить длину и трудности пути. И только пустой, ветреный, человек всегда оказывается в той же самой точке, из которой он вышел." 193. Может ли человек в новых своих существованиях спуститься на более низкий уровень, нежели тот, что был у него ранее? "По социальному положению. -да: но по духовному - нет." 196. Поскольку духи могут улучшиться, лишь претерпевая терзания телесного существования, то из этого следует, что жизнь в матерьяльном мире есть своего рода прохождение чрез сито или очистка, которую должны пройти существа мира духовного, дабы достичь совершенства. Так ли это? "Да, именно так. Они должны делаться лучше в своих испытаниях, избегая зла и творя добро. И после нескольких воплощений или Последовательных очищений достигают они, за время более или менее долгое(что находится в полном согласии со степенью прилагаемых ими усилий), той цели, к которой стремятся." -Тело ли влияет На дух, чтобы улучшить его, или же это дух влияет на тело? "Твой дух - это все; твое тело - лишь одежда, коия изнашивается и истлевает; только и всего." 198. Если ребенок умирает в раннем возрасте, то он не мог совершить зла: значит ли это, что дух его принадлежит к высшим ступеням? "Если он совсем не сделал зла, то он не сделал и добра, и Бог не освобождает его от испытаний, через которые он должен пройти. Если он действительно чист, то не потому, что он был ребенком, но потому, что был более продвинут." 199. Почему жизнь так часто обрывается еще в детстве? "Время жизни ребенка для духа, который воплощен в нем, может быть дополнением к предыдущему существованию, прерванному ранее назначенного срока,а смерть его, помимо того, зачастую испытание, или искупление для родителей." - Что становится с духом ребенка, умершего в раннем возрасте? "Он начинает опять новое существование." § 40. Пол среди духов 200. Обладают ли духи полом, т. е. делятся ли они, как люди, на мужчин и женщин? "Совсем не в том смысле, как вы это понимаете, ибо у вас пол определяется строением вашего организма. Между духами также есть любовь и симпатия, но основываются они на сходстве чувств и мыслей." 201. Дух, оживлявший тело мужчины, может ли он в новом своем воплощении оживить тело женщины, и наоборот? "Да, те же самые духи одухотворяют то мужчин, то женщин." 202. В состоянии духа человек предпочитает воплощение в каком теле: в мужском или женском? "Для духа это маловажно; сие определяется испытаниями, которым он должен подвергнуться."Духи воплощаются как мужчинами, так и женщинами, потому что сами по себе они бесполы. Так как они должны развиваться всесторонне и во всех направлениях, то каждый пол,, равно как и каждое общественное положение, предлагает ям свои особые испытания и обязанности, а также дает возможность набраться необходимого опыта. Тот, кто всегда был мужчиною, смог бы знать лишь то, что знают мужчины, и не более того.Но это еще далеко новее,что следует знать. § 41. Родство. Родственные связи 203. Передают ли родители детям своим часть своей души или же они лишь сообщают им животную жизнь, к каковой новая душа позднее добавит жизнь нравственную? "Одну только животную жизнь, ибо душа неделима. У глупого отца могут быть умные дети, и наоборот." 205. По мнению некоторых, учение о перевоплощении разрушает семейные узы тем, что выводит 'их за пределы нынешнего существования. "Оно расширяет их, а не разрушает. Так как родство основано на предшествующих привязанностях, то узы, соединяющие членов одной и той же семьи, становятся от того лишь более прочными. Это учение усиливает чувство братства между людьми, поскольку в вашем соседе или в вашем слуге может находиться дух, ранее состоявший с вами в кровном родстве." - И все-таки оно уменьшает ту значимость, каковую некоторые склонны придавать своему родству, поскольку отцом может оказаться дух, ранее принадлежавший совсем к иному роду или иному сословию. "Это так, но подобная значимость зиждется лишь на гордыне: большинство людей почитает в своих предках их титулы, знатность, богатство. Иной устыдятся, имея предком честного сапожника, и горд тем, что происходит от распутного дворянина. Но не в их власти помешать тому, что есть, ибо Бог устроил законы природы не по их тщеславию." 