Не прошло и полгода, как я решила написать очередной пост на Сплетнике, на что меня могло сподвигнуть лишь любимое занятие: осуждать содержимое по форме, вернее, книгу по обложке. В этом посте мне хотелось бы сосредоточиться на эволюции обложек одной-единственной книги. Для примера я взяла всеми известную Джейн Остин «Гордость и Предубеждение». Во-первых, это книга с достаточно долгой историей, а значит прошла через многие этапы развития книгоиздания в целом и графической мысли в книгоиздании, в частности. Во-вторых, книга жанровая (а какая - нет, скажете Вы), описывающая конкретный временной отрезок жизни Англии 19-го столетия, т.е., казалось бы, лепи на обложку девушек в платье под грудь в саду и будет тебе счастье, но обложки ГиП менялись очень интересным образом… Итак, поехали! 

Напомню, что впервые роман был опубликован 28 января 1813 года, и практически сразу привлек внимание читателей. Изначально, он назывался «Первые впечатления», но в процессе редакции название поменяли на знакомое нам – «Гордость и предубеждение».

До 19-го века, книги обычно продавали без обложки, во временном переплете, а покупатель уже обращался к мастеру для оформления: в основном, выбора цвета кожи и золотого тиснения (часто лишь на торце книги). Дело это было затратное и доступное далеко не всем потребителям, соответственно, и производители не рисковали брать подобные затраты на себя, так что о графическом дизайне в широком смысле речи не идет.

Где-то с 1840-х гг. золотое тиснение начинает распространяться за пределы простого обозначения автора или названия книги, в этой технике начинают оформлять и несложные монохромные иллюстрации на обложках.

Часто издатели использовали одинаковые обложки для нескольких книг, чтобы сократить расходы на их производство. Например, издание 1880 года, включающее две книги Остин: «Гордость и предубеждение» и «Нортенгерское аббатство», разделяло дизайн обложки с другими книгами издательства. Кстати, именно эта обложка надолго осталась с читателями: судя по экслибрису (ярлыку, обозначающему владельца книги), она принадлежала «Американской библиотечной ассоциации, полевой библиотеке солдатов и моряков» и была одной из книг, которые поставляли воюющим на фронте в Первой Мировой войне. Краткий рассказ Р. Киплинга «Джейнисты» («The Janeites») рассказывает о солдатах, собиравшихся вместе для чтения Остин в военном лагере.

Одной из самых знаменитых обложек «Гордости и предубеждения» в технике золотого тиснения иллюстраций является работа Хью Томсона для The Peacock Edition 1894 года, изображающая павлина с огромным хвостом. Похожий барокко-стиль обложки в исполнении Хью Томсона был использован ранее для издания романа Элизабет Гаскелл «Крэнфорд», поэтому его стали часто называть крэнфордизацией.

В начале 19-го столетия книгу во временном переплете заворачивали в бумагу, чтобы не испортить содержимое до появления постоянной обложки. Эта идея получила свое развитие в 20-м веке, где подобный «рукав» для книги стали использовать и в целях оформления. Действительно, куда легче напечатать иллюстрацию на бумаге, чем на твердой обложке.

А появление книг в мягкой обложке позднее помогло, наконец, сбросить оковы технологий и печатать на обложках буквально все... В то время, когда билет в кино стоил 20 центов, а книга с твердой обложкой - 2 доллара, нью-йоркский предприниматель Роберт де Графф представил книжку в мягкой обложке всего за 25 центов. «Гордость и предубеждение» стала одной из первых книг в этой серии, продажи книг с газетных прилавков составили почти 100 миллионов к 1944 году. «Прилавковая» реальность отразилась на матримониальном дизайне обложки, отсылающей Остин к любовным романам для домохозяек. А графический стиль, преобладающий в рекламных иллюстрациях того времени, придал ему нужный оттенок. Предприимчивый Роберт также предложил читателю, в случае его удовлетворения покупкой, возможность вернуть экземпляр и получить 25 центов в качестве первого взноса на покупку этой же книги, но уже в твердой обложке.

Я не зря упоминала цены на билеты в кино: киноиндустрия стала набирать огромную популярность в 1940-х гг. Чтобы хоть как-то привлечь внимание платежеспособной аудитории, издатели впервые стали печатать на книжных обложках кадры из экранизаций. Одной из первых ласточек стала обложка-постер для книги 1940-го года, запечатлевшая кадр из фильма того же года, где в главных ролях снимались Лоуренс Оливье и Грир Гарсон. Помимо этого, легко можно найти обложки с кадрами из позднейших экранизаций: например, мини-сериала BBC 1995 года  и фильма с Кирой Найтли 2005-го года.

На фоне традиционных изображений для ГиП весьма выделяется мягкая обложка для Campus Classic Edition. По поводу даты этого издания мнения разделились, где-то пишут о 1948 году, где-то о 1970-х. Я, конечно, больше склоняюсь ко второму варианту: иллюстрация выполнена в технике, подобной поп-арту, которую популяризировал в 1960-х годах известный художник Рой Лихтенштейн  (вспомним, например, его известную картину «В машине»), яркие кислотные цвета тоже больше напоминают стиль 1970-х. Если бы «Гордость и Предубеждение» выпускалась как музыкальный альбом исполнительницы Джейн Остин, то так вполне могла бы выглядеть обложка виниловой пластинки.

