Этот пост написан для тех, кому интересно, что же действительно придумал Зигмунд Фрейд. Его теория обычно строится на двух китах: сексуальности и агрессии. Надо сказать, что в большинстве своем под сексом не подразумевается эротика в чистом виде, а под агрессией - убийство. Это скорее две стороны одной медали: созидание и разрушение. Однако именно на этом построена его психосексуальная теория развития ребенка. Нужно оговориться, что, хотя в названии и присутствует слово "секс", никто не утверждает, что ребенок адски хочет сношаться, когда видит мамину сиську. Постарайтесь смотреть на это немножко отстраненно. Тем более, что около сорока процентов психологов до сих пор придерживаются именно этой теории. Итак, по Фрейду источником развития является конфликт между принципом удовольствия и реальностью. Cамо развитие разбито на пять четко ограниченных фаз. Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти "застревание", иначе говоря - фиксация.

1. Стадия оральная (0-1 года). Эрогенной зоной(зоной удовольствия, а не то, что вы там придумали) в данном случае является, как вы догадались, рот. Отсюда следует, что деятельность, связанная именно с этой зоной развивает. Что это? Конечно, кормление. Именно поэтому считается, что мать должна кормить ребенка грудью. Мать является не только источником удовольствия, но и познания. Заменили грудь резиновой соской и бутылкой - все, первый конфликт уходит в бессознательное. Почему? Да потому что в человеке должно быть и агрессивное начало, а оно зарождается, когда мать отлучает ребенка от груди. Так вводится первый сексуальный запрет. Фрейд выделил две крайности поведения матери: - излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка; - чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает. Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих "материнского" отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим. Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность. Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей. Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии. Фиксация выражается в следующих качествах: ненасытность, жадность, требовательность, чрезмерная активность, неудовлетворенность обстоятельствами, неуверенность в себе. Итог: жадный, неуверенный в себе человек мало кушал сиську!

image

2. Стадия анальная (1-3 года). Эрогенная зона - анус. И опять гусары, молчать! Разговор пойдет о горшке! Том самом, к которому приучают ребенка. На анальной стадии впервые проявляется Я ребенка, то есть он начинает воспринимать себя отдельно от матери. Сам процесс дефекации становится сексуальным действием, то есть приносит удовольствие. При появлении контроля над процессом, формируется Сверх-Я. Ребенку важен не только процесс, но и результат (принести маме, показать горшок, что он там навалил). На этой стадии формируются авторитеты ребенка. Тут опять главное не впадать в крайности. Важно, как именно приучать к горшку. При неправильном подходе могут возникнуть проблемы, формирующие такой характер: - анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей; - анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров. Стадия почти всегда фиксируется. Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви. Для представителей анально-удерживающего типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте. В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким. Существует мнение, что правильный тип поведения родителей способствует развитию у ребенка творческих способностей. Итог: жадный и упрямый мужик плохо гадил в детстве! Пусть вас эта мысль утешит!

3. Стадия фаллическая (3 - 5 лет) Самая значимая часть для развития. Эрогенная зона - гениталии. Впервые сексуальность направлена на другого человека, а не на самого себя. Сексуальная активность переходит на родителя. На этой стадии формируются привязанности. Для мальчиков через Эдипов комплекс, для девочек через комплекс Электры. Выражается это в привязанности к противоположному полу и ненависти к представителю своего. В это время девочки тянутся к отцам, стремятся проводить с ним больше времени, заявляют: "Это мой папа и больше ничей!"Причем маме же это и говорят. Ну, и наоборот с мальчиками - те тянутся к матери. Социальный запрет на этой стадии приводит к комплексу кастрации - это страх признания, что другой совершеннее тебя. К пяти годам ребенок отказывается от влечения и переходит от соревнования с родителем своего пола к идентификации себя с ним. "Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он". Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития супер-эго ребенка. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса. Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей на собственную мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца. Фрейд считал, что травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации. Женщинам с фиксацией на этой стадии свойственна склонность к беспорядочным половым связям, постоянное желание флиртовать и обольщать. Итог: проблемы в детском возрасте с родителями = проблемы во взрослой жизни с противоположным полом.

4. Латентная стадия (5-12 лет) На этой стадии на секс налагается мораторий. Самая спокойная из всех. В этот период основное внимание ребенок уделяет социальной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени посвящает освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества. Формируются новые элементы структуры личности ребенка - эго и Сверх-Я. Сверх-Я - это наш внутренний цензор, строгий судья нашего поведения, наша совесть. На латентной стадии развития все три компонента личности сформированы. Таким образом, на протяжении всего этого периода идет активная подготовка к завершающему этапу психосексуального развития - генитальной стадии.

image

5. Генитальная (12-18 лет) Все эрогенные зоны объединяются и выступают как одна. И это первая стадия где секс в какой-то мере символизирует тот эрос, который мы под этим словом подразумеваем. Стадия знаменует становление зрелой, взрослой сексуальности, которая остается с человеком до конца жизни. Обостряются фиксации предыдущих стадий. Главное здесь: конфликт между сексуальностью и обществом. Проявляются страх и агрессия, которые должны закончиться при первом половом акте. В заключение необходимо добавить, что психоаналитическое учение практически исключает благополучное прохождение всех стадий психосексуального развития. Каждый из рассмотренных этапов наполнен противоречиями и страхами, а значит, при всем нашем желании оградить ребенка от травм детства на практике это не представляется возможным. Вот так, дорогие мои! Надеюсь, вам было интересно. Информация взята частично из лекций, частично отсюда

Подпишитесь на наш
Блоги

Привет от дядюшки Фрейда: психосексуальная теория развития

01:36, 21 июня 2012

Автор: lisenok

Комменты 51

L

Отличный пост! срочно буду корректировать воспитание дочери :)

Аватар

на сайте Эхо Москвы есть передачи Михаила Лабковского.ну как же интересно, скажу я вам!реальные люди и ситуации. прям удивляешься, как много проблемных людей, вот по улице идешь-вроде все нормальные люди(ну кроме явных психов) и внутри проблем масса и фобий. звонят взрослые мужики и рассказывают про проблемы с противоположным полом и сексом, потом выясняется, что почти у всех была авторитарная мать. Звонят женщины с комплексом жертвы, оказывается отец не подходил, не целовал и у нее сформировался комплекс неполноценности.

Аватар

Спасибо!раньше думала, что все фигня и никто не спасет утопающего..а оказывается (о КЭП!) многие комплесы, страхи и даже болезни поддаются лечению и самое удивительное что корни их в глубоком детстве,памятью ты уже забыл давно, а в подсознании осталось и мешает жить.

Аватар

замечательный пост, с юмором (ну проскальзывает :) ) и не "слишком много букв", и теория преподнесена без искажений. однозначно плюс.

Аватар

интересно, многое нашла про себя. про сиьку -похоже сильно, люблю спорить и грызу все подряд!

Подождите...