208. Имеет ли дух родителей влияние на дух ребенка уже после его рождения? "Он имеет на него очень большое влияние; как мы сказали, духи призваны содействовать прогрессу друг друга. Так вот! Дух родителей предназначен развить дух своих детей через воспитание: это святая обязанность родителей, и если они с ней не справятся, они виновны." Относительность счастья и несчастья 920. Может ли человек обладать на Земле полнотой счастья? "Нет, поскольку жизнь была дана ему как испытание или искупление; но от него зависит смягчить свои беды и быть настолько счастливым, насколько это только возможно на Земле" 921. Мы понимаем, что человек будет счастлив на Земле, когда человечество преобразится; но пока этого нет, может ли каждый обеспечить себе относительное счастье? "Человек чаще всего кузнец своего несчастья. Но претворяя закон Божий на деле, он избавляет себя от множества зол и создает себе такое счастье, какое только возможно в пределах грубого физического существования."Человек, действительно проникшийся своей будущей судьбой, в своей телесной жизни видит лишь временное пристанище. Для него это минутная остановка в скверной гостинице: он легко утешается по поводу некоторых преходящих неудобств этого путешествия, которое должно привести его к положению тем лучшему, чем лучше он к положению этому заранее подготовится.Еще при жизни мы наказываемся за нарушение законов физического существования болезнями, каковыесуть последствия этого нарушения и наших излишеств. Если мы шаг за шагом вернемся к истоку того, что мы называем своими земными несчастьями, то увидим, что они в большинстве своем последствие первого отклонения с прямого пути. Через это отклонение мы вступили на дурной путь и от следствия к следствию впадаем в несчастье. 925. Почему дарами фортуны (богатством, например) Бог одаривает тех, кто, судя по всему, этого не заслужили? "Это выглядит дарами и милостью лишь в глазах тех, кто не видит ничего, кроме наличествующего мига; но знай, что богатство есть испытание зачастую более опасное, нежели нищета." 927. Излишек, определенно, не является составляющей счастья, но этого нельзя сказать о необходимом: И разве не реально несчастье тех, кто лишен этого необходимого? "Человек подлинно несчастен тогда, когда у него нет необходимого для жизни и здоровья тела. Это лишение происходит, может быть, по его же вине, и тогда он должен пенять лишь на самого себя: если же оно по вине другого, ответственность падает на того, кто является его причиною." 928. Различием естественных задатков Бог явно указывает нам на наше призвание в этом мире. Не происходят ли многие беды от того, что мы не следуем этому призванию? "Правильно, и зачастую именно родители из гордыни либо по скупости уводят своих детей с пути, намеченного природою, и этим перемещением разрушают их счастье; за это они будут держать ответ." - Вы, таким образом, находите справедливым, чтобы сын человека, поставленного в обществе высоко, тачал, к примеру, сапоги, если у него имеются задатки для этого занятия? "Не нужно ни впадать в глупость, ни что-то преувеличивать: у цивилизации свои необходимости. Почему бы сын человека высокопоставленного стал, как ты говоришь, тачать сапоги, если он может делать и что-то другое? Он всегда сможет принести пользу по мере своих способностей, если они не применяются во вред. Так, например, вместо того,чтобы быть плохим адвокатом,он мог бы быть отменным инженером и т.