К слову о музыке, к 60-м годам, мода на мягкие обложки достигла пика популярности, Битлз даже посвятили этому феномену песню «Paperback writer». В отношении оформления, дизайнеры не особо задумывались над тем, насколько иллюстрации верно представляют книгу и ее содержание, а скорее отражали тренды того времени, когда издание выходило в свет. Так, например, итальянская обложка ГиП 50-х гг. выглядит как модная обложка журнала, а американская 1960-го года делает акцент на внутреннем драматизме отношений главных героев (один взгляд Дарси чего стоит!).

Однако, самой эталонной иллюстрацией «американской мечты» я бы назвала обложку для Tor (предположительно 1994-го года), что подтверждают и заглавные строки: «Мать охотится за мужьями, но девушки ищут свою любовь...». Историческая достоверность тех же костюмов тут тоже страдает, впрочем, как мы поняли, это дизайнеров не особо-то и интересует.

Достаточно много обложек ГиП черпали вдохновение в живописи: действительно, зачем изобретать велисипед, если можно использовать уже написанные кем-то картины. Иногда такие эксперименты вполне удачны: например, обложка для Нью-Йоркского издания 1981 года с кадром из картины «Портрет Мисс Розамунд Крокер» (Томас Лоуренс, 1827) или мой личный фаворит – версия 1991 года для Everyman’s Library. А иногда – так себе, например, издание 2008 года для Tark Classic Fiction может похвалиться Элизабет Беннет в образе греческой богини. Кстати, это изображение появилось также на обложке одного из изданий Флобера «Мадам Бовари».

Позднее развитие графических программ способствовало все большему распространению векторных иллюстраций в минималистичном стиле на обложках многих книг, в т.ч. и «Гордости и предубеждения». Например, издательский дом Random House UK для издания 2007 года с Элизабет и Джейн Беннет, очередное издание Penguin Classics или обложка 2014 года для Alma Classics.

Дальше – больше, 2000-е года ознаменовали начало эпохи доступного интернета, а значит все тренды и социальные явления распространялись с молниеносной скоростью по всему земному шару. Несколько таких трендов в развлекательной индустрии, которые оставили след и в графическом воплощении ГиП: сумеречная истерия, зомби-фильмы и комиксы Marvel, которые с большим успехом вернулись на экраны. Если Вы не помните, как выглядели книги незабвенной Стефани Майер (которая, между прочим, дописала-таки пятую и последнюю книгу своей саги – «Солнце полуночи» - совсем недавно), то и не надо помнить, достаточно взглянуть на двойника – «Гордость и предубеждение» 2008 года издания для HarperTeen. Заглавные слова «Любовь, с которой все и началось» нам как бы напоминают, кто появился первым на арене любимых романтических историй женщин всех возрастов.

Сет Грэхэм-Смит в свою очередь послужил катализатором нового тренда смешения классических произведений с монстрами, выпустив в 2009 году «Гордость и предубеждение и зомби», ну а дизайнеры смогли вовсю «поиздеваться» над классическим образом Элизабет Беннет на обложке.

И, наконец, вселенная Марвел также не смогла обойти стороной известное произведение и создала в 2009 году не один, а целых пять комиксов, повествующих о нелегкой судьбе Элизабет Беннет и ее пассий в стиле обложек подростковых журналов с горячими заголовками. Лиззи о любви, потерях и жизни, кто такой мистер Дарси, 17 секретов летних платьев – такими были хедлайнеры первого комикса. Кстати, комиксы были так успешны среди молодежи, что в Марвел решили адаптировать и другие произведения Остин: «Разум и чувства» в 2010, «Эмма» в 2011 и «Нортенгерское аббатство» в 2012.

Закончить свой рассказ мне хотелось бы еще одной любимой обложкой для «Гордости и предубеждения», созданной в 2013 году для Pulp! The Classics в стиле «Криминального чтива» (Pulp Fiction). Дизайн обложки создала Эльза Матерн с изображением Мистера Дарси (для создания использовали образ Колина Ферта, чему я безмерно рада) в стиле 1950-х с голой грудью, знаменитым пристальных взглядом и небрежной сигаретой в зубах. «Опасную» (а на самом деле невероятно комичную) атмосферу дополняет фраза на обложке: «Запирайте своих дочерей…. Дарси в городе!».

БОНУС

Для тех, кто смог дочитать до конца небольшой бонус от меня: не смогла отказать себе в удовольствии и, представив себя важным дизайнером какого-нибудь крупного издательства (типа Penguin Classics), создать пару собственных обложек  «Гордости и предубеждения» для разных категорий книголюбов.

  

Спасибо за внимание! Всем добра и много хороших и красивых книг в Новом году!

Подпишитесь на наш
Блоги

Встречают по обложке: Гордость и предубеждение

20:55, 11 января 2021

Автор: babare2

Комменты 42

Аватар

В ботанической обложке в России издавались книги Джейн Остин. Есть много вариантов.

Аватар

Понравился ваш минималистичный вариант))

C

Сейчас подумала про ГИП, которая была у меня дома. 1989 года издания в мягкой обложке, с карандашными рисунками, все фигуры героев очень вытянутые, иногда слегка карикатурные выражения лиц.

C

Спасибо, очень интересно!!!

Аватар

Отличная тема! Не знала, что обложки так меняются. Эта тема подходит и для учебной исследовательской работы (всегда так сложно найти что-то новое).

Подождите...