Недавно, среди обширной библиотеки на даче, случайно нашла книгу "Говорят забытые герои". Хотела её пропустить, но начала читать, да так и не могла остановиться. Всегда гордилась тем, что почти не плачу, а тут прорыдала почти весь вечер. Книга состоит из предсмертных писем, записок и надписей на стенах тюрем советских солдат во время Второй мировой войны. Вашему вниманию я представляю только надписи на стенах и небольшие истроии про людей, которые это написали.

Надпись А. Белякова на стене камеры. Я вынесу все нечеловеческие пытки. Клянусь вам своим комсомольским словом, мои дорогие товарищи. Буду молчать до конца. Молчите и вы. Начатое нами большое дело закончат наши товарищи. После мучительных пыток и истязаний 28 марта 1942 года А. Телешова, В. Новоженова и А. Белякова гитлеровцы публично повесили в городе Ржеве, а остальных подпольщиков расстреляли.

Надписи на стенах в Аджимушкайских каменоломнях Смерть, но не плен! Да здравствует Красная Армия! Выстоим, товарищи! Лучше смерть, чем плен. 22—VI—42. Ровно 1 год войны... Немецкие фашисты напали на нашу Родину. Проклятье фашистам! Прощайте! Над каменоломнями день и ночь гремели выстрелы, разрывы гранат и мин, затем заухали мощные разрывы авиабомб, которыми гитлеровцы хотели вскрыть центральные подземные траншеи. Засыпав камнями и землей от взрывов все выходы из каменоломен, гитлеровцы подвели к щелям трубы от баллонов со сжатым газом. Через пробуренные отверстия вниз бросали гранаты. А тех, кто пытался выбраться наверх, разили из пулеметов и автоматов. Первая газовая атака была проведена в ночь на 25 мая. За ней последовали другие — в течение нескольких дней с интервалами 3—5 часов. От газов и обвалов погибло не менее 10 тысяч человек. Часть людей в бессознательном состоянии попала в руки гитлеровцев.

Надпись подпольшика В. Г. Кривопустенко в гестаповской тюрьме г. Новочеркасска На этой койке спал с 24/IX—42 г. 26/IX был на допросе. Решение не объявили, но в подтверждение обвинений сделали очную ставку мне неизвестного человека Юоханова Алексея. Он дал ложные показания и вдобавок бросился избивать, хотя совершенно точно он меня не знает. В общем — подлец, провокатор. Судя по отношению на допросе и пристрастию, я буду расстрелян. Прощайте. Умру честно. Никому я зла не сделал. 26/IX. В. Кривопустенко.

Надписи военнопленных моряков- черноморцев на стенах тюремного барака в городе Чистяково, Донецкой области. Братишки! Черноморцы дорогие! Не думайте, что я попал в плен здоровым. Я был тяжело ранен, но подлечили, сволочи, чтобы использовать как рабочего. Не иду. Сегодня били, отбили все до селезенки, прощайте. Ваш, Михаил Л. Сегодня меня не будет, но останетесь вы, моряки-черноморцы. За меня, братишки, пошлите несколько пуль — пусть помнят, что мы не сдаемся, что меня нет, но есть вы. Ваш Николай Г. Прощайте все, кто был дорог мне, а море, Черное море, тебя хотя бы посмотреть один раз. П. Т. Черноморец умрет, но с песней. Юрий. Братишка Колька, балтиец дорогой! Помни меня, береги мать. Твой брат Олег. Группа моряков-черноморцев, взятых гитлеровцами в плен после падения Одессы и Севастополя, была заключена в один из бараков лагеря военнопленных в городе Чистяково, Донецкой области. По свидетельству очевидцев, особенно жестоко гитлеровцы пытали моряков. Военнопленный танкист в записке, спрятанной в печи одного из бараков, писал: «... их пытали, терзали, прокалывали раскаленным железом, вывертывали руки, а они пели песни да нам говорили: смотрите, друзья, если кому удастся вырваться отсюда, не забудьте рассказать там, на воле, что моряк — это сталь и нас не согнет никакая сила. За Родину! За родную Украину! Эти слова моряки произносили во время пыток. А пытали их на глазах у всех военнопленных, чтобы другие не думали противиться. Потом мы узнали, что моряки задушили двух немецких часовых, но убежать им не пришлось».