д." Перемещение людей из их интеллектуальной сферы, безусловно, является одной из частых причин разочарования. Непригодность к избранному поприщу - один из неиссякаемых источников уныния; затем добавившееся к тому самолюбие препятствует человеку, потерпевшему неудачу, искать источник существования в какой-либо более скромной профессии и указывает ему на самоубийство, как на самое действенное средство избежать того, что он считает для себя унижением. Если бы только нравственное воспитание поставило его выше глупых предрассудков гордыни, то его никогда бы нельзя было застать врасплох. 929. Есть люди, совершенно обездоленные даже тогда, когда изобилие царит кругом их, и перспективой имеющие лишь смерть: какое решение нужно им принять? Должны ли они позволить себе умереть с голоду? "Никогда не должно иметь мысли позволить себе умереть с голоду: всегда можно было бы найти средство прокормиться, если бы гордыня не встревала между нуждой и трудом. Часто говорят: "Никакой работы не надо стыдиться. Не ремесло порочит". Но говорят это о других, а не о себе." 932. Почему в миру влияние злых часто берет верх над влиянием добрых? "Это происходит по слабости добрых; злые интригуют и нападают, добрые в нерешительности; но как только эти последние того пожелают, они возьмут верх." 862. Есть люди, у которых ничего не получается и которых словно преследует злой рок во всех начинаниях: ведь можно же назвать это неизбежностью? "Это действительно неизбежность, если ты хочешь это так назвать; но она связана с выбором рода существования, потому что эти лица пожелали себе в качестве испытания жизнь, полную разочарований, дабы дать упражнение своему терпению и смирению. Однако не думай, будто эта неизбежность абсолютна; она часто есть результат того, что люди пошли неверным путем, и никак не связана с их умом и склонностями. Кто хочет переплыть реку вплавь, не умея плавать, имеет много шансов утонуть: так же обстоит дело и с большинством событий в жизни. Если бы человек брался только за то, что соответствует его возможностям и умениям, то он почти всегда добивался бы успеха: губят его собственное самолюбие и тщеславие, заставляющие его сойти с пути своего и принять за призвание всего лишь желание удовлетворить определенные страсти. Ему это не удается, и в этом его ошибка; но вместо того, чтобы взять вину на себя, он предпочитает винить свою "звезду". Так иной был бы отменным рабочим и честно зарабатывал бы себе на жизнь, но он предпочел сделаться скверным поэтом и умереть с голоду. Места хватило бы для всех, если бы каждый умел занять место именно свое." 865. Как объяснить удачу, сопутствующую некоторым в обстоятельствах, когда ни воля, ни ум не играют роли: в игре, например? "Некоторые духи заранее избрали себе определенного рода удовольствия; удача, им сопутствующая, лишь искушение. Тот, кто выигрывает как человек, проигрывает как дух: все это испытание для его гордыни и скупости." 866. Уж не является ли также и сама судьба, распоряжающаяся, по видимости, нашей материальной участью, следствием свободы нашей воли? "Ты сам выбрал себе испытание.: чем более оно трудно, чем лучше ты его выдерживаешь, тем больше ты возвышаешься. Те, кто проводят свою жизнь в изобилии и человеческом счастье, суть духи трусливые, застывшие в своем развитии. Таким образом, число несчастных в этом мире значительно превосходит число счастливых, ведь духи в большинстве своем ищут "испытаний, которые были бы для них плодотворнее. Они слишком хорошо видят пустоту ваших почестей и наслаждений. Впрочем, жизнь действительно самая счастливая всегда в движении, всегда в напряжении, а не просто в отсутствии боли." 869. С какой целью будущее скрыто от человека? "Если бы человек знал будущее, он пренебрегал бы настоящим и не действовал бы с той же самой свободой, потому что его подчинила бы себе мысль о том, что если что-то должно произойти, то ему не надо заботиться об этом, либо же он стремился бы помешать этому. Бог не пожелал, чтобы было так; Он пожелал чтобы каждый мог содействовать исполнению того, что должно произойти, даже если бы человек и хотел противодействовать этому происходящему точно так же и ты сам, не подозревая того, подготовляешь события, которые произойдут в твоей дальнейшей жизни." 