Опубликовано пользователем сайта

Что читаем

Встречают по обложке: Гордость и предубеждение

42
Встречают по обложке: Гордость и предубеждение

Не прошло и полгода, как я решила написать очередной пост на Сплетнике, на что меня могло сподвигнуть лишь любимое занятие: осуждать содержимое по форме, вернее, книгу по обложке. В этом посте мне хотелось бы сосредоточиться на эволюции обложек одной-единственной книги. Для примера я взяла всеми известную Джейн Остин «Гордость и Предубеждение». Во-первых, это книга с достаточно долгой историей, а значит прошла через многие этапы развития книгоиздания в целом и графической мысли в книгоиздании, в частности. Во-вторых, книга жанровая (а какая - нет, скажете Вы), описывающая конкретный временной отрезок жизни Англии 19-го столетия, т.е., казалось бы, лепи на обложку девушек в платье под грудь в саду и будет тебе счастье, но обложки ГиП менялись очень интересным образом… Итак, поехали! 

Напомню, что впервые роман был опубликован 28 января 1813 года, и практически сразу привлек внимание читателей. Изначально, он назывался «Первые впечатления», но в процессе редакции название поменяли на знакомое нам – «Гордость и предубеждение».

До 19-го века, книги обычно продавали без обложки, во временном переплете, а покупатель уже обращался к мастеру для оформления: в основном, выбора цвета кожи и золотого тиснения (часто лишь на торце книги). Дело это было затратное и доступное далеко не всем потребителям, соответственно, и производители не рисковали брать подобные затраты на себя, так что о графическом дизайне в широком смысле речи не идет.

Где-то с 1840-х гг. золотое тиснение начинает распространяться за пределы простого обозначения автора или названия книги, в этой технике начинают оформлять и несложные монохромные иллюстрации на обложках.

Часто издатели использовали одинаковые обложки для нескольких книг, чтобы сократить расходы на их производство. Например, издание 1880 года, включающее две книги Остин: «Гордость и предубеждение» и «Нортенгерское аббатство», разделяло дизайн обложки с другими книгами издательства. Кстати, именно эта обложка надолго осталась с читателями: судя по экслибрису (ярлыку, обозначающему владельца книги), она принадлежала «Американской библиотечной ассоциации, полевой библиотеке солдатов и моряков» и была одной из книг, которые поставляли воюющим на фронте в Первой Мировой войне. Краткий рассказ Р. Киплинга «Джейнисты» («The Janeites») рассказывает о солдатах, собиравшихся вместе для чтения Остин в военном лагере.

Одной из самых знаменитых обложек «Гордости и предубеждения» в технике золотого тиснения иллюстраций является работа Хью Томсона для The Peacock Edition 1894 года, изображающая павлина с огромным хвостом. Похожий барокко-стиль обложки в исполнении Хью Томсона был использован ранее для издания романа Элизабет Гаскелл «Крэнфорд», поэтому его стали часто называть крэнфордизацией.

В начале 19-го столетия книгу во временном переплете заворачивали в бумагу, чтобы не испортить содержимое до появления постоянной обложки. Эта идея получила свое развитие в 20-м веке, где подобный «рукав» для книги стали использовать и в целях оформления. Действительно, куда легче напечатать иллюстрацию на бумаге, чем на твердой обложке.

А появление книг в мягкой обложке позднее помогло, наконец, сбросить оковы технологий и печатать на обложках буквально все... В то время, когда билет в кино стоил 20 центов, а книга с твердой обложкой - 2 доллара, нью-йоркский предприниматель Роберт де Графф представил книжку в мягкой обложке всего за 25 центов. «Гордость и предубеждение» стала одной из первых книг в этой серии, продажи книг с газетных прилавков составили почти 100 миллионов к 1944 году. «Прилавковая» реальность отразилась на матримониальном дизайне обложки, отсылающей Остин к любовным романам для домохозяек. А графический стиль, преобладающий в рекламных иллюстрациях того времени, придал ему нужный оттенок. Предприимчивый Роберт также предложил читателю, в случае его удовлетворения покупкой, возможность вернуть экземпляр и получить 25 центов в качестве первого взноса на покупку этой же книги, но уже в твердой обложке.

Я не зря упоминала цены на билеты в кино: киноиндустрия стала набирать огромную популярность в 1940-х гг. Чтобы хоть как-то привлечь внимание платежеспособной аудитории, издатели впервые стали печатать на книжных обложках кадры из экранизаций. Одной из первых ласточек стала обложка-постер для книги 1940-го года, запечатлевшая кадр из фильма того же года, где в главных ролях снимались Лоуренс Оливье и Грир Гарсон. Помимо этого, легко можно найти обложки с кадрами из позднейших экранизаций: например, мини-сериала BBC 1995 года  и фильма с Кирой Найтли 2005-го года.