Надпси на стенах тюремных камер членов Краснодонской подпольной организации "Молодая гвардия". Взят Туков В. С. 2943. 6. 1. Бондарева, Минаева, Громова, Самошина. Погибшие от рук фашистов 15/1 43 г. в 9 часов ночи. Смерть немецким оккупантам! Прощайте, папа, Прощайте, мама, Прощайте, вся моя родня. Прощай, мой брат любимый Еля, Больше не увидишь ты меня. Твои моторы во сне мне снятся, Твой стан в глазах всегда стоит. Мой брат любимый, я погибаю, Крепче стой за Родину свою. До свидания. С приветом, Громова Уля. 15 января 1943 г 7 февраля 1943 г. Мама, я тебя сейчас вспомнила. Твоя Любаша. Прошу простить меня. Взяли навеки. Шевцова. Не позднее 9 февраля 1943 г. Прощай, мама, твоя дочь Любка уходит в сырую землю.

Настенная надпись А. И. Нестеренко в Павлограде, Днепропетровская область 13 февраля 1943 г. Нас было 21. Стояли насмерть. Погибаем, но не сдаемся! Эта короткая надпись была сделана на стене одного из корпусов кожевенного завода в Павлограде — в городе на Днепропетровщине. Ее вывел кровью смертельно раненный капитан А. И. Нестеренко.

Надпись М. Грызун на стене тюремной камеры Меня, комсомолку Марину Грызун, немцы убили 28 июля 1943 года. Друзья и товарищи, отомстите за меня, за всех, погибших от рук немцев! Марина Грызун проживала в селе Михайловка, Богуславского района, Киевской области, в колхозе имени Ленина. В период фашистской оккупации укрывала трех оставшихся в тылу врага красноармейцев и лечила их. В июле 1943 года Марина была арестована и заключена в камеру гестапо в Богуславе. Ее жестоко пытали. Расправа над ней была совершена 28 июля 1943 года. Выше приведены слова, написанные кровью на стене тюремной камеры. Надпись разведчицы З. Г. Кругловой

image

Я раньше любила волю, свободу, простор, поэтому мне очень трудно привыкнуть к неволе. А имя Зоя в переводе с греческого языка и есть жизнь. Ах, как хочется жить, жить... Зоя Байгер (Круглова).

Надпись подпольщицы П. Савельевой на стене тюремной камеры в г. Луцке Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено — ни рук, ни ног... Но умираю молча. Страшно умирать в 22 года. Как хотелось жить! Во имя жизни будущих после нас людей, во имя тебя, Родина, уходим мы... Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай. Твоя Паша. 22 декабря 1943 года поздним вечером гестаповцы арестовали Пашу Савельеву. После ужасных пыток и мучений в январе 1944 года фашисты сожгли патриотку во дворе средневекового католического монастыря, превращенного гитлеровцами в кровавый застенок. За час до казни, надеясь на побег, она сумела передать в соседнюю камеру записку: «Если будут выводить вместе, надо попробовать бежать. Мужайтесь!» Но бежать не удалось. Приведенная выше надпись в камере № 14 была нацарапана гвоздем в последние минуты перед казнью.