871. Поскольку Бог знает все, то Он знает также и то, выдержит данный человек свое испытание или нет: а коли так, то какова необходимость в этом испытании, поскольку оно не может сообщить Богу ничего такого об этом человеке, что не было бы Ему уже известно? "С таким же успехом стоило бы спросить, почему Бог сразу не создал человека совершенным; почему человек, прежде чем достичь поры возмужалости, должен пройти через пору детства. Испытание и не имеет целью просветить Господа о достоинствах данного человека, ибо Ему прекрасно известно, чего тот стоит и чего от него ожидать, но цель именно в том, чтобы предоставить человеку всю полноту ответственности за свои действия, ибо он волен совершать или не совершать их. Так как у человека есть выбор между добром и злом, то испытание это имеет целью подвергнуть его искушению злом и оставить за ним всю заслугу в сопротивлении ему: и хотя Богу прекрасно ведомо, выдержит человек или нет, в справедливости Своей Он не может ни наказать его, ни наградить за действие, им не совершенное." 908. Как определить тот предел,за которым страсти перестают быть добрыми или злыми? "Страсти подобны лошади, которая полезна, когда она объезжена и подчиняется хозяину, и опасна, когда она подчиняет хозяина себе. Так что считайте, что всякая страсть становится опасной с мига, как вы теряете власть управлять ею и как она имеет результатом своим какой-либо ущерб для вас или для других." Страсти суть рычаги, удесятеряющие силы человека и помогающие ему исполнять виды Провидения: но если вместо того, чтобы направлять их, человек позволяет им направлять себя, он впадает в крайности, и та самая сила, которая могла в его руках творить добро, обращается тогда против него и давит его. Все страсти имеют свое начало в каком-либо чувстве или природной потребности. 909. Всегда ли человек может победить свои дурные наклонности, если приложит к тому усилия? "Да, и порой даже слабые усилия: силы воли не хватает ему. Увы! сколь немногие из вас прилагают такие усилия!" 913. Какой из пороков можно рассматривать как коренной? "Мы уже много раз говорили, что это эгоизм: отсюда истекает все зло. Изучите все пороки - и вы увидите, что эгоизм присутствует в глубине каждого из них; вы тщетно будете бороться с ним, и вам не удастся искоренить их, покуда вы не посягнете на зло в его корне, покуда вы не уничтожите причину. Пусть же все усилия ваши стремятся к этой цели, ибо поистине язва общества здесь. Всякий, желающий еще в этой жизни приблизиться к нравственному совершенству, должен вырвать из своего сердца всякое эгоистическое чувство, ибо эгоизм несовместим со справедливостью, любовью и милосердием: он нейтрализует все прочие достоинства." 914. Поскольку эгоизм основан на чувстве личной выгоды, то представляется весьма затруднительным целиком вырвать его из сердца человеческого; будет ли это когда-нибудь достигнуто? "По мере того как люди будут просвещаться о вещах духовных, они будут придавать менее значения вещам материальным; и затем нужно преобразовать человеческие установления и учреждения, его поддерживающие и нагнетающие. Это зависит от воспитания и культуры." Позволю себе напомнить, что "эгоизм" значит по-русски не столько "самолюбие", сколько именно "себялюбие", т. е. любовь не к человеческому, личностному, но к животному в себе.

Подпишитесь на наш
Блоги

Интересно почитать

04:07, 5 июля 2012

Автор: Carolinaaa

Комменты 22

Аватар

Спасибо за пост, за эзотерикой будущее.......

X

Мне так всегда интересно,что же после смерти происходит и хочется верить ,что все-таки есть продолжение и мы сможем увидеть , тех кого любили...

Аватар

интересно.

O

Спасибо! Очень интересная тема.

Аватар

То что сейчас практически стало очевидным и нормой начиналось еще 19 веке . На пороге Водолея. Начала читать-подумала-что за Капитан Очевидность? А потом увидела год. А кто автор то?

Подождите...