На фоне традиционных изображений для ГиП весьма выделяется мягкая обложка для Campus Classic Edition. По поводу даты этого издания мнения разделились, где-то пишут о 1948 году, где-то о 1970-х. Я, конечно, больше склоняюсь ко второму варианту: иллюстрация выполнена в технике, подобной поп-арту, которую популяризировал в 1960-х годах известный художник Рой Лихтенштейн  (вспомним, например, его известную картину «В машине»), яркие кислотные цвета тоже больше напоминают стиль 1970-х. Если бы «Гордость и Предубеждение» выпускалась как музыкальный альбом исполнительницы Джейн Остин, то так вполне могла бы выглядеть обложка виниловой пластинки.

К слову о музыке, к 60-м годам, мода на мягкие обложки достигла пика популярности, Битлз даже посвятили этому феномену песню «Paperback writer». В отношении оформления, дизайнеры не особо задумывались над тем, насколько иллюстрации верно представляют книгу и ее содержание, а скорее отражали тренды того времени, когда издание выходило в свет. Так, например, итальянская обложка ГиП 50-х гг. выглядит как модная обложка журнала, а американская 1960-го года делает акцент на внутреннем драматизме отношений главных героев (один взгляд Дарси чего стоит!).

Однако, самой эталонной иллюстрацией «американской мечты» я бы назвала обложку для Tor (предположительно 1994-го года), что подтверждают и заглавные строки: «Мать охотится за мужьями, но девушки ищут свою любовь...». Историческая достоверность тех же костюмов тут тоже страдает, впрочем, как мы поняли, это дизайнеров не особо-то и интересует.

Достаточно много обложек ГиП черпали вдохновение в живописи: действительно, зачем изобретать велисипед, если можно использовать уже написанные кем-то картины. Иногда такие эксперименты вполне удачны: например, обложка для Нью-Йоркского издания 1981 года с кадром из картины «Портрет Мисс Розамунд Крокер» (Томас Лоуренс, 1827) или мой личный фаворит – версия 1991 года для Everyman’s Library. А иногда – так себе, например, издание 2008 года для Tark Classic Fiction может похвалиться Элизабет Беннет в образе греческой богини. Кстати, это изображение появилось также на обложке одного из изданий Флобера «Мадам Бовари».

Позднее развитие графических программ способствовало все большему распространению векторных иллюстраций в минималистичном стиле на обложках многих книг, в т.ч. и «Гордости и предубеждения». Например, издательский дом Random House UK для издания 2007 года с Элизабет и Джейн Беннет, очередное издание Penguin Classics или обложка 2014 года для Alma Classics.

Дальше – больше, 2000-е года ознаменовали начало эпохи доступного интернета, а значит все тренды и социальные явления распространялись с молниеносной скоростью по всему земному шару. Несколько таких трендов в развлекательной индустрии, которые оставили след и в графическом воплощении ГиП: сумеречная истерия, зомби-фильмы и комиксы Marvel, которые с большим успехом вернулись на экраны. Если Вы не помните, как выглядели книги незабвенной Стефани Майер (которая, между прочим, дописала-таки пятую и последнюю книгу своей саги – «Солнце полуночи» - совсем недавно), то и не надо помнить, достаточно взглянуть на двойника – «Гордость и предубеждение» 2008 года издания для HarperTeen. Заглавные слова «Любовь, с которой все и началось» нам как бы напоминают, кто появился первым на арене любимых романтических историй женщин всех возрастов.

Сет Грэхэм-Смит в свою очередь послужил катализатором нового тренда смешения классических произведений с монстрами, выпустив в 2009 году «Гордость и предубеждение и зомби», ну а дизайнеры смогли вовсю «поиздеваться» над классическим образом Элизабет Беннет на обложке.

И, наконец, вселенная Марвел также не смогла обойти стороной известное произведение и создала в 2009 году не один, а целых пять комиксов, повествующих о нелегкой судьбе Элизабет Беннет и ее пассий в стиле обложек подростковых журналов с горячими заголовками. Лиззи о любви, потерях и жизни, кто такой мистер Дарси, 17 секретов летних платьев – такими были хедлайнеры первого комикса. Кстати, комиксы были так успешны среди молодежи, что в Марвел решили адаптировать и другие произведения Остин: «Разум и чувства» в 2010, «Эмма» в 2011 и «Нортенгерское аббатство» в 2012.