Настенные надписи в камерах гестаповских тюрем города Тирасполя 1943—7. VIII. Были расстреляны, кто зайдет сюда — передайте, что нас 6 человек расстреляли. 1. Жених Мошев. 2. Гончин К. 3. ЕфремовВ. 4. Андреев В. 5. Гончин Варвара. 6. Юрко. 14 октября 1943 г. в 9 час. вечера из камеры № 46 вывели на расстрел партизана Попик Демьяна. 2. XII. 43 г. расстреляно пулеметом 18 жмеринских партизан из 38 камеры. Козлов Александр Иванович — советский парашютист, спустился в районе Браилова, арестован 20X11. 43 г. Свердловская область, Карпинского р-на, Петропавловский горный поселок. Козлов Александр пал смертью храбрых 7.11.44 г. Слава ему, вечная слава! В сердцах патриотов и честных людей Он не умрет, а будет вечно жить. Родина таких не забудет. 7.11.44 г. при набеге героически погибли Козлов и Ткачун. Братья, отомстите за нашу кровь, за кровь парашютиста Козлова Александра. Отомстите фашистам. Бейте беспощадно. Мы знаем, что придут наши. Прочитают, что здесь написано. Считать погибшим Буженко Васю, Одесская обл., г. Ананьев, Пролетарская, 10. Прощайте, мама, папа и братик Колечка. Ваш сын Вася Буженко. Целую всех. 3 апр. 44 г. Здесь погибло в камере 117 человек. Нас сейчас в одной камере около 200 человек. Все к расстрелу. 3.IV.44 г. Фашистскими варварами расстреляно в Тирасполе 1000 человек. Не отчаивайтесь, победа будет на нашей стороне, потому что мы более стойки. Надежда на победу пусть будет вам путеводной звездой в черные минуты. Не теряйте надежды. За справедливость, за нашу жизнь борется целый мир. Мы победим потому, что нами руководит ВКП(б). И даже в этом смраде не падайте духом. Победа с нами. 29.111.1944 г.

Настенные надписи в гестаповских тюрьмах города Таллина В КАМЕРЕ № 5 Прощайте, все товарищи. Больше не увидимся. Корнев Петр. В КАМЕРЕ № 7 Да здравствует ЭССР. Смерть за смерть. Бойченко Е. 2/5—42 г. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами! В КАМЕРЕ № 11 Брегвадзе Василия Григорьевича, грузина, приговорили к расстрелу 27.VII—43. В КАМЕРЕ № 17 Прощай, друзья. Климов Афанасий Никифорович, 1915 г., приговоренный к расстрелу 10.XII—43 г., пленный. Стих: Багреет небо голубое Там, с восточной стороны, Где русский люд, сражаясь с врагом... Сколько подвигов и геройства Совершает он в бою, Сколько воинов отважных С орденами на груди... В КАМЕРЕ № 19 Здесь сидел Лосицкий Владимир Никитич, 1910 г., Орловской области, Стародубского р-на, Яцковичского с/с, дер. Голибисов. Осужден к расстрелу в 1943 г. X. 27. Прошу сообщить родным моим по указанному адресу Лосицкому Александру Никитичу. Прощайте, дорогие друзья и Родина. Прощайте, детки мои, меня ведут на расстрел. До свидания навсегда К Прощай друзья! Уроженец — Орловская обл., Климовский р-н, село Лакомая Буда. Тютюник Афанасий Никифорович, 25.Х. 1915 г. В РККА с 1938 г. Обвинен немцами за разрушение их вооруженных сил. Со мной расстреливаются пленные: Васевский, Овчинников. Сообщите гор. Псков, Кресть 87. Смирновой Екатерине. Сообщите моим родным. 14.XII 43 г. Эта книга есть в электронной библиотеке. В тексте анонса были использованы строки стихотворения Юлии Друниной. В посте использованы фотографии Дмитрия Бальтерманца.

Подпишитесь на наш
Блоги

Предсмертные надписи на стенах гестаповских тюрем

22:33, 7 ноября 2010

Автор: Stavrida

Комменты 55

M

Хотелось бы почитать про надписи в Гулаге. Хотя наверное, их стирали.

Аватар

ыыыыы, сразу слезы наворачиваются... вечная память! всё было не зря!.... хочется в это верить

Аватар

Вечная память Героям!!! Мы Вас не забудем!!!

S

отец мне недавно впервые рассказал, что один из моих дедов воевал на истребителе и погиб. спасибо за пост.

J

Я в раннем детстве была на экскурсии в Аджимушкайских каменоломнях(под Керчью).Как же страшно там!Запомнила на всю жизнь и этот запах сырости,темноту и рассказ экскурсовода.Воды там у них не было и собирали конденсат со стен в кружки и пили по капле...

Подождите...