Закончить свой рассказ мне хотелось бы еще одной любимой обложкой для «Гордости и предубеждения», созданной в 2013 году для Pulp! The Classics в стиле «Криминального чтива» (Pulp Fiction). Дизайн обложки создала Эльза Матерн с изображением Мистера Дарси (для создания использовали образ Колина Ферта, чему я безмерно рада) в стиле 1950-х с голой грудью, знаменитым пристальных взглядом и небрежной сигаретой в зубах. «Опасную» (а на самом деле невероятно комичную) атмосферу дополняет фраза на обложке: «Запирайте своих дочерей…. Дарси в городе!».

БОНУС

Для тех, кто смог дочитать до конца небольшой бонус от меня: не смогла отказать себе в удовольствии и, представив себя важным дизайнером какого-нибудь крупного издательства (типа Penguin Classics), создать пару собственных обложек  «Гордости и предубеждения» для разных категорий книголюбов.

  

Спасибо за внимание! Всем добра и много хороших и красивых книг в Новом году!

Оставьте свой голос:

1887
+

Комментарии Скрыть комментирии

Войдите, чтобы прокомментировать

Gotessa
Gotessa

Потрясающе интересный пост! Очень иныормативный. Я никогда не задумывалась об эволюции книжных обложек. Спасибо!

ontheheath
ontheheath

очень интересно, спасибо!

BellaDonna
BellaDonna

Помню, видела пост, где все актрисы из каноничного ГиП сравнивались с картинами Лоуренса и Бичи - очень много сходства! Конечно, у Лоуренса портрет мисс Крокер - идеальное попадание в Лиззи.

babare2
babare2

BellaDonna, спасибо за наводку! Надо поискать этот пост.

BellaDonna
BellaDonna

babare2, Нашла в закладках на компе, название - "Английские портреты персонажей "Гордость и предубеждение". Ссылок тут нельзя, но нагуглится.

babare2
babare2

BellaDonna, отлично! Спасибо Вам

Ellisel
Ellisel

Спасибо за пост! Обожаю романы Джейн Остин и особенно "Гордость и предубеждение". И действительно интересно наблюдать за трансформациями обложки к этому чудесному произведению. На самом деле даже для современных девушек роман актуален. Так что меня наверное не шокируют любые обложки, адаптации к современной эпохе, изыски, лишь бы читали.
Ваши варианты обложек тоже милые

babare2
babare2

Ellisel, 100%, я за разнообразие! :) каждый вариант это, своего рода, дань оригинальному произведению, да и интереснее так, чем 200 с лишним лет одно и то же выпускать

andpar
andpar

Шикарный пост и версия " Классическая ботаническая" оч красивая.

riga27
riga27
Показать комментарий
Ellisel
Ellisel

riga27, смотря как читать. Так-то и Вальтер Скотт хвалил ее романы. А Генри Джеймс приравнивал ее творчество к творчеству Сервантеса или Шекспира.
Для ее времени они вообще являются скорее новаторскими, учитывая, что писала их женщина. Сугубо женскими их может назвать, если следить только за линией романтической, и , действительно, если читать один раз ребенком или подростком по диагонали. Так-то в ее романах полно персонажей, с очень своеобразными характерами, которые Джейн высмеивает, критикует. Она как зоркий наблюдатель, как Чехов в юбке.

Wvabra
Wvabra

riga27, вы серьезно сравниваете "Анжелику и король" и "Унесенные ветром"?!
Я про "Гордость и предубеждение" даже ничего не спрашиваю, но по каким принципам можно сравнить вот эти 2 книги? Героиня - женщина?

riga27
riga27
Показать комментарий
Mellene
Mellene

riga27, в 13-14 лет , скорее всего, Вы больше следили за развитием отношений главных героев, любовными линиями, перепетиями судьбы. В этом возрасте еще мало уделяют внимания исторической составляющей, социальным особенностям романа, духу времени, о котором идет повествование. Возможно, что- то ускользнуло от Вашего внимания, отсюда и сравнение. Верю, что перечитав, Вы найдёте много интересного, да и впечатления от книг будут различными.

riga27
riga27
Показать комментарий
Mellene
Mellene

riga27, не думаю, что обидели, еще и потому, что речь шла о разных авторах и книгах. А то, что у всех разные вкусы и предпочтения - отлично, всегда есть о чем поговорить.

Sweetsummer
Sweetsummer

riga27, очень интересно узнать примеры из вашего списка серьезной литературы. Без сарказма. Серьезно.

riga27
riga27

Sweetsummer, нет списка, я люблю и читаю в основном только классику, русскую, зарубежную. Но если бы этот список существовал, на первом месте стоял бы Достоевский.

Ellisel
Ellisel

riga27, я тоже люблю классику, в детстве как раз читала не любовные романы , а произведения классиков, неплохо анализировала литературные произведения, обожаю Достоевского, но именно поэтому не могу сказать, что произведения Остин примитивны. Ее произведения, слог не похожи на произведения тех же сестер Бронте в них нет ярких красок, экспрессивности, но есть

riga27
riga27

Ellisel, я вообще считаю, что ее популярность и доказывает ее простоту, большинству она нравится за это, за ее хэппиэнды. ГиП ещё можно выделить, ну остальные ..Бронте сильно не бесили, но было давно, ничего не могу сказать. Если параллель провести со С.Цвейгом, примерно в одно время зачитывалась, у него действительно огромный талант и умение описывать глубину и чувства человека.

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Мини-юбка и ракетка: Кейт Миддлтон сыграла в теннис с чемпионами турнира US Open

Мини-юбка и ракетка: Кейт Миддлтон сыграла в теннис с чемпионами турнира US Open

Монархии 26771 162
Паулина Андреева и Федор Бондарчук, Чулпан Хаматова, Олеся Судзиловская и другие на вечеринке в Сочи

Паулина Андреева и Федор Бондарчук, Чулпан Хаматова, Олеся Судзиловская и другие на вечеринке в Сочи

Светская жизнь 16441 44
Эшли Олсен вышла в свет со своим возлюбленным Луи Эйснером — впервые за четыре года с начала отношений

Эшли Олсен вышла в свет со своим возлюбленным Луи Эйснером — впервые за четыре года с начала отношений

Звездные пары 11175 21
Александр Овечкин рассказал о воспитании сыновей и отношениях с женой Анастасией Шубской: "Мы разные, но это хорошо"

Александр Овечкин рассказал о воспитании сыновей и отношениях с женой Анастасией Шубской: "Мы разные, но это хорошо"

Звездные пары 20535 93
Меган Маркл и принц Гарри на улицах Нью-Йорка: новые фото

Меган Маркл и принц Гарри на улицах Нью-Йорка: новые фото

Звездные пары 24761 53
Маша Федорова, Аврора, Игорь Чапурин и другие на бьюти-вечеринке в Москве

Маша Федорова, Аврора, Игорь Чапурин и другие на бьюти-вечеринке в Москве

Светская жизнь 9446 24
Неделя моды в Милане: Ирина Шейк, Тина Кунаки, Белла Торн и другие на показе Etro

Неделя моды в Милане: Ирина Шейк, Тина Кунаки, Белла Торн и другие на показе Etro

Новости моды 13154 34
Бывший муж Натальи Водяновой Джастин Портман стал отцом в пятый раз
Битва платьев: Изабель Гулар против Лары Лието
Хочу как в кино: самые запоминающиеся помолвочные кольца из фильмов
Звездный Instagram: от пляжей до Недели моды — где наши герои проводят сентябрь
Рыбалка, медведи и ночевка в палатках: как Владимир Путин провел отпуск в Сибири
Кэти Перри и Орландо Блум, Кайя Гербер, Леди Гага и другие на гала-вечере в Лос-Анджелесе
Дубленки, трикотаж и меховые тапки: все для теплой и уютной осени в новых лукбуках
Йони-стиминг, или вагинальное спа: что это за процедура и почему она может быть опасна для здоровья
Модная битва: Кристен Стюарт против Лили-Роуз Депп
"Кинотавр-2021": Чулпан Хаматова, Любовь Толкалина, Варвара Шмыкова и другие на вечеринке
Битва образов: лучшее за неделю — от Майли Сайрус до Анны Нетребко
Микрочелка — горячий тренд этой осени: за, против и советы по укладке
Исчезнувшая: как вся Америка искала Габби Петито, которая уехала путешествовать вместе с любимым и не вернулась
Битва платьев: Снежана Георгиева против Сары Хайленд
Неделя моды в Милане: Наоми Кэмпбелл, Ирина Шейк, Джиджи Хадид, Эмили Ратажковски, Дуа Липа, Лурдес Леон на показе Versace
Модный дайджест: от кампании с Беллой Хадид до детской бьюти-линейки от Кайли Дженнер
В сети обсуждают появившегося на публике человека, похожего на Виктора Пелевина. Писателя не видели уже 20 лет
Неделя моды в Милане: Тина Кунаки, Бар Рафаэли, Барбара Палвин и другие на показе Missoni